Файл: Ефимкина Р.П. - Детская психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 987

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в
том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность

 – уважение. Любой младший школьник высказывает

претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание
его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то
невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания
("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности
способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.
Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать
неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.
Э.Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие
формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в
социально"приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой
"инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей
способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям
независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго
наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины
возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(7-13 лет)

Ведущая деятельность – учение.

 Обучение в школе и учение при этом могут

не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть
организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок
играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так.
Продукт учебной деятельности – сам человек.

А.Эйнштейн: "Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут
способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется,
даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось
с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и
особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана".

Новообразования

Основные новообразования школьника:

1.  личностная рефлексия;
2.  интеллектуальная рефлексия.

Личностная рефлексия

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно
расширяется.

У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на
все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию
самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они
дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители
относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом
себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а
приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в
котором образ самого себя относится к идеальному Я.

Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Рефлексия интеллектуальная

Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об
основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм
коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания.
Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение
интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного
времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти
совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше
запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В
проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники
не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они
целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали
информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к
каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Умственное развитие

7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже – период
конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено
проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему
способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно
мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого
дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые
факты, чем изменят свою точку зрения.

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких
признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений
состояния объекта или события.

У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения
объекта. Возникает обратимое мышление.

Отношения со взрослыми


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны
взрослых: авторитарный, демократический или попустительский
(анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в
условиях демократического руководства (подробнее об этом в гл.
"Подростковый возраст").

Отношения со сверстниками

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со
сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается
конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо
адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило,
способны к сотрудничеству.

Игра

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства
сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие
понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство,
лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества,
клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила
детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе
взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего
времени.

Эмоциональное развитие

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше,
чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого
теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет
сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления,
отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или
беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в
школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение)
широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно
быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь
критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или
сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая
заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

Литература

1.

Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М., 1993.

2.

Глассер У. Школы без неудачников.– М., 1991.

3.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М., 1992.

4.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.– М., 1972.


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

5.

Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы
начинающих учителей.– М., 1983.

6.

Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей.– М., 1985.

7.

Жамкочьян М. Сквозь психологический "кристалл". / Знание – сила –
1994 – № 7.

8.

Жамкочьян М. "Я плохой", или Проблема идентификации в школе. /
Знание – сила – 1994 – № 8.

9.

Жамкочьян М. Личность в современной школе. / Знание – сила – 1994 –
№ 9.

10.

Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум. / Знание – сила – 1994
– №10.

11.

Жамкочьян М. Страх и бегство. / Знание – сила – 1994 – №11.

12.

Жамкочьян М. Стратегии успеха. / Знание – сила – 1994 – №2.

13.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.– М.,
1993.

14.

Липман М. Пикси: Философские новеллы для детей. – Новосибирск,
1995.

15.

Лосева В., Луньков А. ...Ими вы растете. / Знание – сила – 1994 – №10.

16.

Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.

17.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 1991.

18.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.– М.,
1991.

19.

Одаренные дети: Пер. с англ. – М., 1991.

20.

Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений
учащихся. / Вопр. психол. – 1994 – №3.

21.

Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.

22.

Родари Д. Грамматика фантазии.– М., 1978.

23.

Рябцева С.Л. Диалог за партой.– М., 1989.

24.

Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.– М.,
1991.

25.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.– М., 1988.

26.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только
теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная
фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости,
снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении
личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

1. Наблюдается

снижение продуктивности

 и способности к учебной

деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс
проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение).


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические
задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции
(выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит
переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это

4 период умственного развития

 . Это не количественная характеристика

интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения,
новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое
мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.
Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать
философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает
к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подрост-ка впервые
обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний.
Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В
этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно
сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается
вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций вряду других, а ключ
для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления
закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие,
память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).
Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией)
того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

1.  Второй симптом кризиса –

негативизм

 . Иногда эту фазу так и называют

фазой второго негативизма

 по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как

бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям
дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство,
недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается
позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный
характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1.  Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это

длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из
семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это
трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2.  Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в

некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на
отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее