ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4255
Скачиваний: 22
Давид Александрович Каменецкий
Неврозология и психотерапия
Учебное пособие
В книге рассмотрены этиология, патогенез, клиника и лечение неврозов с позиции
физиологического учения И.П. Павлова. Автор является создателем собственной гипносуггестивной
школы в области неврозологии и психотерапии, эффективность методов которой основана на
многолетнем опыте. Для врачей-психиатров, неврозологов, психотерапевтов, невропатологов,
психологов и студентов медицинских вузов.
Содержание
Введение
Глава 1. Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения
Глава 2. Этиопатогенез неврозов
2.1. Концепция Г. Селье о стрессе
2.2. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности
2.3. Учение З. Фрейда о бессознательном и его концепция психоанализа
2.4. Значение взглядов Г. Селье, И.П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов
Глава 3. Вопросы общей психопатологии в клинике неврозов
3.1. Восприятие
3.2. Иллюзии
3.3. Галлюцинации
3.4. Расстройства внимания и памяти
3.5. Память
3.6. Мышление
3.7. Навязчивые состояния
3.8. Патология мышления
3.9. Расстройства двигательной сферы
3.10. Эмоциональные расстройства
3.11. Расстройства сознания
Глава 4. Неврозы и их классификация
Глава 5. Клиника неврозов
5.1. Неврастения
5.2. Психастения
5.3. Истерия
5.4. Невроз навязчивых состояний
Глава 6. Дифференциально-диагностические критерии навязчивостей при различных неврозах
Глава 7. Терапия неврозов
7.1. Психофармакология или медикаментозная терапия неврозов
7.2. Психотерапия неврозов
7.2.1. Неофрейдистские методики
7.2.1.1. Неофрейдистские психотерапевтические методики
7.2.1.2. Гештальт-терапия
7.2.1.3. Трансактный анализ
7.2.1.4. Нейролингвистическое программирование
Глава 8. Гипносуггестивная терапия и ее вариант гипноанализа
8.1. Общая схема поэтапной психотерапии неврозов
8.1.1. Физиологичность
8.1.2. Легендность
8.1.3. Настойчивость
8.2. Гипноанализ при ночном энурезе
8.3. Гипноанализ при неврозах с навязчивостями
8.4. Гипноанализ при логоневрозах
8.5. Гипноанализ агрипнии (бессонницы)
8.6. Гипноанализ при эзофагоспазме
8.7. Гипноанализ при анорексии
8.8. Гипноанализ при невротических тиках
8.9. Гипноанализ при сексуальных расстройствах у мужчин и женщин
8.9.1. Гипноанализ при кортикальной импотенции у мужчин
8.9.2. Гипноанализ фригидности у женщин
8.9.3. Гипноанализ при вагинизме
8.10. Гипноанализ при ювенильном кровотечении
Глава 9. Гипноанализ при некоторых нейро-соматических заболеваниях
9.1. Гипноанализ при гипертонической болезни
9.2. Гипноанализ при язвенной болезни
9.3. Гипноанализ при бронхиальной астме
9.4. Гипноанализ при постинфарктных состояниях
9.5. Гипноанализ при некоторых кожных заболеваниях (бородавки, псориаз, экзема,
нейродермит)
Глава 10. Гипноанализ хронического алкоголизма
Глава 11. Гипноанализ некоторых здоровых людей, испытывающих затруднения при исполнении их
профессиональных обязанностей
Глава 12. Наркопсихотерапия в клинике неврозов
Глава 13. Рациональная психотерапия
Глава 14. Аутогенная тренировка
Глава 15. Профилактика неврозов
Глава 16. Реабилитация и трудовая экспертиза при неврозах
Литература
Эту книгу я посвящаю жене и детям
Введение
Последнее столетие в России характеризуется бурным развитием медицинской науки вообще и
психиатрии, в частности.
За этот период нашими выдающимися учеными психиатрами и психотерапевтами (С.С.
Корсаков, 1901; В.П. Осипов, 1923, 1927, 1931; В.П. Сербский, 1906, 1912; В.А. Гиляровский, 1931,
1935, 1938, 1954; М.О. Гуревич, 1949, 1954; А.В. Снежневский, 1983; В.Е. Рожнов, 1979) были
выпущены соответствующие руководства, предназначенные в качестве учебных пособий для студентов
медвузов, психологов, врачей-психиатров, психотерапевтов и невропатологов. Эти учебные пособия
были в основном нацелены на подготовку квалифицированных кадров. Также появилось огромное
количество монографий по проблеме неврозов (С.И. Давыденков, 1963; В.Н. Мясищев, 1958; К.И.
Платонов, 1957; А.А. Портнов и Д.Д. Федотов, 1957; А.М. Свядощ, 1959; В.К. Хорошко, 1943; Г.К.
Ушаков, 1978; Б.Д. Карвасарский, 1999; В.В. Макаров, 1999 и т.д.).
В перечисленных выше изданиях нашли отражение не только личные взгляды авторов на ту или
иную проблему, но и их профессиональная ориентация, принадлежность к той или иной школе. Общим
для всех был неизменно высокий для своего времени научный уровень.
Так, уже в конце XIX и начале XX веков С.С. Корсаков в капитальном руководстве попытался
представить нозологию психических болезней. В.П. Осипов свое двухтомное руководство, изданное
через двадцать с лишним лет после работы С.С. Корсакова, построил по нозологическому принципу,
основанному на единстве общей и частной психиатрии. Он впервые указал на роль психологического
метода в развитии психиатрии.
Два последующих многократно переиздававшихся руководства В.А. Гиляровского и О.М.
Гуревича послужили нескольким поколениям психиатров для глубокого и всестороннего
проникновения в области клинической психиатрии и неврозологии.
Двухтомное руководство по психиатрии под общей редакцией А.В. Снежневского явилось
подведением итогов работы целого коллектива. В нем широко отображены теоретические аспекты
современной психиатрии — от диагностики психических заболеваний, их этиологии, классификации,
клиники, течения и прогноза до их лечения и профилактики. Впервые в руководстве широко освещены
достижения современной психиатрии в области геронтологии.
Первое руководство по психотерапии было выпущено в России под общей редакцией
профессора В.Е. Рожнова. В нем был обобщен опыт работы выдающихся энтузиастов в области
пограничной психиатрии.
Монографии специалистов, работающих в разных областях медицинской науки (психиатров,
психотерапевтов, невропатологов), позволили глубже и с различных позиций заглянуть в проблемы
этиопатогенеза, классификации и клиники неврозов. А самое главное, в них более широко освещались
проблемы их лечения.
После того как психотерапия была выделена в самостоятельную медицинскую специальность
(1985), на первый план выступили как задачи изучения клиники психических заболеваний и их лечения,
так и организационные вопросы, касающиеся главным образом подготовки кадров.
Для создания квалифицированных кадров в новой отрасли знаний требуются прежде всего
учебные пособия, которые начинают сейчас издаваться, так, в 1999 г. появились пособия В.В.
Макарова и Б.Д. Карвасарского.
Целью настоящего учебного пособия является обобщение огромного практического опыта,
накопленного за последние десятилетия. Это пособие, в котором отображены история психотерапии,
клинико-теоретические проблемы неврозов, их этиология, патогенез, лечение в свете последних
достижений как мировых, так и отечественных ученых, позволит начинающим психотерапевтам
расширить и углубить свои знания с целью более эффективного лечения этих заболеваний.
В книге рассмотрены конкретные варианты психотерапевтического воздействия на больного,
впервые в истории психотерапии даны конкретные формулировки гипносуггестивного воздействия на
больного, основанные на физиологических павловских подходах к пониманию сущности неврозов и их
терапии. Также описаны психотерапевтические методики, основанные на психологических
фрейдистских и неофрейдистских позициях, объединенные под общим названием — гипноанализ.
То насколько в настоящем учебном пособии удалось автору достичь указанных выше целей, он
надеется узнать из ваших отзывов, дорогие читатели. С глубокой благодарностью и пониманием он
постарается воспринять любую критику в адрес своей книги.
Глава 1. Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения
Термин «психотерапия» в переводе с древнегреческого, по данным А. Притца и X.
Тойфельхарта, означает: «чуткая забота о жизни, душе, уме, настроении». Долгое время термин был
абстрактной категорией, аморфным понятием. И только в конце XVIII века психотерапия
сформировалась в Европе как способ воздействия на человека с лечебной целью.
Эмми Ван Дойрцен-Смит и Девид Смит в статье «Является ли психотерапия самостоятельной
научной дисциплиной?» пишут: «с тех пор, как психотерапия в Германии признана в 1811 г.
самостоятельной дисциплиной, возникло множество форм психотерапии. На сегодняшний день их
существует предположительно несколько сотен, которые, однако, можно сгруппировать в пять
основных категорий:
1. Психоаналитическая психотерапия
— охватывает те формы психотерапии, которые можно
вывести из глубинных психологических теорий Фрейда, Адлера, Юнга и др.; жизненные проблемы при
этом рассматриваются как результаты неосознанных конфликтов и моментов развития.
2. Когнитивная и поведенческая психотерапия
— охватывает те формы психотерапии,
которые опираются на теории обучения и когнитивную психологию; жизненные проблемы тут
выводятся из неправильного обучения и мышления.
3. Гуманистическая психотерапия
— охватывает те формы психотерапии, которые в
противовес квази-редукционизму психоанализа и бихевиоризма делают акцент на потенциал
человеческого развития. Здесь жизненные проблемы рассматриваются как блокада чувств.
4. Системная психотерапия
— охватывает те формы психотерапии, которые — на основании
общей теории систем — рассматривают жизненные явления как возникающие вследствие сдвига
функций в системе или группе, которой принадлежит данное лицо.
5. Экзистенциальная психотерапия
— охватывает те формы психотерапии, основу которых
составляет экзистенциальная феноменологическая философия. Жизненные проблемы объясняются тут
недостатком ясности и понимания условий человеческого существования».
Все эти пять категорий, в которые вложены, как в прокрустово ложе, все существующие ныне
многообразные формы психотерапии, отражают лишь их психологическую или философскую базу.
Приверженцы этих направлений на основе научных данных из области психологии и философии
выводят соответствующие постулаты, которые на практике дают ключ к эффективному воздействию на
больного человека.
В повседневной деятельности мы шли своим путем — собирали и анализировали практический
опыт на базе учения Ивана Петровича Павлова о высшей нервной деятельности. На этом мы строили
свои модели лечебного воздействия (подробно наши методологические подходы описаны ниже).
С нашей точки зрения можно говорить также о существовании шестой категории психотерапии
— рационально-рефлекторной, которая требует углубленного изучения и дальнейшего развития.
Психотерапия сегодня — это самостоятельная медицинская дисциплина, клинической базой
которой являются все те болезни, которые ранее входили в клиническую психиатрию под названием
«малая психиатрия или пограничная психиатрия».
Исторически сложившееся деление клинической психиатрии на «большую» и «малую» в свое
время было явлением несомненно прогрессивным. Оно поддерживалось авторитетными психиатрами
— как иностранными, так и отечественными. Утверждение приказом Министерства здравоохранения в
1985 г. самостоятельной профессии врача-психотерапевта явилось актом вычленения психотерапии из
психиатрии и стало свершившимся фактом, хотя и несомненно требующим на практике подтверждения
обоснованности такого размежевания.
Многие специалисты в этой области полагают, что такое отделение психотерапии от психиатрии
пока носит формальный характер, и большое число задач пока не решено: нет четкого определения
психотерапии как науки, нет четкого представления о том, как должны готовиться специалисты в
области
психотерапии; какие
взаимоотношения
должны
оставаться
между
смежными
специальностями, какая роль в рамках этих двух дисциплин психологии. И многие другие возникшие
вопросы.
Сегодня только можно с уверенностью утверждать, что эти две «самостоятельные» дисциплины
(психиатрия и психотерапия) имеют между собой больше общего, чем различий. Это обусловлено
общностью их «почвы», на которой возникают как психические, так и «пограничные» заболевания
центральной нервной системы.
Итак, утверждение психотерапии как самостоятельной медицинской специальности является в
настоящее время свершившимся фактом. Мы, разделяя позицию большинства специалистов о
целесообразности выделения психотерапии в самостоятельную медицинскую дисциплину, хотели бы
высказать свои возражения против ее собственного наименования — «психотерапия». С нашей точки
зрения это название вносит некоторую терминологическую путаницу, так как включает в себя и науку,
занимающуюся изучением этих состояний и их лечение.
Учитывая, что клинической базой для вновь созданной науки являются функциональные
расстройства центральной нервной системы — неврозы и неврозоподобные состояния, целесообразней
с нашей точки зрения было бы саму науку о них назвать неврозологией, а основные методы их лечения
— психотерапией. Признание предлагаемого нами названия новой науки «неврозологии» окончательно
устранило бы любую путаницу и облегчило бы понимание сущности рассматриваемого вопроса.
В связи с этим предлагаем определить неврозологию как самостоятельную дисциплину, основой
которой являются функциональные нарушения головного мозга, вызываемые неблагоприятными
жизненными ситуациями (стрессами) и проявляющиеся в виде неврозов и неврозоподобных состояний.
Психотерапия — это наука о способах словесного (вербального) воздействия врача на психику
человека (больного или здорового) и через психику на весь организм в целом с лечебной или
профилактической целью.
Мы полагаем, что данное нами определение «неврозология» не претендует на окончательность и
всеобъемлемость, но может быть принято как рабочее, которое дает возможность нам продолжать
повествование на эту тему.
Итак, мы определили, что неврозология это самостоятельная медицинская наука, которая с ее
составляющими является предметом дальнейшего рассмотрения.
Глава 2. Этиопатогенез неврозов
2.1. Концепция Г. Селье о стрессе
XX век характеризуется бурным развитием науки. Еще в начале века в учебниках физики писали,
что атом неделим. Однако в скором времени атом был расщеплен, в результате чего была освобождена
огромная энергия, которая преобразила мир (атомная бомба, атомная электростанция). Телевидение из
фантастики стало реальностью, продолжается интенсивная компьютеризация всех отраслей народного
хозяйства, активно осваиваются Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни и горы,
все чаще и чаще в различных уголках мира возникают военные конфликты. И в этом непредсказуемом
мире человечество все чаще сталкивается с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности,
то есть со стрессами, которые и вызывают различные срывы высшей нервной деятельности в виде
неврозов и неврозоподобных состояний.
Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом
Селье. Он ее разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую
единую теорию медицины. Концепция Ганса Селье оказала большое влияние на различные
направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний.
Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать
возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов
внешней среды.
Сегодня представители самых разных научных дисциплин весьма интенсивно исследуют стресс
и его значение для больного и здорового человека.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого
заболевания. В связи с этим в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о
стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Однако это вовсе не значит, что стресс является только злом, с которым надо бороться и
которое надо избегать в нашей жизни. Стресс, как указывал Г. Селье, «является не только злом, не
только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была
бы похожа на какое-то бесцветное прозябание».
Стресс, по мнению Г. Селье, многолик: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший
инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма,
тренирует его защитные механизмы». В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его
важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся
адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. «Поэтому правильное понимание
положительных и отрицательных сторон стресса, — пишет О. Г. Газенко, — их адекватное
использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании
условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой
деятельности».
Что такое стресс?
Стресс — в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное
внешнее или внутреннее раздражение, которое превысило определенный предел выносливости
организма.
К таким раздражителям относятся условия окружающей среды, к которым приходилось
приспосабливаться человеку на протяжении всей его эволюции. Для первобытного человека стрессами
являлись голод, жажда, холод, жара, болезни, схватки с дикими зверями. Реакция человеческого
организма на стресс в общем виде состояла в быстрой мобилизации энергетических резервов для
противостояния возможной гибели.
Несмотря на свою тысячелетнюю историю, биологические основы реагирования организма
человека на экстремальные условия мало изменились. Сегодня, как и много тысяч лет тому назад,
человек отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной реакцией нервной системы, быстро
мобилизующей эндокринный аппарат, внутренние системы организма и соответствующие