Файл: Smirnov_V_M_i_dr_Fiziologia_sensornykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4481

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

161 

рисунок исчезает.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Объяснить,  почему  найденный  участок  сетчатки  не  реагирует  на 

действие светового раздражителя.

 

 

Работа 1.5. Исследование цветового зрения

 

 

Глаз человека может различать не только оттенки белого, серого и черного цветов, но и способен видеть все 

цвета  радуги  и  различать  их  оттенки.  Однако  встречаются  люди,  у  которых  имеется  то  или  иное  нарушение 
цветового  восприятия.  Полная  цветовая  слепота  встречается  крайне  редко.  Люди,  страдающие  этой  формой 
расстройства  цветового  зрения,  видят  только  различные  оттенки  серого  цвета.  Частичная  цветовая  слепота 
встречается  чаще.  Различают  3  вида  частичной  цветовой  слепоты:  протанопия  (дальтонизм),  дейтеранопия  и 
тританопия.  Протанопы  не  способны  различать  оттенки  красного  и  зеленого  цветов.  Дейтеранопы  также  не 
различают  красный  и  зеленый  цвета,  но  они  в  отличие  от  протанопов  путают  светло

-

зеленые  тона  с  темно

-

красными  и  фиолетовые  с  голубыми.  Тританопы  не  способны  различать  синий  и  фиолетовый  цвета.  Это 
расстройство цветового зрения встречается реже.

 

Исследование  цветового  зрения  имеет  особое  значение  для  лиц,  которым  по  роду  своей  профессии 

необходимо хорошо ориентироваться во всех цветах.

 

Для работы необходимы: 

полихроматические таблицы Е.Б. Рабкина, линейка, испытуемый.

 

Ход  работы. 

Испытуемый  садится  спиной  к  свету,  экспериментатор  последовательно  показывает  ему  25 

цветных  таблиц,  в  которых  на  фоне  кружочков  и  точек  одного  цвета  изображены  геометрические  фигуры  и 
цифры другого цвета. Они хорошо различаются трихроматами, т.е. людьми с нормальным цветовым зрением, и 
неполностью  различаются  людьми,  у  которых  имеется  та  или  иная  аномалия  цветового  восприятия.  При 
предъявлении  таблиц  у  испытуемого  спрашивают,  что  на  них  изображено.  Необходимо  помнить,  что  каждую 
таблицу  следует  устанавливать  на  уровне  глаз  испытуемого  на  расстоянии  1  м  от  него.  Продолжительность 
экспозиции  одной  таблицы  около  5  с.  Каждый  глаз  обследуется  раздельно,  при  этом  второй  глаз  закрывается 
ладонью.

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Опишите результаты исследования цветового восприятия. Если будут 

выявлены нарушения восприятия цветов, укажите, к какому виду они относятся.

 

 

Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)

 

 

Лабильность  зрительного  анализатора  можно  определить  по

 

критической  частоте  слияния  мельканий,  т.е. 

когда исчезают мелькания и световое раздражение воспринимается как непрерывное.

 

Для работы необходимы: 

генератор световых импульсов, испытуемый.

 

Ход работы. 

Испытуемого  усаживают перед осветителем генератора световых импульсов на расстоянии 30

35 см. Экспериментатор включает прибор и начинает плавно увеличивать частоту импульсов с 5 Гц до тех пор, 
пока  испытуемый  не  отметит,  что  мелькания  исчезли  и  световое  раздражение  стало  восприниматься  как 
непрерывное. Эта частота соответствует лабильности зрительного анализатора.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Запишите  частоту,  при  которой  световое  раздражение  стало 

восприниматься  как  непрерывное.  Объясните,  почему  при  определенной  частоте  прерывистое  световое 
раздражение перестает восприниматься как мелькание.

 

 

Работа 1.7. Стереоскопическое зрение. Диспарантность

 

 

Диспарантность 

– 

это рассогласование изображения, дающее изображение стерео.

 

Бинокулярное зрение обеспечивает восприятие глубины пространства. Оно основано на различии зрительных 

проекций  удаленного  предмета  на  сетчатках  двух  глаз  (бинокулярная  Диспарантность).  Несмотря  на  различие 
проекций, рассматриваемые предметы не выглядят двоящимися. Бинокулярное слияние основывается на наличии 
на  двух  сетчатках  корреспондирующих  точек,  т.е.  точек,  функционально  связанных  друг  с  другом  и 
возбуждаемых стимулом одной и той же структуры.

 

Для работы необходимы: 

специальные стереограммы, испытуемый.

 

Ход  работы. 

Исследуемый  берет  предлагаемые  стереограммы  по  одной.  В  верхней  части  стереограмм 

имеются два кружка

-

метки. Надо расслабить зрение так, чтобы каждая из точек расплывалась и делилась на две, а 

затем  чтобы  две  средние  иллюзорные  метки  наложились  одна на  другую  и  слились  в  одну.  После  этого  можно 
перевести взляд на изображение 

– 

картинку.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Объяснить  значение  диспарантности  для  формирования 

стереоскопичности зрительного восприятия.

 

 

Работа 1.8. Исследование слуховой чувствительности к чистым тонам у человека (тональная  


background image

 

162 

аудиометрия)

 

 

Ухо человека воспринимает звуковые колебания в диапазоне 16 

– 

20 000 Гц. Наибольшей чувствительностью 

оно обладает к колебаниям в пределах 1000 

– 

3000 Гц, что совпадает с диапазоном человеческого голоса.

 

Слуховую  чувствительность  оценивают  по  минимальной  величине  звукового  давления  на  барабанную 

перепонку  (либо  по  минимальной

 

силе  звука  в  свободном  звуковом  поле),  достаточной  для  возникновения 

слухового  ощущения,  т.е.  по  порогу  слышимости.  Для  определения  этого  минимального  звукового  давления 
используют аудиометры. С их

 

помощью можно точно дозировать частоту звуковых колебаний в диапазоне от 100 

до  10  000  Гц  и  их  силу 

– 

в  диапазоне  от  0  до  100  дБ.  Для  того  чтобы  охарактеризовать  состояние  слухового 

восприятия  у  испытуемого,  находят  пороги  слышимости  для  каждой  фиксированной  частоты  звуковых 
колебаний  и  вычерчивают  аудиограмму.  Аудиограмма  выражает  зависимость  слуховых  порогов  от  высоты 
подаваемых в ухо тонов. Для выявления потери слуха сравнивают полученную аудиограмму с аудиометрическим 
нулевым уровнем 

– 

порогами слышимости для различных тонов у людей с нормальным слухом в возрасте от 18 

до 32 лет, найденными статистическим путем на большом числе испытуемых.

 

Для работы необходимы: 

аудиометр АК

-

68, телефоны воздушной проводимости с резиновыми наушниками, 

вата, спирт, карандаш, аудиометрический бланк, испытуемый.

 

Ход  работы. 

Испытуемый  садится  лицом  к  экспериментатору.  Спиртом  дезинфицируют  поверхность 

резиновых  наушников  телефонов  воздушной  проводимости,  надевают  их  на  уши.  Испытуемому  выдают  аудио

-

метрический  бланк  и  знакомят  с  порядком  исследований.  Экспериментатор  с  помощью  микрофона  и  телефона 
сообщает  громкость  (дБ)  и  высоту  (Гц)  исследуемого  тона.  Эта  информация  поступает  в  одно  ухо,  в  другое  же 
ухо многократно подаются слабые короткие (1 

– 

2 с) звуковые сигналы.

 

Испытуемый  по  ходу  исследования  регистрирует  полученные  результаты  на  аудиометрическом  бланке  (рис. 

П. 1.3). На оси абсцисс обозначены тоны разной высоты от 125 до 10 000 Гц, на оси ординат 

– 

громкость тонов от 

10  до  100  дБ.  Громкость  тона  от  0  до  110  дБ  отражает  потерю  слуха  у  испытуемого  по  сравнению  с 
аудиометрическим  нулевым  уровнем  (линия  нуля  на  бланке),  т.е.  с  порогом  слышимости  для  разных  звуковых 
частот  у  людей  с  нормальным  слухом.  Для  каждого  услышанного  тона  испытуемый  находит  на  абсциссе 
соответствующую  высоту,  а  на  ординате 

– 

соответствующую  громкость  тона  и  в  месте  пересечения  координат 

ставит  точку.  После  окончания  работы  все  точки,  обозначающие  пороги  слышимости  для  разных  тонов, 
соединяют  и  получают  индивидуальную  аудиограмму  для  одного  уха.  Затем  определяют  пороги  слышимости  и 
вычерчивают аудиограмму для другого уха.

 

В процессе исследования определяют пороги слышимости для тонов от 125 до 8000 Гц в такой общепринятой 

последовательности: 1000, 2000, 3000, 4000, 6000, 8000, 500, 250, 125 Гц.

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Вклейте бланки с аудиограммами для правого и левого уха в тетрадь 

протоколов  опытов.  Оцените  состояние  слуха  испытуемого,  сравнив  его  аудиограммы  с  аудиометрическим 
нулевым  уровнем.  Слух  считается  нормальным,  если  отклонения  полученных  аудиограмм  от  стандартных  не 
превышают 5 

10 дБ для каждого тона.

 

 

Работа 1.9. Исследование костной и воздушной проводимости звука

 

 

Различают  костную  и  воздушную  звуковую  проводимость.  Воздушная  проводимость  звука  обеспечивается 

распространением  звуковой  волны  обычным  путем  через  звукопередающий  аппарат.  Костная  проводимость 
звука 

– 

это  передача  звуковых  волн  непосредственно  через  кости  черепа.  При  патологических  изменениях  в 

звукопередающем  аппарате  слуховая  чувствительность  частично  сохраняется  за

 

счет  костной  проводимости 

звука.

 

 


background image

 

163 

 

Рис. П. 1.3. Аудиометрический бланк

 

 

Для работы необходимы: 

камертоны с числом колебаний от 128 до 2048 Гц, молоточек, секундомер, ватные 

тампоны, двое испытуемых.

 

Ход работы. 

Для наблюдения костной проводимости звука (опыт Вебера) ножку звучащего камертона (на 128 

Гц)  прикладывают  на  середину  темени  испытуемого.  Отмечают,  что  через  оба  уха  испытуемый  слышит  звук 
одинаковой  силы.  Затем  опыт  повторяют,  заложив  предварительно  в  одно  ухо  ватный  тампон. Со  стороны  уха, 
заложенного  тампоном,  звук  будет  казаться  более  сильным,  это  объясняется  тем,  что  звук  в  данном  случае 
достигает  слуховых  рецепторов  кратчайшим  путем 

– 

через  кости  черепа.  Кроме  того,  через  закрытое  ухо 

уменьшается потеря звуковой энергии. В том, что звук распространяется через открытое ухо, можно убедиться с 
помощью  двух  испытуемых.  Если  соединить  резиновой  трубкой  ухо  одного  испытуемого  с  ухом  второго 
испытуемого  и  приложить  к  темени  камертон,  то  второй  испытуемый  также  услышит  звук,  так  как  происходит 
распространение звуковых волн по воздушному столбу резиновой трубки.

 

Для сравнения воздушной и костной проводимости звука проводят  опыт Ринне. Ножку звучащего камертона 

прикладывают к сосцевидному  отростку височной  кости. Испытуемый слышит постепенно ослабевающий

 

звук. 

При исчезновении звука (судят по словесному сигналу испытуемого) камертон переносят непосредственно к уху. 
Испытуемый вновь слышит звук. Пользуясь секундомером, определяют время, в течение которого слышен звук. 
Воздушную проводимость исследуют раздельно для правого и левого уха.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Результаты  исследований  занесите  в  таблицу  (П.  1.2)  и  сравните 

полученные данные с нормой.

 

 

Таблица П. 1.2

 

 

Показатели костной и воздушной проводимости

 

 

Характеристики 

камертона (число

 

колебаний, Гц)

 

Тип проводимости

 

Продолжительность восприятия звука камертона, с

 

звука

 

в норме

 

правое ухо

 

левое ухо

 

 

Воздушный

 

75 

  

  

138 

Костный

 

35 

  

  

 

Воздушный

 

40 

  

  

256 

Костный

 

20 

  

  

 

Воздушный

 

80 

  

  

512 

Костный

 

40 

  

  

 

Воздушный

 

100 

  

  

1024 

Костный

 

50 

  

  

 

Воздушный

 

40 

  

  

2048 

Костный

 

20 

  

  

 

Работа 1.10. Бинауральный слух

 

 

Человек обладает пространственным слухом, т.е. способностью локализовать источник звука, что обусловлено 

наличием двух симметричных половин слуховой сенсорной системы 

– 

бинаурального слуха.

 

Для работы необходимы: 

фонендоскоп с трубками разной длины, вата, спирт, испытуемый.

 


background image

 

164 

Ход  работы. 

Испытуемого  усаживают  на  стул  спиной  к  экспериментатору.  Наконечники  резиновых  трубок 

фонендоскопа  вставляют  в  уши  испытуемого  и  слегка  постукивают  по  фонендоскопу.  Просят  испытуемого 
указать, с какой  стороны  он слышит звук. Затем трубки фонендоскопа меняют и повторяют  опыт. Испытуемый 
опять сообщает, в каком направлении находится источник звука, указывая источник звука со стороны короткой 
трубки фонендоскопа.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Запишите  результаты  наблюдений  в  тетрадь  протоколов  опытов, 

объясните, почему звук слышится со стороны короткой трубки, отметьте значение бинаурального слуха.

 

 

Работа 1.11. Эстезиометрия кожи

 

 

Тактильная 

чувствительность 

изучается 

методом 

эстезиометрии. 

Различают 

пространственную 

чувствительность,  которая  характеризуется  пространственным  порогом,  и  чувствительность,  которая 
определяется  по  силовому  порогу.  Под  пространственным  порогом  тактильной  чувствительности  понимают  то 
наименьшее  расстояние  между  двумя  точками  кожи,  при  одновременном  раздражении  которых  возникает 
ощущение  двух  прикосновений.  Порог  характеризует  пространственно

-

различительную  способность  кожи. 

Установлено,  что  наибольшей  различительной  способностью  обладают:  губы,  ладонная  поверхность  пальцев 

– 

2,2мм;  кончик  носа 

– 

6,8  мм;  середина  ладони 

– 

8,9  мм;  тыльная поверхность  кисти  руки 

– 

31  мм;  предплечье, 

голень 

– 

40,5 мм; спина 

– 

54,1 мм; бедро, плечо 

– 

67,6 мм.

 

Для работы необходимы: 

эстезиометр (циркуль Вебера), вата, спирт, испытуемый.

 

Ход  работы. 

Испытуемого,  сидящего  на  стуле,  просят  закрыть  глаза.  Эстезиометром  (рис.  П.  1.4)  с 

максимально  сведенными  ножками  прикасаются  к  определенному  участку  кожи  или  слизистой  оболочки. 
Необходимо  следить  за  тем,  чтобы  обе  ножки  эстезиометра  прикасались  одновременно  и  с  одинаковым 
давлением. Повторяют прикосновение, постепенно раздвигая бранши эстезиометра (каждый раз увеличивая на 1 
мм),  находят  то  минимальное  расстояние,  при  котором  возникает  ощущение  двух  раздельных  прикосновений. 
Определение  пространственных  порогов  производят  на  коже  спины,  тыльной  поверхности  кисти,  кончике 
указательного пальца.

 

Рекомендации  к  оформлению  работы. 

Найденные  величины  порогов  пространственной  чувствительности 

занесите

 

в таблицу (П. 1.3).

 

 

Т а б л и ц а   П . 1 . 3  

 

 

Показатели пространственной тактильной чувствительности кожи

 

 
 

Исследуемые участки

 

Пространственный порог чувствительности, мм

 

Кожа спины 

 

Тыльная поверхность кисти 

 

Кончик пальца 

 

Кончик языка 

 

Десневой сосочек

  

  

 

Сравните полученные результаты и объясните их различия.

 

 

Работа 1.12. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия)

 

 

Под порогом вкусовой чувствительности понимают наименьшую концентрацию раствора вкусового вещества, 

которая  при  нанесении  на  язык  вызывает  соответствующее  вкусовое  ощущение.  За  норму  порогов  вкусовой 
чувствительности,  определенных  методом  капельных  раздражении,  принимают  концентрации:  для  сладкого  и 
соленого 

– 0,25 – 

1,25 %; для кислого 

– 0,05 – 

1,25%; для горького 

– 0,0001–0,003%. 

Для  работы  необходимы: 

4  набора  флаконов  с  указанием  их  концентрации.  Во  флаконах  содержатся 

растворы сахара, хлорида натрия, хлористоводородной кислоты и соляно

-

кислого хинина в концентрациях: 0,001 

%; 0,01; 0,1; 1; глазные пипетки.

 

Ход  работы. 

На  язык  испытуемого  (согласно  топографии  вкусовых  полей:  сладкое  вещество 

– 

на  кончик, 

соленое и кислое 

– 

на боковые поверхности, горькое 

– 

на корень языка) наносят пипеткой каплю раствора того 

или  иного  вещества.  Начинают  с  миниматьной  концентрации  и  увеличивают  ее  до  значений,  при  которых 
испытуемый  точно  определит  вкус  вещества.  Каждая  проба  длится  10 

– 

12  с,  после  чего  рот  прополаскивают 

водой. Между пробами необходимо соблюдать интервал в 1 

– 

2 мин.

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Полученные результаты внесите в таблицу (П. 1.4). Укажите, на какие 

вкусовые  вещества  наблюдается  наибольшая  и  наименьшая  вкусовая  чувствительность.  Сравните  результаты  с 


background image

 

165 

нормой и сделайте вывод.

 

 

Т а б л и ц а   П . 1 . 4  

 

Показатели порогов вкусовой чувствительности

 

 

Вкусовое вещество

 

Пороговая концентрация раствора, %

 

Сладкое 

 

Горькое 

 

Кислое 

 

Соленое

  

  

  

 

Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи

 

 

Вкусовой  сенсорной  системе,  как  и  другим  сенсорным  системам,  свойственно  явление  функциональной 

мобильности,  которое  проявляется  в  увеличении  (мобилизации)  или  уменьшении  (демобилизации)  числа 
функционирующих вкусовых сосочков языка.

 

Уровень мобилизации вкусовых рецепторов зависит в основном от состояния голода или насыщения.

 

До  еды  количество  функционирующих

 

вкусовых  сосочков  больше,  чем  после  приема  пищи.  Это  явление 

обусловлено тем, что пища, попадая в желудок и раздражая его рецепторы, уменьшает число функционирующих 
рецепторов по механизму гастролингвального рефлекса.

 

Для работы необходимы: 

2

 

стеклянных капилляра с изогнутыми кончиками, диаметр которого соответствует 

величине  грибовидного  сосочка;  стакан,  лоток,  фильтровальная  бумага,  песочные  часы  на  1  мин;  флакон  с 
раствором  сахара  (8  г  сахара  на  10  г  дистиллированной  воды)  и  такой  же  флакон  с  раствором  сахара, 
подкрашенным пищевой краской (фуксином); испытуемый.

 

Ход  работы. 

Один  стеклянный  капилляр  заполняют  бесцветным  раствором

-

раздражителем,  а  другой 

– 

раствором

-

раздражителем  с  фуксином.  Испытуемый  должен  находиться  в  состоянии  натощак  или  не  менее  чем

 

через  3 

– 

4  ч  после  последнего  приема  пищи.  Язык  подсушивают  фильтровальной  бумагой.  Бесцветный 

раздражитель  наносят  на  отдельные  грибовидные  сосочки  языка,  при  этом  выявляются  сосочки,  ощущающие 
сладкий  вкус,  которые  прокрашивают  с  помощью  капилляра  с  фуксином.  Всего  в  опыте  проводят  5  проб  с 
интервалом  1 

– 

2  мин.  После  каждой  пробы  рот  прополаскивают  водой.  Исследуют  одни  и  те  же  сосочки. 

Возникновение  вкусового  ощущения  отмечают  в  протоколе  знаком  «плюс»,  отсутствие 

– 

знаком  «минус». 

Исследование повторяют после приема пищи (стакан сладкого чая с белым хлебом).

 

Рекомендации к оформлению работы. 

Результаты исследования занесите в таблицу (П. 1.5).

 

 

 

 

Рис. П. 1.4. Эстезиометр (циркуль Вебера)

 

 

Т а б л и ц а   П . 1 . 5  

 

 

Показатели функциональной мобильности вкусовых

 

сосочков языка

 

 

 

№ сосочков

 

  

Пробы до приема пищи

  

Пробы после приема пищи

  

1  

2  

3  

4  

5  

1  

2  

3  

4  

5  

1  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

2  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Итого: 

  

 

 

 

 

Итого:

 

Уровень мобилизации, %

 

 

 

 

Уровень мобилизации, %

 

 
 

Подсчитайте  общее  число  положительных  ответов  и  уровень  мобилизации,  выраженный  в  процентах. 

Сравните  показатели  уровня  мобилизации  до  и  после  приема  пищи  и  сделайте  вывод  о  механизме  выявленных 
изменений.