Файл: Ефимкина Р.П. - Детская психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 955

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Автор-составитель Р. П. Ефимкина

Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995

ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать
всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы
получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания
детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в
типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее
известны две периодизации представителей психоаналитической теории:
Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

З.Фрейд

 (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических

факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят
5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии
интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей
источником получения удовольствия:

1.  оральная стадия (0 – 2 года);
2.  анальная стадия (2 – 3 года);
3.  фаллическая стадия (4 – 5 лет);
4.  латентная стадия (6 – 12 лет);
5.  генитальная стадия (12 – 18 лет).

Э. Эриксон

 (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития

личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого
составляет конфликт между противоположными состояниями сознания,
психики:

1.  доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
2.  чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
3.  инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
4.  трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
5.  понимание принадлежности к определенному полу – непо-нимание форм

поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);

6.  стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих

(раннее взросление);

7.  жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные

проблемы (нормальное взросление);

8.  ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем становления и развития мышления,
процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития
были разработаны швейцарским ученым

Жаном Пиаже

 (1896 – 1980). Человек,

по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1)
чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2)
дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4)
период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и
далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые
обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также
бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником
бихевиоризма является

Джон Уотсон

 (1878-1958). Большой вклад в

практическое осуществление теории внес

Б. Скиннер

 (1904-1992).

Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и
выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное
обусловливание и подражание.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и
акцентирует внимание на определении общего и специфического в их
поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит
название

этология

 .

Конрад Лоуренц

 (1903-1988), известный этолог, ввел в

психологию понятие

импринтинга

 (запечатлевания). По мнению этологов,

человек рождается с определенными фиксированными образцами действий,
генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность,
стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие
гуманистической теории внес

Абрахам Маслоу

 (1908 – 1970). Согласно его

теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает
ему удовлетворять потребности пяти уровней:

1.  выживание, или биологические потребности;
2.  безопасность и уверенность в будущем;
3.  любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный

статус);

4. самооценка;
5. самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка
появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория
интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая,
сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по
Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых
социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его
сознание.

Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные
"инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют
внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном
пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил
понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

1.  Она должна быть

смыслообразующей

 для ребенка. Например, в 3 года

бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте
игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство
смыслообразования.

2.  В контексте этой деятельности складываются

базовые отношения

 со

взрослыми и сверстниками.

3.  В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные

новообразования

 возраста (круг способностей, которые позволяют эту

деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет
решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они
есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для
психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью
дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является
ведущей деятельностью.

Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные,
или

стабильные

 , а есть так называемые

критические

 .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном
порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень
короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это
революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны
следующие особенности:

1.  Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов,

крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно
определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение
(кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис
достигает апогея.

2.  Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время

послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается
строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание
количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это
время связана с мучительными переживаниями.

3.  Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в

отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная,
нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько
теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в
развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в
критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.
Выготский назвал эти приобретения

новообразованиями

 .

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть
они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная
речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные
изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения
накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и
критических периодов.

Динамика развития

1.  К началу каждого периода складывается неповторимое отношение

ребенка с окружающей действительностью –

социальная ситуация

развития

 .

2.  Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к

возникновению

новообразований

 .

3.  Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка,

изменение отношений.

4.  Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает

связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению
реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные
периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с
актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а
источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать
ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком
смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального
развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи
взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со
взрослым.

Зона ближайшего развития

 – это то, на что ребенок способен, но не умеет без

помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего
развития, с опережением актуального развития.

Литература

1.

Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности
Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии. – М., 1978.

2.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
– М., 1988.

3.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

4.

Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979.

5.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.–
М., 1991.

6.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 – М., 1984.

7.

Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2-х т.: Пер. с франц. – М.: Мир,
1992.

8.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.

9.

Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

10.

Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. – М., 1987.

11.

Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в
дореволюционной России. – Дубна, 1995.

12.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.,
1995.

13.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.

14.

Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М., 1986.

15.

Пиаже Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной психологии (30 – 60 гг
ХХ в.). Тексты. – М., 1986.

16.

Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного
развития. / Вопр. психол. – 1994 – №1.

17.

Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Нью-Йорк,
служебный перевод.

18.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие
ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

19.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

20.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их
педагогов. – М., 1994.

21.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

22.

Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип – 1995 –
№1.

23.

Ярошевский М.Г. История психологии.– М., 1985.