ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10293
Скачиваний: 75
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................................... 1
ОГЛАВЛЕНИЕ ................................................................................................................................... 940
Абрамова Г. С.
А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд.,
стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
ISBN 5-7695-0303-3
Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге,
подчинены основной теме - становлению человека, формированию
жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование
в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована
студентам-психологам, философам, социологам и всем тем,
кто интересуется проблемами современной психологии.
УДК 159.9
ББК 88
© Абрамова Г.С, 1998
© Издательский центр «Академия», 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для
автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы:
• я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;
• отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для
меня столь вопиющей;
• авторитет науки в обществе был достаточно высок;
• мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не
приносило удовлетворения;
• ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;
• не существовало тревоги за будущее...
Эта книга написана
• потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о
человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;
• потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная
деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их
собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и
понятыми;
• потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том,
что он услышан и понят;
• потому что это, прежде всего, путь построения текста -
словесного текста, обращенного к слушателю; потому что
существует мировая художественная литература и наука, ко-
торые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинст-
во осуществления живой жизни выразить невозможно...
Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной
психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, ка-
кой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках
университета.
Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание
человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно
позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гумани-
ста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое
поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень
важно, я бы даже сказала, пристрастно важно.
Хотелось показать использование разных способов понимания
человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тек-
сте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи,
и отрывки из художественной литературы, и многое другое...
Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций помо-
жет читателю сориентироваться в собственной картине мира.
Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности чело-
века не отпугнут читателя словом «смерть».
Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавший
его человек захотел со мной поспорить...
Считала, что недоговоренность - основное свойство пси-
хологического знания. Иначе это называют открытостью,
открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исход-
ного положения, позволяющего понимать предмет своего
изучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта для
любого, обладающего минимальной любознательностью, воз-
можностью задавать самому себе вопросы...
Относительность истины научного знания в психологии
приобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы
человека, получившего это знание. Это дела-
ет историю науки не только историей поиска истины, но и
историей судеб...
Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Как
это узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, если
тайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразга-
данная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день,
который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из
главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, «завтрашний день не
таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий
нас, представляется нам тьмой. Восходит лишь
та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще
впереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда».
В моей работе нет конкретных биографий людей, с которыми
встречалась близко за годы профессиональной практической
работы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при-
сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца,
переделать заново не один раз многие страницы.
Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком ради
помощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлении
своей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикой
кем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизнь
гораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле-
ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир
фантомами чувств, мыслей, желаний и...
Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мне
простит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции о
том, как надо и что должно быть...
Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
Ученый обладает готовыми понятиями и будет пытаться объяснять «факты» при
помощи этих понятий, таким образом, он будет подходить предвзято, будет гля-
деть сквозь определенные очки и, как знать, будут ли эти очки пояснять или
искажать картину?
Мать близко знает своего ребенка, однако по боль-
шей части это знание на данный момент. Если психология
вооружит ее определенными точками зрения, которые сде-
лают ясными основные черты развития, она лучше сумеет
следить за своим ребенком.
К.Коффка,
Основы психического развития
Я могла бы продолжить эпиграф цитатами из других ав-
торов, но позволю привести себе только один - тот, который
чаще всего встречается в разговоре со взрослыми о детях. Это
вопрос - риторический, эмоционально насыщенный, чаще тре-
вожный, чем оптимистичный:
- Что с ним дальше будет?
Возрастная психология - это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из
нескольких разделов-отраслей, каж-
дый из которых изучает какой-то возраст - от младенческого
до старческого (детская психология, психология дошкольни-
ка, геронтопсихология - это о стариках). Как всякая наука она обсуждает вопрос о
своем предмете, методах, методиках,
критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или
иной теории. Как всякая наука, она стремится описать свой
предмет в специальных терминах - научных понятиях, отде-
лить его от предметов других наук, даже родственных, на-
пример от общей психологии, психофизиологии, тоже изу-
чающих возрасты: те большие биологические часы, которые начинают свой ход с
момента зарождения человека. Всем из-
вестно направление движения этих часов - от рождения к
смерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, и
очевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Но
это скорее лирическое отступление, чем описание предмета
возрастной психологии.
Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития
человека, нормального человека. Та-
ким образом, она ставит важнейшие вопросы о существова-
нии самих закономерностей, о степени их всеобщности, то
есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос
(и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие
и кто его может определить. Кроме того, появляется вечный
философский вопрос - вопрос о том, какого человека считать нормально
развивающимся.
Если вы отнесете эти вопросы к себе в таком, например,
виде, то почувствуете, насколько они могут быть важными
для вашей судьбы:
1. Нормальный ли я человек?
2. Развитый ли я человек?
3. Соответствует ли мое развитие моему возрасту?
4. Что изменится (и изменится ли вообще) в моем внутрен-
нем мире с возрастом?
5. Смогу ли я сам изменить себя?
Эти же вопросы можно задать в отношении любого чело-
века. Точность ответа на них может существенно повлиять
на судьбу человека - на его собственные решения и решения
других людей, от которых могут зависеть его важные личные события.
Возрастная психология изучает не только то, что проис-
ходит с человеком сегодня, она располагает данными о том,
что может быть в жизни человека вообще, так как пытается
изучить всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастам
уделяется большее внимание, а каким-то меньшее. Происхо-
дит это отчасти потому, что «ученый, занимающийся изучением человека, более
всех других исследователей подвержен
воздействию социального климата. Это происходит оттого,
что не только он сам, его образ мыслей, его интересы и по-
ставленные им вопросы детерминированы обществом (как
это бывает в естественных науках), но также детерминирован обществом и сам
предмет исследования - человек. Каждый раз, когда психолог говорит о человеке,
моделью для него служат люди из его ближайшего окружения - и прежде
всего он сам. В современном индустриальном обществе лю-
ди ориентируются на разум, их чувства бедны, эмоции пред-
ставляются им излишним балластом, причем так обстоят
дела и у самого психолога, и у объектов его исследования», -
писал Э.Фромм".
С этим трудно не согласиться. Вспоминаются в связи с этим слова Д.Б.Эльконина,
сказанные на одной из лекций по
детской психологии: «Я стал по-настоящему психологом
только тогда, когда родился внук».
Я исследователя соприкасается с Я исследуемого теми
гранями, которые есть у каждого из них. Чудо возрастной
психологии состоит в том, что она позволяет исследователю
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.-С.22.
прожить в своей собственной жизни множество событий,
связанных с обновленным пониманием жизни других людей.
Развитие, обновление видения можно наблюдать в текстах
З.Фрейда и Ж.Пиаже, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина,
в работах Э.Эриксона и Э.Фромма. Это увлекательная и, на
мой взгляд, мало исследованная страница истории возраст-
ной психологии.
Итак, возрастная психология как наука начинается с того момента, когда
встречаются два человека, имеющих разные
цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей
задачей получение истинного, точного знания о закономер-
ностях психического развития, а вторым человеком может
быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по
возрасту - человек, которого психолог назовет испытуемым,
исследуемым.
Уже само возможное различие в физическом возрасте порождает проблему
понимания. Эта проблема многократно
усложняется, когда речь идет об изучении ребенка. Как это
сделать, чтобы получить точные данные?
Листаю старые и новые книги, мудреные названия: экспе-
риментально-генетический метод, клиническое наблюдение,
лонгитюдное исследование, метод поэтапного формирования, включенное
наблюдение, лабораторный эксперимент и тому