ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8742

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

случае напрашивается вывод, что при естественном возрастном угаса-
нии гиперсексуальности на первый план в биологической сути челове-
ка постепенно выдвигается агрессивность, перерастающая у асоциаль-
ной личности в деструктивность. Некоторым подтверждением этому по-
служат сведения о том, что начало преступной деятельности серийных
убийц (как правило, мужчин) относится к зрелому возрасту (около 30
лет и позже).

Согласно 3. Фрейду, человеком в основном руководит не сознание,

а импульсы, идущие из глубин подсознания. Человек далеко не всегда
адекватно осознаёт, почему он совершает то или иное действие, что даже
приводит к добросовестному заблуждению относительно своих поступ-
ков. Так что же лежит у истоков деструктивных подсознательных им-

пульсов? Почему развивается и как трансформируется сексуальная
деструктивная агрессия?

На формирование деструктивности и, в частности, садистского по-

ведения, по мнению Э. Фромма, в первую очередь влияет эмоциональ-
ное отвержение ребёнка, безрадостная социальная атмосфера "чёрство-
сти и душевной глухоты", с детства окружающая человека, в которой

"нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему

ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе посе-
ляется чувство отчаяния и полного бессилия". Однако человек не по-
зволяет, чтобы его считали пассивным объектом, он не хочет утратить
своё "Я". А для этого он постоянно поддерживает в себе и создаёт для
окружающих ощущение своей дееспособности.

Есть много разных способов такого доказательства... Например,

когда человек получает власть над другими людьми, он вдруг начинает
чувствовать себя способным вызывать к себе уважение, даже любовь,
либо доставлять людям страдание, вселять в них страх. Также и по-
стоянно унижаемый в жизни убийца внезапно становится всемогущ,
он начинает ощущать себя подобным Богу: видит ужас на лице своей
жертвы, подобострастие, готовность
немедленно исполнять его прика-

зы; в любую минуту он может от-
нять жизнь, а может и великодуш-
но подарить ее.

Ф. Ницше ещё раньше писал по

этому же поводу: "Злоба имеет сво-
ей целью не страдание другого че-
ловека само по себе, а наше соб-
ственное наслаждение, например
наслаждение чувством мести или
сильным нервным возбуждением. I

•••нам доставляет удовольствие ис- В

 нашу силу на другом и

 радостное чувство соб-

 Путь к познанию. Pierre Klossoski

 превосходства". Данное

 (1976)

229


background image

действие приносит удовольствие и поэтому совершается, "чтобы сохра-

нить благополучие личности"; то есть борьба за удовольствие есть борьба

за жизнь, а способы ведения этой борьбы определяются мерой и уст-

ройством интеллекта "борца".

К. Маркс и Ф. Энгельс первопричиной деструктивной асоциальнос-

ти считали низкий уровень образования и почти полное отсутствие нрав-

ственного воспитания в социальных низах, что взаимосвязано с "ин-

теллектуальным одичанием", тяжёлым физическим трудом или безра-

ботицей, "страшным пьянством", крайней бедностью, отсутствием ро-

дительской любви и заботы о детях:

 только и думают о том, как бы побольше

выколотить из своих детей... Дети, естественно, не ставят

родителей ни в грош».

Пренебрежение общественным устройством, по мнению указанных

авторов, крайне характерно "для морально искалеченных в детстве

людей". Влияние алкоголя на растормаживание сексуальной агрессии

общеизвестно; алкоголь, наркотики, ослабляя социальные запреты,

выработанные обществом, выпускают на свет зверя, природа которого

остаётся загадкой и для самого обладателя этого зверя.

Известный фрейдо-марксистский проповедник сексуальной револю-

ции, духовный соратник К. Цеткин и М. Хиршфельд Вильгельм Райх

(психиатр по образованию) считал, что сексуальная асоциальность за-

кладывается существующим общественным воспитанием и вытекает из

неудовлетворённости естественных притязаний. Ещё в 1930 году он

высказал интересную мысль о том, что репрессивное регулирование ес-

тественных биологических притязаний людей порождает в результате

подавления и неудовлетворения "вторичные, судорожные, асоциаль-

ные влечения". Потребность, зачастую непреодолимая потребность у

некоторых людей в развратных действиях, в эксгибиционизме, в не-

пристойном поведении, в сексуальном убийстве лишь подтверждает это.

Таким образом, В. Райх предложил различать врождённые биоло-

гические влечения от заложенных воспитанием вторичных социальных

или асоциальных влечений. По его мнению, в основе профилактики

асоциального сексуального поведения должны лежать доброжелатель-

ность и одобрение детской сексуальности, помощь в её развитии, а не

кары, начинающиеся с подавления детской мастурбации. Стоит огово-

риться, что изложенное не следует понимать примитивно и вульгарно,

как совершение совместных сексуальных действий с ребенком. Здесь

речь идет лишь о половой социализации ребенка, основанной на клас-

сической платоновской модели эротизации педагогической дружбы по

схеме "наставник - ученик".

Подтверждение вышеизложенному имеется и в современной лите-

ратуре. Так, наличие физических наказаний детей несёт в себе

230


background image

циальную опасность сделать часто наказываемых детей жертвами из-

насилований или убийств. Женщины, подвергавшиеся в детстве чрез-

мерным физическим наказаниям, будучи взрослыми, более чем в три

раза чаще подвергаются изнасилованиям, чем женщины без физиче-

ских наказаний в анамнезе. Физические наказания детей и эмоцио-

нальное отвержение их в семьях являются базой для расширения ди-

апазона сексуальной приемлемости, т. е. для формирования отклонён-

ного сексуального поведения, вплоть до включения в этот диапазон

патологических форм сексуальной активности, и поэтому уже сами по

себе оказывают виктимизирующее влияние. Выяснилось, что неоднок-

ратно подвергавшихся противоправным сексуальным нападениям мо-

лодых женщин характеризует обязательное наличие сексуальных де-

виаций, по сравнению с остальными жертвами насилия.

При современных анализах личности сексуальных насильников и

убийц установлено:

• в детстве к будущим преступникам телесные наказания и психи-

ческие унижения применялись чаще, чем к законопослушным людям;

• преступники, совершившие изнасилование или убийство, чаще

находятся в конфликте с окружающими, с самим собой;

• насильники обладают повышенным уровнем тревожности;

• незначительные психотравмирующие переживания способны выз-

вать у преступников выраженную агрессию;

• прослеживаются прямые зависимости между суровостью внутри-

семейного наказания и выраженностью агрессивности у детей.

Воспитание в семьях будущих серийных сексуальных насильни-

ков и убийц, как правило, было про-

тиворечивым и включало скрытое или

явное эмоциональное отвержение.

Существует определённая культу-

ральная стимуляция агрессии, и аг-

рессивность у мужчин зачастую вос-

принимается как один из стереотипов

мужского поведения. Действительно,

половые и иные преступления, дест-

руктивная агрессия являются обыч-

ной темой массовой литературы и

киноискусства, а культ супермена

неотъемлем от присущей ему агрессив-

ности. Агрессивность, постоянно бы-

тующая в примитивной люмпенизи-

рованной среде, подчёркнуто прояв-

ляется в поведении представителей

этой среды, в своеобразных и внешне

Угрожающих резких движениях, в

 и грозной речи. Однако эта

внешне демонстрируемая агрессив-

 Неизвестный

автор.

 Japan. Публи-

кация University of California

Press, Berkeley, 1995, p. 34

231


background image

ность, как и у животных, представляется формой приспособления к
обществу насилия, своеобразной защитой от него, оборонительной ре-
акцией на реальную и мнимую опасность, позволяющей более или ме-

нее самосохраняться.

В биографии агрессивных лиц присутствуют некоторые типичные

моменты: большая эмоциональная связь с матерью при одновремен-
ном пренебрежении её личностью, чувство страха перед отцом, неспо-
собность к установлению длительных чувственных связей, отделение
сексуальной сферы от чувственной, сексуальный эгоцентризм, агрес-
сивная форма проведения сексуальных контактов, промискуитет в связи
с подсознательной потребностью осуществления сексуальных связей, в
которых физический контакт заменяет чувственный.

Впрочем, ещё Э. Фромм в следующей форме донёс до нас мысли

Аристотеля: "Подрастая, ребёнок находит разные возможности опла-
тить за поражение (капитуляцию перед превосходящими силами взрос-
лых), при этом он сам осуществляет те самые

 от КОТОРЫХ ОН

 будучи младенцем: если в детстве от него требовали подчине-

ния, он стремится господствовать, если его били, он сам становится
драчуном, - словом, он делает то, что был вынужден терпеть, или же
то, что раньше ему запрещали. Практика психоанализа даёт огромный
фактический материал, подтверждающий, что многие неврозы, навяз-
чивые идеи и сексуальные аномалии являются следствием определён-
ных запретов в раннем детстве".

Иными словами, у сексуальных насильников выявляются повы-

шенная ранимость, обидчивость, постоянное переживаемое чувство

"униженности и оскорблённости", враждебности окружающего мира с

желанием непосредственного мщения или мщения в генерируемых ими
садистских фантазиях. Естественно, что эти аутистические и крайне
жестокие ("зверообразные", по Аристотелю) фантазии мстительного ха-
рактера являются компенсаторными, начало этих фантазий находится

в детстве. Такая личность не
имеет психосоциальных ресур-
сов для продуктивной и конст-
руктивной самореализации в
различных видах деятельнос-
ти и социальных отношениях;
ее социальная дезадаптация
будет нарастать. Постепенно у
такой личности развивается
патосексуальное состояние,
погранично аномальное сади-
стически-сексуальное зависи-
мое поведение. Это поведение

Шибари (искусство связывания

 характеризуется обсессивными

веревками). Средневековый японский

 садистическими фантазиями,

рисунок

 реализуемыми после их мас-

232


background image

Ф.С. Богородский

(1895-1959). Из цикла

«Беспризорные»

турбаторной кристаллизации в соответству-

ющих обсессивно-компульсивных действи-

ях при суженном сознании, сниженном про-

гнозировании последствий, малой степенью

замечаемости опасности со стороны окру-

жения.

Наблюдения показывают, что для боль-

шинства серийных сексуальных насильни-

ков убийство является своеобразной эмо-

циональной разрядкой, высвобождающей

глубоко подавленные, тщательно скрывае-

мые (даже от самого себя) переживания.

Жертва служит как бы пусковым механиз-

мом, пробуждая воспоминания о том, что

кто-то давно (в детстве или юности) унизил,

оскорбил будущего киллера, каким-то об-

разом надругался над ним. Убивая, киллер

восстанавливает душевное равновесие. Со-

вершённое им преступление - это акт воз-

мездия, которому, как правило, находится
рациональное оправдание (борьба с проституцией, гомосексуализмом,

иными общественными пороками), избавляющее преступника от чув-

ства

Есть ещё небольшой, но существенный аспект: у лиц, совершивших

сексуальные преступления, длительное заключение усиливает агрес-

сию; насильники начинают воспринимать женщину (или юношу, ре-

бёнка) как виновника наказания, унижения и сексуальной фрустра-

ции. У осуждённых за сексуальные преступления лишение свободы

часто приводит лишь к закреплению девиации и появлению или росту

агрессивности по отношению к объектам их сексуального предпочте-

ния, опыт отбывания наказания за совершённое сексуальное насилие

усиливает их агрессивные сексуальные позиции.

Человеку свойственно стремиться за пределы своей повседневнос-

ти, за пределы самого себя в мечтах или в реальности. Уход в особое

состояние своей психики (пограничное или болезненное), в алкоголизм,

чревоугодничество, даже однократное банальное употребление алкого-

ля, сильнодействующих препаратов, ненормативный сексуальный кон-

такт, посещение кинотеатра, дискотеки, грёзы с книгой в руках или

перед экраном телевизора и т. п. - всё это осознанное или неосознанное

желание бегства через опостылевшие границы своего утомительного

бытия; бегства, порой грубо и бесцеремонно обрывающего связи с ре-

альностью, но часто вынужденного, являющегося своеобразной защи-

той для души (разума),

 парадоксальной саморазрушительной защи-

той.

Отрешившись, насколько это можно, от быта, от самого себя "ре-

ального", человек неизбежно попадает в смутно желанный им мир; мир

233