Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

30

3.

2.10

   Ограничение доступности алкоголя и наркотиков

Основные положения: Важнейшие составляющие законодательства в области 

психического здоровья

Законодательство, 

ограничивающее 

доступность алкоголя и 

наркотиков, может 

способствовать 

профилактике 

злоупотребления и 

зависимости.

Законодательство, ограничивающее доступность алкоголя и наркотиков, может внести 

немаловажный вклад в профилактику злоупотребления и зависимости. В случае с алкоголем 

к подобным мерам следует отнести введение ограничений в отношении следующего: 

возраста, с наступлением которого разрешается употребление спиртных напитков, продажи 

спиртных напитков с учетом времени суток и дней недели, а также количества и 

расположения розничных торговых точек (Edwards, 1997).

 

Законодательство должно не только защищать права людей с психическими 

расстройствами, но и содействовать укреплению психического здоровья и предупреждению 

психических расстройств.

 

Законодательство должно следовать принципу наименее ограничительной 

альтернативы и требовать, чтобы людям всегда предлагались такие условия лечения, 

которые в наименьшей степени ограничивают личную свободу, самым незначительным 

образом сказываются на их положении и льготах в обществе и позволяют им продолжать 

трудовую деятельность, пользоваться свободой передвижения и заниматься 

повседневными делами.

 

Законодательство должно гарантировать соблюдение конфиденциальности любой 

информации, собранной за период пребывания в клинике лиц с психическими 

расстройствами.

 

Принцип добровольного и информированного согласия на лечение должен быть 

закреплен законодательно. 

 

Принудительное лечение в стационаре должно проводиться лишь в 

исключительных случаях и при наличии особых обстоятельств. В законодательстве должны 

быть описаны обстоятельства такого рода и процедуры, связанные с принудительной 

госпитализацией.

 

Принудительное лечение должно предусматриваться лишь в редких конкретных 

случаях, например, когда больные недостаточно дееспособны, чтобы выразить свое 

согласие, а лечение необходимо для улучшения состояния их психического здоровья и/или 

профилактики заметного ухудшения их душевного здоровья, и/или предупреждения ущерба 

или вреда, который они могут причинить себе или окружающим.

 

В странах, где практикуется принудительное лечение по месту жительства, должны 

приниматься и соблюдаться правила такого лечения, т. е. необходимо продемонстрировать 

недостаточную дееспособность больного и вероятность опасности его состояния для него 

самого или для окружающих.

 В 

законодательстве 

должно 

быть 

предусмотрено 

положение, 

касающееся 

процедуры формирования независимого наблюдательного органа, который играет роль 

регулирующего механизма, имеет строго определенный членский состав, наделен 

конкретными полномочиями и функциями.

 

Сфера действия законодательства не должна ограничиваться вопросами охраны 

психического здоровья или даже общего состояния здоровья человека. Законодательство в 

области жилищной политики, образования, трудоустройства и здравоохранения, наряду с 

другими аспектами, также занимает важное место в укреплении психического здоровья и 

профилактике психических расстройств и, следовательно, заслуживает должного внимания.


background image

31

4.

   Ключевые вопросы и конкретные действия

при проведении редакционной работы

Этот этап начинается тогда, когда очевидна политическая воля для внесения 

рассмотренных в предыдущем разделе положений в национальное законодательство. 

Задача составления проекта законодательства лучше всего может быть выполнена 

специально сформированным комитетом, от состава которого зависит очень многое. Члены 

комитета должны привносить в его работу соответствующее разнообразие 

профессиональных знаний и навыков, отражая тем самым конкурирующие 

мировоззренческие концепции. Приобщение потребителей услуг и лиц, осуществляющих 

уход за больными, к деятельности комитета играет немаловажную роль, но зачастую 

игнорируется.
В состав редакционного комитета должны входить:
– 

один или два представителя министерства здравоохранения, включая, как 

 

правило, специалиста, который отвечает за вопросы психического здоровья и на 

 

которого могут быть возложены функции председателя комитета или 

 исполнительного 

секретаря;

– 

один или два представителя других задействованных министерств;

– 

законодатели, проявляющие профессиональный интерес к психическому 

 здоровью;

– 

представители групп потребителей услуг в области психиатрии, лица,

 

осуществляющие уход за больными, и организации, отстаивающие интересы

 пациентов;

– 

специалисты в области психического здоровья;

– 

юристы с опытом работы в сфере охраны психического здоровья и в других 

 секторах;

– 

эксперты, занимающиеся проблемами женщин, детей и престарелых.

Процесс консультаций должен быть запущен еще до начала редакционной работы и 

продолжаться вплоть до внедрения законодательства в практику. Приобщение к диалогу 

накануне самого процесса позволит выявить ключевые и проблемные вопросы на раннем 

этапе и послужит толчком для конкретных действий, проявления у заинтересованных сторон 

энтузиазма и желания изменить ситуацию.
После завершения работы по составлению проекта законодательства его текст должен быть 

разослан для согласования со всеми заинтересованными сторонами, которые вплотную 

занимаются проблемой психического здоровья. Если такая работа спланирована хорошо и 

проводится систематически, то процесс согласования может оказать положительное 

влияние на принятие проекта законодательства и его осуществление. Консультации также 

создают условия для повышения уровня информированности населения по целому ряду 

аспектов. К таковым можно отнести важность удовлетворения потребностей лиц с 

психическими расстройствами, необходимость профилактики психического здоровья, 

вовлечение общественности и более полную открытость тематики психических 

расстройств. При такой постановке вопроса повышается вероятность эффективного 

претворения на практике законодательства сразу после его вступления в силу.
К другим преимуществам консультативного процесса можно отнести не только выявление 

возможных слабых сторон в проекте законодательства, в том числе потенциальных 

противоречий с действующим законодательством и с традиционной практикой на местах, а 

также аспектов, случайно не включенных в проект законодательства, но и преодоление 

возможных трудностей на пути реализации законодательства.
Процесс консультаций должен проходить в установленные сроки в три этапа:
– 

издание проекта документа в типографском варианте и в электронном виде для 

 

распространения среди населения конкретной страны с предложением принять 

 

участие в его обсуждении;

– 

рассылка писем с просьбой представить замечания в письменном виде от 

 

общественности, учреждений и представителей соответствующих 

 

государственных структур и неправительственных организаций;

– 

проведение по инициативе редакционного комитета региональных и национальных 

 

собраний общественности для анализа, обсуждения и согласования часто 

 

возникающих возражений и/или предложений по содержанию проекта 

 законодательства.

В состав редакционного 

комитета должны входить

специалисты, 

отстаивающие различные 

точки зрения.

Процесс консультаций 

может положительно 

повлиять на проведение 

законодательства в жизнь.


background image

32

Рамка 4. 

Основные заинтересованные стороны, которых следует пригласить принять 

                участие в обсуждении проекта законодательства в области психического здоровья

 

Государственные учреждения, в том числе министерства здравоохранения, 

 

финансов, юстиции, образования, занятости (труда) и социального обеспечения.

 

Политики, законодатели и лица, формирующие общественное мнение.

 

Правоохранительные органы, в частности представители полиции и 

 пенитенциарных 

учреждений.

 Работники 

судебной 

системы.

 

Представители или ассоциации семей и лиц, обеспечивающих уход за людьми с 

 

психическими расстройствами, организации, выступающие в защиту их интересов, 

 и 

группы 

потребителей 

услуг.

 

Научные учреждения и профессиональные ассоциации, отражающие мнения таких 

 

специалистов, как психиатры, психологи, психиатрические медсестры и 

 

социальные работники медицинских и психиатрических служб.

 Коммерческие 

и 

некоммерческие 

неправительственные 

организации, 

участвующие 

 

в оказании помощи, лечении и реабилитации лиц с психическими расстройствами.

 Религиозные 

деятели.

 

Другие группы с особыми интересами, например организации, защищающие права 

 

меньшинств, и группы, представляющие кланы и племена.

На заключительном этапе проведения консультаций редакционному комитету 

целесообразно выпустить отчет о поступивших в ходе консультаций предложениях, 

возражениях и запросах, а также о реакции комитета на это. Заслуживают особого внимания 

те разделы проекта законодательства, в связи с которыми были высказаны возражения по 

существу, особенно группами потребителей услуг и организациями, пропагандирующими 

ценности психического здоровья. Редакционный комитет, кроме того, должен дать 

подробный ответ на любые принципиальные возражения, с которыми он не согласен, и 

заявить о том, что проект законодательства, по его мнению, не нуждается в каких-либо 

поправках, изменениях или пересмотрах. 


background image

33

Основные положения: Проведение редакционной работы

 

Члены редакционного комитета должны привносить в его работу соответствующее 

разнообразие профессиональных знаний и навыков, отражая тем самым конкурирующие 

мировоззренческие концепции.

 

Приобщение людей с психическими расстройствами и лиц, осуществляющих уход 

за больными, к проведению редакционной работы играет важнейшую роль, но зачастую 

игнорируется.

 

Проект законодательства должен быть предложен для всеобщего обсуждения.

 

Процессу проведения консультаций принадлежит определенная роль в повышении 

уровня информированности населения о проблемах психических расстройств, а также в 

выявлении возможных недоработок в проекте законодательства, случайно не учтенных 

аспектов и трудностей на этапе его реализации.

 

Процесс консультаций должен проходить в установленные сроки с вовлечением 

всех заинтересованных сторон.

 

На заключительном этапе проведения консультаций редакционному комитету 

целесообразно выпустить отчет о поступивших в ходе консультаций предложениях и 

изменениях, внесенных в проект законодательства.


background image

34

5.   

Основные вопросы и конкретные действия

при принятии законодательства

Мобилизация 

общественного мнения 

занимает важнейшее 

место в процессе 

принятия 

законодательства.

Лоббированию 

принадлежит важная роль 

в стимулировании 

принятия 

законодательства. 

В сущности, этот этап является наиболее продолжительным. На снижение темпов работы 

над проектом законодательства могут легко повлиять всевозможные технические детали, 

присущие данному этапу. Важно убедить политиков и представителей исполнительной и 

законодательной ветвей власти в актуальности формирования нового законодательства в 

области психического здоровья и, следовательно, выделения для этого достаточного 

времени. Несмотря на то, что при создании редакционного комитета была оказана 

необходимая поддержка на государственном уровне, к моменту передачи окончательного 

варианта документа в законодательный орган могут появиться другие приоритеты в сфере 

политики. Охрана психического здоровья, в частности в странах с низким уровнем дохода 

населения, может оказаться далеко не первой в списке важнейших политических проблем, 

конкурируя со многими другими актуальными вопросами в плане очередности их решения и 

выделения необходимых ресурсов.

Опора на общественное мнение

 может использоваться для того, чтобы склонить на свою 

сторону лиц, принимающих решения. Необходимо как можно раньше заручиться 

поддержкой со стороны общественности, желательно на этапе проведения консультаций. 

Как упоминается в Разделе 4, специальные консультации создают условия для повышения 

информированности населения по тем вопросам, которые рассматриваются в проекте 

законодательства. Такая работа должна продолжаться и на текущем этапе. Стратегии 

работы с представителями СМИ могут сыграть полезную роль, а сотрудники министерства 

здравоохранения, ответственные за охрану психического здоровья, должны снабжать 

журналистов материалами для службы новостей, информационными сообщениями и 

записями интервью. Для основных групп и организаций могут быть проведены рабочие 

совещания и семинары, посвященные рассмотрению и обсуждению важнейших 

компонентов нового законодательства. Кроме того, уместно заручиться поддержкой широко 

известных личностей, которые заслуживают доверия и производят положительное 

впечатление. Эти люди могут взять на себя функцию активистов, пропагандирующих 

ценности психического здоровья и необходимость принятия законодательства.
Организации, пропагандирующие ценности психического здоровья, могут сыграть 

немаловажную роль в этих мероприятиях. Процесс принятия и внедрения нового 

законодательства предоставляет этим организациям реальную возможность обрести 

дополнительный вес в общественном мнении в борьбе против маргинализации и 

стигматизации лиц с психическими расстройствами. Таким образом, закон о психическом 

здоровье, имеющий целью создание нормальных условий жизни в обществе для людей с 

психическими расстройствами, может вполне стать средством обучения населения, 

формирования новых социальных установок и создания предпосылок для перемен в 

обществе. (См. модуль «

Пропаганда актуальности охраны психического здоровья

».)

Лоббирование проекта закона среди представителей исполнительной ветви власти и 

законодательных органов

 представляется еще одним важным направлением работы по 

стимулированию принятия проекта законодательства в области психического здоровья. 

Сотрудники законодательных органов должны быть информированы о недостатках в 

существующем законодательстве в области психического здоровья или о негативных 

последствиях отсутствия такого законодательства. Им необходимо понять не только 

потребность общества в предлагаемом законе, главные идеи которого лежат в основе 

данного проекта, но и вероятность того, что будущий закон позволит решить существующие 

проблемы и другие, связанные с ними вопросы.
Лица, отвечающие за охрану психического здоровья в министерстве здравоохранения, 

должны проводить регулярные встречи с ведущими специалистами этих учреждений, а 

также с политическими деятелями, представляющими весь спектр политических партий в 

стране. Названные лица должны регулярно получать материалы с информацией о 

психическом здоровье и описанием наиболее передовой практики, причем от них 

потребуется выразить свое отношение к политике и законодательным инициативам в этой 

области. Лоббированию принадлежит важное место в рамках всего законодательного 

процесса, особенно в период принятия закона, для того чтобы была уверенность в 

прохождении проекта закона через законодательный орган, включая этапы его анализа, 

обсуждения и опубликования.