ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 8737

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Таблица 1

АЛГОРИТМ ПОИСКА ОСОБЕННОСТЕЙ,

ВЫЯВЛЯЕМЫХ НА ТРУПЕ И МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Признаки

Пол

Возраст

Наличие характер-

ных предметов

рядом с трупом

Поведение перед

смертью

Особенности петли и

других технических

приспособлений,

участвовавших в

процессе достиже-

ния смерти

Особенности

Обычно мужской

Обычно молодой

Мягкие прокладки под петлю; предметы для

мастурбации рядом с трупом или в прямой

кишке, влагалище, уретре, на половом члене;

презерватив на половом члене; бельевые прищеп-

ки на частях тела или рядом с трупом; порнопро-

дукция; какой-либо фетиш; иногда нож.

Нанесение самоповреждений; самосвязывание;

обнажение половых органов; переодевание

мужчин в женскую одежду.

Наличие возможности управления процессом

сдавливания шеи петлей при помощи руки,

ноги или иным способом;

Наличие возможности самоосвобождения

от петли;

Наличие петли на руке;

Наличие сложных механизмов и комплексных

самосвязок, сдавливающих шею и (или) иные

части тела;

Наличие на голове полиэтиленового пакета

(пустого или с токсичным веществом - здесь

требуется дифференцирование, смерть наступила

от асфиксии или от отравления), противогаза;

Наличие охвата петлей иногда лишь боковых и

задней поверхности шеи;

Отсутствие свободного висения;

Присоединение половых органов, заднего прохо-

да к электрической цепи.

219


background image

Лекция 8.

ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ.

СЕРИЙНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА

"Ничто так не ограничено, как власть

души над телом, и ничто так не обширно,

как власть тела над душой".

8.1. Истоки деструктивной сексуальности

Насилие относится к числу глобальных для человечества проблем

и охватывает все сферы жизни людей. Разновидностью айсберга наси-

лия является сексуальное насилие, изначально заложенное в биологи-

ческую природу человека, однако, далеко не каждый становится на-

сильником, и даже не каждый случай насилия является деструктив-

ным. Не существует "насилия вообще" вне конкретной реальности, не

существует ни "плохого", ни "хорошего", ни "доброго", ни "злого",

"нравственного" или "безнравственного" вне нашего мышления, вне

оценочных категорий конкретных людей и человеческих сообществ.

Лишь мышление конкретных людей, преломление ими какой-либо

информации придает объективно существующему явлению природы,

общественной или сексуальной жизни ту или иную окраску. Не познав

явление, нельзя влиять на него. Полностью уничтожить вечно суще-

ствующее явление нельзя, поскольку, как бы мы ни старались, нам

никогда не постичь абсолютной истины, можно только приблизиться к

ней.

Насилие одного животного над другим в природе биологически все-

гда оправдано, поэтому человеческие понятия жестокости и деструк-

тивности здесь не уместны. Так, Аристотель крайнюю испорченность в

человеке называл "зверство", "пороком не человеческим", объясняя

при

 ;

«Мы так назвали порочность, которая проявляется не в звере, а в

 Почему только в человеке? Не по какой иной причине, как

по той, что в звере нет дурной первоосновы, так как нет разума».

Известно, что любая личность является продуктом социальных от-

ношений. Новорожденного иногда сравнивают с чистым листом бума-

ги, на котором окружающая его среда оставляет свои письмена. Следо-

вательно, при должном воспитании биологическая предрасположен-

ность к сексуальному насилию лиц мужского пола так бы и осталась

нереализованной предрасположенностью, но исторические знания по-

220


background image

называют нам бесконечную череду самого изощрённого, почти тоталь-

ного физического и сексуального деструктивного насилия практиче-

ски во всех более или менее развитых культурах. Лишь примитивные

первобытные общества в этом отношении почти всегда невинны.

Даже повсеместные человеческие жертвоприношения, религиозный

каннибализм древности, а также в некоторых современных или почти

современных нам обществах (фиджийцы, североамериканские индей-

цы, некоторые африканские племена) не воспринимались представите-

лями этих обществ как нечто ужасающее и деструктивное, наоборот, в

жертвоприношения и каннибализм закладывался конструктивный

смысл взаимодействия с богами. Угроза хрупкому, ещё диковатому че-

ловеческому обществу таилась вовне, поэтому жертвоприношения на-

правлялись на задабривание богов, поедание жертвенного мяса симво-

лизировало участие в радости божественного пиршества.

К необходимости убийств в войнах первобытные племена относи-

лись и до сих пор относятся весьма настороженно. Так, воин, возвра-

щающийся с битвы, осквернивший себя кровопролитием, должен был

очиститься от пролитой крови, иначе тени его жертв будут преследо-

вать его. Никто, даже жена и друзья, не подходил к нему, пока он не

проходил обряд очищения. Убивая животного, охотник мог просить у

него прощения.

Так называемые цивилизованные общества с идеологической точ-

ки зрения (примеры видим в католической инквизиции, французской

и других революциях, исламской Турции, большевистской России,

национал-социалистической Германии, коммунистических Китае и

Камбодже, "демократических" Боснии и Сербии и т. д.) могут оправ-

дывать массовые убийства, геноцид, убийства преступников, осуждён-

ных на смерть, но ни одно современное общество не оправдывает дес-

труктивную сексуальную агрессию. В уголовных кодексах практиче-

ски всех государств предусмотрены достаточно суровые противодей-

ствия ей.

В последнее время истоки деструктивной сексуальности нашли до-

статочно хорошее освещение в литературе; но что явилось первоисточ-

ником этих знаний, что может послужить основой для дальнейшего

изучения сексуально-деструктивного поведения человека?

До сих пор не потеряли своего значения

 школы

Зигмунда Фрейда и неоинстинктивизма Конрада Лоренца,

ного преступного начала Чезаре Ломброзо.

 Суть всех этих учений

сводится к одному - агрессивность запрограммирована в человеке, яв-

ляется врождённой, инстинктивной. Подобные утверждения встреча-

ются и в современных работах, подтверждающих существование био-

логических механизмов, участвующих в агрессивном поведении, при

этом исследователи допускают, что агрессия может носить как врож-

дённый, так и приобретённый характер.


background image

Несомненно, что агрессивное поведение имеет гормональную и ге-

нетическую "подпитку". Так, выявлена устойчивая взаимосвязь меж-

ду агрессивным поведением и андрогенами, на уровень которых может

влиять ряд факторов, вплоть до фотопериодизма; агрессивность изме-

няет биохимические процессы в организме, трансформирует метаболизм,

соответственно достоверно изменяется и внешний облик агрессивных и

неагрессивных особей. Отмечая биологиче-

скую обусловленность агрессии, мы не мо-

жем не замечать и значительное влияние

на неё социальных и ситуационных фак-

торов (провокация со стороны других лиц,

социальная фрустрация, негативное влия-

ние средств массовой информации и мас-

совой культуры, алкоголь, наркотики и т.

д.). Более того, оказалось, что гормональ-

ная регуляция поведения даже у живот-

ных зависит от социальных факторов. По-

бежденный в схватке самец теряет свою

агрессивность, что позволяет ему самосо-

храняться.

В животном мире действует дилемма -

либо съешь сам, либо съедят тебя. С одной

стороны, в биологическом понимании че-

ловек - существо, выделившееся из живот-

ного мира; с другой стороны, нельзя игно-

рировать огромную и, скорее всего, преиму-

щественную роль социальных факторов,

так как человек - существо социальное.

Половые гормоны у человека являются

Маугли (1903).

Edouard Det Mold

лишь

 полового влечения, степени его выраженности, но не

влияют на содержание психической и физической его реализации. По-

этому рассмотрим диаметрально противоположную инстинктивизму

позицию - "теорию среды" (социального окружения).

Представители

 "теории среды",

 например философы-просветители

XVIII века, считали, что особенности поведения человека не являются

врождёнными, а формируются исключительно под влиянием социаль-

ного окружения: "Только разум, просвещённый светочем философии,

даёт нам... исходный пункт для распознания справедливого от неспра-

ведливого, морального от дурного", - говорил Ламетри. Другими сло-

вами, хорошее общество и просвещение должны обеспечить формиро-

вание нравственного (хорошего) человека. Задача облегчается тем, что

человек (по мнению просветителей) рождается изначально добрым и

разумным, лишь дурное окружение и дурные примеры формируют пло-

хие наклонности.

Бихевиоризм

 среди всех теорий поведения занимает промежуточ-

ное положение. Данная теория являлась ведущей в американской пси-

222


background image

хологии конца

 XX века. В основе этого направления пси-

хологии лежит понимание поведения человека и животных как сово-

купности двигательных, вербальных и эмоциональных ответов - реак-

ций на воздействие (стимулы) внешней среды ("стимул - реакция").

Бихевиоризм несколько механически перенесен с эксперименталь-

ных исследований психики животных на изучение психики человека.

Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно

небольшое число врождённых схем поведения, таких, как дыхание,

глотание и т. п., над которыми надстраиваются более сложные процес-

сы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". В

процессе формирования индивидуума удачная реакция закрепляется и

имеет тенденцию к воспроизведению.

Отчасти, с этим можно согласиться даже потому, что наряду с врож-

дённой генетической программой высшие животные имеют механизмы

индивидуального обучения, в том числе и в области сексуального пове-

дения. Оказалось, что самцы обезьян, выращенные в изоляции от свер-

стников без генитальных игр, но при матери, не способны к нормаль-

ному соитию; они отстают в эмоциональном развитии, не умеют общаться

с себе подобными, к потенциальным сексуальным партнёрам проявля-

ют агрессию и страх. Даже животным необходима некоторая половая

В бихевиоризме мы видим проявление своеобразной теории среды,

исходя из которой агрессивность воспринимается благоприобретённой

формой поведения, определённой стремлением человека добиться мак-

симального преимущества в жизни. Его зачастую можно добиться, как

мы постоянно в этом убеждаемся, лишь с помощью грубой физической

или политической силы, применённой по отношению к таким же агрес-

сорам. Эта теория даёт нам понимание, что ощущение превосходства

мучителя над своей жертвой, особенно если он обучен тонкостям садиз-

ма, в принципе является положительной для него реакцией. Следова-

тельно, положительное стимулирование не всегда конструктивно как

для общества в целом, так и для самого обученного.

Автор теории врождённой, то есть

 инстинктивной агрессивности и

деструктивности, 3. Фрейд

 подметил в агрессивности одну из компо-

нент полового инстинкта:

 •

 ••

 ••••

«Сексуальность большинства мужчин содержит примесь

агрессивности, склонности к насильственному преодолению,

биологическое значение которого состоит, вероятно, в

необходимости преодолеть сопротивление сексуального объекта

ещё и иначе, не только посредством актов ухаживания».

В таком виде, как представил 3. Фрейд, сексуальная агрессия не

Деструктивна, так как направлена изначально природой на продолже-

223