Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9842

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тарас Джопуа (106 лет) и другие.
Как они решают свою жизненную задачу - стареть? Я не
буду останавливаться подробно на теориях долгожительства
и разнообразных гипотезах, а выделю только те факторы,
которые считаю важными.

647


background image

 Пол Гарб использует в своей работе данные Г.В.Старо-
войтовой и своих собственных исследований. Мое внимание
привлекли следующие явления:
- старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно бесе-
дуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней
мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель
большей части бесед молодежи и людей среднего возраста со
стариками - получить совет по важным вопросам повседнев-
ной жизни;
- старики в Абхазии пользуются большим уважением, что
укрепляет в них столь ярко выраженное чувство собственного
достоинства;
- стремление быть здоровым, отсутствие привычки жало-
ваться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно,
что самооценка возможностей собственной кончины является
порождением депрессии или другими эмоциональными ос-
ложнениями);
- у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто яв-
ляющейся причиной старческого маразма;
- старики Абхазии не испытывают одиночества - они еже-
дневно чувствуют заботу со стороны родственников и сосе-
дей. Все убеждены, что лучшее лекарство - любовь и забота
окружающих;
- многообразие интересов, желание жить полной жизнью;
- это люди с особым чувством юмора, стремлением быть
всегда в окружении других людей;
- о стариках заботятся, это естественное проявление фило-
софии жизни;
- дружелюбное и гостеприимное отношение к людям дру-
гих национальностей;
- долгожители склонны воспринимать все, что происходит
в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-
то внешних сил; это относится к возможности преодолевать
жизненные стрессы. Долгожители чаще всего являются лично-
стями, берущими на себя ответственность за все, что с ними
происходит, чувствующие себя хозяевами своей судьбы;
- в Абхазии ни один старик не отозвался о старости явно и
резко отрицательно. В Абхазии устойчивы традиции уваже-
ния к старости, там просто невозможно преступление против
нее, как невозможно представить в роли преступника старика.
Вот и выстраиваются, словно в зеркальном отражении,
факты и факты, в разное время больно задевшие сердце:
- «Спасибо» старой женщине за то, что я с ней поговорила
(я - случайный человек, попутчица в недолгой дороге до ее

648


background image

дома). Это «спасибо» дополнено было одной только фразой:
«Дома-то и поговорить не с кем, телевизор да кот с козой».
- Многочисленные и почти обязательные реплики в утрен-
нем транспорте о бабке, которая «прет», вместо того чтобы
искать место на кладбище, оставлю без комментария.
- Бесконечные разговоры о болезнях, даже не старых лю-
дей: «У кого что болит, тот о том и говорит».
- Жалобы стариков на забытость и ненужность никому -
ни государству, ни детям, ни самим себе - депрессия, которая
начинается еще перед выходом на пенсию.
- Сознательное ограничение стариками круга своих инте-
ресов ссылками на свою отсталость и бестолковость.
Больше не хочу об этом писать, так как глубоко уверена в
том, что еще в начале XX века такого отношения к старости не
было. Меня в этом убеждают все этнографические материалы' и
сама жизнь, где еще сохранилась гуманистическая философия,
где еще живут доступной им полной жизнью наши, бывшие
советские, старики, о которых когда-то писал М.Светлов:
...Ни нарочно, ни по ошибке,
Ни в начале и ни в конце
Не замерзнет ручей улыбки
На весеннем твоем лице!
Кровь нисколько не отстучала,
Я с течением лет узнал
Утверждающее начало,
Отрицающее финал.
Как мы людям необходимы!
Как мы каждой душе близки!..
Мы с рождения непобедимы,
Мы - советские старики!

I960

Может быть, читателя покоробит ненужный пафос и
полная неуместность цитаты. Старики, просящие милосты-
ню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в
нищете и одиночестве, забытые всеми... Трагедия нашей куль-
туры началась там, где бодро начали разрушать «старый
мир», провозгласив критерием истины силу разрушения.
«Сила есть - ума не надо» - это правило жизни известно
давно. Ум - философия жизни - рождается не только в дей-
ствии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диало-
' См., например: Поликарпов B.C. История нравов России. - Ростов-
на-Дону, 1995; Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.

649

 Психоанализ детского возраста/Под ред. И.Д.Ермакова - М , 1923.

650


background image

так много, и это столь общеизвестно... С особой яркостью
это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что
гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях,
существует два таких ряда: «посредственность - гений - по-
средственность» или «гений - посредственность - гений». В
настоящее время эта закономерность достаточно хорошо
обоснована фактически.
Для внука может стать предметом глубочайшего интереса
личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только
к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший
пример - пьянство...
Можно совершенно спокойно решиться на обобщение и
сказать, что все члены семейной группы (от брата до деда и
от сестры до тетки) играют исключительно роли заместите-
лей в первоначальной троице, образуемой отцом, матерью и
ребенком».
Старики могут и, думаю, должны для растущего человека
быть источником жизненной философии - не абстрактной, а
конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с
ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь
времен, без которой невозможно само знание об осуществи-
мости жизни в любом возрасте, о жизни как явлении беско-
нечном. Это очень хорошо умели выразить гениальные ста-
рики человечества, спокойно беседуя с вечностью.
Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни,
делая это открыто, используя тот вид творчества, которым
они занимались всю жизнь. Это не только решение важней-
шей психологической задачи старости - подведения жизнен-
ных итогов, но и диалог с временем. О чем говорили гении?
Они пытались смотреть на свое творческое наследие не толь-
ко своими глазами, но и глазами других людей. Оценка своего
труда беспощадна, в ней обязательно присутствует нравст-
венная основа - совесть.
Последние годы великих людей как раз больше, чем что-
либо другое, опровергают представления о старости как о
творческом упадке, сплошном сне духа, неумолимо прибли-
жающемся маразме, физическом разрушении'. Н.В.Гонча-
ренко удивительно точно описал те изменения, которые пере-
живали великие люди, подводя итоги своей жизни: «Кажется,
что все продумано, все известные его времени философские
системы уяснены, что-то удалось решить самому. Но удивле-
ние перед грандиозностью неведомого, чувство однократно-
' См. подробно: Гончаренко Н.В. Гении в наукеи искусстве. - М., 1991.

651

 сти, скоротечности индивидуального бытия остается. Больше


background image

всего мучает то, что не удалось существенно изменить то, к
изменению чего стремился всю жизнь...
Нелегким прессом на душу ложится и сознание неисправи-
мости своего прошлого... Выражаясь философским языком, в
старости люди больше погружаются в познание категории
покоя, чем категории движения, становясь философами не по
профессии, а по складу ума и характера».
Среди гениев было много верующих людей, в том числе и
среди ученых естествоиспытателей. Многие верили в священ-
ное высшее. Те, кто не верили в Бога, верили в благо такой
веры. В общефилософском плане вера означала признание
разумности и гармонии бытия. Гении вообще много размыш-
ляли о религии.
Абсолютный императив смерти еще не удалось победить
никому. Многие великие писали о смерти, при желании чита-
тель сам прочтет и Монтеня, и Спинозу, и Гегеля, и Л.Н.Тол-
стого, и Гёте, и Достоевского, и...
Гении своей жизнью учили людей одному - жить при жиз-
ни. Этому учат нас и сейчас люди, живущие полной жизнью,
сумевшие осуществить переход из царства иллюзий, фантомов
в мир реальной творческой жизни. Они могут не быть при-
знанными гениями, они великие люди в своей собственной
жизни, так как ею ежедневно доказывают, что жизнь - это не
ожидание смерти, а она сама.
Смерть человека - трагическое событие для его близких.
Смерть гения - разрыв важнейших связей культуры, тех ее про-
явлений, которые непосредственно направлялись его идеями,
личными действиями, авторитетом. Гении незаменимы, как
незаменимы все люди, живущие полной жизнью, так как они
персонифицируют в себе ее целостность, ее возможность
быть, ее возможность осуществиться.
Гений - символ воплощенной полноты жизни. Человек,
живущий так, являет собой саму жизнь, которая порождает
гениев. Именно живущие, а не существующие, могут исполь-
зовать идеи гениев и развивать их дальше, именно живущие, а
не существующие, открыты к диалогу с наследием культуры,
они и есть та нить, которая связывает поколения.
Что будет, если ее прервать, прерывать? Последствия не
заставят себя ждать - великое наследие гениев опошлится и
обесценится как бесполезный старый мир. Если сегодня воз-
рождают здание Храма Спасителя в Москве, это еще не зна-
чит, что вместе с ним вернется идея, мысль, дух, породивший
его. Это будет что-то другое - другая жизнь.

652

Гений живет полной жизнью. Доступна ли такая жизнь