ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 1108

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другая категория жертв - «женщины с достатком». Их убийство также субъективно оправдывается, но «классовой ненавистью». В отношении них особенно часто совершают преступления те, кто встал на путь убийств после серии ограблений и изнасилований.

У «силовиков» нередко выявляются пограничные формы психической патологии - психопатические акцентуации характера, а бывает, и признаки психотических состояний, в частности, маниакально-депрессивного психоза. Они нередко злоупотребляют алкоголем.

В отличие от описанных ранее плохо социализированных «ситуативных» убийц и «сексуальных маньяков», «силовики» значительно чаще могут действовать не только один на один с жертвой, но и в составе небольшой группы.

То, что сексуальное убийство совершено «силовиком», указывают следующие признаки:

  • отсутствие на трупе следов пыток;

  • хищение ценных предметов, чаще золотых украшений;

  • потерпевшими являются женщины из категории «группы риска» (доступные в половом отношении, склонные к быстротечным знакомствам, рискованные в поведении), а также хорошо одетые женщины с бросающимися в глаза дорогими украшениями;

  • совершение сексуального насилия с живой или агонизирующей жертвой;

  • отсутствие следов жестоких бессистемных избиений, удары наносятся расчетливо, как правило, в жизненно важные органы;

  • убийство осуществляется путем удушения или с помощью холодного оружия, которое носится с собой,

  • оружие используется, чаще всего, в случаях, когда жертва активно сопротивляется;

  • возможен контакт с потерпевшей перед нападением, выслеживание жертвы в специальных местах (около магазинов, гаражей, на тропинках и пр.);

  • в беседе с оставшимися в живых потерпевшими выдает себя за преуспевающего и социально благополучного субъекта;

  • наличие следов совершения преступления группой из 2-3 человек;

  • наличие следов, указывающих на использование транспортного средства;

  • труп жертвы обычно не скрывается.

Представляется, что среди отечественных серийных сексуальных убийц представители именно этой категории составляют большинство.

Можно допустить, что выделенные типы отражают разные этапы углубления единой личностной патологии в развитии маниакальной зависимости от испытанного человеком особого состояния при убийстве.

Действительно, существует вероятность перехода «ситуативного преступника», нападающего на жертву с целью совершения разбоя, в категорию убийц «силовиков». Но лишь с определенной долей условности можно предположить, что личностная организация «ситуативного убийцы», по мере совершения им целой серии преступлений, перевоплощается в жестко иерархизированную структуру мотивов сексуального маньяка, а присущая «силовикам» ориентация на стандарты и нормы, в том числе агрессивно-насильственной субкультуры, заменяется пренебрежением к любой норме. В результате чего, приверженный к дисциплине и диктатуре, «силовик» станет свободным от общества ницшеанским сверхчеловеком, формирующим собственную систему ценностей.


Мы полагаем, что приведенная выше типизация феноменологического материала может принести пользу в практике розыска серийного сексуального убийцы. Описанные взаимосвязи могут помочь оперативному работнику, следователю решать задачи, связанные с психологическим «считыванием» следственной и оперативной информации, и более эффективно организовывать следственные действия, а работникам органов дознания - оперативно-розыскные мероприятия. Например, если имеются основания полагать, что преступник принадлежит к категории «ситуативников» или «силовиков», то вряд ли стоит организовывать на месте преступления многонедельные засады. Повторное посещение места совершенного убийства больше свойственно «сексуальному маньяку». В то же время, если есть данные о том, что убийство совершено «сексуальным маньяком» - не следует тратить время на поиски в комиссионных магазинах и у скупщиков пропавших у жертвы дорогих вещей. «Сексуальный маньяк», если и берет у жертвы дорогостоящие вещи; то не с целью их перепродажи, а на память, в качестве сувенира.

Учет описанных взаимосвязей позволит более осмысленно и прицельно искать «следы» деятельности преступника того или иного типа, прогнозировать его дальнейшее поведение, выстраивать тактику розыска, экономя время и силы сотрудников.


Глава 3. Признаки серийного убийства и структура розыскного психологического портрета неустановленного преступника.

(по материалам исследований Лаговского А.Ю. с соавт. Скрыпникова А.И., Зубриловой И.С.)

 

3.1.Признаки серийного сексуального преступления

При рассмотрении конкретного уголовного дела (оперативного материала) зачастую не представляется возможным однозначно вынести заключение о серийном характере преступления и о необходимости объединения его с другими делами в единое делопроизводство. Тем более сложно квалифицировать «серийность» в случаях, когда преступление является единичным или когда серия совершалась на территориях, обслуживаемых разными УВД.

Единичное преступление на территории конкретного УВД, не имея аналогов, чаще всего в течение длительного времени не учитывается как серийное, не анализируется в связи с аналогичными делами в соседних регионах. Тем более преступление не учитывается как серийное, когда оно является первым в последующей (возможной) серии преступлений.

Возможен также вариант, когда лицо, склонное к совершению серийных преступлений по сексуальным мотивам, задерживается и осуждается уже после первого эпизода. Данный случай также не учитывается в последующем как серийный, хотя для подобных лиц в большей части случаев характерно возвращение к криминальной активности после отбытия срока наказания.

В связи с изложенным представляется целесообразным на основании нижеприведенных признаков выдвигать версию о возможном серийном характере преступления, вне зависимости от того, имеются ли подтверждения серийности (наличие преступлений со схожими элементами криминальной характеристики преступлений).


Основанием для выдвижения версии о серийном характере преступления, совершенного по сексуальным мотивам, является наличие хотя бы одного признака из следующего перечня.

А. В случае изнасилования

  • Совершение преступником насильственного полового акта (в любой форме) в одиночку, в отношении незнакомого лица.

  • Отсутствие интереса к личности жертвы. Обращение с ней как с вещью: избегание эмоционального, словесного контакта, безжалостное обращение, внезапное нападение.

Б. В случае убийства

  • Убийство с изнасилованием.

  • Обнажение жертвы (хотя бы частичное).

  • Манипуляция с половыми органами либо сексуально значимыми местами (молочными железами, ягодицами, внутренней частью бедер): облизывание ран, трение о них половым членом и т.д.

  • Нанесение множественных стереотипных ранений.

  • Семяизвержение, связанное с процессом убийства.

  • Совершение полового акта с трупом либо после придушения.

  • Стереотипность действий, условий, выбора жертв, однотипность орудия и способа убийств.

  • Немотивированная жестокость.

  • Неочевидность преступления.

  • Случайный выбор жертвы.

Глава 3. Признаки серийного убийства и структура розыскного психологического портрета неустановленного преступника.

(по материалам исследований Лаговского А.Ю. с соавт. Скрыпникова А.И., Зубриловой И.С.)

 

3.2 Структура «розыскного психологического портрета неустановленного преступника»

В наиболее типичном варианте психологический портрет преступника содержит следующее.

1. Возраст

Преступления эти лица начинают совершать в один из «переходных» возрастов. В это время у людей происходят гормональные сдвиги, формируются новые жизненные программы, обостряются характерологические особенности личности. Для начала криминальной карьеры серийного сексуального преступника особо важными являются четыре периода (переходных этапа).

Первый период - 15-17 лет, когда выбирается и осваивается «свое место» среди сверстников. Второй период. - 23-27 лет, когда молодой человек оценивает себя не только среди сверстников, но и осваивает социальную нишу, предоставляемую ему обществом. В этот период он начинает функционировать и осознавать себя членом общества, ощущать себя наравне со взросльми и его интересы расширяются до национального уровня.

Третий - в возрасте 31-33 лет происходит своеобразное психологическое подытоживание своего социального «багажа». Возникает потребность перейти от программы стартового накопления в жизни к созданию «собственного дома», что предполагает не только создание материальной базы, но и ограничение круга интересов.

Четвертый - в 37-40 лет человек как бы завершает формирование своей социальной ниши и переходит к ее «обороне». Он не испытывает потребности менять сложившиеся стереотипы, образ жизни. Более важным с этого момента представляется «подгонка» окружающего под собственные представления о жизни.


Кризисы сопровождаются психическими травмами. Исследования людей с травмированной психикой показали, что, как правило, внутренние конфликты выражаются через агрессию, которая у мужчин преимущественно обращена во вне, а у женщин проявляется в виде аутоагрессии (против себя).

Мотивами преступлений, где совершаются развратные действия, изнасилование, в отношении 7 - 13-летних детей нередко является «отыгрывание» сексуальных игр 8 - 10-летнего возраста. Насильники выступают в роли подростка, который по комплексу психологических причин не может вступить во взрослую стадию психосексуального развития. Воспитывались такие преступники, как правило, в семье, где было несколько детей (вероятнее) двое, росли аутичными, в раннем детстве часто болели. Родители их, как правило, с высшим образованием, детей воспитывали строго. Не поощряли непосредственных контактов (будь то ласки, поцелуи или наказание шлепками, ремнем) между взрослым и ребенком. В воспитании детей особое внимание уделяли интеллектуальному развитию, игнорируя эмоциональную сферу ребенка, что, в свою очередь, впоследствии нередко становилось причиной различных видов сексуальных перверзий.

Анализ возраста преступников на момент совершения первого преступления по сексуальным мотивам позволил выделить некоторые тенденции: жертвами убийств или изнасилований, совершаемых лицами в возрасте 15 - 17 лет, становятся родственники или соседи. Преступления раскрываются практически сразу. После отбывания наказания эти лица возобновляют серию убийств по сексуальным мотивам в возрасте 30 - 33 лет; лица, начало криминальной карьеры которых приходится на период 23 - 27 лет, на первом этапе обычно совершают серию изнасилований или развратных действий, которая затем переходит в серию убийств; лица, начинающие совершать преступления в 37 - 40 лет, отличаются наибольшей осторожностью, их криминальная карьера бывает наиболее длительной. Совершают преимущественно убийства.

2. Типы преступников

В зависимости от комплекса и целей обращения к криминальному сексуальному поведению можно выделить 4 типа людей, из которых один тип - это лица, совершающие изнасилование без причинения жертве повреждений, опасных для жизни, и три типа людей, совершающие убийства. Описание последних приводится ниже.

Первый тип. Преступники совершают убийство ради обладания жертвой, чтобы избежать опознания ею. Криминальные действия обеспечивают лишь овладение объектом сексуальных притязаний. Эта категория лиц более близка по своим характеристикам к простым насильникам.

Второй тип. Для преступников этой группы убийство является неотъемлемой частью сексуальных действий. Их можно рассматривать как истинных сексуальных преступников. Убийство совершается с целью достижения оргазма, в процессе переживания оргазма, после пережитого оргазма.


Обычный половой акт либо невозможен, либо не приносит всей требуемой высоты ощущений. Для достижения оргазма требуется дополнительная внешняя стимуляция. Вид жертвы, переживание острых ощущений вызывает необходимый эмоциональный подъем и сексуальную готовность. Возможно, это состояние близко к ощущению «прихода» у наркоманов. По имеющимся у нас данным, потребность в агонировании жертвы, связана с сопереживаниями преступника, когда он всем телом входит в резонанс с агонирующей жертвой и дополнительные ощущения (конвульсии жертвы) «переходят» в тело преступника, компенсируя субъективно недостаточный уровень ощущений (конвульсий), порождаемых его собственным семяизвержением. Вероятнее всего, что необходимый уровень ощущений достигается за счет выброса гормонов (адреналиновый выброс).

Вторым моментом, привлекающим данных людей к совершению убийств, является то, что после потери сознания жертвы как бы впадают в благодушие, становятся послушными. Убийцы в этот момент чувствуют, что жертва их не отвергает, подчиняется. Они счастливы обладанием жертвы, которая им желанна и которая в этот короткий период покорна.

Третий тип. Преступники этой группы совершают убийство, руководствуясь стремлением уничтожить жертву. Данный вид преступления зачастую не учитывается как сексуальное, поскольку в большинстве случаев отсутствует факт изнасилования. Более того, в подавляющем проценте случаев жертва даже не обнажается.

Убийство происходит быстро, резко, без стремления вступить в контакт, без желания затягивать процесс. Убийство происходит ради убийства. Вместе с тем сексуальный характер убийства проявляется в том, что ранения множественные, стереотипные и наносятся в сексуально значимые области (грудь, живот, половые органы, ягодицы, шею). Заключение о возможном сексуальном характере преступления особенно вероятно, если наряду с проникающими ранениями имеются следы стереотипных надкалываний, царапины и т.п.

Третий тип преступников можно разделить. В первом случае это те, кто по тем или иным причинам пострадал из-за женщин и мстит им. Во втором случае сложность в обладании женщиной обусловлена заложенными моральными установками, которые формально звучат правильно, но идут в противоречии с принципами построения взаимоотношений между полами. Преимущественно это происходит при чрезмерной опеке со стороны матери (либо другой воспитывающей женщины), контролирующей поведение. С раннего детства закладывается необходимость, важность подчинения конкретной женщине, следования ее морали, установкам. Однако, начиная с 15-17 лет подобные программы, закладываемые женщинами, приходят в противоречие с личными интересами опекаемого молодого человека. И, если молодой человек в силу каких-либо причин не может перестроиться на реализацию своих интересов, то появляется «комплекс», оказывающий постоянное гнетущее давление на подсознание. В результате стремление освободиться от материнской опеки трансформируется в стремление уничтожить женщин вообще. Вместе с тем авторитет матери велик, а опекаемая личность слишком слаба, поэтому агрессия направляется на других женщин.