Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1371

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

40

7.

   Рекомендации и выводы

7.

1

   Рекомендации для стран, не имеющих законодательства в области 

        психического здоровья

7.

2

   Рекомендации для стран, имеющих ограниченный свод законодательных актов 

        об охране психического здоровья

В этом разделе изложены рекомендации для специалистов, отвечающих за охрану 

психического здоровья в министерствах здравоохранения разных стран. Рекомендации 

призваны оказать методическую помощь при разработке национального законодательства в 

области психического здоровья. Страны, находящиеся на начальном этапе 

законотворческой деятельности и не имеющие законодательства в области психического 

здоровья (7.1) или имеющие ограниченный свод законодательных актов об охране 

психического здоровья (7.2), сочтут представленные ниже рекомендации (7.3 и 7.4) 

полезными на дальнейших этапах формирования, принятия и внедрения такого 

законодательства. 

1.

 

Определение приоритетов по части законодательства в области психического 

здоровья в соответствии со спецификой конкретной страны. 

2.

 

Проведение обзора национального законодательства в области здравоохранения и 

других областях для выяснения тех его разделов, куда можно включить важнейшие 

компоненты по психическому здоровью.

3.

 

Получение поддержки законодательства в области психического здоровья от 

основных заинтересованных сторон в стране и попытка достижения предварительной 

договоренности с ними по содержательной части и стратегии проведения в жизнь 

законодательства.

4.

 

Лоббирование законодательства среди главных представителей исполнительных 

органов власти, министерств, законодательных органов и политических партий для решения 

вопроса на официальном уровне о назначении членов редакционного комитета.

5.

 

Если вам с самого начала не удалось заручиться поддержкой этих лиц, то следует 

предоставить возможность организациям потребителей и лиц, осуществляющих уход за 

больными, и другим организациям, пропагандирующим ценности психического здоровья, 

организовать массовую информационно-просветительскую кампанию, чтобы привлечь 

внимание общественности к необходимости и целесообразности принятия 

законодательства в области психического здоровья. (См. модуль «

Пропаганда 

актуальности охраны психического здоровья

».)

1.

 

Инвентаризация действующего законодательства в области психического здоровья 

в конкретной стране в целях точного вычленения всех его компонентов.

2.

 

Определение приоритетов в отношении новых компонентов законодательства в 

области психического здоровья со ссылкой на недостающие положения и на те поправки, 

которые следует внести в действующее законодательство.

3.

 

Если в стране нет специального законодательства в области психического 

здоровья, то необходимо проконсультироваться с основными заинтересованными 

сторонами, чтобы выяснить все «за» и «против» принятия такого законодательства. 

Решения должны приниматься в соответствии с культурными традициями и социально-

политической ситуацией в стране. Наиболее эффективный подход, скорее всего, будет 

заключаться в сочетании специального законодательства в области психического здоровья 

и компонентов, интегрированных в действующие законы.

4.

 

Лоббирование законодательства среди главных представителей исполнительных 

органов власти, министерств, законодательных органов и политических партий в целях 

принятия решения об официальном назначении членов редакционного комитета.

5.

 

Если вам сразу не удалось заручиться поддержкой этих лиц, то следует пустить в 

ход организации потребителей и лиц, осуществляющих уход за больными, и другие 

организации, пропагандирующие ценности психического здоровья, предоставив им 

возможность организовать массовую информационно-просветительскую кампанию, чтобы 

привлечь внимание общественности к необходимости и целесообразности принятия нового 

законодательства в области психического здоровья. (См. модуль «

Пропаганда 

актуальности охраны психического здоровья

».)


background image

41

7.

3

   Рекомендации для стран, сформировавших, но не принявших свое 

        законодательство в области психического здоровья

7.

4

   Рекомендации для стран, имеющих законодательство в области психического 

        здоровья,  но не обеспечивших его проведение в жизнь должным образом

1.

 

Инвентаризация действующих в конкретной стране законов в области психического 

здоровья и определение приоритетов в отношении тех компонентов законодательства, 

которые крайне необходимо провести в жизнь.

2.

 

Проведение бесед с основными поставщиками информации и/или фокус-группами 

с участием людей с психическими расстройствами, лиц, обеспечивающих уход за 

больными, специалистов по психическому здоровью и других заинтересованных сторон в 

целях уточнения основных трудностей на пути адекватного внедрения в практику 

законодательства в области психического здоровья.

3. 

Если одним из таких барьеров оказалось неприятие закона населением ввиду его 

неверного толкования или из-за недостаточной информированности общественности, то 

необходимо провести массовую информационно-просветительскую кампанию, чтобы 

привлечь внимание общественности к целесообразности принятия положений нового 

законодательства в области психического здоровья. (См. модуль «

Пропаганда 

актуальности охраны психического здоровья

».)

4. 

При дефиците кадров по психическому здоровью или неприятии закона группами 

специалистов следует организовать программы подготовки основных категорий персонала. 

5.

 

Если не хватает финансовых средств на разработку механизмов по проведению 

закона в жизнь (например, пропагандистской деятельности, повышения уровня 

информированности, подготовки кадров, организации работы комиссий по проверке 

специализированных учреждений, определения порядка рассмотрения жалоб), то 

необходимо установить партнерские отношения с основными заинтересованными 

сторонами. (См. модуль «

Пропаганда актуальности охраны психического здоровья

»).

1.

 

Лоббирование среди главных представителей исполнительных органов власти, 

министерств, законодательных органов и политических партий для принятия решения о 

передаче проекта закона в законодательный орган и дальнейшее лоббирование принятия 

этого закона (обсуждение в комитетах и на пленарных заседаниях).

2.

 

Если работа с готовым проектом документа не продвигается вперед, то следует 

пустить в ход организации потребителей и лиц, осуществляющих уход за больными, и 

другие организации, пропагандирующие ценности психического здоровья, предоставив им 

возможность организовать массовую информационно-просветительскую кампанию, чтобы 

привлечь внимание общественности к необходимости и целесообразности принятия нового 

законодательства в области психического здоровья. (См. модуль «

Пропаганда 

актуальности охраны психического здоровья

»).

3.

 

Если работа с готовым проектом документа по-прежнему стоит на месте, то 

следует еще раз вернуться к его рассмотрению на заседании редакционного комитета, 

чтобы выявить возможные проблемы или принципиальные разногласия и попытаться снять 

эти вопросы в ходе дальнейших дебатов и дискуссии.


background image

42

8.   

Конкретные примеры действующих в странах

законодательств в области психического здоровья

>

 

В большинстве сельских районов и многих бедных городских кварталах в 

Южной 

Африке

 работает крайне малочисленная группа психиатров или практикующих медиков, 

обладающих достаточными знаниями и опытом в области психиатрии. Тем не менее, в 

стране немало высококвалифицированных и опытных медсестер с глубокими знаниями и 

опытом работы в психиатрии. Более того, есть и другие специалисты здравоохранения, в 

частности психологи и специалисты в области трудотерапии, которые вполне могут 

справиться с задачей оценки состояния психического здоровья. В предыдущем варианте 

законодательства говорилось о том, что проведением первичного обследования для 

освидетельствования лиц с психическими расстройствами должны заниматься два 

практикующих медика, один из которых должен быть психиатром. Навыки, которыми должны 

владеть такие практикующие специалисты, не прописаны в тексте законодательства, но 

регламентированы в нормативном акте. Таким образом, определенная степень гибкости 

заложена в самом законодательстве и по мере роста численности специалистов по 

психическому здоровью перечень критериев для аттестации специалистов, практикующих в 

области охраны психического здоровья, может быть сужен путем внесения соответствующих 

изменений в нормативные акты. Следуя такой логике, страна смогла сформировать свое 

законодательство с учетом реальной ситуации с кадровыми ресурсами.

>

 

С 1982 г. при техническом содействии ВОЗ в 

Республике Корея

 проводилась 

работа над Законом о психическом здоровье. В страну приезжали международные эксперты 

и проводились семинары. При разработке проекта о психическом здоровье корейские 

психиатры и сотрудники органов здравоохранения взяли за основу закон, принятый в Японии 

в 1987 году. В октябре 1993 г. Министерство здравоохранения и социального обеспечения 

представило окончательный вариант проекта на рассмотрение в Национальное собрание. 

Представителям ВОЗ было направлено приглашение посетить Республику Корея в марте 

1994 г. для изучения проекта Закона о психическом здоровье, который был одобрен 

Национальным собранием в том же году. Согласно Закону, семьям отводится важная роль, 

а также допускается принудительная госпитализация лиц с психическими расстройствами на 

основании согласия членов семьи и заключения дипломированных психиатров. Это 

контрастирует с тем положением, которое принято в странах Запада, где существуют 

надежные гарантии свободного волеизъявления человека. 

>

 

Публичное право 180, вступившее в силу в 

Италии 

в 1978 г., и Закон о психическом 

здоровье, принятый в 

Англии и Уэльсе

 в 1983 г., представляют собой конкретные примеры 

радикальных изменений, суть которых заключается в переходе от содержания лиц с 

психическими расстройствами в учреждениях закрытого типа, в том числе под охраной, к их 

интеграции и медицинской реабилитации по месту жительства. В обоих случаях основной 

упор сделан на добровольном лечении лиц с психическими расстройствами по месту 

жительства и в условиях интегрированных лечебных учреждений, а не в совершенно 

обособленных психиатрических лечебницах. Благодаря этому пациенты имеют возможность 

принимать непосредственное участие в жизни общества. Решения о направлении на 

лечение в психиатрические отделения больниц не основываются на осознании того, что 

пациенты представляют опасность, а принимаются с учетом крайней необходимости таких 

курсов лечения, которые проводятся только в стационаре.

>

 

Закон об оказании психиатрической помощи в 

Российской Федерации

 был принят 

в 1992 году. В нем в известной степени акцентируется внимание на защите прав человека 

применительно к лицам с психическими расстройствами, но совершенно не затрагивается 

сложившаяся концептуальная и организационная основа для предоставления такой 

помощи.

>

 

В Законе о психическом здоровье от 1999 г., принятом в 

Беларуси

, имеются 

важные положения, которые касаются соблюдения прав человека в отношении лиц с 

психическими расстройствами и профилактики случаев злоупотребления полномочиями со 

стороны специалистов и других лиц. В Законе также регламентирован порядок 

принудительной госпитализации и выписки больных в неотложных случаях. Процедуры 

госпитализации и выписки, равно как и связанные с этим юридические аспекты, находятся в 

соответствии с общепризнанным международным правом. 


background image

43

>

 В 

Японии 

Закон о психической гигиене вступил в силу в 1950 году. Закон 

стимулировал совершенствование работы психиатрических клиник и обеспечил 

финансовую помощь принудительно госпитализированным пациентам. Это привело к 

длительным срокам пребывания в стационаре, строительству нескольких частных 

психиатрических клиник и резкому увеличению количества психиатрических коек до 360 000 

(29 коек на 10 000 человек). Данная статистика оказалась одной из самых высоких в мире. 

Высказывались опасения о нарушениях прав человека в таких стационарах. В 1987 г. был 

принят новый Закон о психическом здоровье, в котором обращалось особое внимание на 

важность соблюдения прав человека применительно к стационарным больным и 

поддерживалась идея развития внебольничных служб охраны психического здоровья. 

В 1993 г. вступил в силу Закон о социальном обеспечении инвалидов. В 1995 г. Закон о 

психическом здоровье от 1987 г. был преобразован в Закон о психическом здоровье и 

социальном обеспечении, который стимулирует развитие интегрированных служб оказания 

медико-социальной помощи лицам с психическими расстройствами.

>

 За 

последние 

годы 

в 

Австрии 

была создана служба защиты интересов пациентов, 

выполняющая многочисленные функции. Служба обеспечивает юридическое 

сопровождение для пациентов, которые по решению судебных органов подлежат 

пребыванию в психиатрических клиниках. Ее сотрудники занимаются консультированием и 

информированием о правах пациентов самих больных, членов их семей и друзей и других 

заинтересованных лиц. Данная служба находится в ведении двух некоммерческих 

ассоциаций. На них возложена ответственность за обучение, руководство 

профессиональной деятельностью и курирование адвокатов пациентов, а надзором за 

работой этих ассоциаций занимается Федеральное министерство юстиции Австрии. Услуги 

адвокатов пациентов носят конфиденциальный характер и для подзащитных 

предоставляются безвозмездно. Любой пациент, который проходит принудительное 

лечение, имеет право обратиться к услугам такого адвоката.

>

 В 

провинции Рио-Негро

Аргентина

, Закон о психическом здоровье вступил в 

силу в 1991 г., что способствовало коренным преобразованиям в области оказания 

психиатрической помощи за счет переноса акцента на лечение по месту жительства и 

предоставления услуг в стационарах общей лечебной сети, причем начало этому процессу 

было положено еще в 1985 году. За период 1991–1993 гг. численность специалистов и 

персонала внебольничных служб охраны психического здоровья увеличилась примерно на 

50%. В соответствии с Законом участие членов семей, друзей и представителей 

общественности в лечебных мероприятиях заметно активизировалось, а число 

специалистов по психическому здоровью и персонала в больницах общего профиля 

возросло на 25% (Cohen, 1995).

>

 

Не так давно 

Пакистан 

принял новое законодательство в области психического 

здоровья в форме Декрета о психическом здоровье 2001 г., который пришел на смену Акту о 

психически больных от 1912 года. Новое законодательство обращает внимание на важность 

укрепления психического здоровья и профилактики психических расстройств, а также 

содействует становлению помощи по месту жительства. Можно надеяться, что этот 

документ будет способствовать разработке национальных стандартов оказания помощи и 

лечения больных, а также правильному пониманию населением аспектов психического 

здоровья. 

>

 В 

Тринидаде и Тобаго

 соответствующее духу времени законодательство вступило 

в силу в 1975 году. В марте 2000 г. страна приняла новую программу охраны психического 

здоровья. В дальнейшем по решению правительства был учрежден комитет под 

председательством руководителя юридических служб Министерства здравоохранения для 

подготовки проекта нового закона о психическом здоровье. Комитету удалось сформировать 

проект законодательства, который в настоящее время распространен среди основных 

заинтересованных сторон в целях представления замечаний. После этого проект 

законодательства будет направлен на рассмотрение Кабинету министров, который 

определит сроки включения данного вопроса в законотворческую деятельность.

>

 В 

1992 

г. 

Тунис 

ввел в действие закон, регламентирующий вопросы охраны 

психического здоровья. Принудительная госпитализация и лечение пациентов в 

психиатрических и психотерапевтических учреждениях допускаются в отношении 

следующих категорий пациентов: a) лица, страдающие психическими расстройствами и 

нуждающиеся в неотложной помощи; b) лица, не являющиеся дееспособными дать 

информированное согласие; c) лица, представляющие опасность для собственной 

безопасности и безопасности окружающих. Соответствующие решения принимаются и 

контролируются судебным органом и основываются на рекомендациях двух врачей, из 

которых хотя бы один является психиатром. Начальный срок принудительной 

госпитализации ограничивается тремя месяцами. Лица, поступившие в клинику не по своей 

воле, имеют право обжаловать такие решения.


background image

44

В этом же законе содержатся разделы, которые гарантируют лицам с психическими 

расстройствами право на соблюдение всех гражданских, экономических и культурных прав, 

за исключением тех случаев, когда им назначен опекун. Наблюдательному совету, 

председателем которого является судья и в состав которого входят психиатры и 

представители местных органов власти, вменяется в обязанность периодическая проверка 

всех случаев принудительной госпитализации лиц в психиатрические учреждения. Кроме 

того, наблюдательный совет должен регулярно инспектировать все психиатрические и 

психотерапевтические учреждения. 
Целый ряд других законов способствует укреплению психического здоровья и профилактике 

психических расстройств. В частности:

(1)

 

психиатрия была недавно включена в перечень медицинских приоритетов, и 

 

обеспечивается материальное стимулирование специалистов, для того чтобы они 

 

не уезжали из страны;

(2)

 

в 1956 г. был введен запрет на использование наркотиков, однако, согласно 

 

принятой недавно поправке к закону, разрешено лечение злоупотребления 

 

алкоголем или наркотиками и зависимости от наркотических средств, в связи с 

 

чем был открыт наркологический центр;  

(3)

 

задача медицинской реабилитации лиц с психическими расстройствами 

 

упростилась за счет принятия закона, согласно которому за лицами с 

 

инвалидностью резервируется 1% рабочих мест на всех предприятиях, где 

 

работает 100 или более человек;

(4)

 

созданы гарантии для охраны психического здоровья заключенных; 

(5)

 

законодательство обеспечивает защиту прав ребенка; 

(6)

 

законодательство стимулирует равенство полов посредством положений, 

 

связанных с оформлением развода через суд, признанием права супругов обоих 

 

полов на развод, определением минимального возраста для замужества, 

 

получением обязательного образования для всех мальчиков и девочек и 

 

созданием равных возможностей для трудоустройства.

>

 В 

Китае 

период подготовки проекта законодательства занял более 16 лет. 

Нынешняя 13-я версия проекта состоит из следующих разделов: защита гражданских прав, 

в том числе права лиц с психическими расстройствами на трудоустройство и получение 

образования; информированное согласие; соблюдение конфиденциальности; 

добровольная и принудительная госпитализация и лечение; медицинская реабилитация и 

службы охраны психического здоровья по месту жительства пациентов; укрепление 

психического здоровья и профилактика психических расстройств. Многие заинтересованные 

стороны считают, что законодательство в области психического здоровья ориентировано 

исключительно на обеспечение ухода и лечения и оказание стационарной помощи. 

Наблюдается сопротивление проводимым преобразованиям со стороны специалистов и 

сложившейся системы здравоохранения. Многие специалисты опасаются, что принятие 

нового законодательства приведет к большей вероятности того, что пациенты и их 

родственники станут осуждать медиков за неудачи в лечении. В результате такие 

специалисты, как психиатры и медсестры, которые в принципе должны быть наиболее 

активными сторонниками принятия нового закона, по-прежнему остаются безучастными к 

судьбе данного вопроса. Начиная с 1998 г. прилагались усилия к тому, чтобы ускорить 

процедуру принятия законодательства в области психического здоровья. Деятельность, 

имевшая место в 2002 г., заключалась в проведении выборочных обследований и научной 

работы в целях выявления в стране серьезных проблем и трудностей в области 

психического здоровья; в изучении компонентов законодательства тех стран, которые по 

своим социально-культурным характеристикам имеют немало общего с Китаем; и в 

стремлении добиться консенсуса по поводу назревших преобразований (д-р Xie Bin,  личная 

переписка, 2002 г.).