ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 8731
Скачиваний: 49
физической энергии, мужского начала). Он приписал убытку спермы
из организма такие последствия как различные психические заболева-
ния, импотенцию, слепоту, физическое истощение и другие опасные для
здоровья явления. Ночную потерю спермы (поллюции) швейцарец оп-
ределил как болезнь -
требующую лечения. За меди-
цинскими наблюдениями и жёстким рационализмом логических
суждений автора была скрыта религиозная этика.
Но новое - это хорошо забытое старое. Например, великий араб-
ский врач Авиценна (XII в.) также считал обильную потерю семени вред-
ной:
«Сношения с мальчиками мерзки, по мнению большинства, и запре-
щены шариатом... с другой стороны, семя извергается при этом не
столь обильно, как при совокуплении с женщиной, зто менее вредно».
ч
Относительно поллюций у него имелось следующее наблюдение:
люди избегают совокуплений (и не мастурбируют), то
чувствуют тоску и тяжесть в теле и в голове, раздражаются
часто них бывает непроизвольное истечение семени».
Указывая, что причиной поллюций бывает переполнение "семен-
ных сосудов", Авиценна, тем не менее, предлагал лечить "спермато-
рею".
Представления Авиценны исходили из античности и соответство-
вали европейским взглядам его времени:
«Согласно
и другим врачам, мужчины женщины имеется
семя... Гиппократ о семени говорит, что большая часть материи
семени исходит из мозга; оно спускается по двум кровеносным сосудам,
проходящим за ушами, а потому кровопускание из них прекращает
произведение потомства... Кровь, образующая семя,
-
молочно-белая».
Сейчас мы знаем, что речь могла идти о лимфе. Уже из сказанного
становится понятно, почему результатом потери семени древние и сред-
невековые врачи считали развитие тяжёлых болезней, в том числе пси-
хических расстройств. Следует оговориться, что, судя по представлени-
ям Авиценны, за потерю семени могли приниматься любые выделения
из уретры, кроме мочи, например, гнойные.
Надо сказать, что до S.A. Tissot также были медицинские работы,
вреду самоудовлетворения. Например, такая работа вы-
194
шла из-под пера N. Grouch в 1741 году (Г.Ф. Келли в своём учебнике
сексологии, изданном недавно в России, этот год приписал выходу ра-
боты S.A. Tissot). Да и вскоре после публикации Тиссо были работы,
доказывающие абсолютную безвредность мастурбации (например, в
г. вышла работа J. Hunter), но мысль S.A. Tissot упала на плодо-
родную почву пуританства, её подхватили и развили в своих трудах
другие врачи.
В XIX столетии кампания против masturbation стала медицинской
манией. Медицинские учебники, иные издания пестрели сообщениями
об ужасных последствиях мастур-
бации, поллюций и "чрезмер-
ных" сексуальных отношений.
Например, Р. Крафт-Эбинг одно-
значно считал мастурбацию явле-
нием нездоровым, ведущим к им-
потенции, гомосексуализму, без-
нравственности, нарушению эти-
ческих и эстетических норм и
чувств; явлением, сопутствую-
щим психическим расстройствам,
либо вызывающим их, и, несом-
ненно, отягощающим наслед-
Приспособления против
ственность. Примечательно, одна-
мастурбации. XIX век
ко, обращение автором внимания на склонность к мастурбации прак-
тически у всех обладателей парафилий.
За детьми стали следить, родители нанимали сиделок, в обязан-
ность которых входило недопущение детской мастурбации. Были при-
думаны различные приспособления для мальчиков и девочек, которые
препятствовали эрекции или устраняли кон-
такт рук ребенка с его половыми органами
(по типу средневековых "поясов верности").
Для снижения сексуальной и мастурбатор-
ной активности рекомендовались: кастрация,
электрошок, прижигания клитора, уретры и
т. п. Так, Р. Крафт-Эбинг сообщает о лече-
нии мастурбации у девочек прикладывани-
ем раскалённого железа к клитору, что, впро-
чем, не всегда удерживало детей от "пороч-
ной привычки".
В XIX веке, благодаря усилиям врачей,
многим стало понятно, что лучше кастриро-
вать неоднократно уличённого в мастурбации
Приспособление против
ребёнка, чем подвергать его жизнь опаснос-
мастурбации по типу
ти мастурбаторных последствий. Эти викто-
средневекового «пояса
рианские представления дошли и до нашего
верности». XIX век
времени; благодаря им, часть людей, преиму-
"1
i
195
0
РАФИЯ ДЛЯ ВРАЧЕЙ,
Г.
Н А Н И З
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ,
ЛЕЧЕНИЕ
с
С РАЕВА
ИЗДАНИЕ АВТОРА ПЕРЕВОДА
V
щественно мужчин, до сих пор в
или иной степени проявляют онано-
фобию. Некоторая часть мастурбиру-
ющих мальчиков, испытывая силь-
ное чувство вины, невротизируется.
Однако исследованиями конца
XX века было установлено, что даже
мастурбаторные эксцессы не ведут к
изменению качества сперматозоидов,
снижая лишь их количество в по-
следующих эякулятах, но это сниже-
ние никак не влияет на оплодотво-
ряющую способность спермы и здо-
ровье потомства.
Относительно связи мастурбации
с темпом полового созревания следу-
ет отметить, что частая мастурбация
и раннее половое созревание являют-
ся признаками сильной половой кон-
ституции.
Мастурбация мало распростране-
на лишь в так называемых прими-
тивных культурах, где период меж-
ду началом биологического созрева-
ния и сексуальной инициацией очень
короткий и нет проблем в установлении сексуальных контактов, но
здесь надо считаться с существующими в таких обществах взглядами о
недопустимости излишней потери спермы как жизненной силы. По пред-
ставлениям, распространённым в Южной и особенно в Юго-Восточной
Азии, с потерей спермы теряется и часть жизни, потеря спермы ведёт к
развитию заболеваний, импотенции, нарушению функции мочеиспус-
кательного канала и к другим неприятностям.
Например, при изучении синдрома "страха потери спермы" (The
Spermatorrhoea Syndrome) было установлено, что в Шри-Ланка в тече-
ние одного месяца в психиатрическую клинику обратилось до 35 совер-
шенно здоровых людей с различными ипохондрическими жалобами,
вызванными ночными поллюциями, в то время как в Японии этот син-
дром встречается редко.
К сказанному здесь будут уместны и интересны следующие
исторические сведения. В Имперском Китае сексуальное пове-
дение рассматривалось как необходимое действие для достиже-
ния долголетия и гармонии с вселенной через единство взаимо-
действия двух противостоящих сил — женского и мужского на-
чал: Инь и Ян. Различие полов при сексуальном общении, как и сама сек-
суальная ориентация индивидуума, не имело особого значения, гомосексу-
альность была допустима, так как интимная связь между двумя элемента-
Монография проф. Г. Роледера
«Онанизм»
196
ми Ян не обладала разрушительной силой; например, при взаимной фелля-
нет потери мужского начала Ян (потеря Ян сокращает силы и жизнь).
Лесбийские отношения также воспринимались безразлично, считались ес-
тественными, в то же время мастурбация осуждалась, потому что имелась
непроизводительная и безвозвратная потеря начала Ян без достижения ра-
зумной цели.
Гиппократ придерживался мнения (скорее всего, идущего из древ-
них обрядов инициации), что мужественность и положительные муж-
ские качества через сперму взрослого могут передаваться подросткам.
По представлению членов некоторых современных племён, например в
Папуа - Новой Гвинее, мальчик никогда не вырастет, не станет мужчи-
ной, здоровым, плодовитым и сильным человеком, рано заболеет и
умрет, если не будет наполнять себя спермой путем фелляции от тех,
кто её уже продуцирует; кроме того, в племени
при обряде ини-
циации сперма, получаемая мастурбаторным путём от взрослых, игра-
ет символическую роль "эликсира жизни": её втирание в специально
нанесённые раны "воскрешает" символически "убитого" мальчика,
позволяет ему стать взрослым.
Так как сперма содержит в себе плодотворные начала, а действия,
направленные на её получение, с древности символизировали стимуля-
цию плодородия, во многих обществах были приняты не только риту-
альные совокупления людей на полях, но и символические совокупле-
ния мужчин с растениями, с излитием спермы на землю. Таким обра-
зом, в приведённых выше случаях мы столкнулись с ритуальной, куль-
товой мастурбацией.
В настоящее время у ряда африканских племен мужчины могут даже
днем мастурбировать друг друга, не особенно скрываясь, но приличия
требуют, чтобы они не смотрели при этом друг другу в глаза и не произ-
носили ни слова. У народности Бала в Конго мальчики часто прилюд-
но мастурбируют друг друга. В культуре Мнгаи это тоже принято среди
мальчиков, но после 10 лет им делают обрезание, после чего мастурби-
ровать друг друга считается неприличным.
Иногда мастурбация может принимать характер навязчивого вле-
чения, причём не обязательно в уединении. Общеизвестна мастурбация
эксгибиционистов, обычно привлекаемых к ответственности за разврат-
ные действия или мелкое хулиганство.
R. McNally & В.
описали случай зоофильного эксги-
биционизма у дебильного мужчины, который мастурбировал
перед большими собаками обоих полов. В отличие от большин-
ства эксгибиционистов, он не демонстрировал себя ни женщи-
нам, ни детям, а в отличие от большинства зоофилов, он никогда
не хотел прямого сексуального контакта с животными.
Впрочем, давно известно, что иногда мастурбация может быть про-
явлением каких-либо психиатрических проблем.
197
Например, 3. Лев-Старович наблюдал семинариста, у кото-
рого мастурбация пробуждала сильное чувство греха и вины,
поэтому он старался воздерживаться от неё. Но воздержание от
рукоблудия порождало навязчивые сексуальные и вульгарные
ругательства, богохульные мысли, произносимые мысленно в ходе
церковной службы. Акт мастурбации избавлял его от богохульства.
Каспер сообщает, что одна молодая женщина убила мужа после того как
прожила с ним три года, так и оставшись девственницей: муж ни разу не
совокуплялся с нею, а, находясь подле неё на постели, занимался мастурба-
цией.
Ещё стоит упомянуть о меркантильной мастурбации, которая встре-
чается не только при проституировании: в последнее время она приоб-
рела значение как обязательный элемент донорства спермы, но каких-
либо конкретных данных относительно её распространённости мы не
встретили. Пожалуй, лишь одна протестантская церковь допускает
подобного рода мастурбацию, имея в виду её роль, остальные христи-
анские церкви и секты, иудаизм, ислам такие действия абсолютно за-
прещают, хотя очевидна богоугодность цели - деторождение.
У некоторых людей мастурбация сопровождается определённым
ритуалом, включающим соответствующее убранство комнаты, сценарий
процесса самовозбуждения, применение специальных приспособлений.
Ритуалы порой достигают такой сложности, что моменту эякуляции
могут предшествовать несколько часов всевозможных манипуляций.
Усложнённо-ритуальная мастурбаторная практика с использованием
всевозможных атрибутов обычно присуща лицам с садомазохистскими
тенденциями. Пожалуй, самые красноречивые и непревзойдённо обшир-
ные описания подобного рода практики содержатся в романах марки-
за де Сада.
В литературе упоминается мастурбация путём выставления гени-
талий на ветер, сообщалось даже о прыжках с парашютом, но с обна-
женными половыми органами. В полевых наблюдениях за нудистами
мы встретили подобные случаи редкой и весьма утончённой мастурба-
ции путём выставления гениталий на тёплый ветер или в тёплую, лёг-
кую, набегающую и отступающую волну. При такой мастурбации всё
внимание мастурбирующего природным явлением сосредотачивалось
на получаемых ощущениях от движения волосков, температурных вли-
яний, изменений упругости и напора потоков ветра, воды, движений
гениталий под воздействием набегающих и отступающих волн, напря-
жений и расслаблений мышц живота, тазового дна, видимого измене-
ния объёмов полового члена или вульвы. Здесь нельзя игнорировать и
фактор эксгибиционистского удовлетворения в комплексе с визиониз-
мом.
Встречаются случаи лечебной мастурбации при проблемах с орга-
нами малого таза.
Существует несколько клинических классификаций мастурбации,
но они не содержат социально и юридически значимой информации.
198