ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8668

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Члены 1-го международного конвента

феминисток в Вашингтоне, 1917 г.

В период виктори-

анства получил распро-

странение идеал асек-

суальной и невинной

женщины. От сексуаль-

ной темы стали укло-

няться в разговорах,

воспитании, литерату-

ре. Стали прикрывать

не только женское

тело, но даже ножки у

фортепиано. Врач об-

следовал больных че-

рез одежду. Постепенно

пуританская культура

приобретала черты

ханжества. Цензура

кастрировала произве-

дения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось

всё, что могло задевать "нравственность". Мастурбация стала тракто-

ваться как вредный для здоровья грех, вызывающий психические от-

клонения, импотенцию, слепоту, оволосение ладоней и пр. Применялись

жестокие методы по ее пресечению, например, врачи рекомендовали вы-

жигать клитор, прижигать мочеиспускательный канал и даже кастриро-

вать детей, проявляющих сексуальную активность. Супругам рекомендо-

вали вступать в половой контакт один раз в месяц, при этом женщин

предостерегали от переживания сексуальных удовольствий. Да к тому же

это стало верхом неприличия. Именно тогда и родился секс-туризм. Дос-

таточно было лишь переплыть узкий Ламанш, из Англии во Францию,

где вдоль побережья гостей всегда ждал хорошо организованный досуг.

Викторианское влияние в XIX в. проникло из Англии в Европу, где

охватило широкие круги населения, в основном мещанство. Вслед за

усилением пуританских установок шло уголовное законодательство. Во

многих странах супружеская измена стала караться тюремным заклю-

чением, при этом женщины получали большие сроки, чем мужчины.

Не последнюю роль в современном пуританстве играет ортодоксаль-

ное христианство. Феминизм, изначально противопоставивший себя

пуританской морали, в настоящее время превратился в оплот воинству-

ющего пуританства. Пуританская культура тиражирует многочислен-

ные стереотипы и ошибочные представления с подавлением и вытесне-

нием естественных сексуальных потребностей. Взгляды пуританских

врачей прошлого дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные не-

врозы, извращения сексуальных чувств, асоциальность вытекают из

ложных представлений о сексуальности и ее проявлениях.

Однако в пуританских странах всегда существовали различные фор-

мы оппозиции. Так, в XIX веке нажиму пуритан были противопостав-

39


background image

лены утилитаризм, затем натуризм. В XX веке сначала в революцион-

ной России и в Европе, а затем во всем западном мире эта ситуация

привела к пожару сексуальных революций, радикальные молодежные

движения казалось окончательно подорвали, но оказалось, что только

поколебали, всё еще сильные устои пуританства. Общество охватила

волна сексуальной анархии и сексуальной свободы. Но в последние

годы установилось относительное равновесие в этой области. Даже на-

против - в последнюю четверть века пуритане вновь перешли в наступ-

ление, постепенно отвоевывая сданные было позиции. В первую оче-

редь, как и в XVIII-XIX веках, это вновь коснулось детской сексуаль-

ности.

* * *

Отдельные сексуальные культуры, такие как

"Мистическая", "Либеральная", тесно переплетаются с движениями

натуризма и нудизма.

Кроме того, 3. Лев-Старович выделяет пять моделей соединения

любви и секса в мировых культурах:

1. Платоническая модель.

 В ней мы сталкиваемся с асексуальной,

одухотворенной, деэротизированной любовью. Секс в такой модели трак-

туется как нечто низменное, а цель человека  достигнуть высшей, асек-

суальной любви. Эта модель характерна как для христианства, так и

для некоторых направлений буддизма.

2. Чувственная модель.

 В ней любовь отождествляется с желанием,

чувственностью. Секс является ее осью, основным моментом (ислам, да-

осизм, тантризм, сексуализированная любовь в культурах Запада).

3.

 Интегральная, психофизическая модель. В

 ней любовь и секс

неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно

некоторым так называемым примитивным культурам, большинству

великих культур, многим представителям современного христианства,

ислама).

4. Модель противопоставления любви и секса.

 В ней любовь и

секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без

любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить

без чувственной основы (оргиастические культуры, современные урба-

низированные субкультуры Запада, некоторые примитивные, развива-

ющиеся культуры).

5. Модель секса без

 В этой модели мужчину и женщину

объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная сим-

патия, привязанность и не более (современные механистичные тенден-

ции делового мира западных культур).

2.2. Из истории сексуального поведения и насилия

Для лучшего понимания некоторых негативных сторон сексуальной

жизни современников поищем исторические сведения, относящиеся к

сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с доисториче-

40


background image

ского периода. К счастью, эти све-

дения не утрачены безвозвратно с

течением времени, напротив - их

становится всё больше. Причина

явления проста: всё больше па-

мятников древности открывается

нам, и здесь надо лишь вдумчиво

проанализировать свидетельства

былого: мифы, предания, обряды,

родившиеся вместе с абстрактным

мышлением у протолюдей и посте-

пенно усложнившиеся; рисунки,

скульптуру, предметы быта и пр.

Древняя мифология, осно-

 на древнегреческих сосудах.

 вв. до н. э.

ванная на дописьменном фундаменте, заложенном предшествующими

поколениями, весьма важна для понимания истории сексуального по-

ведения человека, поэтому следует рассмотреть некоторые мифические

представления древних; тем более что при ознакомлении с подробным

описанием какой-либо религиозной системы мы видим явное сходство

характеров и поступков божеств в духовном мире с людьми, выдумав-

шими этот фантастический мир.

Современному человеку, наверное, не понять, до чего тесную связь

чувствовали древние люди с богами. Так, в мифологии Древней Гре-

ции, на которую оказали значительное влияние древнейшие представ-

ления соседних народов Африки и Азии, отражено мировоззрение не

только современников античности, но и даже людей палеолита. Мифо-

логия является источником многих сведений относительно проявле-

ний сексуальности в древнем мире.

Дж. Фрэзер высказал мысль, что в глубочайшей

древности, когда племена людей, давшие начало на-

родам, жили в непосредственной близости друг от дру-

га, их божества были весьма схожи и различались

разве что по названию. Но постепенное рассеивание

племён с их последующей изоляцией друг от друга

благоприятствовало развитию различного понимания

богов. Когда же с постепенным прогрессом культуры

длительный период варварской изоляции стал кло-

ниться к закату, объединяющиеся народы внесли со

своими ритуалами в общий национальный пантеон и

своих богов, первоначальная идентичность которых

уже не просматривалась, но функции и свершения у

них могли быть общими.

В мифологии, эпосе, преданиях многое говорит о

первоначальном, существовавшем в дописьменную

эпоху, периоде матриархата -

 общества,

основанной на материнском праве, когда женщина

Богиня «Мать-

природа». 3 тыс.

лет до н. э.

Глина.

Долина Инда

41


background image

играла ведущую роль в общественной жизни. Люди повсеместно по-

клонялись единственной богине "Великой матери", воплощающей в

себе все силы природы. О ведущей общественной роли женщины в эпо-

ху палеолита свидетельствуют наскальные рисунки и скульптура верх-

него палеолита (40 000-10 000 лет назад), в также объекты неолита

(9 000-5 000 лет назад), обнаруженные в Европе, Северной Африке и на

Ближнем Востоке. Они дают нам представления о быте, философии и

сексуальной стороне жизни доисторических людей.

В этом плане примечательны находки в Европе и в Азии так назы-

ваемых "Венер палеолита", которые передают обобщённый образ жен-

щины  "женщины вообще", "материнского божества". Несомненно,

женские фигурки имели культовое значение и

играли центральную роль в совершении обря-

довых действий. Примечательно, что аналогич-

ных мужских фигурок рядом с "Венерами" вовсе

не обнаружено. Все фигурки имеют чрезвычай-

но массивные живот, ягодицы, молочные же-

лезы. Применённая древними художниками

гиперболизация наиболее значимых для чело-

века признаков жизненной силы свидетельству-

ет о символизации женщины как основы всей

жизни, а также о зарождении элементарных

эстетических чувств по отношению к ней.

В 1861 году швейцарский историк права J.J.

 первым выдвинул и убедительно до-

казал, что у людей первоначально существо-

вали ничем не ограниченные половые отноше-

ния, которые исключали всякую возможность

достоверно установить отца, и поэтому проис-

хождение можно было определять лишь по жен-

ской линии - согласно материнскому праву, как

первоначально это и было у всех народов древ-

ности. То есть у греков, североафриканских и

азиатских народов до единобрачия существовало такое устройство об-

щества, когда мужчина вступал в половые отношения с несколькими

женщинами, а женщина - с несколькими мужчинами, и это было обыч-

ной сексуальной нормой. Множество фактов матрилинейности у древ-

них и современных народов привели в своих объёмных исследованиях

Э.Б.

 и Дж. Фрэзер.

Шотландский исследователь материнского права Дж. Ф. Мак-Лен-

нан тогда же ввёл понятия "эндогамные" и "экзогамные общества". В

эндогамных жёны и мужья находили друг друга внутри своего обще-

ства, а в экзогамных жён брали со стороны, чаще всего при помощи

насилия. Исследователь исходил из того, что у многих примитивных

народов был широко распространён обычай убивать детей женского

пола сразу после рождения (он существует в том или ином видоизмене-

 из

(палеолит).

 музей (Вена)

42


background image

нии в некоторых обществах и сейчас). Благодаря этому в каждом от-

дельном племени возникал избыток мужчин, следствием которого не-

избежно должно было явиться совместное обладание несколькими

мужчинами одной женой - многомужество. Другими словами, у всех

экзогамных народов в древности существовало многомужество, что вело

к признанию кровных уз лишь по материнской линии (матрилиней-

Но многомужество было и у эндогамных обществ. Так, Геродот пи-

сал (4. 104):

 (скифское племя) - самое изнеженное племя. Они...

сообща сходятся с женщинами, чтобы всем быть братьями и как

родные не завидовать и не враждовать между собой».

Отдельное положение занимает встречавшаяся ещё в XIX веке у

славянских народов, а в древности у европейцев, арийцев, семитов пат-

риархальная домашняя община - переходная ступень от матрилиней-

ного группового брака к современной индивидуальной семье.

До сих пор в современном нам мире существуют примитивные мат-

рилинейные общества: следы полиандрии (многомужества) можно и

сегодня найти в Тибете, в некоторых районах Индии, где одна женщи-

на вступает в брак с несколькими братьями. Р. Грейвс сообщает о мат-

рилинейном обществе нага, живущем на юге Индии, и племени ком в

Камеруне.

Свидетельством матриархального пережитка в V веке до н. э. явля-

ется следующее сообщение Геродота о ритуальных боях в честь богини

плодородия - карфагенской Танит, проводимых девушками из ливий-

ского племени авсеев: "Девушки, разделившись на две партии, сража-

ются друг с другом камнями и палками". О мужчинах-авсеях Геродот

говорил:

«Совокупляются

 они с женщинами сообща, не вступая в брак, но

сходятся подобно скоту. Если у женщины родится вполне крепкий

ребёнок, то спустя три

 мужчины собираются вместе, и тот,

на кого он похож, считается его отцом».

Одна из ранних надписей шумерского правителя Урукагины, дати-

рованная 2350 г. до н.э. гласит:

 прошлые времена женщины имели  нас обычай брать себе

многих мужей; женщина, которая отважится сделать то же

сегодня, побивается камнями».

43