Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1376
Скачиваний: 5
35
Основные положения: Принятие законодательства
Ниже приведены некоторые из трудностей и подходы к решению проблем формулирования
и принятия законодательства в области психического здоровья.
Трудности и подходы к решению проблем формулирования законодательства в
области психического здоровья
Трудности
Натянутые отношения между сторонниками
принятия законодательства в области
психического здоровья с акцентом на
вопросы лечения и соблюдение прав
пациентов, и теми, кто выступает за
принятие такого же законодательства, но с
упором на аспекты укрепления здоровья и
профилактики.
Противоборство между врачами и юристами,
препятствующее достижению консенсуса.
Отсутствие сбалансированности в подходах,
с одной стороны, к вопросу о правах и
обязанностях членов семей и, с другой
стороны, к вопросу о правах и обязанностях
лиц с психическими расстройствами.
Нежелание психиатров смириться с
уменьшением своей независимости в
вопросах назначения курса лечения, в том
числе на принудительной основе.
Низкая степень приоритетности
законодательства в области психического
здоровья на уровне правительства страны,
парламента и других, не связанных со
здравоохранением секторов.
Подходы к решению проблем
Включение в состав редакционного комитета
представителей обеих групп для проведения
откровенной и открытой дискуссии между
двумя сторонами, а также создание
предпосылок для отражения и той, и другой
принципиальной позиции в проекте
законодательства.
Формулирование закона о психическом
здоровье с точки зрения людей с
психическими расстройствами и создание
условий для активного участия
представителей разных секторов и областей
знаний.
Организация рабочих совещаний с
приглашением представителей обеих групп
для анализа ситуации с правами человека и
ролью семей в этом вопросе.
Проведение семинаров по защите прав
людей с психическими расстройствами и
соблюдению медицинской этики с участием
международных экспертов.
Расширение полномочий организаций,
выступающих в защиту прав потребителей,
лиц, обеспечивающих уход за больными, и
других групп, отстаивающих права лиц с
психическими расстройствами.
Лоббирование проекта закона среди
законодателей и поиск в их рядах активных
сторонников принятия законодательства в
области психического здоровья.
–
Сроки принятия законодательства могут быть отложены ввиду других
законодательных приоритетов, особенно в развивающихся странах.
–
Мобилизация общественного мнения и лоббирование проекта закона среди
законодателей могут ускорить принятие законодательства.
6.
1
Препятствия
6.
1.1
Отсутствие координации
6.
1.2
Отсутствие информированности
6.
1.3
Кадровые ресурсы
6.
1.4
Процедурные вопросы
36
6.
Препятствия и пути их преодоления
на этапе внедрения законодательства
Во многих странах
действует
законодательство в
области психического
здоровья, однако
возникают трудности с
его применением на
практике.
Приступая к процессу внедрения законодательства, желательно вернуться к моменту
зарождения идеи о создании законодательства в области психического здоровья. Многие
трудности его проведения в жизнь могут быть выявлены, а также приняты корректирующие
меры еще в ходе работы над проектом и на этапе проведения консультаций по его
содержанию. Комплексный характер современного законодательства в области
психического здоровья создает дополнительные препятствия на пути его практического
применения. Нередко бывает так, что основное внимание уделяется процессу разработки
самого проекта и его законодательному оформлению, тогда как подготовительные
мероприятия в небольшом объеме в связи с внедрением законодательства проводятся не
раньше, чем оно вступает в силу. Уточнение возможных проблем на раннем этапе может
способствовать успешному проведению закона в жизнь. Приобретенный многими странами
опыт показывает, что иногда возникает противоречие между «законом на бумаге» и
«законом в жизни». Вполне объяснимо, что проблемы с исполнением недавно принятого
закона могут иметь место в странах, где традиции жизнеустройства согласно закону о
психическом здоровье еще не сложились. Вместе с тем, с проблемами аналогичного
свойства могут также сталкиваться страны с давно сформировавшимися традициями
применения такого законодательства.
Трудности с внедрением законодательства могут возникать по целому ряду причин.
Группы потребителей услуг психиатрии, ассоциации членов их семей и организации,
пропагандирующие ценности психического здоровья, в развитых странах выступают в
качестве катализатора при проведении законодательства в жизнь и иногда вынуждены
обращаться в судебные инстанции. В развивающихся странах из-за неразвитой сети таких
общественных объединений процесс внедрения идет медленно по пути постепенного
преодоления традиционно сложившихся стереотипов. Эта проблема усугубляется
разобщенностью действующих групп и отсутствием должной координации между ними. Вот
почему многие потенциальные выгоды, заложенные в законодательстве в области
психического здоровья, никогда не доходят до конкретного человека с психическим
расстройством.
Иногда среди общественности, специалистов, людей с психическими расстройствами,
членов их семей и организаций, пропагандирующих ценности психического здоровья,
распространяется искаженная информация о тех изменениях, которые несет в себе новое
законодательство в области психического здоровья. В отдельных случаях они могут быть
хорошо информированы об этих изменениях, но остаются недостаточно убежденными в
правильности аргументов в пользу таких реформ. Это особенно актуально тогда, когда
законодательство в области психического здоровья предполагает существенный пересмотр
устоявшейся практики.
В развивающихся странах ощущается острая нехватка высококвалифицированных
специалистов по психическому здоровью. Например, в соответствии с законодательством в
области психического здоровья, обычно требуется заключение психиатра, прежде чем
больной будет направлен в стационар на принудительное лечение. Это обстоятельство
может оказаться серьезным препятствием на пути реализации законодательства в
развивающихся странах, так как психиатры могут быть доступны только в городских
районах, тогда как подавляющая часть населения проживает в сельской местности.
Недостаточное внимание уделяется оперативной доработке юридических норм с учетом
требований практики, а также стандартизации процедур документального оформления
соблюдения больными предписанного режима лечения применительно к положениям
законодательства в области психического здоровья. Эти недоработки обусловливают
бессистемное внедрение законодательства, а порой приводят к совершенно неудачным
попыткам добиться этого. К примеру, задача клиницистов и других специалистов намного
упрощается, если разработана унифицированная анкета для освидетельствования
больного, а для удобства потребителей услуг и членов их семей используются
унифицированные формы заявлений для подачи жалобы по поводу госпитализации.
37
6.
1.5
Дефицит финансирования
6.
2
Стратегии решения проблем, возникающих в процессе внедрения
6.
2.1
Финансовые средства
6.
2.2
Вопросы координации
Темпы и качество внедрения законодательства в практику, скорее всего, будут зависеть от
выделения адекватных финансовых ресурсов. Новое законодательство в области
психического здоровья обычно связано с переносом акцента оказания помощи с
институционального уровня на уровень служб охраны психического здоровья по месту
жительства, что, в свою очередь, предполагает дополнительное финансирование.
В долгосрочной перспективе перераспределение финансовых средств из больничного
фонда во внебольничный представляется вполне реальным. Тем не менее, в краткосрочной
перспективе на переходном этапе текущие расходы приходится нести в двойном размере.
В странах, где отсутствует финансирование системы здравоохранения из госбюджета,
сопротивление реформам может исходить от поставщиков услуг по охране психического
здоровья, которые будут жаловаться на повышение расходов ввиду реализации
законодательства в области психического здоровья. В таких странах бремя расходов
ложится на плечи семей тех лиц, которые страдают психическими расстройствами, поэтому
они также могут выражать недовольство ростом затрат в результате пересмотра
законодательства.
В целях надзора за внедрением законодательства в области психического здоровья должен
быть создан координирующий орган или агентство. Работа такого органа должна
осуществляться в соответствии с графиком мероприятий и измеряемыми целевыми
показателями, а его административные функции и финансовая власть должны
способствовать эффективному и оперативному проведению в жизнь принятого
законодательства. Такой орган должен обладать соответствующим мандатом,
полномочиями и адекватными финансовыми средствами в целях:
–
составления правил и определения процедур внедрения законодательства;
–
разработки стандартизованных методик ведения документации;
–
обеспечения надлежащей профессиональной подготовки специалистов по
психическому здоровью и внедрения в практику, если потребуется, аттестационных
процедур;
–
решения кадровых вопросов, например, путем передачи полномочий
подготовленному и контролируемому персоналу служб охраны психического
здоровья, не имеющему врачебного образования (медсестрам, санитаркам,
психологам, социальным работникам психиатрической службы), для выполнения
функций психиатров в некоторых ситуациях.
Развивающиеся страны из-за нехватки кадровых ресурсов могут столкнуться с трудностями
при создании координирующего органа. В некоторых странах эту функцию могут взять на
себя сотрудники министерств здравоохранения, которые отвечают за политику и
планирование мероприятий в области психического здоровья, если им будет оказана
методическая помощь со стороны наблюдательных органов (Раздел 3.1.7) и организаций,
пропагандирующих ценности психического здоровья.
Выделение адекватных бюджетных ассигнований играет важнейшую роль в деятельности по
ускоренному внедрению законодательства в практику. В частности, финансовые средства
необходимы для организации работы наблюдательного органа, обучения специалистов по
психическому здоровью практическим аспектам законодательства и реформирования служб
охраны психического здоровья. В большинстве случаев такие бюджетные ассигнования
входят в общий бюджет здравоохранения. Однако низкая приоритетность психического
здоровья может привести к тому, что средства, выделенные на охрану психического
здоровья, будут переброшены на другие участки медобслуживания. Следовательно, в таких
случаях важно добиваться того, чтобы бюджетные статьи на психическое здоровье были
защищены и использовались только по своему назначению. (См. модуль «
Финансирование
охраны психического здоровья
».)
Перечисленные ниже предложения могут помочь в преодолении трудностей в процессе
внедрения.
38
6.
2.3
Широкое распространение нового законодательства среди лиц с психическими
расстройствами, членов их семей и организаций, пропагандирующих ценности
психического здоровья
6.
2.4
Просвещение и информирование населения
6.
2.6
Комиссии по проверке психиатрических учреждений и порядок
рассмотрения жалоб и принятия мер
6.
2.5
Подготовка персонала общей лечебной сети, служб охраны психического
здоровья и других специалистов
Посредством рабочих совещаний и семинаров положения нового законодательства должны
быть доведены до сведения основных заинтересованных сторон, в том числе до групп,
представляющих интересы людей с психическими расстройствами, членов их семей и
организаций, пропагандирующих ценности психического здоровья. На современном этапе во
многих развивающихся странах идет процесс создания и активизации деятельности групп,
представляющих интересы людей с психическими расстройствами, в том числе в таких
странах, как Бразилия, Мексика и Уганда. (См. модуль «
Пропаганда актуальности охраны
психического здоровья
»). Очень важно, чтобы такие группы рассматривались в качестве
партнеров в осуществлении нового законодательства в области психического здоровья и
чтобы их позиция занимала определенное место в стратегиях внедрения.
Массовые информационно-просветительские кампании должны обеспечивать охват всего
населения и разъяснять важнейшие положения нового законодательства, в частности
мотивы и принципы, лежащие в основе предпринимаемых изменений.
Знание сути законодательства в области психического здоровья исключительно важно для
его применения на практике. Вот почему необходимо содействовать специальной
подготовке сотрудников и персонала общей лечебной сети и служб охраны психического
здоровья, работников правоохранительных органов, юристов, социальных работников,
педагогов, руководителей отделов кадров и т. д. Курсы обучения для смешанных групп
специалистов общей лечебной сети и служб охраны психического здоровья и для других не
занятых в секторе здравоохранения категорий персонала могут сыграть положительную
роль не только в углублении знаний по вопросам психического здоровья и психических
расстройств и соблюдения прав человека в отношении лиц с психическими
расстройствами, но и в установлении диалога между специалистами различных областей
знаний.
Регулярные контрольные посещения психиатрических учреждений создают надежные
гарантии против необоснованного принудительного содержания в клинике и ущемления
прав пациентов. Должностным лицам, на которых возложена ответственность за внедрение
законодательства, необходимо позаботиться о том, чтобы наблюдательный орган в
оперативном порядке сформировал комиссии по проверке психиатрических и
психотерапевтических учреждений. Кроме того, в соответствии с требованиями
законодательства, должны быть предусмотрены ускоренные и эффективные процедуры
рассмотрения жалоб. Такие механизмы дополняют другие общепринятые процедуры
обжалования тех административных решений, которые нарушают гражданские права и
права человека.
39
Основные положения: Внедрение законодательства
–
Во многих странах не обеспечивается адекватное внедрение в практику
законодательства в области психического здоровья.
–
Проблемы, связанные с осуществлением законодательства, могут быть выявлены
и устранены на этапе составления проекта и проведения консультаций по его содержанию.
–
Подобные проблемы могут возникать ввиду отсутствия согласованных мер по
внедрению законодательства, недостаточной осведомленности, дефицита кадровых
ресурсов, нерешенных процедурных вопросов и нехватки финансовых средств.
–
Создание координирующего органа с четким графиком работы и измеряемыми
целевыми показателями может способствовать проведению в жизнь принятого
законодательства.
–
На внедрение законодательства за счет госбюджета должны быть выделены
дополнительные финансовые средства.
–
Группы потребителей, члены их семей, лица, осуществляющие уход за
больными, а также их ассоциации и организации, пропагандирующие ценности психического
здоровья, являются важными партнерами в деле ускорения процесса внедрения нового
законодательства в практику.
–
Массовая информационная кампания повышает уровень осведомленности
населения о новом законодательстве и, таким образом, прямо или косвенно оказывает
влияние на его внедрение.