ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5059
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Ральф
Ромео
ГРИНСОН
ТЕХНИКА
И
ПРАКТИКА
ПСИХОАНАЛИЗА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая
книга
представляет
собой
перевод
с
12
переиздания
(1985)
учебника
,
написанного
в
1967
г
.
известным
американским
психоаналитиком
Ральфом
Гринсоном
.
При
переводе
мы
стремились
придерживаться
устоявшейся
русской
психоаналитической
терминологии
,
начало
которой
восходит
к
переводам
10 — 20-
х
годов
.
Для
исключения
разночтений
в
конце
книги
приводится
предметный
указатель
,
включающий
как
английский
вариант
термина
,
так
и
его
русский
перевод
.
Страницы
ссылок
в
предметном
указателе
соответствуют
страницам
оригинала
.
В
тексте
перевода
эти
страницы
даны
в
скобках
в
правом
верхнем
углу
,
Коротко
об
авторе
.
Ральф
Р
.
Гринсон
окончил
в
1936
г
. «
активную
психоаналитическую
школу
»
Вильгельма
Штеккеля
в
Австрии
.
В
1937
г
.
он
оставил
Вену
и
переехал
в
Лос
-
Анжелес
.
С
1938
по
1942
гг
.
проходил
тренинг
-
анализ
и
стажировался
у
известного
психоаналитика
д
-
ра
Отто
Феничела
(
эмигрировавшего
в
Штаты
несколькими
годами
ранее
).
В
1942
г
.
Гринсон
получил
диплом
и
приступил
к
самостоятельной
работе
.
Вскоре
он
снова
оказывается
в
Европе
,
но
уже
в
качестве
врача
военно
-
психиатрической
службы
США
.
После
войны
он
возвращается
в
Лос
-
Анжелес
,
где
работает
и
поныне
как
клинический
профессор
в
Медицинской
Школе
.
Гринсон
—
пожизненный
член
Американской
Психоаналитической
Ас
-
социации
.
«
Практика
и
техника
психоанализа
»
адресована
как
специалистам
,
так
и
начинающим
терапевтам
.
Мы
надеемся
,
что
она
хотя
бы
частично
восполнит
тот
огромный
пробел
,
который
образовался
в
русскоязычной
психоаналитической
литературе
.
– 3 –
ВВЕДЕНИЕ
Настало
время
,
как
мне
кажется
,
для
учебника
по
психоаналитической
технике
,
несмотря
на
то
,
что
это
повлечет
за
собой
многочисленные
трудности
.
По
моему
мнению
,
очень
опасно
допускать
двусмысленности
,
расхождения
,
отклонения
в
понимании
слов
,
как
переданных
устно
от
аналитика
к
пациенту
,
от
аналитика
-
наставника
к
кандидату
,
от
коллеги
к
коллеге
,
в
частных
дискуссиях
,
не
обращая
внимания
и
не
осознавая
,
для
чего
они
служат
.
Классические
работы
по
технике
,
написанные
Фрейдом
,
Гловером
(1955),
Шарпом
(1930),
Феничелом
(1941),
блестяще
являются
лишь
путеводными
нитями
.
Они
не
описывают
достаточно
детально
,
что
аналитик
делает
,
когда
он
анализирует
пациента
.
В
результате
,
например
,
для
одного
аналитика
анализ
сопротивления
может
означать
одно
и
нечто
совершенно
иное
—
для
другого
,
хотя
каждый
из
них
полагает
,
что
анализирует
Сопротивление
согласно
классическим
принципам
психоанализа
.
«
Комиссия
по
изменениям
классической
психоаналитической
техники
»
на
20
Конгрессе
Международной
Психоаналитической
Ассоциации
,
проходившем
в
Париже
в
1959
г
.,
проиллюстрировала
многообразие
точек
зрения
(
см
.
Гринсон
и
др
., 1958).
Анкета
Гловера
по
общепри
-
нятым
методикам
техники
,
которую
он
провел
среди
членов
Британского
психоаналитического
общества
в
1938
году
,
показала
неожиданно
большое
число
разногласий
среди
членов
,
а
также
высокий
уровень
колебания
,
робости
,
нерешительности
при
раскрытии
секретов
своих
методик
www.NataHaus.ru
(
Гловер
, 1955,
с
. 348), (
Анкета
Гловера
).
Блестящий
обзор
Елены
Тартаковой
(1950)
современных
книг
по
психоаналитической
технике
ясно
показал
,
что
термин
«
психоанализ
»
в
названиях
публикаций
применяется
к
чрезвычайно
различным
терапевтическим
мето
-
– 4 –
дам
на
основании
личных
,
авторских
и
специальных
теоретических
посылок
.
Об
этой
путанице
и
неопределенности
говорит
и
тот
факт
,
что
Комитет
по
определению
психоаналитической
терапии
Американской
Психоаналитической
Ассоциации
был
распущен
в
1953
году
,
после
шести
с
половиной
лет
бесплодных
дебатов
,
в
ходе
которых
пытались
найти
приемлемое
определение
психоаналитической
терапии
(
Ронгель
, 1954).
В
качестве
примеров
широко
дивергировавших
взглядов
на
значение
динамической
психиатрии
и
психоанализа
можно
привести
работы
Фромм
-
Рейхманн
(1954)
и
Эсслера
(1955).
Учебник
по
психоаналитической
технике
,
вероятно
,
не
уничтожит
различий
во
мнениях
или
споров
об
аспектах
техники
,
но
он
может
оказаться
полезным
как
простой
ориентир
,
детально
и
систематически
регулирующий
работу
психоаналитика
,
когда
тот
пытается
анализировать
определенные
психические
феномены
пациента
.
Следует
отметить
,
что
хотя
публичных
дискуссий
о
деталях
техники
немного
,
ведется
множество
приватных
бесед
между
аналитиками
внутри
небольших
закрытых
групп
.
Как
результат
этого
,
существуют
многочисленные
изолированные
фракции
—
факт
,
который
приводит
к
эзотерической
отчужденности
и
тормозит
научный
прогресс
(
Гловер
, 1955,
с
. 261).
Те
,
кто
хочет
предложить
нововведения
или
модификации
техник
,
обычно
не
обсуждает
их
с
теми
,
кто
более
традиционен
в
своих
взглядах
.
Они
имеют
склонность
формировать
клику
и
работать
подпольно
,
или
,
по
крайней
мере
,
сегрегироваться
от
основного
течения
аналитической
мысли
.
Вследствие
этого
новаторы
утрачивают
связи
с
теми
группами
в
психоанализе
,
которые
могли
бы
помочь
придать
законную
силу
новым
идеям
или
сформулировать
их
более
четко
.
Изолированные
новаторы
склонны
становиться
«
дикими
аналитиками
»,
тогда
как
консерваторы
,
из
-
за
собственной
замкнутости
,
имеют
тенденцию
становиться
ригидными
и
ортодоксальными
.
Вместо
того
,
чтобы
конструктивно
влиять
друг
на
друга
,
каждый
из
них
идет
своим
путем
,
как
будто
они
соперники
,
закрывая
глаза
на
все
,
что
каждый
мог
почерпнуть
из
открытой
,
простой
дискуссии
.
Единственной
,
но
очень
важной
причиной
,
препятствующей
открытию
(
форм
)
форума
по
психоаналити
-
– 5 –
ческой
технике
,
является
то
,
что
для
его
проведения
,
для
передачи
техник
необходимо
как
бы
«
раздеть
»
серьезного
исследователя
перед
представителями
других
техник
,
не
считая
его
обучающего
и
наблюдающего
аналитиков
.
Изучение
техник
только
из
небольшой
группы
источников
может
увеличить
вероятность
того
,
что
кандидат
сохранит
определенные
чувства
невротического
переноса
к
своим
учителям
,
что
помешает
найти
технику
,
наилучшим
образом
подходящую
к
его
личностной
и
теоретической
ориентации
.
Не
редкость
молодые
психоаналитики
,
которые
несут
очевидный
штамп
их
личного
аналитика
,
печать
,
которая
походит
на
рабскую
привязанность
подростков
.
С
другой
стороны
,
современные
выпускники
,
которые
явно
находятся
в
оппозиции
к
обучающим
аналитикам
,
могут
быть
точно
так
же
опутаны
неразрешенным
неврозом
переноса
.
Гловер
(1955,
с
. 262)
называет
такие
реакции
переносом
обучения
и
подчеркивает
,
что
они
сводят
на
нет
усилия
неопытного
психоаналитика
.
Впечатляет
тот
факт
,
что
основы
психоаналитической
техники
,
которые
Фрейд
заложил
в
пяти
коротких
работах
почти
50
лет
назад
,
до
сих
пор
являются
основой
психоаналитической
практики
(
Фрейд
, 1912
а
, 1912
б
, 19136, 1914
с
, 1915
а
).
Никаких
признанных
значительных
изменений
в
стандартной
психоаналитической
технике
с
тех
пор
не
было
:
В
частности
,
следует
отдать
дань
восхищения
гению
Фрейда
за
столь
раннее
и
четкое
осознание
сущности
психоаналитической
терапии
.
Одним
из
решающих
факторов
,
обусловивших
отсутствие
прогресса
,
является
сложная
эмоциональная
связь
между
студентом
,
обучающимся
психоанализу
,
и
его
учителем
—
неизбежное
следствие
существующих
методов
обучения
психоанализу
(
Кайруа
, 1964;
Гринарке
, 1966
а
).
Обучение
анализу
,
осуществляемое
как
часть
профессиональной
подготовки
студента
,
обычно
оставляет
заметное
наследство
в
виде
неразрешенных
реакций
переноса
,
которые
ограничивают
и
www.NataHaus.ru
деформируют
развитие
студента
в
области
психоанализа
.
Когда
аналитик
пытается
проводить
терапию
в
целях
обучения
,
он
устанавливает
такие
взаимоотношения
с
пациентом
(
студентом
),
которые
можно
было
бы
назвать
высокомерными
,
но
это
необходимо
для
профессионального
прогресса
студента
.
– 6 –
При
этом
обучающий
аналитик
неизбежно
теряет
часть
своего
инкогнито
,
уничтожает
мотивации
пациента
,
усиливает
тенденции
кандидата
к
зависимости
,
идентификации
,
покорности
и
псевдонормальному
поведению
.
Кроме
того
,
в
треугольнике
,
состоящем
из
студента
,
психоаналитического
учебного
заведения
и
обучающего
аналитика
,
сам
аналитик
,
не
зная
того
и
даже
против
собственной
воли
,
становится
фанатиком
.
Одним
из
вторичных
последствий
неразрешенных
проблем
переноса
-
контрпереноса
является
нежелание
психоаналитиков
открыто
показывать
друг
другу
,
как
они
,
в
действительности
,
работают
,
даже
на
специальном
«
показе
».
Это
положение
дел
,
быть
может
,
повлияло
и
на
самого
Фрейда
,
который
,
согласно
Джонсу
(1955,
с
. 230 — 231),
часто
говорил
о
своем
намерении
написать
систематическое
изложение
психоаналитической
техники
,
но
так
и
не
сделал
этого
.
Страчей
(1958)
полагает
,
что
отсутствие
какого
бы
то
ни
было
полного
обсуждения
контрпереноса
в
работах
Фрейда
подтверждает
это
предположение
.
Нежелание
психоаналитиков
выставлять
на
всеобщее
обозрение
свои
методы
практики
исходит
частично
и
из
другого
,
но
родственного
источника
.
Работа
психоаналитика
подчинена
многим
его
интимным
и
личным
процессам
(
Гринсон
, 1966).
В
результате
,
при
обнаружении
того
,
как
аналитик
работает
,
возникает
чувство
разоблачения
и
собственной
уязвимости
.
Так
как
большая
часть
материала
,
предполагаемая
пациентом
,
высоко
инстинктуализирована
,
то
она
воскрешает
в
памяти
аналитика
какие
-
то
глубокие
интимные
моменты
,
а
так
как
аналитическое
понимание
пациента
зависит
от
особой
эмпатической
близости
с
ним
,
то
реакция
стыда
,
враждебности
,
страха
может
усиливаться
,
когда
требуется
раскрытие
данной
ситуации
.
Как
следствие
этого
,
среди
психоаналитиков
не
редкость
разнообразные
варианты
«
страшилищ
»
и
эксгибиционистов
,
а
также
комбинации
того
и
другого
.
Тот
факт
,
что
сдерживается
открытое
обсуждение
практической
деятельности
,
приводит
к
тому
,
что
психоаналитики
чрезвычайно
склонны
занимать
крайние
положения
:
ортодоксию
или
сектантство
.
Психоанализ
—
профессия
одиночек
,
и
,
хотя
кто
-
то
чувствует
себя
комфортно
,
принадлежа
к
какой
-
либо
– 7 –
группе
,
это
блокирует
и
задерживает
научный
прогресс
,
так
как
поддерживает
комфортность
.
В
том
,
что
это
профессия
одиночек
,
есть
и
дополнительный
признанный
риск
—
отсутствие
,
как
правило
,
другого
аналитически
подготовленного
наблюдателя
развития
аналитической
ситуации
.
Я
не
считаю
,
что
присутствие
наблюдателей
или
слушателей
предпочтительней
,
так
как
мне
кажется
,
что
оно
,
даже
если
их
и
не
видно
,
искажает
аналитическую
ситуацию
. (
Другие
авторы
,
в
особенности
,
Мертон
М
.
Гилл
,
имеют
иные
точки
зрения
).
Я
действительно
знаю
,
что
аналитик
,
работая
наедине
с
пациентом
и
,
следовательно
,
экранированный
от
испытующих
взглядов
,
предрасположен
к
пристрастности
и
некритичности
по
отношению
к
собственной
технике
.
Когда
кто
-
либо
детально
описывает
,
что
он
делает
,
проводя
психоанализ
,
он
раскрывает
не
только
большое
количество
интимных
затруднительных
положений
,
возникших
при
работе
с
пациентом
,
но
также
и
из
личной
жизни
самого
аналитика
.
Единственный
и
наиболее
важный
рабочий
инструмент
аналитика
—
работа
его
предсознательного
и
бессознательного
.
Если
он
собирается
подробно
изложить
,
как
и
почему
он
подошел
к
ситуации
в
анализе
,
он
неизбежно
должен
будет
раскрыть
многие
из
своих
фантазий
,
мыслей
,
черт
характера
и
т
.
д
.
Обычная
скромность
и
самозащита
заставят
его
избежать
любого
чрезмерного
раскрытия
собственной
интимной
жизни
.
Возможно
,
книга
,
которая
описывает
практику
классической
психоаналитической
терапии
,
будет
стимулировать
всеобъемлющую
,
открытую
и
длительную
,
дискуссию
по
психоаналитической
технике
.
В
этом
случае
вариации
,
нововведения
,
модификации
и
отклонения
смогут
стать
более
ясными
,
будут
проверены
и
,
следовательно
,
будет
установлена
их
научная
ценность
,
что
даст
толчок
прогрессу
психоаналитической
техники
.
Я
намеревался
писать
эту
книгу
,
приближаясь
к
техническим
проблемам
в
том
хронологическом
порядке
,
как
они
возникают
в
курсе
психоаналитической
терапии
.
Я
планировал
www.NataHaus.ru
начать
со
следующих
этапов
: «
Предварительные
интервью
», «
Переход
к
кушетке
», «
Первые
аналитические
часы
»
и
т
.
д
.,
но
вскоре
обнаружил
,
что
невозможно
говорить
умно
,
глубоко
,
детально
о
про
-
– 8 –
блемах
техники
без
досконального
понимания
сопротивления
и
переноса
.
Я
также
осознал
,
что
студенты
извлекли
бы
пользу
из
краткого
конспекта
некоторых
основных
концепций
психоаналитической
теории
и
техники
,
служащего
для
предварительной
ориентации
.
Таким
образом
,
эти
тома
составлены
так
,
что
после
вводного
обзора
первый
том
начнется
с
разделов
,
посвященных
сопротивлению
и
переносу
понятии
,
которые
являются
фундаментальными
для
психоаналитической
техники
.
Последняя
часть
первого
тома
посвящена
психоаналитической
ситуации
.
Она
включена
потому
,
что
предлагает
общий
обзор
,
взгляд
на
связи
между
различными
процедурами
и
процессами
,
происходящими
у
пациента
и
психоаналитика
(
см
.
оглавление
).
Второй
том
будет
составлен
далее
по
хронологии
.
Текст
классифицирован
так
,
что
каждая
техническая
часть
начинается
с
предварительного
определения
,
которое
иллюстрировано
простыми
клиническими
примерами
,
за
этим
следует
краткий
обзор
литературы
и
теории
и
затем
—
рассмотрение
практических
и
технических
вопросов
.
После
обсуждения
приводятся
библиографические
ссылки
на
основные
работы
по
данному
вопросу
.
Там
,
где
по
отдельной
теме
имеются
многочисленные
ссылки
,
я
указываю
их
в
конце
данной
части
под
специальным
заголовком
«
Дополнительный
список
литературы
».
Я
принял
такой
порядок
во
избежание
нарушения
логичности
изложения
материала
.
В
конце
книги
приведена
обширная
библиография
,
– 9 –
ЧАСТЬ
I
ОБЗОР
ОСНОВНЫХ
КОНЦЕПЦИЙ
1.1.
История
развития
психоаналитической
терапии
Один
из
способов
выяснить
,
что
составляет
сущность
психоаналитической
терапии
, —
бросить
взгляд
с
высоты
птичьего
полета
на
его
историческое
развитие
и
отметить
основные
этапы
изменений
технических
процедур
и
процессов
лечения
.
После
этого
следует
изложить
краткое
содержание
выдающихся
работ
Фрейда
по
данным
вопросам
.
Более
детальные
исследования
каждого
предмета
,
включающие
работы
других
авторов
,
будут
найдены
в
соответствующем
месте
в
последующем
тексте
.
Позвольте
мне
определить
терминологию
.
Я
использую
термин
«
техническая
процедура
»
,
говоря
о
комплексе
приемов
,
инструмента
,
взаимодействий
,
а
также
об
определенных
принятых
на
себя
терапевтом
или
пациентом
обязательствах
,
в
целях
дальнейшего
процесса
,
терапевтического
.
Гипноз
,
внушение
,
свободная
ассоциация
,
интерпретация
—
примеры
технических
процедур
.
Термин
«
терапевтический
процесс
»
используется
по
отношению
к
взаимосвязанным
сериям
психических
событий
,
последовательности
психических
влияний
и
действий
,
которые
имеют
лечебную
цель
или
эффект
.
Они
обычно
бывают
спровоцированы
путем
технических
процедур
.
Отреагирование
,
восстановление
памяти
,
инсайт
—
терапевтические
процессы
(
см
.
Е
.
Вибринг
(1954) —
похожий
,
но
более
общий
подход
).
Техника
психоанализа
не
была
обнаружена
вдруг
.
Она
постепенно
эволюировала
по
мере
того
,
как
Фрейд
искал
способы
эффективной
помощи
невротическим
пациентам
.
Хотя
позже
он
и
отрицал
восторженность
по
поводу
терапии
,
как
таковой
,
именно
излечение
как
цель
привело
его
к
открытию
психоанализа
.
Фрейд
был
проницательным
клиницистом
,
он
смог
увидеть
,
что
имеет
значение
в
запутанных
последовательностях
клинических
событий
,
являющихся
последствиями
различных
технических
процедур
,
которые
он
применил
.
У
него
был
также
дар
воображения
и
теоретического
осмысления
,
соединяя
которые
,
он
строил
www.NataHaus.ru
– 10 –
гипотезы
соответствия
техники
клиническим
проявлениям
и
терапевтическим
процессам
.
К
счастью
,
Фрейд
обладал
той
комбинацией
темперамента
и
черт
характера
,
которые
дали
ему
возможность
быть
и
завоевателем
сознания
, «
искателем
приключений
»,
и
внимательным
научным
исследователем
(
Джонес
,
1953,
с
. 348; 1955,
Глава
16).
У
него
была
уверенность
в
успехе
и
способность
исследовать
новые
области
мышления
энергично
и
творчески
.
Когда
что
-
то
оказывалось
неверным
,
у
него
хватало
скромности
изменить
как
технику
,
так
и
теорию
.
При
внимательном
чтении
статей
Фрейда
по
технике
и
клинике
обнаруживается
,
что
изменения
в
технике
не
были
резкими
или
завершенными
.
Можно
увидеть
изменения
в
расстановке
акцентов
или
в
порядке
значимости
,
отмеченном
для
данной
процедуры
или
терапевтического
процесса
.
Вместе
с
тем
можно
описать
различные
фазы
в
развитии
технических
процедур
и
в
теории
терапевтического
процесса
.
Сам
Фрейд
кратко
описал
три
фазы
,
но
это
было
до
того
,
как
он
подошел
к
структурной
точке
зрения
(1914
с
).
1.2.
Изменения
в
технических
процедурах
Хотя
Фрейд
знал
о
случае
Анны
О
.
от
Брейера
в
1882
году
и
изучал
гипноз
у
Шарко
с
октября
1885
по
февраль
1886
гг
.,
он
ограничивался
использованием
общепринятых
терапевтических
методов
того
времени
,
когда
начинал
практиковать
.
На
протяжении
почти
20
месяцев
он
применял
электростимуляцию
,
водолечение
,
массаж
и
т
.
д
. (
Джонес
, 1953;
Глава
12).
Неудовлетворенный
результатами
,
он
начал
использовать
гипноз
в
декабре
1887
г
.,
очевидно
,
пытаясь
подавить
симптом
пациента
.
В
случае
Эммы
фон
Н
. (1889)
Фрейд
впервые
использовал
гипноз
в
целях
катарсиса
.
Его
терапевтический
подход
состоял
в
следующем
:
он
гипнотизировал
пациентку
и
приказывал
ей
рассказывать
о
происхождении
каждого
из
ее
симптомов
.
Он
настойчиво
спрашивал
,
что
испугало
ее
,
что
вызвало
рвоту
или
опечалило
ее
,
когда
происходили
те
события
и
т
.
д
.
Пациентка
отвечала
серией
воспоминаний
,
что
сопровождалось
сильным
аффектам
.
В
конце
Фрейд
внушал
пациентке
,
чтобы
она
забыла
эти
воспоминания
.
– 11 –
К
1892
году
Фрейд
осознал
,
что
его
способность
гипнотизировать
пациентов
небезгранична
,
и
он
встал
перед
выбором
:
либо
отказаться
от
катартического
лечения
,
либо
попытаться
делать
это
без
сомнамбулической
стадии
(
Броер
и
Фрейд
, 1893—95,
с
. 108).
Чтобы
объяснить
свой
подход
,
он
напомнил
,
что
Бернхейм
продемонстрировал
,
что
пациентов
можно
заставить
вспомнить
события
просто
путем
внушения
(
с
. 109).
Фрейд
,
следовательно
,
пришел
к
предположению
,
что
пациенты
знают
все
,
что
имеет
для
них
патогенное
значение
,
и
вопрос
только
в
том
,
чтобы
заставить
их
сообщить
это
.
Он
приказывал
пациентам
лечь
,
закрыть
глаза
и
сконцентрироваться
.
Он
надавливал
на
лоб
и
настойчиво
говорил
,
что
воспоминания
должны
появиться
(
с
. 270).
Элизабет
фон
Р
. (1892)
была
первой
пациенткой
,
которую
Фрейд
вылечил
внушением
в
бодрствующем
состоянии
.
К
1896
году
Фрейд
отказался
от
гипноза
1
.
Не
совсем
ясно
,
когда
он
отказался
от
использования
внушения
как
основного
терапевтического
инструмента
.
Тем
не
менее
,
к
1896
г
.
Фрейд
уже
совершенно
закончил
свою
работу
над
«
Толкованием
сновидений
»,
хотя
она
не
была
опубликована
до
1900
г
.
Вероятно
,
со
способностью
постигать
структуру
и
значение
сновидений
возросло
его
умение
интерпретировать
их
.
Как
следствие
этого
,
Фрейд
получил
возможность
все
более
и
более
полагаться
на
спонтанное
продуцирование
материала
пациентом
.
Он
мог
использовать
интерпретации
и
конструкции
,
чтобы
достичь
вытесненных
воспоминаний
.
Точной
даты
открытия
процедуры
свободных
ассоциаций
нет
.
Вероятно
,
она
постепенно
развивалась
между
1892
и
1896
годами
,
уверенно
очищаясь
от
гипноза
,
внушения
,
давления
и
опрашивания
,
которые
сопровождали
ее
вначале
(
Джонес
, 1953,
с
. 242—244).
Намеки
на
нее
появились
уже
в
1889
г
.,
в
случае
Эммы
фон
Н
. (
Брейер
,
Фрейд
, 1893—95,
с
. 56).
Джонес
описывает
исторический
случай
,
когда
Фрейд
настойчиво
расспрашивал
Элизабет
фон
Р
.
и
она
упрекнула
его
в
том
,
что
он
прерывает
ход
ее
мыслей
.
Фрейд
скромно
принял
этот
совет
,
и
метод
свободной
ассоциации
сделал
гигантский
шаг
вперед
.
__________