Файл: Алешина Ю. - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2359
Скачиваний: 19
Время интерпретации не должно быть случайным. Если она будет дана слишком рано,
то скорее всего окажется отвергнутой или не понятой клиентом. Преждевременная
интерпретация может послужить основанием для сопротивления клиента, актуализации
механизмов, направленных на то, чтобы не допустить изменений в жизни человека,
сохранить его конфликты и проблемы. Консультант в связи с этим может оказаться в
ситуации, когда клиент избегает или отвергает любые попытки заговорить о чем-то, что
может привести к более глубокому пониманию причин возникновения проблем. Выражаться
это может в более пристрастном отношении к словам психолога, в желании настоять на
своем, в подозрениях в предвзятости и т.д. Впрочем, слишком ранняя интерпретация
действительно является для клиента основанием думать, что консультант не понимает и не
чувствует его.
Запоздалая интерпретация опасна тем, что когда консультант слишком долго ждет
подходящего момента, чрезмерно старательно разбирается в событиях и фактах, клиенту
становится скучно говорить на одну и ту же тему, возникает ощущение “занудности”,
обыденности происходящего. В этом случае не возникает ощущение инсайта,
проникновение, необходимое для того, чтобы интерпретация была лучше воспринята,
казалась более точной и важной.
Несвоевременной интерпретация может быть и в том случае, когда клиент не следит за
тем, что говорит психолог, погружен в свои мысли или охвачен сильными чувствами и
воспоминаниями. Своевременно данная интерпретация вытекает из предшествующей фразы
клиента, то есть непосредственно связана с тем, что происходит в процессе
консультирования “здесь и теперь”. Если в диалоге возникла какая-то другая тема, лучше
специально вернуться одной-двумя репликами к тому, с чем связана интерпретация, и лишь
потом, когда собеседник готов выслушать, предложить ее.
Интерпретация не должна быть слишком длинной по форме. Ее следует изложить
максимально понятным языком, приближенным к языку клиента, для того чтобы он сразу
же, не прилагая специальных усилий, мог “схватить” и понять ее. Разъяснения, уточнения,
возникающие вслед за уже предложенной интерпретацией, могут способствовать
укреплению механизмов защиты, а следовательно, и снижению эффекта интерпретации.
Перефразирование
Другой важной техникой, тесно связанной с интерпретацией и использующейся также в
основном на этапе психокоррекционного воздействия, является перефразирование. Оно
широко применяется в самых разных направлениях психотерапии, и владение этой техникой
является важным профессиональным навыком консультанта. Идея этого приема очень
проста: консультант, используя жалобу или замечания клиента, перефразирует, изменяет их
таким образом, что то, что было негативным, служило основанием для беспокойства и
переживаний, становится причиной положительных эмоций, способных если не полностью
снять негативные переживания, то по крайней мере существенно уменьшить их значимость и
интенсивность. В качестве примера перефразирования приведем следующий отрывок из
диалога консультанта с клиенткой.
Клиентка: Я очень переживаю, что мой сын бросил институт, проучился три курса и
ушел, как я его ни уговаривала остаться.
Консультант: А почему он бросил его?
Клиентка: Говорит, что этот институт ему не подходит, что ему неинтересно учиться.
Да он и сам толком не знает, чего ему надо.
Консультант: А вас почему это так беспокоит, почему вы переживаете?
Клиентка: Но все его друзья и товарищи учатся, может, кому-то что-то и не нравится,
но никто из-за этого ничего такого не предпринимает.
Консультант: Но это значит, что ваш сын более сильный и независимый человек, чем
они, готовый не просто переживать и рассуждать, а добиваться того, чего он хочет. Вам
следует не переживать, а гордиться им.
В этом диалоге отчетливо видно, как событие, прежде выступавшее для клиентки
исключительно в негативном плане, видится иначе, ей предлагается возможность
примириться с происходящим, увидев его в ином свете. Конечно, перефразирование
возможно отнюдь не в каждой ситуации: далеко не все жалобы клиентов можно,
перефразировав, изменить. И, к сожалению, это прежде всего относится к действительно
тяжелым ситуациям, когда происходящее, с какой бы точки ни смотреть на него, ничего
хорошего не несет — это такие события, как смерть и болезнь близких, противоправное
поведение и т.п.
Но даже в ситуациях, когда содержание жалоб и претензий может быть с легкостью
перефразировано, необходимо обязательно учитывать состояние клиента и его отношения с
консультантом, их контакт в данный момент беседы. Отсутствие контакта или
погруженность собеседника в собственные переживания могут привести к тому, что
предлагаемое перефразирование будет однозначно отвергнуто как нечто примитивное,
легкомысленное, как свидетельство того, что консультант не хочет серьезно работать над
проблемами клиента, а намерен отделаться от него.
Контакт с клиентом во время беседы
На предшествующих страницах мы много говорили о технических особенностях
ведения консультативной беседы. Но это далеко не все, что необходимо для проведения
успешного приема. Одно из важнейших условий эффективной работы психолога — хороший
контакт с клиентом. Гарантия такого контакта — профессиональное владение не только
вербальными техническими средствами, но и такими важнейшими невербальными
параметрами, как тон, контакт глаз, паузы и т.д.
Вербальный контакт
Средства поддержания вербального контакта весьма условно можно разделить на
прямые и косвенные. К первой группе отнесем все те формы обращения к пришедшему на
прием человеку, которые направлены на установление с ним доверительных и откровенных
отношений — подбадривание, похвалу, выражение поддержки и т.п. Необходимость
использования таких форм обращения возникает в самых разных случаях: в начале беседы,
чтобы установить контакт и снять напряжение; в ситуации, когда обсуждаются слишком
важные или щепетильные вопросы; когда клиент расстроен или плачет.
Бывает, что человеку необходимо ощутить себя не хуже других, почувствовать
поддержку и принятие со стороны консультанта, ему нужна возможность воспринимать свои
проблемы не как что-то позорное и исключительное, а как временную неудачу, которая
случается и в жизни других людей. В таких ситуациях психологу пригодятся реплики типа:
“Подобные проблемы нередко возникают у родителей подростков” или “Нет ничего
удивительного в том, что вам с мужем так трудно найти общий язык, супружеская жизнь —
это настоящее искусство” или “Не стоит переживать, я думаю, что дело это можно
поправить”. Помощь консультанту во время беседы может оказать и открыто выраженная
похвала, например: “Не всякий бы выдержал такое” или “Вы действительно хорошо
разбираетесь в людях, если так тонко понимаете, почему она так поступает”. Подобные
высказывания часто имеют самостоятельный терапевтический эффект, способствуя
формированию у клиента положительной я-концепции.
Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание
контакта, является использование имени клиента. Само упоминание имени человека обычно
работает на контакт с ним: реплики типа “Ну что, Виктор Павлович”, “Конечно, Лена”
способствуют возникновению у клиента ощущения, что консультант ориентирован на него, с
уважением и пониманием его слушает. В наиболее сложные моменты приема, когда клиента
необходимо остановить или перебить, помочь сформулировать трудную мысль и т.п.,
обращение по имени обеспечивает внимательное отношение к словам консультанта, более
доверительный и откровенный уровень беседы.
Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта в беседе — это
выражение согласия и одобрения, высказываемое консультантом в то время, когда он
внимательно слушает клиента. Не так важно, в какой форме и в какой момент прозвучит
одобрение, но сам факт, что психолог не молчит, а кивает, подбадривает, соглашается: “Да”,
“Конечно”, “Угу”, способствуют возникновению у собеседника ощущения, что его
внимательно слушают и понимают. Консультанту не следует пренебрегать этими
средствами, даже если ему хочется по возможности сохранить нейтральность собственной
позиции и не формулировать преждевременных суждений. Согласие, высказанное во время
монолога клиента, отнюдь не исключает того, что у консультанта может быть собственное
мнение или отношение к рассказу.
Невербальный контакт
О невербальном контакте и его значении как в процессе психотерапии, так и для
обеспечения эффективности межличностного общения, написано очень много (Петровская
Л.А., 1982; Атватер Н., 1988, Мицич П., 1984). Связано это не только с тем, что одно и то же
слово, сказанное по-разному, приводит к различному эффекту. Невербальные реакции в
меньшей степени, чем вербальные, находятся под сознательным контролем человека. Здесь
начинающий консультант может с легкостью допустить ошибку, не “уследить” за собой, и
тогда невольная гримаса раздражения или усталости, воспринятая клиентом на свой счет,
может негативно сказаться на дальнейшем ходе беседы. Не случайно существуют
специальные формы обучения психотерапевтов при помощи видеозаписи, направленные на
овладение и контроль за собственным выражением лица.
Можно выделить несколько сфер невербального контакта, которым консультант
должен уделять специальное внимание в ходе беседы.
1. КОНТАКТ ГЛАЗ. В повседневной жизни люди редко смотрят в глаза друг другу,
скорее даже избегают этого, как непрошеного вмешательства в частную жизнь.
Консультанту также не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, хотя для клиента иногда
заглянуть в глаза психолога бывает важно для того, чтобы проверить, насколько
внимательно его слушают, не смеются ли, не осуждают ли.
Тем не менее консультанту во время беседы следует смотреть на клиента, а не в
сторону, поскольку иначе у собеседника может возникнуть ощущение, что его плохо и
невнимательно слушают. Оптимальное пространственное расположение во время беседы —
консультант и клиент сидят под углом, чуть наискосок — как нельзя лучше способствует
тому, что они находятся в поле зрения друг друга, но клиент имеет возможность смотреть в
сторону, не отводя специально глаз и не навязывая себя собеседнику.
2. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА. Профессионалу следует следить за своим выражением лица.
Лучше всего, если на лице можно прочесть доброжелательное внимание. Но тем, кто только
начинает работать, стоит специально понаблюдать за собой перед зеркалом, выбрать то
выражение, которое в наибольшей степени подходит к ситуации консультирования,
почувствовать его на своем лице.
Бывает, что в процессе беседы психолог ощущает растерянность, не знает, что делать
дальше, что сказать. Особенно часто это возникает в ситуациях, когда клиент плачет,
охвачен какой-то сильной эмоцией или агрессивно спорит с консультантом. Независимо от
ситуации выражение лица и голос не должны выдавать растерянности и смятения.
Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала само по себе имеет
психотерапевтический эффект, способствуя ощущению, что все нормально, ничего
страшного или из ряда вон выходящего не происходит, со всем этим можно справиться.
Поза тела
Естественно, что поза консультанта не должна быть напряженной или закрытой.
Ощущение напряженности может возникнуть, если консультант будет сидеть на краешке
стула или если его руки будут с напряжением сжимать ручки кресла или просто в том, как он
сидит, будет нечто непривычное или неестественное. Закрытость позы традиционно
связывается со скрещенными руками или ногами. Ощущение отстраненности психолога
может возникнуть, если он слишком далеко откидывается на кресле или отодвигается от
клиента. Но не стоит и слишком близко придвигаться к собеседнику или сидеть на кресле,
наклонившись прямо вперед — такая поза может вызвать ощущения давления и нарушения
личностного пространства.
Консультант и клиент находятся во время беседы в своеобразном телесном контакте,
использование которого может также повысить эффективность консультативного процесса.
Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не
осознавая этого, начинает зеркально отражать позу и поведение консультанта. Так, если
психолог напряжен, ощущение напряжения и неуверенности передается и собеседнику,
который неосознанно принимает позу, аналогичную позе консультанта. В таком контакте нет
ничего противоестественного: все мы не раз наблюдали подобные эффекты заражения,
когда, например, кто-то начинает кашлять или чихать, а окружающие немедленно начинают
ему вторить. Наличие такого контакта предоставляет огромные возможности для
консультанта, который может попробовать косвенно повлиять на клиента, расслабившись и
заняв подчеркнуто более удобную позу в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен.
Неосознанно собеседник в той или иной степени скорее всего постарается повторить ее.
Изменение позиции тела обычно влечет за собой и изменение психологического состояния
(коррекция психологических состояний через воздействие на тело является содержанием
одного из современных направлений психотерапии, получившего название “телесно-
ориентированная терапия” (Lowen A., 1967).
Тон и громкость голоса
Реакция клиента на то, что говорит психолог, во многом связана с тем, каким тоном с
ним говорят. Тон консультанта должен не просто быть доброжелательным, он должен
соответствовать тому, что говорится. Для того, кто не уверен в том, насколько он хорошо
чувствует и контролирует свой тон, имеет смысл специально поупражняться с партнером,
который может дать точную обратную связь. Подобные упражнения широко применяются в
рамках тренинга сензитивности (Рудестам К., 1990, Петровская Л.А., 1982).
Не стоит говорить с клиентом слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос
в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности,
интимности. Интересно, что варьирование громкости голоса и темпа речи консультанта,
точно так же, как и в случае с изменениями позы„, могут привести к изменениям состояния
клиента. Обычно громкость голоса и темп у консультанта и клиента совпадают, если же
последний слишком возбужден, это сразу отражается на том, как он говорит. В более
возбужденном состоянии люди говорят громче и быстрее. Консультант может несколько
охладить клиента, начав говорить медленнее и тише, что скорее всего приведет к тому, что
клиент автоматически постарается подладиться, нормализовав таким образом свое
психологическое состояние.
Использование паузы
Использование паузы как средства психотерапии трудно переоценить. О ее значении
для работы с клиентами много говорил К. Роджерс, подчеркивая, что умение выдерживать
паузу является одним из важнейших профессиональных навыков практика (Rogers C., 1971).
Соблюдая паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует
монолог. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности
происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или
комментировать то, что говорит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного,
необходимость осмыслить и понять. Консультанту следует выдерживать паузу практически
после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос.
Пауза дает возможность дополнить уже сказанное, поправить, уточнить. Кроме того,
благодаря паузе можно избежать ситуации, которая, к сожалению, нередко возникает в
процессе консультирования, когда клиент и консультант начинают конкурировать друг с
другом, бороться за право вставить слово, что-то сказать. Возможность говорить должна
быть предоставлена прежде всего клиенту, и тогда в тот момент, когда настает черед
говорить психологу, его будут слушать особенно внимательно.
Говоря о психотерапевтической паузе, нельзя не вспомнить о специальных случаях ее
использования, когда психотерапевт практически полностью молчит, провоцируя пациента
на монолог. Так обстоит дело, например, в психоанализе, где важно, чтобы все, что
говорилось, было в большей мере связано с глубинными чувствами и переживаниями
пациента, а не являлось реакцией на вопросы и комментарии профессионала. Конечно,
подобное использование паузы позволяет глубже заглянуть в бессознательное, но такая
задача не соответствует целям консультирования, где временные рамки и запросы клиента
строго ограничены. Это значит, что пауза консультанта не должна быть чрезмерной,
длительной. Ведь, как известно из опыта групповой психотерапии, чрезмерная пауза
провоцирует агрессию на ведущего (Yalom I.D., 1975).
Время паузы воспринимается в беседе по-особому, и минутная пауза будет выглядеть
как “вечность”. Для нормальной паузы вполне достаточно 30-40 секунд. Впрочем,
консультанту стоит специально поэкспериментировать с тем, что значит пауза, понаблюдав
за часами с секундной стрелкой.
Разговор о технологии ведения консультативной беседы можно продолжать еще очень
долго. К тому же у каждого опытного профессионала есть свои приемы и “уловки”,
помогающие в работе с самыми разными клиентами. Но завершая этот раздел, хочется еще
раз повторить: для того чтобы овладеть всеми этими приемами на действительно высоком
уровне, необходимы долгие часы работы под наблюдением опытного профессионала-
супервизора. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и
отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным.
4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОВОДУ СЛОЖНОСТЕЙ
ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ
Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в
консультационной работе, — жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со
своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и
оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт своего обращения за помощью они
хотят сохранить в тайне от детей. Это значит, что с самого начала беседы психолог должен
быть ориентирован на разрешение конфликта “силами присутствующих”, без привлечения
дополнительной информации, не имея возможности взглянуть на данную ситуацию глазами
“обвиняемых” — детей. Поскольку в данном пособии речь идет лишь о проблемах
консультирования взрослых и не предполагается учитывать какие-либо особенности детской
психологии, здесь будут анализироваться трудности во взаимоотношениях родителей с
детьми старше 15-16 лет, т.е. уже в основном преодолевших трудности подросткового
возраста.
Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на четыре группы
(разумеется, они не являются взаимоисключающими, а чаще всего сопутствуют друг другу).