Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3213
Скачиваний: 34
1
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Н.Д.Завалова
Б.Ф.Ломов
В.А.Пономаренко
ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ответственный
редактор
доктор
психологических
наук
профессор
Ю.М.Забродин
МОСКВА «НАУКА» 1986
В книге представлены результаты теоретического и экспериментального
исследования регулирующей функции образа в деятельности человека. Особое
внимание уделено вопросам формирования интегрального образа. Исследуется
зависимость эффективности деятельности человека от уровня сформированности
образа. На основе экспериментальных данных сформулированы инженерно–
психологические и психолого–педагогические рекомендации для применения их
на практике.
Для психологов, физиологов, техников.
Рецензенты:
Т.Н. Ушакова. Л.С. Хачатурьянц
2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1.
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ
И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА........... 8
1.1. ОБРАЗ КАК ФЕНОМЕН ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ...................................................... 9
1.2. УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ............................................................................. 11
1.3. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ....................................................... 19
1.4. ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЛЕТЧИКА) ............................................................. 25
ГЛАВА 2
ОБРАЗ ПОЛЕТА (ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЛЕТЧИКА) ....................................................................................................... 31
2.1. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ОБРАЗА ПОЛЕТА ........................................... 32
2.2. ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА СОЗНАНИЮ ЛЕТЧИКА .................... 41
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО
ОБРАЗА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.................................................................... 60
3.1. ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА ПОЛЕТА ПРИ ДИРЕКТОРНОМ УПРАВЛЕНИИ .............................. 62
3.2.
ПСИХИЧЕСКИЙ
ОБРАЗ.
РЕГУЛИРУЮЩИЙ
ДЕЙСТВИЯ
ЛЕТЧИКА
В
АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................... 68
ГЛАВА 4.
СОДЕРЖАНИЕ И СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО
ДЕЙСТВИЯ В ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ .............................. 75
ГЛАВА 5.
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ
ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................... 89
ГЛАВА 6.
УЧЕТ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗА
ПОЛЕТА
В
ИНЖЕНЕРНО–
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТЧИКА.....................106
6.1.
ИНФОРМАЦИОННАЯ
СРЕДА
ПОЛЕТА
И
ФОРМИРОВАНИЕ
ОБРАЗА
ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА................................................................107
6.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СРЕДЫ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НА СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБРАЗА И
НАДЕЖНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА (ПРОБЛЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПОЛЕТА)..............116
6.2.1. ИСХОДНЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
И
МЕТОДИКА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.........................................................................116
6.2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................................................120
6.3. УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗА ПОЛЕТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИКАЦИИ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА................................................................125
6.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ ОБРАЗА
ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕТЧИКОВ........................................................................................................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................................................152
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................................................................161
3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее отчетливо выраженных тенденций развития
современной психологической науки является все более активное включение ее в
решение задач, которые ставятся практикой. Круг таких задач, возникающих в
различных сферах жизни общества, непрерывно расширяется. Но чем более
возрастает многообразие практических задач, адресуемых психологии, тем острее
становится необходимость разработки ее фундаментальных проблем, четкого
определения основных принципов и подходов, создания единой системы методов
исследования. Эффективность прикладных психологических разработок зависит от
того, насколько они направляются теорией, раскрывающей сущность психических
явлений, их природу и управляющие ими закономерности.
Вместе с тем теоретические концепции и схемы, сложившиеся в ходе
фундаментальных исследований, оказываются перед необходимостью их проверки
практикой.
Разделение исследований на прикладные и фундаментальные, конечно,
условно. В реальном процессе развития науки они непрестанно переходят одни в
другие. Результат глубокого фундаментального исследования всегда рано или
поздно находит применение в практике, а добротное прикладное исследование
обогащает теорию.
Положение о диалектическом единстве теории и практики для
современного этапа развития психологической науки имеет первостепенное
значение.
В данной книге предпринята попытка применения одного из
фундаментальных методологических принципов советской психологии —
принципа отражения — в изучении деятельности человека–оператора. На
основании многолетних исследований авторы пришли к выводу, что инженерно–
психологическое обеспечение надежности и эффективности действий человека–
оператора, а также его обучение не могут обходиться без опоры на теоретическую
концепцию образного отражения, разработанную в советской психологии, прежде
всего в трудах Б.Г. Ананьева [7—9], С.В. Кравкова [78], А.Н.Леонтьева [87, 88],
С.Л. Рубинштейна [132], А.А. Смирнова [137], Б.М. Теплова [147] и их
последователей.
Серия исследований, результаты которых изложены в этой книге,
проводилась в русле того направления, которое было определено в наших прежних
работах: "Человек и техника (очерки инженерной психологии)" (1963), "Методы
инженерно–психологических
исследований
в
авиации" (1975),
"Экспериментально–психологические исследования в авиации и космонавтике"
(1978), а также в [45, 53, 122, 124].
По существу она является продолжением перечисленных работ. Мы
попытались конкретизировать и развить общие теоретические положения,
сформулированные в них, проверить возникшие гипотезы и отработать некоторые
методы.
Особенность данного исследования в том, что, являясь инженерно–
психологическим, оно вместе с тем относится и к проблематике общей
4
психологии. Необходимость все более тесного контакта инженерной психологии
(как и других специальных психологических дисциплин) с общей диктуется самой
логикой ее развития. В то же время и общая психология испытывает большую
потребность в данных, накапливаемых специальными дисциплинами, в том числе
инженерной психологией (подробнее см. [100]).
Инженерная психология как самостоятельная научная дисциплина в нашей
стране начала развиваться в конце 50–х годов, хотя исследования инженерно–
психологического типа проводились и ранее, уже в 20—30–е годы (интересно
отметить, что некоторые из них уже тогда были связаны с практическими
задачами, возникающими в авиации [60, 159]).
На первом этапе развития инженерной психологии основное внимание
уделялось решению частных вопросов: проводились сравнительные исследования
восприятия человеком отдельных приборов разных типов, скорости и точности его
реакций в разнообразных условиях, изучались процессы приема и переработки
информации, передаваемой в знаковой форме, ее фиксации в кратковременной и
долговременной памяти, влияние тех или иных изолированно рассматриваемых
условий на эффективность и надежность действий человека и т.д.
В этих исследованиях (преимущественно лабораторных экспериментах) был
накоплен большой фактический материал, сформулирован ряд инженерно–
психологических принципов и конкретных практических рекомендаций [33, 65, 66,
68, 93, 158]. Уже на первом этапе развития инженерная психология опиралась на
ту методологическую платформу, которая была выработана в советской
психологии, и ее общую теорию. В инженерно–психологических исследованиях
использовались общетеоретическая концепция деятельности как основного
способа существования человека, а также теоретическая концепция восприятия,
памяти, мышления, психических процессов в целом. Инженерная психология уже
на начальном этапе развития дала много ценного и полезного, но она служила в
основном решению частных задач. Однако уже в то время испытывалась
потребность в конкретной реализации основных положений психологии,
сформулированных на методологическом уровне.
С самого начала в советской инженерной психологии утвердилось
понимание отношения "человек—машина" в системах контроля и управления как
отношение "субъект труда — орудие (средство) труда".
Она не приняла распространенную в те годы за рубежом механистическую
схему, согласно которой человек и машина трактовались как одно-порядковые
элементы системы, и подчеркивала качественную специфику "человеческого
звена".
Но что значит общетеоретическое положение "человек–оператор — это
субъект деятельности" на конкретно–научном уровне? Как раскрыть это
положение применительно к анализу систем "человек—машина— среда"? Эти
вопросы возникали и велись поиски подходов к их решению. Исследование
частностей, естественно, не могло привести к их решению. Требовался более
общий взгляд.
В этой связи была предложена новая (по сравнению с традиционной)
трактовка системы "человек—машина", в которой базовое значение придавалось
5
деятельности оператора [61, 93, 96]. Согласно этой трактовке, функционирование
системы подчиняется той цели, которую он перед собой ставит: прием, хранение,
переработка информации и принятие решения осуществляются относительно цели
(представления будущего результата), ей подчиняется и оценка сигналов обратной
связи (подробнее см. [18, 100]).
В середине 60–х годов была сформулирована задача проектирования
деятельности оператора как главная задача инженерной психологии [97]. Участвуя
в создании системы "человек—машина", инженерный психолог должен не только
оценивать и корректировать проекты технических устройств с точки зрения их
соответствия человеку, но и проектировать его деятельность, подобно тому, как
конструктор и инженер–проектировщик проектируют технику.
Эта задача стала рассматриваться как главная (и глобальная) не только в
инженерной психологии; она превратилась в общую задачу всего научно–
практического комплекса, направленного на изучение и создание систем
"человек—машина—среда" (эргономики). Так, В.М. Мунипов связывает с этой
задачей новый этап развития эргономики — проективную эргономику (в отличие
от коррективной) [109].
Но здесь снова возникают общие, методологические вопросы: как подойти
к решению задачи проектирования деятельности? Что именно возможно
проектировать в работе оператора психологическими средствами? Какие методы
нужно при этом использовать? и т.д.
Чтобы определить подход к решению вопросов такого рода, необходимо
располагать общей, но вместе с тем дающей возможность конкретных решений
психологической теорией.
В общей психологии сложилось несколько близких, хотя и различающихся,
теоретических концепций деятельности (Б. Г. Ананьев, [9], А.Н. Леонтьев [86],
С.Л. Рубинштейн [132], Б.М. Теплов [147]). Не проводя их сравнительного
анализа, отметим только, что все они формировались в связи с разработкой
методологических проблем и поэтому обладают высоким уровнем, обобщенности
и абстрактности. Однако попытки прямого применения любой из них к задачам
инженерной психологии наталкиваются на большие трудности; методологический
аппарат, который позволял бы конкретизировать эти концепции, не разработан.
Понимание деятельности в этих концепциях четко противопоставляется
упрощенным бихевиористским схемам; оно исключает возможность описывать и
проектировать человеческую деятельность просто как последовательность реакций
на последовательность стимулов, а требует прежде всего анализа ее
психологического содержания.
В
инженерно–психологических
исследованиях, опирающихся
на
общетеоретическую платформу советской психологии, наметилось несколько
подходов к анализу деятельности. Один из них направлен на выделение в "потоке
деятельности" действий и операций, выяснение взаимосвязей и взаимопереходов
между ними. Достоинство данного подхода в том, что при проектировании
деятельности он позволяет определить связанную с целью систему задач (и
подзадач), которые должен будет решать оператор, а также конкретных условий.
При описании деятельности в русле этого подхода часто используются так