Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9838

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

мое. Может быть, он боится пустоты, небытия, чего-то как
сон без пробуждения. Но сон человеку известен и нестрашен
сам по себе. Может быть, он боится чего-то другого?
Теперь ведь известно, что при переходе в загробный мир
сознание чаще всего не теряется, а если теряется, то только на
мгновение. Умерший продолжает чувствовать и мыслить, как
и раньше, без перерыва. Это доказывает множество фактов.
Умирающий человек испытывает горе потери близких лю-
дей, всех и все, что он любил на земле, но горе - это тоже дру-
гое чувство, неравное страху смерти.
Теперь известно, что переход в мир иной не страшен и что
начало жизни в нем тоже не страшно. Одиночества там нет, а
есть даже помощь. Но собственная судьба долго остается не-
определенной... Подсознательно человек чувствует, что после
смерти с ним произойдет нечто и он будет не способен изме-
нить это. Подсознательно, боясь смерти, человек подводит
нравственный итог своей жизни, так как дела человека идут в
мир иной вслед за ним.
Не все боятся смерти. Вся история религиозных учений го-
ворит о том, что смерть праведников и смерть грешников
протекает по-разному. Праведник, у которого есть вера, на-
дежда и любовь к Богу, готов к смерти, он даже не умирает, а
как бы засыпает и отходит, как говорят, с миром. Смерть
грешников окрашена ужасом, малодушием и отчаянием.
Получается так, что люди хорошей жизни, трудившиеся и
заботившиеся о других, умирают мирно, чувствуя приближе-
ние смерти, не боятся, а принимают ее спокойно. Академик
И.П.Павлов до последней минуты жизни вел строгое наблюде-
ние за состоянием своего организма, фиксируя и комментируя
все, что в нем происходило. Петрарка, гуманист, книжник, со-
биратель древних рукописей, умер с пером в руке, за работой.
Умерли, отдыхая после работы, Маркс, Фарадей, Бор.
Даже у самых великих грешников в последние минуты жиз-
ни смертный ужас, который охватывает их, переживается как
мольба к Богу о прощении. Это рука спасения, которую в ми-
нуты смерти протягивает Господь человеку, чтобы он понял
весь ужас плохо прожитой жизни и сказал ей не только «про-
щай», но и «прости». Мольба о прощении облегчает участь
умирающего, участь его измученной скверной жизнью души.
В моей собственной жизни я не раз видела, как люди об-
ращаются к Богу, переживая этот смертный ужас. Несмотря

658

на годы официального атеизма, ни из массового, ни из инди-
видуального сознания образ Господа не был вытеснен, как бы
ни старались работавшие на это перья, ручки, пишущие и


background image

типографские машины. Нельзя уничтожить неуничтожимое. Я
рада писать об этом, рада возможности сказать читателю, что
все светлые люди верили в Бога, это давало им силы жить во
мраке любых времен. Не буду называть их имена, у каждого
свой ряд таких людей, которые воплощают для него понятие
достойной жизни, хорошей жизни.
Умение сказать жизни «прощай» без отчаяния и ужаса, с
чувством законченного дела - это еще одна встреча человека с
его собственной экзистенциальностью, встреча, которая есть
великое таинство.
Мне бы хотелось сказать словами С.Н.Булгакова: «То, что
мучает и мучается в человеке, есть ведь его же собственная
самость; это не есть нечто такое, от чего он отказался, что
вдавило бы его лишь неизгладимостью своей. Ибо прошлое
неизгладимо, а существующее может быть сделано несущест-
вующим - на этом основана действенность прощения, в этом
тайна помилования благоразумного разбойника. Адские муки
происходят от нехотения истины, ставшей уже законом жиз-
ни; не-любовь к Богу - такова их основа. Хотеть "тьмы кро-
мешной", ничто, лишь бы не хотеть Бога, это - предельное
безумие зла, которое никак не может быть мотивировано и
оправдано, это явная нелепость, бессильная судорога зла... Но
это безумие есть вместе с тем и бессилие, фанатизм свободы. В
человеческой свободе, с которой связано существование ада,
нет ничего непреложного и неизменного. В то же время мы не
имеем и возможности утверждать, чтобы создание Божие, как
бы ни было омрачено и извращено оно злом, оказалось непо-
правимо радикально, онтологически извращено, - это значи-
ло бы приписать злу субстанциональность, творческую само-
бытность, которой он не имеет. Сердцевина бытия остается не
затронута злом, которое владеет только модальностью. По-
этому и дьявол в бытийственной основе своей есть все-таки
ангел, но глубоко и всесторонне извративший природу свою.
Поэтому и для его спасения не утрачена онтологическая осно-
ва, и является вопросом факта, возможно ли для него покая-
ние, вне которого вообще нет спасения...»'
Очень вдохновляющие и обнадеживающие слова, не каж-
дому из нас приходится слышать их и в жизни, и в ее конце,
поэтому так хотелось привести их для тех, кто еще мало
I См.: Булгаков С Н Свет невечерний. - М., 1994.-С 354-355.

659

 знаком с идеями о прощении, спасении, примирении, покая-
нии, смирении...
В конце жизни это становится нравственной задачей под-
ведения итога. Естественная смерть, которой умирает старый


background image

человек, очень часто не бывает мгновенной. Она требует сил,
чтобы ее дождаться. Даже установить момент смерти тела
подчас бывает очень трудно, так как оно состоит из разных
клеток и тканей, имеющих разную степень прочности. Если
отмирает даже целый орган, часто это не означает смерть
всего организма в целом.
Раннее констатирование смерти организма при некото-
рых обстоятельствах бывает жизненно важно для другого
человека. Когда, например, пересадка органов может спасти
ему жизнь.
Современная медицина еще далеко не имеет абсолютно
точных критериев для определения «момента» умирания.
При умирании душа всегда выходит из тела, но выход этот
тоже не значит, что тело умерло. (Например, свидетельства
наших современников, переживших временную смерть, под-
тверждают это.) Умирание - это протяженный во времени
процесс, а не момент, это путь - его тоже надо пройти. Самое
трудное на этом пути - одиночество. Во все времена, может
быть, кроме конца нашего века, люди чувствовали и знали,
что они в окружении любящих людей, прощание и прощение
которых облегчит им этот путь. Я уже писала о том, что

 XX

век внес много суетных корректив даже в этот период жизни
человека, сделав смерть от старости постыдной и неприлич-
ной и для самого старика, и для окружающих. Может быть,
получаемые современными учеными все новые и новые сведе-
ния о том, что происходит в мире ином, побудит наших со-
временников пересмотреть свое отношение к тому, что будет
происходить с каждым из нас.
Я не буду на этом подробно останавливаться, при желании
читатель найдет соответствующую литературу. Выделю толь-
ко несколько важных для меня моментов:
- сознание умирающего постепенно отрывается от нашего
мира. Слабеют все органы чувств, связывающие его с этим
миром, но в то же время становится доступным для воспри-
ятия что-то нездешнее - новые образы и видения. (Недаром
наши предки не плакали над умирающим, ему надо освоиться
в новом мире, для этого ему не должны мешать.);
- переход сознания из одного мира в другой может быть
незаметен;
- одиночества в смерти нет;

660

-

 после перехода души в мир иной она теряет не все, из-

вестно, что пропадает интерес к материальному;
- возникает особая ясность восприятия в жизни в другом
мире;


background image

- непосредственно после перехода душа имеет тот же уро-
вень знания, как при умирании тела, но рост ее в другом мире
будет идти с большой силой в том направлении, которое она
начала на земле. Об этом писали многие люди, думаю, что
читателю известна и книга Д.Андреева «Роза мира»', словами
из которой я и заканчиваю свой текст:
«Сознание отдельной конкретной личности (для простоты
будем говорить только о человеке) определяется не чьим-либо
сознанием и не вообще бытием, но суммой факторов. А именно:
а) ее собственным физическим бытием;
б) бытием природной и культурной ее среды;
в) сознаниями множества людей, живущих и живших, ибо
эти сознания в значительной мере определили своими усилия-
ми культурную среду, в которой личность живет и которая
воздействует на ее бытие и сознание;
г) сознанием п-го числа других существ, влиявших на ее
среду и ее трансформировавших;
д) бытием и сознанием миротворящих иерархий;
е) сверхсознательным, но индивидуальным содержанием,
кое врождено монаде данной личности;
ж) бытием - сознанием Единого, в котором бытие и созна-
ние суть одно, а не различные, противостоящие друг другу,
категории...»
'Андреев Д Роза мира. - М., 1992.-С.50.

ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

Бесконечно трудно слушать сегодня новости. Среди них
столько плохих, что кажется порой - хорошие просто не су-
ществуют. Кровь, смерть, страдания десятков и сотен людей -
равнодушная реальность каждого дня. Что можно противо-
поставить ей? Какую силу можно мобилизовать против этой
силы человеческой нелюбви к жизни?
Наука становится смешной и беспомощной перед своими же собственными
созданиями - теориями, идеями, воплощенными в лозунги и средства массового
уничтожения. Моя любимая наука о человеке тем более безоружна, ее легко
можно поставить на колени одним словом - «польза». Так бывало уже не раз и
происходит, к сожалению, сейчас.
Знание о человеке, которое дает мне жизнь, не приносит ожидаемой радости.
Часто с нескрываемым трепетом я говорю себе: «Великая наука - психология».
Бывает это тогда, когда человек ведет себя так, как уже предвидится,
понимается, «вычисляется»...
Хочется знать о человеке больше, как можно больше, это очень интересно,
очень... И вдруг в один прекрасный момент понимаешь, что нового знания не
возникает - все повторяется, все узнаваемо... Не может быть - останавливаешь
себя, оправдываешь усталостью. Оказывается, может, может быть повторение -
это законы жизни дают о себе знать, законы, которые хотелось бы не только


background image

чувствовать, но и рассказать о них другим, как делали это испокон веков все,
имеющие голос. Вот я и попробовала это сделать...

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .............................................................................................3
Глава 1. Что такое возрастная психология?.........................................5
Глава 2. В которой кое-что о прогрессе .............................................31
Глава 3. О том, что происходит с каждым из нас, когда мы живем среди
людей................................................65
Глава 4. Я-это.....................................................................................85
Глава 5. Мы так похожи, или другие - это...................................... 123
Глава 6. О теориях и их полезности (очень личная и очень короткая) ......... 177
Глава 7. О жизни и смерти................................................................. 187
Глава 8. О том, как теории влияют на жизнь,
или о педагогических позициях..........................................235
Глава 9. О великих теориях: Ж.Пиаже и Л.С. Выготский............^255
Глава 10. Нормальный человек - это.................................................299
Глава 11. О культуре и субкультуре ...................................................357
Глава 12. О младенцах от 0 до 2-х лет (очень длинная).................... 373
Глава 13. О раннем детстве (2-4 года)............................................... 429
Глава 14. О середине детства (5-7 лет) ..............................................445
Глава 15. О конце детства (8-12 лет) (в ней же «Школа в школе») ..469
Глава 16. О подростках (13-17 лет) ...................................................505
Глава 17. О юности (18-22 года) ........................................................537
Глава 18. О взрослении (23-30 лет)....................................................551
Глава 19. О переходном возрасте (30-35 лет)....................................577
Глава 20. О зрелости (36-50 лет)........................................................ 599
Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет),.......................................625
Глава 22. О старости (старше 65 лет).................................................. 641
Очень краткое послесловие.................................................................662