ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8672
Скачиваний: 49
Лот с дочерьми
Голциус Хендрик
Амстердам, Государственный музей
Ветхий Завет по-
вествует нам о том,
что, несомненно, име-
ло место в процессе
становления патриар-
хального общества -
о массовых изнасило-
ваниях. Так, в ханаа-
нейских городах Со-
доме и Гоморре горо-
жане имели обычай
но, ритуально насило-
вать пришельцев, чу-
жаков, несущих с со-
бой не всегда ясную,
но всегда потенциаль-
ную опасность (Быт. 19:4-9). Аналогичное явление существовало и в
иудейском городе Гиве, где горожане, окружив дом с гостями, также
требовали от хозяина дома: "...выведи человека, вошедшего в дом твой,
мы познаем его"; но удовлетворились насилием над наложницей гос-
тя: "Они познали её, и ругались над нею всю ночь до утра", до наступ-
ления смерти женщины (Суд.
Остаётся сделать вывод, что первое время в постматриархальном
обществе безудержное, во многом ритуальное сексуальное насилие как
средство коллективного (или индивидуального) самоутверждения, уст-
рашения потенциальных врагов, демонстрации силы существовало по-
всеместно. Только выплескивание агрессии наружу, на чужеродных
жертв способно было удержать примитивные общества от внутреннего
насилия.
Символизация разорительной инцестуозной борьбы за экономиче-
ское влияние, своеобразной "революции", нарушившей прежний ук-
лад, содержится в сообщении Дж. Фрэзера относительно запрещения
инцеста в Древнем Риме: древнейшие римские законы гласили, что в
случае совершения инцеста искупительная жертва должна быть при-
несена жрецами в роще Дианы, так как везде считалось, что инцест
влечёт за собой голод, поэтому искупительная жертва приносилась бо-
гине плодородия.
О том, что сексуальность с приходом патриархата приобрела нака-
зуемые преступные проявления, грубо нарушающие уже новые, патри-
архальные общественные морально-нравственные установки, можно
также узнать из мифологии, например, из притчи о том, как Приап
пытался изнасиловать сначала спящую нимфу Лотиду, а потом посяг-
нул и на древнейшую, чрезвычайно почитаемую богиню - Гестию (Вес-
ту у римлян).
Вот как рассказал об этом Овидий (Фасты 1. 429-438):
49
Он уже лёг на траву и рядом с ней приютился,
Но не проснулась она, полная крепкого сна.
Радостен он и, подняв осторожно от ног её платье,
Вот уже начал искать путь к
надежд.
Вдруг тут ослёнок, верхом на котором Силен появился,
Вовсе некстати своим голосом грубым взревел.
* * *
Мифологический образ
олицетворяющего производитель-
ные силы природы, эволюционно возник из грубых деревянных фал-
лических изображений, создаваемых для дионисийских оргий, то есть
Приап изначально был собственно фаллос. Если попытка изнасилова-
ния нимфы привела к тому, что Приап "общим посмешищем стал в
ярком сиянье луны", то покушение на Гестию, которую также спас ос-
линый крик, чуть не стоило Приапу физи-
ческой расправы со стороны богов и сати-
ров (Фасты 6. 319-349).
Дело в том, что Гестия, будучи покро-
вительницей домашнего очага, гарантиро-
вала безопасность семьи и гостей, представ-
ляла собой начало, объединяющее мир бо-
гов и людей, символизировала надёжность
и покой. Приап в первом случае похотли-
во, но достаточно мелко хулиганит, шалит;
во втором случае он проявляет святотат-
ственные намерения, символическое пося-
гательство на общественную безопасность.
Следовательно, в процессе разгула "револю-
ционного" патриархального насилия древ-
ние люди пришли к осознанию деструктив-
ной возможности производительных, изна-
чально плодотворных (сексуальных) сил
при их безрассудном использовании, то есть
впервые задумались о сексуальных правах.
Патриархальная революция, возник-
новение меркантильной проституции
Приап. Фреска. Помпеи.
I в. н. э.
Борьба матриархального и патриархального начал с элементами
заговора видна Б войне Зевса со своей матерью Реей и отцом Сатурном,
пытавшимся его уничтожить, чтобы он не захватил власть (Орфиче-
ский фрагмент
Эта борьба присутствует и в многочисленных ссорах
доэллинской независимой великой богини Геры (дочери Крона и Реи)
со своим мужем и братом Зевсом (элемент древней кровнородственной
семьи). Здесь немаловажно знать, что культ Геры - один из самых древ-
нейших, возник раньше, чем культ Зевса (Гера по мифологии старше
Зевса), и символизировал величие женского матриархального божества.
Очень похожая ситуация борьбы матриархального и патриархаль-
ного прослеживается в главах 1 и 2 библейской книги "Бытие": в 1-й
50
главе сказано, что Бог сотворил мужчину и женщину на шестой день
"по образу Божию"; из 2-й главы (базирующейся, вероятно, на более
позднем мифе) нам становится известно о принижении женщины, со-
зданной уже не "по образу Божию", а из плоти "человека" всего-навсе-
го для помощи ему.
Женские божества в человеческом самосозна-
нии постепенно становились силами зла. Рань-
ше или позже, но они были ниспровергнуты, из-
гнаны, ушли в подземный мир. Это наблюдалось
повсеместно. Так у славян "Великая Богиня-
мать" постепенно превратилась во враждебное,
злобное женское божество, называемое Мако-
шью, Марой, Мореной, которое впоследствии при-
няло облик Бабы-яги (Лиха Одноглазого). Чело-
веческие жертвы в славянском язычестве сжига-
лись в символической утробе богини, сделанной
из брёвен. При раскопках таких трупосожжений
краниологического материала не обнаружено,
что позволило сделать вывод о предварительном
отделении голов (в народных славянских сказ-
ках у Бабы-яги и Лиха головы на кольях окру-
жали жилище). Обычай сжигать или топить чу-
чела Мары, Морены, Костромы, Купалы транс-
формировались при патриархате из реальных
человеческих жертвоприношений женскому бо-
жеству во времена матриархата.
Переход от матриархата к патриархату в ряде мест, вероятно, имел
форму революционного переворота, произведённого супругом царицы,
что явно было в Вавилоне. Основной темой "Поэмы о сотворении мира"
("Когда вверху..." - "Энума элиш") является восстание богов-мужчин
против матриархального порядка, порождённого праматерью Тиамат,
то есть против самой Тиамат ("Великой матери богов").
сверг-
нув власть "Тиамат, что всё породила", решительно реформировал мир,
объявил свои указы Луне и Солнцу, а всем остальным, что "людей ОН
создал, дал им жизни, дал им бремя божье, а богам свободу". Не толь-
ко женской богине (Иштар), но и ему стали служить иеродулы в знаме-
нитой Вавилонской башне - храме Бела (Мардука - "Владыки"); хра-
ме для священных половых актов Мардука с женщиной, в котором
жрица целый год ждала бога, а в завершение праздника Нового года
совокуплялась с царём или его уполномоченным, так как Мардук был
очень занят. Именно в праздник Нового года бог Мардук решал, кого
из людей занести в книгу жизни, а кого вычеркнуть из нее, будет или
нет засуха, война и т. д.
По утверждению Геродота, каждая женщина в Вавилоне (уже в
патриархальное время!) должна была лишиться девственности в ходе
культового ритуала в храме, отдаваясь чужеземцам (по сути дела, ино-
(Богиня земли).
Золотое блюдо,
до н. э.
Территория совре-
Индии
51
городним); Геродот оставил не только подробное описание Вавилон-
ской башни, но и красочное описание всей процедуры выбора пришель-
цем партнёрши. Данный факт подтверждён современными исследова-
ниями: Геродот никогда не лгал. Кроме того, Геродот писал: "То же
самое, по рассказам египтян, будто бы происходит и в египетских Фи-
вах"
Практически такой же обычай уже во времена патриархата ещё су-
ществовал на Кипре, он требовал, чтобы перед замужеством все жен-
щины отдавались чужестранцам в святилище богини (Афродиты, Ас-
тарты или какой-нибудь другой). В Гелиополе, или в Баальбеке (Си-
рия), обычай предписывал каждой девушке отдаться иностранцу в хра-
ме Астарты. В финикийских храмах женщины занимались проститу-
цией за плату, пребывая в уверенности, что таким образом добиваются
благорасположения богини. По закону Аморреев девушка на выданье
должна была семь дней вступать во внебрачные половые связи у ворот
храма. В Армении представители знатных семейств посвящали своих
дочерей богине Анаит. Девушки служили при её храме в Асилизене. В
Комане, в Понте, множество священных проституток служило богине
Ма. Греческая надпись, найденная в Тралле, в Лидии, доказывает, что
практика религиозной проституции сохранилась до II века н.э. При-
держивающиеся обычая храмовой проституции народы видели в нём
неотъемлемый религиозный долг, исполняемый во имя Великой Боги-
ни-Матери, которую жители разных мест называли по-разному, но в
образ которой все они вкладывали, по сути дела, один и тот же смысл.
Лишь евреи, в чьей религии не было богини, ожесточённо боролись
против заимствования чужеземных культов, включающих в себя свя-
щенную проституцию. Однако "И блудники были также в этой земле, и
делали все мерзости тех на-
родов, которых Господь про-
гнал от лица сынов Израи-
левых" (3
С течением времени,
"после завоевания страны
(Вавилонии) и разорения её
персами (539 г. до н. э.) жи-
тели лишились своего иму-
щества, и все простые люди
из народа были вынуждены
по бедности заставлять сво-
их дочерей (и сыновей) зани-
маться развратом (за день-
ги)" - записал Геродот (1.
196), то есть заурядной мер-
кантильной проституцией
(проститутка по-гречески
сбивая храмовые
Древнегреческая керамика. V в. до н. э.
Музей изящных искусств, Бостон
52
цены. Грань между культовой и обычной проституцией во всех местно-
стях постепенно стёрлась, базисом проституции стала частная собствен-
ность. Примерно тогда же, даже чуть раньше, в начале VI века до н. э.
в Афинах мудрец Солон купил красавиц и красавчиков для открытия
первых публичных домов, которые стали приносить доходы в государ-
ственную казну.
Вместе с экономической властью женщины постепенно потеряли
былую, центральную роль в магических обрядах, своё ритуальное зна-
чение. Мужчины оставили им лишь возможность пророчеств. По сло-
вам Ф. Энгельса, ниспровержение материнского права было историче-
ским поражением женщин: женщина постепенно превратилась в про-
стое орудие деторождения (для целей правонаследия), в домашнее жи-
вотное, которым и оставалась на протяжении многих последующих
веков. Наступила эпоха гомоэротизма; цивилизованное общество ох-
ватила однополая страсть, которая ещё больше подчёркивала победу
патриархата. Философия, наука превратились в интеллектуальное муж-
ское времяпровождение. Пожалуй, лишь о гетерах да ещё о спартан-
ках упоминалось отчасти с уважением, отчасти насмешливо (вспомним
насмешника Лукиана). Остальные женщины жили затворницами в
женской половине дома, они не были достойны внимания мужчин.
Динамика отношений различных обществ к инцесту, сексуальному
насилию и проституции, начиная с древнейших времен, является ре-
альным проявлением социально-экономических укладов и связанных
с ними транскультуральных воззрений, что нашло отражение не толь-
ко в постоянно изменяющихся религиозных представлениях, но и имело
последствия для более поздних цивилизаций, их культуры, морали и
права.