Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1376

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

35

Основные положения: Принятие законодательства

Ниже приведены некоторые из трудностей и подходы к решению проблем формулирования 

и принятия законодательства в области психического здоровья.

Трудности и подходы к решению проблем формулирования законодательства в 

области психического здоровья

Трудности

Натянутые отношения между сторонниками 

принятия законодательства в области 

психического здоровья с акцентом на 

вопросы лечения и соблюдение прав 

пациентов, и теми, кто выступает за 

принятие такого же законодательства, но с 

упором на аспекты укрепления здоровья и 

профилактики.
Противоборство между врачами и юристами, 

препятствующее достижению консенсуса. 

Отсутствие сбалансированности в подходах, 

с одной стороны, к вопросу о правах и 

обязанностях членов семей и, с другой 

стороны, к вопросу о правах и обязанностях 

лиц с психическими расстройствами.  

Нежелание психиатров смириться с 

уменьшением своей независимости в 

вопросах назначения курса лечения, в том 

числе на принудительной основе. 

Низкая степень приоритетности 

законодательства в области психического 

здоровья на уровне правительства страны, 

парламента и других, не связанных со 

здравоохранением секторов.

Подходы к решению проблем

Включение в состав редакционного комитета 

представителей обеих групп для проведения 

откровенной и открытой дискуссии между 

двумя сторонами, а также создание 

предпосылок для отражения и той, и другой 

принципиальной позиции в проекте 

законодательства.

Формулирование закона о психическом 

здоровье с точки зрения людей с 

психическими расстройствами и создание 

условий для активного участия 

представителей разных секторов и областей 

знаний.

Организация рабочих совещаний с 

приглашением представителей обеих групп 

для анализа ситуации с правами человека и 

ролью семей в этом вопросе.  

Проведение семинаров по защите прав 

людей с психическими расстройствами и 

соблюдению медицинской этики с участием 

международных экспертов.

Расширение полномочий организаций, 

выступающих в защиту прав потребителей, 

лиц, обеспечивающих уход за больными, и 

других групп, отстаивающих права лиц с 

психическими расстройствами. 

Лоббирование проекта закона среди 

законодателей и поиск в их рядах активных 

сторонников принятия законодательства в 

области психического здоровья.

 

Сроки принятия законодательства могут быть отложены ввиду других 

законодательных приоритетов, особенно в развивающихся странах.

 

Мобилизация общественного мнения и лоббирование проекта закона среди 

законодателей могут ускорить принятие законодательства.


background image

6.

1

   Препятствия

6.

1.1

   Отсутствие координации

6.

1.2

   Отсутствие информированности

6.

1.3

   Кадровые ресурсы

6.

1.4

   Процедурные вопросы

36

6.   

Препятствия и пути их преодоления

на этапе внедрения законодательства

Во многих странах 

действует 

законодательство в 

области психического 

здоровья, однако 

возникают трудности с 

его применением на 

практике.

Приступая к процессу внедрения законодательства, желательно вернуться к моменту 

зарождения идеи о создании законодательства в области психического здоровья. Многие 

трудности его проведения в жизнь могут быть выявлены, а также приняты корректирующие 

меры еще в ходе работы над проектом и на этапе проведения консультаций по его 

содержанию. Комплексный характер современного законодательства в области 

психического здоровья создает дополнительные препятствия на пути его практического 

применения. Нередко бывает так, что основное внимание уделяется процессу разработки 

самого проекта и его законодательному оформлению, тогда как подготовительные 

мероприятия в небольшом объеме в связи с внедрением законодательства проводятся не 

раньше, чем оно вступает в силу. Уточнение возможных проблем на раннем этапе может 

способствовать успешному проведению закона в жизнь. Приобретенный многими странами 

опыт показывает, что иногда возникает противоречие между «законом на бумаге» и 

«законом в жизни». Вполне объяснимо, что проблемы с исполнением недавно принятого 

закона могут иметь место в странах, где традиции жизнеустройства согласно закону о 

психическом здоровье еще не сложились. Вместе с тем, с проблемами аналогичного 

свойства могут также сталкиваться страны с давно сформировавшимися традициями 

применения такого законодательства.

Трудности с внедрением законодательства могут возникать по целому ряду причин.

Группы потребителей услуг психиатрии, ассоциации членов их семей и организации, 

пропагандирующие ценности психического здоровья, в развитых странах выступают в 

качестве катализатора при проведении законодательства в жизнь и иногда вынуждены 

обращаться в судебные инстанции. В развивающихся странах из-за неразвитой сети таких 

общественных объединений процесс внедрения идет медленно по пути постепенного 

преодоления традиционно сложившихся стереотипов. Эта проблема усугубляется 

разобщенностью действующих групп и отсутствием должной координации между ними. Вот 

почему многие потенциальные выгоды, заложенные в законодательстве в области 

психического здоровья, никогда не доходят до конкретного человека с психическим 

расстройством.

Иногда среди общественности, специалистов, людей с психическими расстройствами, 

членов их семей и организаций, пропагандирующих ценности психического здоровья, 

распространяется искаженная информация о тех изменениях, которые несет в себе новое 

законодательство в области психического здоровья. В отдельных случаях они могут быть 

хорошо информированы об этих изменениях, но остаются недостаточно убежденными в 

правильности аргументов в пользу таких реформ. Это особенно актуально тогда, когда 

законодательство в области психического здоровья предполагает существенный пересмотр 

устоявшейся практики.

В развивающихся странах ощущается острая нехватка высококвалифицированных 

специалистов по психическому здоровью. Например, в соответствии с законодательством в 

области психического здоровья, обычно требуется заключение психиатра, прежде чем 

больной будет направлен в стационар на принудительное лечение. Это обстоятельство 

может оказаться серьезным препятствием на пути реализации законодательства в 

развивающихся странах, так как психиатры могут быть доступны только в городских 

районах, тогда как подавляющая часть населения проживает в сельской местности. 

Недостаточное внимание уделяется оперативной доработке юридических норм с учетом 

требований практики, а также стандартизации процедур документального оформления 

соблюдения больными предписанного режима лечения применительно к положениям 

законодательства в области психического здоровья. Эти недоработки обусловливают 

бессистемное внедрение законодательства, а порой приводят к совершенно неудачным 

попыткам добиться этого. К примеру, задача клиницистов и других специалистов намного 

упрощается, если разработана унифицированная анкета для освидетельствования 

больного, а для удобства потребителей услуг и членов их семей используются 

унифицированные формы заявлений для подачи жалобы по поводу госпитализации.


background image

37

6.

1.5

   Дефицит финансирования

6.

2

   Стратегии решения проблем, возникающих в процессе внедрения

6.

2.1

   Финансовые средства

6.

2.2

   Вопросы координации

Темпы и качество внедрения законодательства в практику, скорее всего, будут зависеть от 

выделения адекватных финансовых ресурсов. Новое законодательство в области 

психического здоровья обычно связано с переносом акцента оказания помощи с 

институционального уровня на уровень служб охраны психического здоровья по месту 

жительства, что, в свою очередь, предполагает дополнительное финансирование. 

В долгосрочной перспективе перераспределение финансовых средств из больничного 

фонда во внебольничный представляется вполне реальным. Тем не менее, в краткосрочной 

перспективе на переходном этапе текущие расходы приходится нести в двойном размере.
В странах, где отсутствует финансирование системы здравоохранения из госбюджета, 

сопротивление реформам может исходить от поставщиков услуг по охране психического 

здоровья, которые будут жаловаться на повышение расходов ввиду реализации 

законодательства в области психического здоровья. В таких странах бремя расходов 

ложится на плечи семей тех лиц, которые страдают психическими расстройствами, поэтому 

они также могут выражать недовольство ростом затрат в результате пересмотра 

законодательства. 

В целях надзора за внедрением законодательства в области психического здоровья должен 

быть создан координирующий орган или агентство. Работа такого органа должна 

осуществляться в соответствии с графиком мероприятий и измеряемыми целевыми 

показателями, а его административные функции и финансовая власть должны 

способствовать эффективному и оперативному проведению в жизнь принятого 

законодательства. Такой орган должен обладать соответствующим мандатом, 

полномочиями и адекватными финансовыми средствами в целях:
– 

составления правил и определения процедур внедрения законодательства;

– 

разработки стандартизованных методик ведения документации;

– 

обеспечения надлежащей профессиональной подготовки специалистов по 

 

психическому здоровью и внедрения в практику, если потребуется, аттестационных 

 процедур;
– 

решения кадровых вопросов, например, путем передачи полномочий 

 

подготовленному и контролируемому персоналу служб охраны психического 

 

здоровья, не имеющему врачебного образования (медсестрам, санитаркам, 

 

психологам, социальным работникам психиатрической службы), для выполнения 

 

функций психиатров в некоторых ситуациях.

Развивающиеся страны из-за нехватки кадровых ресурсов могут столкнуться с трудностями 

при создании координирующего органа. В некоторых странах эту функцию могут взять на 

себя сотрудники министерств здравоохранения, которые отвечают за политику и 

планирование мероприятий в области психического здоровья, если им будет оказана 

методическая помощь со стороны  наблюдательных органов (Раздел 3.1.7) и организаций, 

пропагандирующих ценности психического здоровья.

Выделение адекватных бюджетных ассигнований играет важнейшую роль в деятельности по 

ускоренному внедрению законодательства в практику. В частности, финансовые средства 

необходимы для организации работы наблюдательного органа, обучения специалистов по 

психическому здоровью практическим аспектам законодательства и реформирования служб 

охраны психического здоровья. В большинстве случаев такие бюджетные ассигнования 

входят в общий бюджет здравоохранения. Однако низкая приоритетность психического 

здоровья может привести к тому, что средства, выделенные на охрану психического 

здоровья, будут переброшены на другие участки медобслуживания. Следовательно, в таких 

случаях важно добиваться того, чтобы бюджетные статьи на психическое здоровье были 

защищены и использовались только по своему назначению. (См. модуль «

Финансирование 

охраны психического здоровья

».)

Перечисленные ниже предложения могут помочь в преодолении трудностей в процессе 

внедрения.


background image

38

6.

2.3

   Широкое распространение нового законодательства среди лиц с психическими

           расстройствами, членов их семей и организаций, пропагандирующих ценности 

           психического здоровья

6.

2.4

   Просвещение и информирование населения

6.

2.6

   Комиссии по проверке психиатрических учреждений и порядок

           рассмотрения жалоб и принятия мер

6.

2.5

   Подготовка персонала общей лечебной сети, служб охраны психического

           здоровья и других специалистов

Посредством рабочих совещаний и семинаров положения нового законодательства должны 

быть доведены до сведения основных заинтересованных сторон, в том числе до групп, 

представляющих интересы людей с психическими расстройствами, членов их семей и 

организаций, пропагандирующих ценности психического здоровья. На современном этапе во 

многих развивающихся странах идет процесс создания и активизации деятельности групп, 

представляющих интересы людей с психическими расстройствами, в том числе в таких 

странах, как Бразилия, Мексика и Уганда. (См. модуль «

Пропаганда актуальности охраны 

психического здоровья

»). Очень важно, чтобы такие группы рассматривались в качестве 

партнеров в осуществлении нового законодательства в области психического здоровья и 

чтобы их позиция занимала определенное место в стратегиях внедрения.

Массовые информационно-просветительские кампании должны обеспечивать охват всего 

населения и разъяснять важнейшие положения нового законодательства, в частности 

мотивы и принципы, лежащие в основе предпринимаемых изменений. 

Знание сути законодательства в области психического здоровья исключительно важно для 

его применения на практике. Вот почему необходимо содействовать специальной 

подготовке сотрудников и персонала общей лечебной сети и служб охраны психического 

здоровья, работников правоохранительных органов, юристов, социальных работников, 

педагогов, руководителей отделов кадров и т. д. Курсы обучения для смешанных групп 

специалистов общей лечебной сети и служб охраны психического здоровья и для других не 

занятых в секторе здравоохранения категорий персонала могут сыграть положительную 

роль не только в углублении знаний по вопросам психического здоровья и психических 

расстройств и соблюдения прав человека в отношении лиц с психическими 

расстройствами, но и в установлении диалога между специалистами различных областей 

знаний. 

Регулярные контрольные посещения психиатрических учреждений создают надежные 

гарантии против необоснованного принудительного содержания в клинике и ущемления 

прав пациентов. Должностным лицам, на которых возложена ответственность за внедрение 

законодательства, необходимо позаботиться о том, чтобы наблюдательный орган в 

оперативном порядке сформировал комиссии по проверке психиатрических и 

психотерапевтических учреждений. Кроме того, в соответствии с требованиями 

законодательства, должны быть предусмотрены ускоренные и эффективные процедуры 

рассмотрения жалоб. Такие механизмы дополняют другие общепринятые процедуры 

обжалования тех административных решений, которые нарушают гражданские права и 

права человека.


background image

39

Основные положения: Внедрение законодательства

 

Во многих странах не обеспечивается адекватное внедрение в практику 

законодательства в области психического здоровья.

 

Проблемы, связанные с осуществлением законодательства, могут быть выявлены 

и устранены на этапе составления проекта и проведения консультаций по его содержанию.

 

Подобные проблемы могут возникать ввиду отсутствия согласованных мер по 

внедрению законодательства, недостаточной осведомленности, дефицита кадровых 

ресурсов, нерешенных процедурных вопросов и нехватки финансовых средств.

 

Создание координирующего органа с четким графиком работы и измеряемыми 

целевыми показателями может способствовать проведению в жизнь принятого 

законодательства. 

 

На внедрение законодательства за счет госбюджета должны быть выделены 

дополнительные финансовые средства.

 

Группы потребителей, члены их семей, лица, осуществляющие уход за 

больными, а также их ассоциации и организации, пропагандирующие ценности психического 

здоровья, являются важными партнерами в деле ускорения процесса внедрения нового 

законодательства в практику.

 

Массовая информационная кампания повышает уровень осведомленности 

населения о новом законодательстве и, таким образом, прямо или косвенно оказывает 

влияние на его внедрение.