Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9750

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Проблемы с-13

Глава 10 Развитие «Я»................................................................................................................. 2
Глава 11 Человек и другие люди....................................................................................... 61
Глава 12 «Иные» .............................................................................................................. 137
Приложение А.................................................................................................................. 361
Приложение Б Статистика и обработка данных............................................................. 362

Годфруа Ж.

Что такое психология: В 2-х т. Т. 2:

 Пер.

 с франц.-М.:

Мир, 1992.-376 с., ил.

ISBN

 5-03-001902-2

Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности.

Том 2 посвящен  проблемам  социальной  психологии (становление  личности, социальное  поведение, столкновение
социального  и  биологического  в  человеке, нарушения  психики), а  также  биологическим  основам  поведения. Для
специалистов  и  студентов - психологов, биологов, медиков, педагогов - и  всех  читателей, интересующихся
вопросами психологии.

Редакция литературы по биологии
©

 1988 Pierre Mardaga,

editeur © перевод на русский язык,
Алипов Н.Н., Свечников В. В., 1992

4. Я, ДРУГИЕ И «ИНЫЕ»
Введение

В  шести  предыдущих  главах  мы  рассмотрели  различные  процессы, позволяющие  человеку

приспосабливаться к реальной действительности или видоизменять ее сообразно с ею потребностями.

Люди  реагируют  на  внешние  обстоятельства  по-разному  в  зависимости  от  возраста, пола, физической

конституции, умственных  способностей  и, наконец, всего  прошлого  опыта. Личность  и  особенности  поведения
человека, отличающие его от других людей, формируются на разных фазах его развития и жизненного опыта.

Индивидуальные  различия  людей, однако, не  бесконечны. Человек  живет  в  какой-то  социальной  группе  с

определенной  культурой. Постоянное  взаимодействие  людей  накладывает  глубокий  отпечаток  на  их  восприятие
мира, общение и поведение, на их отношение друг к другу и к представителям иных социальных групп.

Таким образом, человек  всю  жизнь бывает  ограничен  в  своем  стремлении  к  самовыражению  в  результате

того  давления, которое  он  с  самых  первых  дней  испытывает  со  стороны  общества  и  которое  требует  от  него
«нормального» поведения  в  установленных  этим  обществом  рамках. Большинство  людей  сравнительно  легко
приспосабливается  к  этим  требованиям  и  живет  без  серьезных  кризисов, прибегая  в  напряженные  моменты  к
различным  социально  санкционированным «предохранительным  клапанам». Кое-кто, однако, оказывается
неспособным противостоять стрессовым ситуациям жизни либо из-за особой чувствительности своей натуры, либо
потому, что  в  детстве у  него  не  выработалось  надлежащей  стойкости. Такие  люди  обречены  стать  среди  других
«иными».

Введение

В  этой  последней  части  книги  мы  поочередно  рассмотрим  три  аспекта  человеческой  жизни: эволюцию

личности  от  рождения  до  смерти, его  социальную  активность  и  влияние  группы  на  его  поведение  и, наконец,
трудные проблемы бытия, которые встают перед каждым человеком, а в некоторых случаях приводят и к распаду
личности.


background image

www.koob.ru

Глава 10 Развитие «Я»

Введение

Каждый человек неповторим. Уже в клетке, образовавшейся при слиянии яйца и сперматозоида, намечается

траектория жизни человека, состоящая из множества форм поведения - результатов непрерывного взаимодействия
трех факторов: генетического наследства, культурной среды и в особенности обстоятельств жизни, определяющих
уникальность человека еще в большей степени, чем два первых фактора.

Каждому  возрасту  присущи  свои  особенности. Рассматривая  развитие  человека, можно  подробно

останавливаться на состоянии различных функций в тот или иной период жизни. Именно таким образом построено
большинство руководств по генетической психологии. В этих руководствах делается попытка дать возможно более
точное  представление  о  каждом  периоде  жизни  человека  путем  описания  его  физических, умственных,
аффективных  и  социальных  аспектов; после  рассмотрения  одного  жизненного  периода  по  такой  же  схеме
описывается  следующий. Хотя  такой  подход  к  описанию  истории  личности  и  позволяет  получить  целостное
представление  о  ее  развитии  в  данном  возрасте, он  не  дает  непрерывной  картины  эволюции  каждой  из  сторон
личности на протяжении жизни.

Вот почему в этой главе мы решили рассмотреть, как эволюционируют от рождения до смерти различные

особенности  индивидуума, акцентируя внимание  на критических периодах этой эволюции. В первую очередь  мы
проследим  ход  физического  и  полового  развития  человека  с  момента  рождения  до  смерти, затем  точно  так  же
рассмотрим  его  умственное  и  нравственное  развитие, а  потом  остановимся  на  различных  подходах  к  изучению
развития личности и, наконец, на социальном развитии человека. Глава завершается анализом последнего этапа жиз-
ни, предшествующего смерти.

Глава 10

Но  как  бы  мы  ни  описывали  развитие  человека, важно  никогда  не  упускать  из  виду, что  индивидуум

непрерывно эволюционирует

как единое целое,

 так что ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве ог других

сторон, с  которыми  она  тесно  связана  в  процессе  своей  эволюции. Гармонично  развивающийся  ребенок  будет
влиять на свое окружение иначе, чем другой ребенок, медленно растущий из-за плохого здоровья или обладающий
менее  привлекательной  внешностью. Последствия  таких  взаимодействий  в  свою  очередь  будут  отражаться  на
аффективном  развитии  подрастающего  ребенка, на  его  представлениях  о  самом  себе  и  его  вере  в  собственные
способности, и  поэтому  они  будут  задавать  определенное  направление  умственного  и  социального  развития
ребенка. В этом-то «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды, в
тесной взаимозависимости самых разных аспектов развития и происходит с момента рождения эволюция личности.

Различные аспекты развития

Этапы жизни

Традиционно  принято  разделять  жизненный  цикл  на  четыре  больших  периода: пренатальный

(внутриутробный) период, детство, отрочество  и зрелость (взрослое  состояние). В  свою  очередь  каждый из  этих
этапов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

1. Пренатальный период

Этот период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития

от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка.

Предзародышевая

 стадия длится две недели. Она соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во

время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика.

Зародышевая

 (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца

2-го месяца развития. На этой стадии  происходит анатомическая  и физиологическая  дифференцировка различных
органов.

Стадия

плода

  начинается  с 3-го  месяца  развития  и завершается  к моменту  родов. В  это  время  происходит

развитие  функций  и  систем, которые  позволяют  организму  выжить  после  рождения. Однако  способность  к
выживанию в воздушной среде плод приобретает только в начале 7-го месяца развития. Вот почему начиная с этого
времени плод нередко называют уже ребенком.

Пока  еще  не  понятно, какие  механизмы «запускают» процесс  родов. Предполагается, что  в  основе  этого

процесса  лежат  гормональные  сдвиги, происходящие  как  в  организме  матери, так  и  у  плода, достигшего
«оптимальной зрелости».

2. Детство


background image

www.koob.ru

Детство включает три стадии.

Первое  детство

  начинается  с  появления  ребенка  на  свет  и  продолжается 3 года: это  период  развития

функциональной независимости и речи.

Развитие «Я»
Второе  детство

  охватывает  период  с 3 до 6 лет  и  характеризуется  развитием  личности  ребенка  и

когнитивных процессов.

Третье детство

 продолжается с 6 до 12 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в

социальную группу.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

3. Отрочество

Отрочество подразделяется на два периода.

Пубертатный период

 соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под

влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе.

Ювенильный период,

 продолжающийся с 16 до 18-20 лет, соответствует приспособлению подростков обоего

пола к семье, школе и среде своих сверстников.

Юность

  представляет  собой  переходный  период  от  отрочества  к  зрелости; юности  свойственно  чувство

психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

4. Зрелость

Зрелость несколько произвольно разделяют на три стадии.
Стадия

ранней  зрелости

  охватывает  период  с 20 до 40 лет. Она  соответствует  вступлению  человека  в

интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность.

Зрелый  возраст,

  продолжающийся  с 40 до 60 лет, характеризуется  стабильностью  и  продуктивностью,

особенно в профессиональном и социальном отношении.

Завершающий  период  зрелости  начинается  с 60-65 лет  и  чаще  всего сопровождается  отходом человека  от

активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят как о

первой старости,

 после 75 возраст считается

преклонным.

Если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравнительно хорошо исследовано, то изучение в

этом плане других периодов жизни еще только началось. Вероятно, в ближайшем будущем мы узнаем много нового
о пренатальной жизни и зрелости, которые до сих пор исследовались весьма поверхностно.

Пределы жизни

Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. За этим делением следуют другие,

так что на 5-й день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к
моменту рождения их будет 800 миллиардов, а в расцвете

10

Глава 10

зрелости, между 20-м и 30-м годом жизни, - около 50 000 миллиардов.
По  мнению  Хейфлика (Hayflick, 1973), число  последовательных  делений  в  потомстве  одной  клетки  у

человека  на  протяжении  жизни  ограничено  полусотней. Учитывая  ритм  процессов  деления, нужно  полагать, что
продолжительность человеческой жизни (за редкими  исключениями) не может превышать 110 лет. В конце 20-го
века средняя продолжительность жизни населения западных стран составляет 80 лет у женщин и 72 года у мужчин.
По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти

1

.

Неравномерность роста

На протяжении всей внутриутробной жизни, а также детства развитие организма идет в цефалокаудальном и

проксимодистальном  направлениях. Иными  словами, верхняя  часть  тела (голова  с  прилегающими  участками)
опережает  в  своем  росте  нижнюю, а  центральная  область  развивается  быстрее  периферических  отделов, т. е.
конечностей. В период полового созревания, однако, соотношение меняется на обратное, т. е. конечности начинают
расти быстрее головы и туловища (рис. 10.1).

Развитие нервной системы

Среди 200 типов клеток, дифференцирующихся и развивающихся во время пренатальной жизни организма,

имеются  такие, популяция  которых  полностью  или  почти  полностью «укомплектована» к  моменту  рождения  и
больше  уже  не  обновляется. Речь  идет  о  нервных  клетках, или  нейронах. Их  дифференцировка  происходит  на
эмбриональной стадии и начиная с 3-й недели развития сопровождается формированием спинного мозга, головного
мозга и сети сенсорных и двигательных нервов.

Первые  реакции  эмбриона  на 8-й  неделе  жизни  свидетельствуют  о  начале  функционирования  нервной


background image

www.koob.ru

системы. В дальнейшем движения плода будут усиливаться, так что в середине 4-го месяца беременности их начнет
чувствовать и будущая мать.

1

 За последние полвека средняя продолжительность жизни увеличилась на 15-20 лет. Но вопреки тому, что

может показаться на первый взгляд, сказанное отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15-20 лет
длиннее (на  Западе  человек, достигший  сегодня 60-летнего  возраста, может  надеяться  прожить  еще 17 лет, т.е.
только  на год больше, чем это было  бы 50 лет  назад.) Среднее продление жизни следует скорее отнести  на счет
значительного  падения  детской  смертности, обусловленного  кампаниями  вакцинации, которые  способствовали
выживанию  большего  числа  детей  и  таким  образом  привели  к  упомянутому  увеличению  средней
продолжительности жизни во всей популяции.

Заметим, что  средний  срок  жизни  наших  предков, обитавших  в «естественном  состоянии» в  саванне,

составлял около 20 лет.

Развитие «Я»

                          11

Рис. 10.1. Физическое  развитие  ребенка  идет  в  двух  направлениях:

цефалокаудальном (верхние  части  тела  развиваются  раньше  нижних) и
проксимодистальном (участки  тела, расположенные  ближе  к  его  центру, развиваются
раньше периферических участков).

Мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека.

Его  развитие  завершается  к 6-летнему  возрасту, однако  функциональной  зрелости  он
достигает лишь к концу отрочества

l

.

Начиная  с 25-летнего  возраста  и  особенно  после 45 лет  ежедневно  отмирают

десятки тысяч нервных клеток; этот процесс, однако, не влечет сколько-нибудь серьезных

последствий для нормально стареющего мозга, в котором еще сохраняются десятки миллиардов функционирующих
нейронов

2

.

Физическое развитие

Физическое  развитие  затрагивает  самые  разные  аспекты  физиологических, сенсорных  и  двигательных

функций организма. Оно начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от
20 до 30 лет.

Неонатальный период

Уже  с 3-го  месяца  внутриутробной  жизни  у  плода  начинаются  движения  тела  и  глаз. На 7-м  месяце

появляются многочисленные рефлексы (сосание, реакции на громкие звуки и т. п.), достигающие полного развития
после рождения и способствующие выживанию новорожденного (рис. 10.2).

Сенсорный «багаж» новорожденного был описан в документе 5.5.

1

  Так  как  популяция  нейронов  уже  полностью  сформирована, дальнейшее  созревание  нервной  системы

связано только с ветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных
клеток, ответственных главным образом за питание нейронов.

2

  Согласно  новейшим  оценкам, в  коре  головного  мозга  насчитывается  около 40 миллиардов  клеток (см.

приложение А).

12

Глава 10

Рис 10 2 На  седьмом  месяце  пренатальной  жизни  у  плода  уже  функционирует

большинство  рефлексов  и  органов  чувств  Он  сосет  свой  большой  палец, реагирует  на
громкие  звуки  и  даже  может  слышать  голос  своей  матери  и  разговаривающих  с  ней
людей.

Здесь  достаточно  будет  напомнить, что  большинство  органов  чувств

функционирует уже у 7-месячного плода, который способен воспринимать свет и звуки.

Детство

В  ранний  период  жизни  моторное  развитие  тоже  происходит  вдоль

цефалокаудальной  оси, т. е. в  первую  очередь  устанавливается  контроль  над  движениями  головы, за  которым


background image

www.koob.ru

следует распрямление туловища (4-й месяц жизни), поддержание сидячей позы (7-й месяц), передвижение ползком
(9-й или 10-й месяц), вставание на ноги (13-й или 14-й месяц) и, наконец, ходьба (14-й или 15-й месяц жизни) (рис.
10.3).

Развитие тонкой моторики происходит в проксимодистальном направлении – способность  к произвольным

хватательным движениям кисти развивается после общих движений руки. Хватательные движения возникают к 5-му
месяцу жизни и в дальнейшем совершенствуются

100%
50%

20  25   30  35   40   45   50 Возраст, годы
Рис 103 Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста.

До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в среднем не превышает 10%.

Развитие «Я»

                          13

До

рождени

Поза

плода

е

уз.

9

месяцев

Стои

т. держась

^

1

месяц

Подн

имает

^

д

VF

-

2

месяца

Подн

имает

^

10

месяцев

Полз

ает

ESS

/"

3

месяца

Пыта

ется  достать

^

11

месяцев

Ходи

т 

с

ffi

\

.ц"

4

месяца

с

посторонней

ж

12

месяцев

Подн

имается

%

5

месяцев

Сиди

т  у  кого

\

^i-

держ

ась за опору

t

хвата

7

Взби

6

месяцев

Сиди

т на высоком

W

-

по

ступенькам

^

ся

1

7

месяцев

Садит

ся

&

14

месяцев

без

посторонне

J/'

8

месяцев

Стоит

с
посторонней

i

15

месяцев

Ходи

т 

без

посторонне

i

Рис 104 Моторное развитие ребенка начиная с позы плода и до ходьбы