ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8672

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лот с дочерьми

Голциус Хендрик

Амстердам, Государственный музей

Ветхий Завет по-

вествует нам о том,

что, несомненно, име-

ло место в процессе

становления патриар-

хального общества -

о массовых изнасило-

ваниях. Так, в ханаа-

нейских городах Со-

доме и Гоморре горо-

жане имели обычай

но, ритуально насило-

вать пришельцев, чу-

жаков, несущих с со-

бой не всегда ясную,

но всегда потенциаль-

ную опасность (Быт. 19:4-9). Аналогичное явление существовало и в

иудейском городе Гиве, где горожане, окружив дом с гостями, также

требовали от хозяина дома: "...выведи человека, вошедшего в дом твой,

мы познаем его"; но удовлетворились насилием над наложницей гос-

тя: "Они познали её, и ругались над нею всю ночь до утра", до наступ-

ления смерти женщины (Суд.

Остаётся сделать вывод, что первое время в постматриархальном

обществе безудержное, во многом ритуальное сексуальное насилие как

средство коллективного (или индивидуального) самоутверждения, уст-

рашения потенциальных врагов, демонстрации силы существовало по-

всеместно. Только выплескивание агрессии наружу, на чужеродных

жертв способно было удержать примитивные общества от внутреннего

насилия.

Символизация разорительной инцестуозной борьбы за экономиче-

ское влияние, своеобразной "революции", нарушившей прежний ук-

лад, содержится в сообщении Дж. Фрэзера относительно запрещения

инцеста в Древнем Риме: древнейшие римские законы гласили, что в

случае совершения инцеста искупительная жертва должна быть при-

несена жрецами в роще Дианы, так как везде считалось, что инцест

влечёт за собой голод, поэтому искупительная жертва приносилась бо-

гине плодородия.

О том, что сексуальность с приходом патриархата приобрела нака-

зуемые преступные проявления, грубо нарушающие уже новые, патри-

архальные общественные морально-нравственные установки, можно

также узнать из мифологии, например, из притчи о том, как Приап

пытался изнасиловать сначала спящую нимфу Лотиду, а потом посяг-

нул и на древнейшую, чрезвычайно почитаемую богиню - Гестию (Вес-

ту у римлян).

Вот как рассказал об этом Овидий (Фасты 1. 429-438):

49


background image

Он уже лёг на траву и рядом с ней приютился,

Но не проснулась она, полная крепкого сна.

Радостен он и, подняв осторожно от ног её платье,

Вот уже начал искать путь к

 надежд.

Вдруг тут ослёнок, верхом на котором Силен появился,

Вовсе некстати своим голосом грубым взревел.

* * *

Мифологический образ

 олицетворяющего производитель-

ные силы природы, эволюционно возник из грубых деревянных фал-

лических изображений, создаваемых для дионисийских оргий, то есть

Приап изначально был собственно фаллос. Если попытка изнасилова-

ния нимфы привела к тому, что Приап "общим посмешищем стал в

ярком сиянье луны", то покушение на Гестию, которую также спас ос-

линый крик, чуть не стоило Приапу физи-

ческой расправы со стороны богов и сати-

ров (Фасты 6. 319-349).

Дело в том, что Гестия, будучи покро-

вительницей домашнего очага, гарантиро-

вала безопасность семьи и гостей, представ-

ляла собой начало, объединяющее мир бо-

гов и людей, символизировала надёжность

и покой. Приап в первом случае похотли-

во, но достаточно мелко хулиганит, шалит;

во втором случае он проявляет святотат-

ственные намерения, символическое пося-

гательство на общественную безопасность.

 Следовательно, в процессе разгула "револю-

ционного" патриархального насилия древ-

ние люди пришли к осознанию деструктив-

ной возможности производительных, изна-

чально плодотворных (сексуальных) сил

при их безрассудном использовании, то есть

впервые задумались о сексуальных правах.

Патриархальная революция, возник-

новение меркантильной проституции

Приап. Фреска. Помпеи.

I в. н. э.

Борьба матриархального и патриархального начал с элементами

заговора видна Б войне Зевса со своей матерью Реей и отцом Сатурном,

пытавшимся его уничтожить, чтобы он не захватил власть (Орфиче-

ский фрагмент

 Эта борьба присутствует и в многочисленных ссорах

доэллинской независимой великой богини Геры (дочери Крона и Реи)

со своим мужем и братом Зевсом (элемент древней кровнородственной

семьи). Здесь немаловажно знать, что культ Геры - один из самых древ-

нейших, возник раньше, чем культ Зевса (Гера по мифологии старше

Зевса), и символизировал величие женского матриархального божества.

Очень похожая ситуация борьбы матриархального и патриархаль-

ного прослеживается в главах 1 и 2 библейской книги "Бытие": в 1-й

50


background image

главе сказано, что Бог сотворил мужчину и женщину на шестой день

"по образу Божию"; из 2-й главы (базирующейся, вероятно, на более

позднем мифе) нам становится известно о принижении женщины, со-

зданной уже не "по образу Божию", а из плоти "человека" всего-навсе-

го для помощи ему.

Женские божества в человеческом самосозна-

нии постепенно становились силами зла. Рань-

ше или позже, но они были ниспровергнуты, из-

гнаны, ушли в подземный мир. Это наблюдалось

повсеместно. Так у славян "Великая Богиня-

мать" постепенно превратилась во враждебное,

злобное женское божество, называемое Мако-

шью, Марой, Мореной, которое впоследствии при-

няло облик Бабы-яги (Лиха Одноглазого). Чело-

веческие жертвы в славянском язычестве сжига-

лись в символической утробе богини, сделанной

из брёвен. При раскопках таких трупосожжений

краниологического материала не обнаружено,

что позволило сделать вывод о предварительном

отделении голов (в народных славянских сказ-

ках у Бабы-яги и Лиха головы на кольях окру-

жали жилище). Обычай сжигать или топить чу-

чела Мары, Морены, Костромы, Купалы транс-

формировались при патриархате из реальных

человеческих жертвоприношений женскому бо-

жеству во времена матриархата.

Переход от матриархата к патриархату в ряде мест, вероятно, имел

форму революционного переворота, произведённого супругом царицы,

что явно было в Вавилоне. Основной темой "Поэмы о сотворении мира"

("Когда вверху..." - "Энума элиш") является восстание богов-мужчин

против матриархального порядка, порождённого праматерью Тиамат,

то есть против самой Тиамат ("Великой матери богов").

 сверг-

нув власть "Тиамат, что всё породила", решительно реформировал мир,

объявил свои указы Луне и Солнцу, а всем остальным, что "людей ОН

создал, дал им жизни, дал им бремя божье, а богам свободу". Не толь-

ко женской богине (Иштар), но и ему стали служить иеродулы в знаме-

нитой Вавилонской башне - храме Бела (Мардука - "Владыки"); хра-

ме для священных половых актов Мардука с женщиной, в котором

жрица целый год ждала бога, а в завершение праздника Нового года

совокуплялась с царём или его уполномоченным, так как Мардук был

очень занят. Именно в праздник Нового года бог Мардук решал, кого

из людей занести в книгу жизни, а кого вычеркнуть из нее, будет или

нет засуха, война и т. д.

По утверждению Геродота, каждая женщина в Вавилоне (уже в

патриархальное время!) должна была лишиться девственности в ходе

культового ритуала в храме, отдаваясь чужеземцам (по сути дела, ино-

(Богиня земли).

Золотое блюдо,

 до н. э.

Территория совре-

 Индии

51


background image

городним); Геродот оставил не только подробное описание Вавилон-

ской башни, но и красочное описание всей процедуры выбора пришель-

цем партнёрши. Данный факт подтверждён современными исследова-

ниями: Геродот никогда не лгал. Кроме того, Геродот писал: "То же

самое, по рассказам египтян, будто бы происходит и в египетских Фи-

вах"

Практически такой же обычай уже во времена патриархата ещё су-

ществовал на Кипре, он требовал, чтобы перед замужеством все жен-

щины отдавались чужестранцам в святилище богини (Афродиты, Ас-

тарты или какой-нибудь другой). В Гелиополе, или в Баальбеке (Си-

рия), обычай предписывал каждой девушке отдаться иностранцу в хра-

ме Астарты. В финикийских храмах женщины занимались проститу-

цией за плату, пребывая в уверенности, что таким образом добиваются

благорасположения богини. По закону Аморреев девушка на выданье

должна была семь дней вступать во внебрачные половые связи у ворот

храма. В Армении представители знатных семейств посвящали своих

дочерей богине Анаит. Девушки служили при её храме в Асилизене. В

Комане, в Понте, множество священных проституток служило богине

Ма. Греческая надпись, найденная в Тралле, в Лидии, доказывает, что

практика религиозной проституции сохранилась до II века н.э. При-

держивающиеся обычая храмовой проституции народы видели в нём

неотъемлемый религиозный долг, исполняемый во имя Великой Боги-

ни-Матери, которую жители разных мест называли по-разному, но в

образ которой все они вкладывали, по сути дела, один и тот же смысл.

Лишь евреи, в чьей религии не было богини, ожесточённо боролись

против заимствования чужеземных культов, включающих в себя свя-

щенную проституцию. Однако "И блудники были также в этой земле, и

делали все мерзости тех на-

родов, которых Господь про-

гнал от лица сынов Израи-

левых" (3

С течением времени,

"после завоевания страны

(Вавилонии) и разорения её

персами (539 г. до н. э.) жи-

тели лишились своего иму-

щества, и все простые люди

из народа были вынуждены

по бедности заставлять сво-

их дочерей (и сыновей) зани-

маться развратом (за день-

ги)" - записал Геродот (1.

196), то есть заурядной мер-

кантильной проституцией

(проститутка по-гречески

 сбивая храмовые

Древнегреческая керамика. V в. до н. э.

Музей изящных искусств, Бостон

52


background image

цены. Грань между культовой и обычной проституцией во всех местно-

стях постепенно стёрлась, базисом проституции стала частная собствен-

ность. Примерно тогда же, даже чуть раньше, в начале VI века до н. э.

в Афинах мудрец Солон купил красавиц и красавчиков для открытия

первых публичных домов, которые стали приносить доходы в государ-

ственную казну.

Вместе с экономической властью женщины постепенно потеряли

былую, центральную роль в магических обрядах, своё ритуальное зна-

чение. Мужчины оставили им лишь возможность пророчеств. По сло-

вам Ф. Энгельса, ниспровержение материнского права было историче-

ским поражением женщин: женщина постепенно превратилась в про-

стое орудие деторождения (для целей правонаследия), в домашнее жи-

вотное, которым и оставалась на протяжении многих последующих

веков. Наступила эпоха гомоэротизма; цивилизованное общество ох-

ватила однополая страсть, которая ещё больше подчёркивала победу

патриархата. Философия, наука превратились в интеллектуальное муж-

ское времяпровождение. Пожалуй, лишь о гетерах да ещё о спартан-

ках упоминалось отчасти с уважением, отчасти насмешливо (вспомним

насмешника Лукиана). Остальные женщины жили затворницами в

женской половине дома, они не были достойны внимания мужчин.

Динамика отношений различных обществ к инцесту, сексуальному

насилию и проституции, начиная с древнейших времен, является ре-

альным проявлением социально-экономических укладов и связанных

с ними транскультуральных воззрений, что нашло отражение не толь-

ко в постоянно изменяющихся религиозных представлениях, но и имело

последствия для более поздних цивилизаций, их культуры, морали и

права.