Файл: Башина В.М. - Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 2441

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

не определялись, в этом — возрастное своеобразие такого типа расстройств.

У 184 детей 3—5 лет были сходные с описанными ранее однообразные бесцельные
движения, которые не всегда замечались ребенком и легко автоматизировались, а
также наблюдались безотчетный страх, повторяющаяся боязнь и более сложные
моторные и идеаторные расстройства, носившие характер навязчивых. Дети этого
возраста уже н-ачинали ощущать бесцельный характер движений, тяготились ими.
При расспросе говорили, что «не могут сдерживаться» от их выполнения.

Наряду с периодически возникающим безотчетным страхом у этих детей начинали
формироваться истинные фобии. Тематика их нередко была необычной: фобии огня,
облаков, тени, языка и т. п. Становились отчетливыми и опасения, которые касались
прежде всего собственного благополучия. Дети опасались, что с ними случится Нечто
плохое: «Мать не придет за ними в сад», «Их забудут», «Они заболеют» и т. п. У детей
старше 3 лет возникали опасения и за жизнь своих близких вне непосредственной
связи с опасностью, характеризовавшиеся чувством чуждости, стремлением
избавиться от них. Дети уже по-другому формулировали их: «Я знаю, что не надо об
этом думать, но ничего не могу с собой поделать».

У детей 3—6 лет возникал особый род идеаторных навязчивостей в форме навязчивых
вопросов. В основе таких вопросов лежит физиологическое состояние в первом
возрастном кризе, в котором ребенок и в норме при познании окружающего мира
использовал опыт старших, в связи с чем задавал постоянно вопросы. Больные дети
повторяли одни и те же вопросы много раз, не нуждались в ответах на них или
требовали только определенного ответа. Значение таких вопросов в познании
окружающего утрачивалось, они становились бесцельными. Дети осознавали их
ненужность, но не справлялись с искушением, вновь и вновь задавали один и тот же
ставший бесполезным вопрос.

Навязчивый характер приобретало и рифмование одних и тех же неологизмов:
«модель — водель…», «рык, окына, камелета» и т. п., в основе которых также лежало
возрастное словотворчество, но оно, как и вопросы, приобретало бесцельный,
навязчивый характер.

У детей старше 3 лет возникали к тому же навязчивые влечения к произношению
бранных слов, к совершению опасных действий: «Хочется попасть под машину,
упасть в колодец, стать на карниз» и т. п. У некоторых детей тут же возникали
контрастные влечения: страх смерти и стремление заглянуть в канализационный люк,
куда можно упасть, и т. п. Появлялись также навязчивые агрессивные влечения:
«кусать, бить, щипать» родных. Если дети осуществляли их, то потом испытывали
двойственное чувство — раскаяние и удовольствие.

В этом возрасте возникало навязчивое мудрствование: «заумные» вопросы из области
«астрономии», «о жизни и смерти», «философии». Повторяющиеся представления
были чужды, тягостны для детей. У некоторых в этом состоянии наблюдались также
тяготившие их повторяющиеся сновидения с одинаковым содержанием.

При появлении сознания ненужности навязчивых мыслей, движений, боязни
возникали защитные ритуалы, с помощью которых дети старались избавиться от
неприятных им движений и мыслей. Тогда одно ненужное движение заменялось
другим ненужным движением или повторением слов, бормотанием или действиями.
Когда же навязчивости овладевали больными, наступали состояния резкой тревоги,


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

беспокойства, присоединялись вегетативные симптомы. У детей холодели руки и ноги,
отмечалось покраснение, побледнение кожных покровов, появлялись потливость,
«неприятные ощущения» в сердце, тошнота. Все это сопровождалось чувством
безотчетного страха и ажитацией.

В вечерние часы у ряда детей навязчивости усиливались, поэтому они плохо засыпали.
У некоторых из них возникали фобофобии, страх, что «страхи» будут мешать спать,
поэтому дети отказывались ложиться в постель.

Таким образом, у детей с возрастом наблюдалась отчетливая трансформация
расстройств, близких к обсессивным, в моторной и идеаторной сферах, которые
приобретали обсессивный характер. Сами обсессивные расстройства постепенно
усложнялись с возрастом детей, возникали разнообразные фобии, ритуальные
проявления, полярные навязчивости, навязчивое мудрствование.

Описанный тип расстройств в сочетании с аффективными наблюдался
кратковременно, на начальном этапе развития болезни у 52,3 % больных непрерывной
злокачественной и у 39 % —приступообразной, близкой к злокачественной,
шизофренией.

Собственно обсессивные. расстройства в сочетании с аффективными проявлениями и
психопатическим поведением обнаружены у 63 % детей, больных
малопрогредиентной приступообразной и у 100 % —непрерывной вялотекущей
шизофренией.

У детей, больных непрерывной злокачественной и приступообразной, близкой к
злокачественной, шизофренией, подобные расстройства были лишь в начале болезни,
преимущественно исчерпываясь гиперкинезами, тиками, лишними движениями,
состояниями безотчетного страха и опасениями; они не усложнялись, а сменялись
аффективными, галлюцинаторными, кататоноподобными и кататоно-гебефренными
расстройствами. При непрерывной вялотекущей шизофрении li приступообразной
малопрогредиентной шизофрении расстройства неврозо-подобного типа отмечались
на протяжении длительного периода в сочетании с аффективными расстройствами и
псевдопсихопатическим поведением.

Аффективные синдромы, определяющиеся расстройствами настроения депрессивного
и маниакального типа в обособленном виде ив сочетании с другими расстройствами.
Вероятность аффективной природы состояний ночного плача и беспокойства,
состояний моторного возбуждения на фоне повышенного настроения у детей в
возрасте до 1 года уже обсуждалась выше.

У детей в возрасте 1—3 лет аффективные симптомокомплексы выявлены в следующих
формах.

Адинамическая депрессия характеризуется монотонно безрадостным настроением,
вялостью, медлительностью, снижением интереса к окружающему, однообразием
поведения, бедной по содержанию игрой в стороне от всех. Депрессивная триада
выражена довольно отчетливо. Безрадостное настроение отражается в картине
поведения, сниженных интересах, отсутствии свойственной детям лабильности
настроения. Жалоб в этом периоде дети не высказывают. У окружающих иногда
появляется предположение о снижении интеллекта у этих больных, так как они словно
бы утрачивают только недавно приобретенные знания, навыки, не используют их в


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

играх, не накапливают новых знаний, не запоминают сказок, стихов, не осваивают
новых игр, нуждаются в побуждении к деятельности. Моторная вялость выражена
отчетливо, как и соматические изменения. Адинамия у детей временами
сопровождается бессилием, тогда они подолгу находятся в однообразном положении,
редко меняют позы.

Тревожная депрессия с ажитацией возможна уже и в этом раннем возрасте; она
характеризуется тревожным настроением, общим беспокойством. В поведении
усиливаются беспричинные реакции протеста, временами появляются истероформные
реакции с резким негативизмом, капризностью, плачем. Периодически в течение дня
возникают состояния острой тревожной ажитации, которые сопровождаются
вазовегетативными расстройствами, потливостью, покраснением и побледнением
кожных покровов, изменением аппетита, повышенной жаждой. Идеаторный
компонент депрессивной триады в этих состояниях отражается в бездеятельности и
непродуктивности. В основном выражено бесцельное двигательное беспокойство,
заторможенность проявляется лишь временами. Полностью нарушается игра, дети
ничем не могут заниматься.

У детей этой возрастной группы возможны также и состояния гипомании.
Повышенное настроение с оттенком веселости сочетается с двигательной
суетливостью. Целенаправленная деятельность не только не облегчается, а также
расстраивается. Дети ни на чем не могут сосредоточиться, внимание становится
поверхностным, они легко выходят из равновесия, раздражаются, ссорятся. Меняется
и внешний облик ребенка: появляется блеск глаз, румянец на щеках, усиливаются
мимические реакции и жестикуляция, нередко глаза открыты шире обычного. Голос
становится громким. В речи заметны перескакивания с темы на тему, ускорение ее
темпа. Нередко полностью расстраивается общение с окружающими. Дети перестают
отвечать на вопросы, говорят только о своем, выкрикивают отдельные фразы, отрывки
из песен, стихов, иногда непонятные слоги, отдельные, не связанные смыслом слова.
Расстраивается засыпание, сон становится укороченным, дети перестают спать днем и
вместе с тем не испытывают утомления. Аппетит повышается, иногда только
избирательно.

У детей 3—6 лет также наблюдаются состояния адинамической, тревожной депрессии
и гипомании. У больных этого возраста состояния адинамической депрессии похожи
на уже описанные такие состояния у детей младшей возрастной группы (1—3 лет).

Для тревожной депрессии характерна большая выраженность тревоги, хотя, как и у
младших детей, также возможна сменяемость тревожного состояния периодами
вялости и адинамии. В состоянии тревоги возникают метание, плач, капризность,
непонятные сменяющиеся желания. Особенно выражены вазовегетативные
расстройства: потливость, гиперемия и побледнение кожи, меняющийся аппетит,
рвота, тремор, общая «дрожь», как в ознобе. Все перечисленные явления тревожного
состояния делали его похожим на диэнцефальные приступы. В ряде случаев
тревожной депрессии особенно усиливались состояния протестности и негативизма,
которые возникали аутохтонно и повторялись многократно в течение дня. Обычные
уговоры не успокаивали ребенка, что сразу отличало эти состояния от детской
капризности.

У больных этой старшей возрастной группы уже были возможны депрессии с идеями
вины. Эти состояния наиболее приближались к депрессии эндогенного типа с
классической депрессивной триадой. Настроение у детей было явно снижено. Они то


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

монотонно ныли без слез, то неуемно плакали. Менялся облик ребенка, лицо
приобретало страдальческое выражение. Беспокойство с бесцельной суетливостью
сменялось малой подвижностью.

Временами при углублении адинамии менялась осанка, дети становились похожими
на стариков, ходили, опустив голову, согнувшись, волоча ноги, не двигали руками.
Говорили тихим голосом, от игр отказывались. Нарушался сон, снижался аппетит.

Для депрессии этого типа были типичны суточные колебания настроения. К вечеру, а
иногда в середине дня, перед дневным сном, возникали моторное беспокойство,
бесцельная ходьба. Дети устраивали возню, вмешивались в дела взрослых, портили
игрушки, беспричинно смеялись. Продуктивность в эти часы оставалась сниженной,
дети не могли слушать чтение, не сосредоточивались на предлагаемых играх.

Депрессивные состояния этого типа характеризовались и возможностью углубления
собственно депрессивного состояния. У детей 4—6-летнего возраста появлялись
мимолетные жалобы на неприятные или болевые ощущения в разных частях тела,
преимущественно в конечностях. Иногда были мимолетные высказывания, в которых
отражались переживания больными «скуки» и «тоски». У некоторых детей тогда же
возникали явления депрессивной дереализации: «все как в тумане», «как во сне», «все
вещи старые». В последнем случае изменялось не только восприятие реальности,
четкости предметов окружающего мира, но и ощущение времени их использования, т.
е. появлялись элементы, близкие проявлениям «уже виденного».

Иногда у детей в этих состояниях отмечались ощущение остановки времени, явления
отчуждения сна. Некоторые дети начинали переживать свой «возраст», испытывали
страх приближения старости, они тревожились, что прожили много лет. Иногда у них
расстраивалось восприятие собственной личности с ощущением ее уменьшения: «Я
становлюсь все меньше и меньше», а при дальнейшем углублении депрессии
появлялись высказывания, близкие к идеям отрицания: «Он мертвый, его в милицию
надо», «Пусть меня не будет, пусть разрежут ножиком пополам». В нигилистических
или близких им высказываниях обычно отсутствовала полная убежденность
собственного отрицания, нигилизм проявлялся скорее в форме желаемого, а не
истинного ощущения отрицания себя.

Легко возникали состояния, близкие к меланхолическому раптусу, с вегетативными
нарушениями.

У детей еще более старшего возраста, б—8 лет, обнаруживались депрессивные
состояния с проявлениями чувственного бреда фантастического содержания. Дети при
этом воспринимали себя и „окружающее в двух планах. Возникала иллюзия
отрицательного двойника (отец родной и одновременно подставное лицо) и т. п. Чаще
отрицательный двойник воспринимался в облике злого зверя. Нередко бывала смена
положительного двойника отрицательным. Даже при незначительном изменении
состояния патологические идеи тут же отступали. Эти расстройства обычно
отмечались отрывочно и неравномерно у разных больных, что было связано не только
с глубиной депрессивного состояния, но и с разной степенью психической зрелости
детей. Заметное усложнение идеаторных расстройств наступало у больных детей
старше 5—6 лет

Депрессивные состояния всегда сопровождались соматическими изменениями: дети
худели, кожные покровы становились сухими, бледно-серой окраски, под глазами


background image

Онлайн Библиотека

http://www.koob.ru

появлялись синяки, снижался аппетит. Язык обычно покрыт налетом, губы становятся
запекшимися. Дети отказывались от пищи, у них наблюдались запоры.

Адинамический тип депрессии обнаружен у 11,4 % детей, больных непрерывной вялой
шизофренией, и у 23 %—приступообразной рекуррентной шизофренией.
Адинамическая депрессия у некоторых больных с чертами элективного мутизма, с
возможностью смены адинамической депрессии, смешанными состояниями была
выявлена у 20 % детей, больных шизофренией с вялым непрерывным течением и у 22
% —с приступообразной малопрогредиентной шизофренией.

Тревожная депрессия с ажитацией обнаружена у 29,3 % больных рекуррентной
шизофренией.

Тревожная депрессия с чертами негативизма, дисфорическими проявлениями в
сочетании с неврозоподобными расстройствами, влечениями, расстройствами
поведения наблюдалась у 42,8 % больных вялопротекающей шизофренией и у 15 %—
приступообразной малопрогредиентной шизофренией. При этом виде депрессии у
детей, больных приступообразной малопрогредиентной шизофренией и вялой
непрерывной шизофренией, выраженность аффекта тоски невелика — в основном
обнаруживалось чувство тревоги и недовольства. В отличие от больных рекуррентной
шизофренией недовольство в этих случаях направлено на окружающих, а не на себя. В
поступках выступали проявления агрессии с садистскими влечениями. В игровой
деятельности, фантазировании, влечениях находил отражение депрессивный фон
настроения. Больные дети играли в похороны, рисовали кресты, могилы. Иногда у них
возникали сновидения, в которых они переживали смерть. Наряду с этими
расстройствами отмечались опасения детей за свое здоровье. Сочетание агрессивных
тенденций в поведении с аффективной неустойчивостью, взрывчатостью, мрачностью,
придавало депрессии дисфорический оттенок. Обычно утяжеление состояния вело к
усилению навязчивых опасений, патологических фантазирования и влечений, а не
углубления соответственно депрессивного аффекта.

Тревожная депрессия с деперсонализационными расстройствами выявлена у 6,1 %
больных малопрогредиентной приступообразной шизофренией, депрессия с идеями
вины — у 25,6 % больных рекуррентной шизофренией. — Очерченные
гипоманиакальные состояния обнаружены у 15,3 % детей, больных рекуррентной
шизофренией, смешанные состояния и состояния гипомании в сочетании с
нарушениями поведения, неврозоподобными расстройствами— у 37,2 % детей,
страдавших приступообразной малопрогредиентной шизофренией.

Состояния, близкие к депрессивно-субступорозным, выявлены у 4,7 % детей с
малопрогредиентной приступообразной шизофренией и у 5,9 % детей с
приступообразной, близкой к злокачественной, шизофренией.

Аффективные симптомокомплексы как начальные, вслед за которыми развивались
регрессивно-кататоноподобные расстройства, установлены у 26,2 % детей, больных
приступообразной, близкой к злокачественной, шизофренией. Депрессии в этих
случаях атипичны.

Депрессия, как правило, сменялась гипоманией с дурашливым поведением.
Гипоманию отличала неустойчивость настроения, что периодами напоминало
состояния с лабильным аффектом. Для депрессий, в особенности для состояний
гипомании, характерны нарушения коммуникативной функции речи, грубое