ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8265

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4.1. Мужские сексуальные комплексы

Комплекс Дон Кихота

Донжуанизм

Комплекс Леонта

Комплекс маленького члена

Комплекс мачо

Комплекс Мадонны

и Блудниц

Комплекс Гризельды

Комплекс кастрации

Комплекс Квазимодо

Комплекс Отелло

Комплекс Ореста

Комплекс Эдипа V

Комплекс Дон Кихота

 (ему соответствует женский комплекс "Али-

сы в стране чудес") характеризуется пребыванием в мире грез, уходом
или нежеланием жить в мире реальностей. "Странствующий рыцарь" в
этом комплексе проявляет по отношению к женщине иллюзорные ожи-
дания и желания, идеализирует ее, сравнивает с ангелом, говорит о
ней с особым обожанием, возводит ее на алтарь, чувствует себя у ее ног.
Этот комплекс часто встречается в христианских культурах Запада,
опосредованно связан с культом девственности и Мадонны. И тот, и

ДРУГОЙ КОМПЛеКС ВСТреЧаЮТСЯ

Аутизм - крайняя форма наруше-

ния контактов, ухода от реальности

в мир собственных переживаний.

личностей инфантильных, незре-
лых, но если такая инфантиль-
ность сочетается с аутическим
типом мышления и поведения,
то возможно наличие у личнос-
ти психопатологии. Нельзя исключить, что в случаях "прозрения" воз-
можно возникновение фрустрационной агрессии с уголовно наказуе-
мыми последствиями.

Комплекс Гризельды.

 Характеризуется чрезмерной чувственной

привязанностью отца к дочери, эротизацией отцовско-дочерних отно-
шений, что создает предпосылки для возможности инцеста или каких-
либо иных сексуальных действий в присутствии дочери, либо с доче-
рью, соответствующих мастурбаторных фантазий. Женский вариант
комплекса Гризельды называется комплекс

Донжуанизм.

 Комплекс с характерным стилем поведения, цель

которого "завоёвывать" и обладать многими женщинами. Женщина
интересна и представляет ценность в глазах мужчины лишь в процессе
ее соблазнения, после полового акта она сразу становится неинтерес-
ной. Повторные связи нежелательны из-за подсознательной тревоги по
поводу собственной мужской несостоятельности, возможно, здесь боль-
шую роль играет латентный гомосексуализм. Увеличение количества
любовных связей служит повышению самооценки собственной маску-

99


background image

линности, укреплению чувства своей гетеросексуальности. Этот комп-

лекс является наиболее типичным для стиля поведения мужчин куль-

туры Запада, а в латиноамериканской культуре к нему близок комп-

лекс мачо. В принципе он выражает примат мужчины, его потребность

в доминировании, скрытый гомоэротизм. Комплекс возник в христи-

анском мире в период раннего средневековья, когда гомосексуальные

связи жестоко карались (смертью на костре), женщина рассматрива-

лась как воплощение зла, ее боялись и презирали. В сущности, здесь

скрывается страх перед женщиной, отчужденность от ее психологиче-

ского мира.

Комплекс кастрации.

 Под ним понимают подсознательный страх у

мальчиков быть наказанным отцом в виде оскопления за половые при-

тязания к матери. У девочек комплекс проявляется подсознательными

переживаниями из-за отсутствия полового члена, что лишает их равен-

ства с мальчиками. Комплекс бывает и у взрослых женщин, стремя-

щихся к власти и доминированию, имеющих мужские черты в психи-

ке, возможно, латентный гомосексуализм. Этот комплекс связан с вли-

янием культур, в которых мужчины традиционно играют доминирую-

щую роль. Женщины этого типа наследуют мужской стиль жизни. По

отношению к мужчинам они проявляют пренебрежение. В сексе требо-

вания завышаются так, чтобы партнер их не может выполнить. Комп-

лекс кастрации, кроме психической обусловленности (нарушения иден-

тификации с женской ролью, зависть к полу и положению мужчины,

потребность власти у стареющих женщин и т. п.), имеет и культурную

подоплеку, вытекающую из бунта против мужчин. Считается, что в XX

веке этот комплекс стал встречаться гораздо чаще, что можно рассмат-

ривать как одно из последствий эмансипации женщин.

Комплекс

 Прообразом послужил король Леонт из "Зим-

ней сказки" Шекспира. Леонт болезненно ревновал жену и даже отка-

зался от отцовства. Этот комплекс состоит в недо-

верии и ревности к партнерше и, как следствие

этого, в неверии в свое отцовство. Мужчина с дан-

ным комплексом иногда склонен уклоняться от

исполнения родительских обязанностей, доби-

ваться установления отцовства экспертным путем,

через судебные процедуры, хотя чаще всего для

этого нет ни малейших оснований. Этот комплекс

представляет собой пережиток христианского

средневековья с характерным для него опасли-

вым недоверием к женщинам, противоречивым к

ним отношением; возникает страх быть обману-

тым и осмеянным. Может возникать как бредо-

вое переживание при психической патологии.

Комплекс Квазимодо.

 Является вариантом

комплекса неполноценности. Он проявляется в

постоянной болезненной оценке своих физиче-

Автопортрет. Эгон
Шиле (1890-1918).

Австрия

100


background image

ских недостатков, внешнего вида. В тяжелых случаях убежденность в

собственной уродливости, безобразности ведет к изменениям поведе-

ния, самоизоляции.

Комплекс маленького члена.

 Комплекс проявляется в убежден-

ности в недоразвитии своего полового члена как одно из проявлений

комплекса неполноценности. Развивается в результате фиксации в

сознании ребенка сравнения своего полового члена с половыми орга-

нами мужчин, в частности отца, более старших мальчиков или сверст-

ников. Проигрывая в этом, так же как и в психологическом "владе-

нии" матерью, на которое он претендует, ребенок фиксируется на сво-

ей половой несостоятельности. Комплекс малого члена становится не-

вротизирующим фактором, обусловливая, особенно в период станов-

ления сексуальности, стойкие искаженные реакции и уверенность в

своей сексуальной неполноценности. Последняя, формируя сексуаль-

ное поведение личности, может, в конечном счете, приводить к страху

быть осмеянным женщинами, возникновению сексуальной дисфунк-

ции.

Комплекс мачо.

 Комплекс является по-

рождением латиноамериканской культуры. К

примеру, в перуанском обществе идеал муж-

чины - "мачо", то есть энергичный, муже-

ственный человек, настоящий 100%-ный

мужчина. Он должен обеспечивать и защи-

щать свою семью с детства, особенно сексу-

альную честь своих сестер, а в последующем

и дочерей. Своим поведением он должен до-

казывать другим мужчинам свое соответствие

образу мачо. Он должен пить, курить, шутить,

смеяться громче других, тратить деньги щед-

рее всех, быстрее набрасываться на обидчи-

ка и проявлять свою неуемную сексуальную

энергию, знать толк в сексе больше, чем дру-

гие, хвастать своими победами над женщи-

нами. Те, кто не демонстрирует таким обра-

зом своих мужских качеств, рискуют получить нестерпимо обидное про-

звище "мансо", что значит "ручное, домашнее животное".

Таким образом, существуют два способа подтвердить репутацию

мачо: быть первым среди мужчин и верховенствовать над женщинами,

доказывая свое сексуальное мастерство. Нанять проститутку для муж-

чины в определенном смысле означает подтвердить свой статус "мачо".

Дополнительная плата за "позы" увеличивает репутацию мужчины как

Щедро тратящего деньги. В чести агрессивная техника полового акта.

Мужчина, успешно демонстрирующий свое сексуальное мастерство с

проституткой, является истинным мачо. Даже гомосексуальное наси-

лие доказывает, что активный, исполняющий "мужскую роль" парт-

нер является мачо.

Мачо. Willy McBride,

XX в.

101


background image

К сексуальности женщин латиноамериканская культура относится

в некоторой степени двусмысленно и содержит два женских образа.

Моральным идеалом является непорочная или асексуальная женщи-

на, "прирученная" своим мужем, своего рода ручное, домашнее живот-

ное, т. е. мансо. Сексуальность такой женщины контролируют ее род-

ственники, а если она замужем, то ее муж. Жена не должна проявлять

интереса к сексу, ибо это характерно для проституток. Единственной

приемлемой позицией при половом общении для "порядочных жен-

щин" является миссионерская (католическая - мужчина сверху). "По-

рядочные женщины" послушны, верны и привязаны к дому.

Культура создает модель привлекательного сексуального героя, она

воплощает черты мужчины, уверенного в себе, жизнелюбивого, доми-

нирующего, наделенного потенцией. Неудачи на сексуальной почве он

болезненно переживает, они вызывают у него страх прослыть мансо,

боязнь насмешек.

Комплекс Ореста.

 Согласно греческому мифу, сын Агамемнона Орест

убил свою мать Клитеместру, отомстив тем самым ей за супружескую

измену и убийство его отца. Комплекс отражает сыновнюю ненависть к

матери за аморальное отношение к отцу, признание отцовского доми-

нирования.

Комплекс Отелло.

 Он состоит в патологической ревности к своей

партнерше. Эта ревность доходит до бреда, возникает чаще всего под

действием алкоголя (алкогольный бред ревности). На первое место не-

редко выдвигается непереносимая мысль стать посмешищем в глазах

воображаемого соперника и всех знакомых.

Комплекс Мадонны и Блудницы.

 Он соответствует женскому ком-

плексу Рыцаря и Развратника, но присущ мужчинам. Описанный пси-

хоанализом данный комплекс весьма точно определяет поведение мно-

гих мужчин, воспитанных на традициях западной культуры. Состоит

он в разных и противоречивых оценках, которые мужчины дают жен-

щинам. С одной стороны, ценится женственность, верность, духовность,

добродетельность, преданность и дружба. С другой стороны, мужчина

желает обладать порочной женщиной с хорошим сексуальным тону-

сом, доступной, которая выполнит все его сексуальные фантазии. Одна

выбирается в жены и матери, к другой испытывают вожделение, с ней

чаще связывают реализацию сексуальных потребностей вне семьи.

Комплекс Эдипа.

 Название комплекса основано на древнегрече-

ском мифе о том, как будущий царь Эдип, воспитанный с младенчества

в приемной семье, став юношей, вернулся на родину, убив по дороге не

узнанного им отца - царя Лая. Жители Фив за подвиги Эдипа дали в

жены ему вдову Лая, его собственную мать. Согласно теории психоана-

лиза, Эдипов комплекс - подсознательный протест ребенка против пол-

ного владения отца матерью, проявляющийся ревностью, завистью,

чувством соперничества по отношению к отцу. Оставаясь неосознан-

ным, комплекс может стать причиной невротических и сексуальных

расстройств в будущем.

102


background image

4.2. Женские сексуальные комплексы

Комплекс Афины Паллады

Комплекс Ксантиппы

Комплекс Алисы в стране

чудес

Комплекс Медеи

Комплекс амазонки

Комплекс Мессалины

Комплекс Иокасты

Комплекс Медузы Горгоны

Комплекс одиночества

Комплекс Дианы

Комплекс Рыцаря и

Развратника

Комплекс Золушки

Комплекс Титании

Комплекс Клитемнестры

Комплекс

Комплекс Электры

Бойлайверство (гёрллайверство)

 - ,

сексуальный интерес к мальчикам

Комплекс Афины Паллады.

 Комплекс женский, в некоторых слу-

чаях является своеобразным вариантом бойлайверства. При наличии

этого комплекса женщина пси-

хологически идентифицирует

себя с отцом, миром мужчин.

Она легко устанавливает хоро-

шие контакты с мальчиками, ей

близок их психический мир,

возможен сексуальный интерес, эротизация отношений с подростками,

вплоть до сексуальных контактов с ними.

Проявляются такие черты Афины Паллады, как, например, потреб-

ность в доминировании, исполнении покровительственной мужской

роли. Возможно, что если она найдет инфантильного сексуального парт-

нера, то это будет идеальный союз.

Комплекс Алисы в стране чудес.

 Он проявляется у женщин, жи-

вущих в мире мечтаний, фантазии. Их богатое воображение создает сце-

нарий любви, союз, в котором партнеры играют определенную роль.

Ориентация на мечты ведет к тому, что такие женщины живут ожида-

ниями встречи с партнером, являющимся воплощением их фантазий.

Воображение преобладает над реальностью. Уровень восприятия реаль-

ного или потенциального полового партнера зависит от того, насколь-

ко он способен играть навязанную ему роль и удовлетворять фантасти-

ческие ожидания. В случае расхождения действительности и фантазии

появляется разлад в психике: хотя женщина живет в реальном мире,

она больше ценит свой скрытый мир поэзии и фантазии. Расщепление,

 личности может достигать патологической степени.

103