Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4011
Скачиваний: 155
Хайнц Кохут
Анализ самости
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ НАРЦИССИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
ЛИЧНОСТИ
Перевод с английского
Москва
«Когито-Центр» 2003
УДК 159.9 ББК88
К 75
Перевод с английского и научная редакция
Л.
М. Бокпвикова
Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью
гит частично без разрешения правообладателя запрещается
К 75 Хайнц Кохут. Анализ самости: Систематически» подход к лечению
нарциссических нарушении личности / Пер. с англ. -М., "Когито-
Центр", 2003. - 308 с. (Современная психотерапия)
УДК 159.9 ББК 88
В данной книге Кохут — известный австро-американский аналитик —
предпринимает попытку совместить дне цели — дать глубинное описание
группы специфических нормальных и аномальных феноменов в сфере
нарциссизма и понять специфическую фазу развития, которая
генетически с ним связана. Данная монография завершает исследование
либидинозпых аспектов нарциссизма, начатое автором в ранних
работах.
Кинга адресована в первую очередь психотерапевтам и всем, кто
интересуется проблемами психологин личности.
©«КогнтоЦентр», перевод на русский яп.ш, оформление, 2003
ISBN 0-7923-7121-0 (англ.) ISBN
5-89353-093-4 (рус.)
Содержание
М.В Р
ОМАШКЕВИЧ
. П
РЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
..........................
7
Благодарности.............................................................................
12
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................
14
Глава 1. П
РЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ
.....................................17
ЧАСТЬ I
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ВСЕМОГУЩЕГО ОБЪЕКТА
Глава 2. И
ДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС
..........................................55
Глава З. К
ЛИНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ
ИДЕАЛИЗИРУЮЩЕГО ПЕРЕНОСА ............................................................. 75
Глава 4. К
ЛИНИЧЕСКИЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИДЕАЛИЗИРУЮЩЕГО ПЕРЕНОСА ..................................................... 9 2
Отличия идеализирующего переноса
от зрелых форм идеализации ................................. 92
Разновидности идеализирующего переноса .................. 96
Процесс переработки и другие клинические
проблемы идеализирующего переноса.................. 104
ЧАСТЬ 2
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ГРАНДИОЗНОЙ САМОСТИ
Гнлкл 5. Типы
ЗЕРКАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
:
КЛАССИФИКАЦИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О РАЗВИТИИ .......... 123
Слияние посредством расширения
грандиозной самости .............................................132
Перенос по типу второго «я»,
или близнецовый перенос .....................................133
Зеркальный перепое в узком значении термина .......... 134
Клинические примеры.................................................144
Г
ЛАВА
6. Типы
ЗЕРКАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
:
КЛАССИФИКАЦИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С: ГЕНЕТИКО-ДИНАМИЧЕСКИМН
s
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
..................................................152
Первичный зеркальный перенос ................................152
Реактивная мобилизация грандиозной самости ........... 154
Вторичный зеркальный перенос ................................. 156
Г
ЛАВА
7. Т
ЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ПРИ ЗЕРКАЛЬНОМ ПЕРЕНОСЕ
..................................... 161
Отыгрывание при нарциссических переносах:
Проблема активности терапевта...........................174
Цели процесса переработки в отношении
активированной грандиозной самости ................188
Функции аналитика при анализе
зеркального переноса ........................................... 194
Значение зеркального переноса
как инструмента процесса переработки ............... 210
Общие замечания о механизмах, вызывающих
терапевтический прогресс в психоанализе ..........216
ЧАСТЬ 3
КЛИНИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАРЦИССИЧЕСКОМ ПЕРЕНОСЕ
Г
ЛАВА
8. О
БЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ
НАРЦИССИЧЕСКИХ ПЕРЕНОСОВ
..................................... 223
Теоретические рассуждения ...........................................223
Клинические рассуждения ..............................................241
Г
ЛАВА
9. К
ЛИНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ
НАРЦИССИЧЕСКИХ ПЕРЕНОСОВ
.................................... 261
Г
ЛАВА
10. Н
ЕКОТОРЫЕ РЕАКЦИИ АНАЛИТИКА
НА ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС
.................................... 282
Г
ЛАВА
11. Н
ЕКОТОРЫЕ РЕАКЦИИ АНАЛИТИКА
НА ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
............................................. 292
Г
ЛАВА
12. Н
ЕКОТОРЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
ПРИ АНАЛИЗЕ НАРЦИССИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
.................. 318
Усиление и расширение объектной любви.................... 318
Прогрессивные и интегративные преобразования
в нарциссической сфере........................................... 319
Б
ИБЛИОГРАФИЯ
.....................................................................................
351
П
РЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Хайнц
Кохут (1913-1981)
— президент
Американской
психоаналитической ассоциации, основатель нового направления в
современном психоанализе. На созданной им теории психологии самости
основывается одно из ше-i гн направлений в современном психоанализе
(наряду ( психологией влечений З.Фрейда, психологией-Я, теорией Кляйн,
психоаналитической теорией развития, теорией объектных отношений).
Идеи Кохута имеют многочисленных последователей (возникают даже их
новые ответвления, например, интерсубъективный подход Р.
Столороу и др.). И вместе с тем психология самости, как и теория М.
Кляйн, имеет большое число противников. Однако, несмотря на критику,
эта теория сохраняется и активно применяется до сих пор.
Попытаемся определить, почему психология самости так 'трудно
принимается в ученых кругах и в психоаналитической практике.
В свое время З.Фрейд выделил виды психопатологии, при которых
образуется невроз переноса. По классификации того времени, к неврозам
переноса относились истерический невроз и невроз навязчивых
состояний.
\\.
Фрейд в первую очередь работал именно с ними.
X. Кохут на основании проведенных исследований пришел к выводу,
что неврозом переноса не ограничиваются все виды переноса. Он открыл
нарциссические виды переноса, описал их и разработал аналитическую
технику работы с ними. Это стало началом новой эпохи психоанализа, так
как резко расширился спектр психопатологии, и котором психоанализ стал
теперь эффективным.
Во многом благодаря Кохуту вид патологии вообще перестал играть роль
в предписании психоаналитического лечения. В основном оценка состояния
пациента базируется на силе Я и других показателях, а вид патологии
имеет значение только для выбора вида аналитической
техники (или психоанализ в чистом виде, или экспрессивная
психоаналитическая
психотерапия, или
экспрессивно-
поддерживающая, или поддерживающая). Произошло то, что
предсказывал Фрейд: найдены новые формы психоанализа,
которые помогают тем пациентам, которым не помогал
фрейдовский анализ. Для этого понадобилось опровергнуть
некоторые утверждения самого Фрейда.
Понятно, почему нарциссический перенос не был так легко
обнаружен, как невроз переноса. Невроз переноса, будучи
объектным переносом, проявляется намного более явно в
контексте отношений, чем нарциссический перенос.
Обнаружение нарциссического переноса требует намного
большей чувствительности аналитика, чем обнаружение
объектного переноса. Только в редких случаях грубой
нарциссической патологии он виден явно, но для аналитика, не
вооруженного теорией Кохута, он ощущается как «полная
неспособность к переносу». Нарциссический перенос и
контрперенос связаны с сильными чувствами стыда, в том
числе — стыда их обнаружения. Это не просто что-то, о чем
«неудобно говорить», как, например, об инфантильной
сексуальности, открытой Фрейдом. Этот стыд более архаичный,
доэдипов, испытывая его, хочется «провалиться сквозь землю»,
исчезнуть, прервать контакты со всеми объектами, чтобы не
«сгореть» от стыда, чтобы избежать фрагментации самости. Это
одна из сложностей принятия теории Кохута. Что-то подобное
было и с теорией сексуальности Фрейда: научному
сообществу (и человеческому обществу) тоже надо было
преодолеть чувства стыда и вины, чтобы принять ее.
Однако нельзя сказать, что Кохут открыл то, чего
«совсем не знали» (это же можно сказать и об открытии
Фрейда), — бессознательно человечество уделило много
внимания нарциссическому контексту отношений. Если мы
задумаемся о выработанной веками этике человеческих
отношений или же о многовековых правилах врачебной этики,
называемой деонтологией, наконец, если вспомним, какой
заботой Фрейд окружал своих пациентов (не нарушая
правил нейтральности), то мы поймем, что все эти правила в
первую очередь выработаны людьми
дм я того, чтобы нарциссически не ранить и взаимно «уважать нарциссизм»
друг друга. Почему человечество смогло создать этические правила
обращения с нарциссической стороной человеческих отношений, а сам
этот нарциссический контекст отношений так плохо осознан? Ответом
на этот вопрос будет следующее: эти правила и были созда-
ны для того, чтобы избежать осознания. Мы знаем из ис-
тори и , что если в первобытном архаическом обществе
существует что-то страшное или болезненное в челове-
ческих отношениях, то на него налагается табу. По мере
эволюции общества, в средневековье, табу превращаются
и религиозные запреты, а в современном цивилизованном
обществе — в законы и правила поведения.
Законопослушный человек никогда не подвергнется судебному
наказанию или тюремному заключению. То же можно сказать и об
этических правилах: если человек их придерживается, то болезненно-
нарциссическая сторона отношений остается для него незаметной. Для
того эти нормы и были выработаны. Поэтому Фрейд, тща-тельно
соблюдая все правила деонтологии, «не видел» нарциссического
контекста отношений, нарциссических переносов. Конечно, в случаях
нарциссической патологии даже соблюдение правил этики не спасает людей
от нарциссических конфликтов. Кроме того, даже у «нарцис-сически
нормальных» людей существуют особо значимые ситуации с особо
значимыми объектами, столкновение с которыми ведет к конфликту и
боли даже при соблюдении правил этики. Чаще всего люди
бессознательно избегают таких болезненных ситуаций, поскольку имеют
травматический опыт и выработанную систему защит. Это защитное
избегание эмоционально заряженных отношений принималось Фрейдом за
неспособность образо-вывать перенос.
Помимо того, Фрейду была присуща теоретическая позиция, согласно
которой нарциссическое либидо, существующее у каждого ребенка от
рождения, в процессе нормального развития полностью переходит в
объектное либидо. И только в случаях патологии нарциссическое либидо
остается у взрослого человека. Однако Кохут обнаружил, ч т о часть
нарциссического либидо остается у каждого
нормального человека и имеет свои стадии развития параллельно
стадиям развития объектного либидо. Эти стадии следующие:
фрагментированная самость (примерно до полугода, т. е. до
окончания симбиотической стадии, по классификации М. Малер,
а по Фрейду— до становления целостного телесного Я в оральной
стадии развития); архаичная грандиозная целостная самость
(примерно до пяти лет, т. е. при завершении конфликтов
амбивалентности в диади-ческих и триадических отношениях,
по классификации М. Малер, а по Фрейду — по завершении
эдипова конфликта); зрелый взрослый нарциссизм (всю жизнь,
являющийся основой творческой креативности у зрелой
личности, о чем писал Д. Винникотт). Таким образом, Кохут
стал обнаруживать не только нарциссический перенос в
патологических случаях, но и нарциссический компонент
переноса у пациентов с неврозами переноса, а также
нарциссический контекст отношений у нормальных людей. Для
невротических пациентов этот аспект переноса не
актуален. Но он актуален для огромного числа пациентов,
страдающих патологией, не поддающейся анализу при использо-
вании техники Фрейда. Иначе говоря, он актуален для лечения
пограничной и психотической патологии. Для многих тяжелых
пациентов нарциссический перенос является единственной
ниточкой, ведущей к здоровью. Эту нить очень легко порвать
самым малейшим пренебрежением к пациенту. Обнаружение,
поддержание и развитие этого переноса является очень трудной
задачей для аналитика, требующей особой аккуратности,
скрупулезности, постоянной эмпатии и даже озабоченности,
похожей на материнскую.
Кохутом были также разработаны технические особенности
работы с нарциссическим переносом. Главным правилом
работы с ним в отличие от работы с неврозом переноса
является отсутствие интерпретаций нарцис-сического
переноса. Он должен вырасти, развиться и созреть в
отношениях пациента с аналитиком. При этом важную роль
играет
нормальная
фазово-специфичная
идеализация
объекта, необходимая для его интернали-зации в развитии (в
отличие от защитной идеализации невротиков). Только тогда
пациент достигнет состояния
константности либидинозного объекта и себя, которое ннляется мерой
психического здоровья.
При эффективном анализе нарциссический перенос завершает свою
эволюцию, и большая часть его превращается в объектный невроз переноса.
Последний уже тре-бует интерпретации для проработки невротических
проблем. Для любого вида переноса интерпретации губительны, они
разрушают его. Но нарциссический перенос является «лекарством» сам по
себе, его не надо разрушать. А невроз переноса является «болезнью»,
которую надо устранить с помощью интерпретаций. Часто бывают периоды
в анализе, когда «ничего не происходит», как кажется с объектной точки
зрения. Но на самом деле в такие периоды идет выздоровление благодаря
действию «лекарства», называемого нарциссическим переносом. Сам
процесс такого выздоровления часто незаметен, но, как правило, через
какое-то небольшое время становятся очевидны его результаты. Работа
аналитика с нарциссическим переносом должна быть только поддерживающей
и ни в коем случае не экспрессивной.
В заключение следует отметить, что язык Кохута, к сожалению, труден
даже для англоязычного читателя. Однако мы надеемся, что трудности
чтения будут компенсированы значимостью изложенного в книге.
Заведующий
кафедрой
психоанализа
Института
практической психологии и психоанализа
М. В. Ромашкевич