ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 1107

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди, у которых убийство является частью сексуальных взаимоотношений и которые решаются на подобные действия, имеют ряд особенностей. В подавляющем большинстве случаев они в сексуальном отношении не представляют интереса для окружающих (как по своим внешним данным, так и по мужским качествам), с другой стороны, у этих лиц снижен социальный контроль поведения. В детстве отношения со сверстниками не складывались, и чем старше они становились, тем отчетливее проявлялась их неустроенность в жизни. Естественно, что у лиц с неустроенной личной жизнью могут появиться проблемы в области секса. Такими людьми в клиническом отношении являются лица с проявлениями шизоидности, а также лица с органическим поражением центральной нервной системы. К последним с долей условности можно отнести и олигофрению как крайнее проявление органической неполноценности центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее неблагоприятен прогноз для лиц с сочетанием шизоидности и органического поражения ЦНС.

Таким образом, когда «ущербная» личность с ее недостаточными адаптивными способностями сталкивается со сложными социальными требованиями современного общества, то у нее рождается мучительное чувство несправедливости, осознание собственной ущербности, невозможности каких-либо попыток устроить свою жизнь сообразно своим представлениям.

К убийству они готовятся долго, иногда несколько лет, созревая для этого морально. Процесс формирования не равномерно поступательный, а в виде сдвигов (этапов). Переход к каждому последующему этапу является необязательным и подавляющее большинство лиц «отсеивается», оставаясь на том или ином этапе.

Потребность к насилию формируется у этих людей постепенно, начиная с детства. Предшествуют этому умственные фантазии, в которых сочетаются картины «сладострастного обладания» с насилием. В этих фантазиях они видят себя как социально и сексуально активную личность. На деле же они не способны реализовать свои мечты.

Сексуальные фантазии сосредоточены на образах обладания жертвой. После снятия сексуального напряжения «не удовлетворяющим способом» (мастурбация) возникает чувство ненависти к себе, к тем, от кого зависит это состояние. В дальнейшем развивается чувство пагубности своего пристрастия к прекрасному полу, стремление освободиться от всего, что с этим связано. Суррогатное удовлетворение сексуальных потребностей все чаще становится тягостным. Однако здесь сразу же следует оговориться, что периоды, «нарастания полового влечения - разрешения его» часто могут быть крайне желательными и проходить в максимально удовлетворяющей форме. Именно эти периоды желательного удовлетворения сексуальной потребности способствуют еще большему нагнетанию в последующем чувства неудовлетворенности собственной половой жизнью. Это происходит потому, что организм периодически как бы дает понять, насколько приятна и желанна сексуальная жизнь. Поэтому сексуальные периоды носят разбросанный характер: то происходит «счастливое самоудовлетворение», то оно является крайне тягостным. Именно за счет этих «качелей» с течением времени формируется внутренний диссонанс между желаемой сексуальной жизнью и реальной формой удовлетворения полового влечения.


Если в периоды между возрастными кризисами ничего особенного не происходит, то в «переходные», кризисные промежутки, при нарастании полового влечения, возникает стремление развязаться с этой потребностью, уничтожив объект вожделений, виновный, по их мнению, в этом. Для части описываемых лиц это становится основой сексуального поведения.

Следующим шагом реализации программы преступного поведения является «рекогносцировка» на местности. С одной стороны, эти люди в данный период не имеют намерений совершать преступления по сексуальным мотивам, с другой, мысленно проигрывают эти ситуации уже на местности. Неоднократно в одиночестве они посещают места, подходящие, по их мнению, для совершения сексуальной агрессии. Нередко выбранное место используется для мастурбаций и т.п. Затем «избранные» места все более оцениваются с точки зрения реальности совершения преступления. В этот период «любимые» места могут меняться и число их уменьшается.

И, наконец, в период обострения чувства неполноценности, необходимости принять какое-то решение, который, как правило, выпадает на один из переходных возрастов, формируется, а впоследствии и осуществляется программа преступных действий.

3. Периодичность преступлений

Периодичность (частота) совершения преступлений (изнасиловании и убийств) зависит от сексуальной активности преступника. Можно выделить два противоположных типа сексуальной активности. Первый вариант: вслед за единичным половым эксцессом наступает период воздержания на несколько дней. С той или иной степенью частоты эксцессы и период воздержания ритмично следуют друг за другом. При втором варианте: сексуальная активность проявляется в серии половых актов (замещающих их действий) в течение 2-5 дней, как бы в виде «запоя», когда совершение полового акта не влечет за собой освобождения от сексуального напряжения (влечения) и требуется несколько эксцессов. Затем, как и в первом случае, следует перерыв. Аналогичное происходит и с криминальной активностью описываемых лиц. Либо они совершают единственное преступление и в последующем следует перерыв, либо преступления происходят практически ежедневно в течение 2-5 дней. Данная особенность поведения преступника находится в зависимости от индивидуальных сексуальных возможностей преступника, его возраста, психического состояния.

4. Место преступления

Наряду с выбором места преступления по оценке возможности завладения жертвой (внешние объективные условия обеспечения преступления) существуют субъективные моменты его выбора. Особенности субъективного пространства

У каждого человека существует так называемое личностное пространство. Пространство это неравномерное и состоит из зон. Первая зона (А) находится на расстоянии вытянутой руки. Это зона, при вторжении в которую человек чувствует свою незащищенность. Так как, во-первых, с этого расстояния другой человек может легко нанести вред, во-вторых, подобное сближение затрудняет возможность защититься. Эта зона также является зоной интимной близости, в которую допускаются сексуально привлекательные лица. Нахождение другого человека в этой зоне расценивается как вторжение в субъективный психологический мир. Даже невольное и не влекущее за собой никаких последствий нахождение в этой зоне вызывает повышение уровня адреналина в крови.


Следующая, интересующая зона (В), связана с территорией функционирования. Она состоит из двух подзон (В1 и В2). Первая подзона (В1) связана с непосредственной деятельностью в каждый из текущих моментов. Вторая подзона (В2) включает в себя территории, на которых возможно периодическое нахождение субъекта.

Третья пространственная зона (С) - зона перспектив, интересов на будущее. Зона предполагаемого расширения жизненного пространства, зона завоеваний. Проигрывание преступлений, а также совершение нападений, как правило, происходит в описанной второй зоне (В). Причем лица, нападающие внезапно, действуют в первой подзоне (В1), а лица, планирующие нападения, - во второй подзоне (В2).

Более того, лица, планирующие нападения, избегают проявлять свои преступные намерения в первой подзоне (В1). В результате чего возле места обитания данного типа преступников образуется зона, свободная от его нападений. Территория этой зоны (В1), как правило, занимает не менее 1 км в сельской местности и не менее 500 метров в городе. Свое первое преступление, а также переход к более тяжким криминальным действиям эти преступники предпочитают совершать вблизи первой подзоны (В1).

Это связано с радом моментов. Совершение преступления требует мобилизации внутренних резервов организма, поскольку необходимо, с одной стороны, перешагнуть грань закона и проявить перед другим человеком свои преступные намерения, а с другой стороны, необходимо соблюсти осторожность и избежать задержания. Поэтому большинство описываемых преступников совершают первое преступление в зоне (В2), которая, с одной стороны, хорошо ими освоена, где они чувствуют себя уверенно, с другой стороны, это зона, которая напрямую не связана с деятельностью преступника и не указывает на него. По мере того, как совершаются последующие преступления, происходит удаление места преступления от места жительства, так как само совершение преступного деяния с опытом требует меньшего напряжения и есть возможность контролировать мало известную территорию, а также потому, что из чувства опасения место преступления отодвигается от места обитания.

Было установлено, что преступники, как впрочем, и остальное население, воспринимают окружающее их пространство не одинаково, а через призму субъективно значимых моментов. Изучение этого феномена показало, что одни территории в сознании людей значительно уменьшены, в то время, как другие расширены чрезмерно. Было замечено, что данное восприятие пространства находится в обратной зависимости от степени посещаемости этих мест. То есть места сосредоточения людей воспринимаются большими по сравнению с их реальными размерами, а места, редко посещаемые людьми, воспринимаются в уменьшенном виде. Субъективное восприятие пространства также искажается имеющимися транспортными магистралями. Учет данной особенности позволяет более точно вычислять место обитания преступника.


Изучение взаимосвязей пространственно-временных характеристик криминального события с поисковыми признаками виновного по делам об убийствах и изнасилованиях позволило выделить определенные группы серийных преступников по месту и времени совершения преступлений и установить следующие закономерности:

  • насильники и убийцы преимущественно совершали свои преступления в местности, которая им хорошо знакома;

  • преступники часто выбирают для совершения преступления места, где они родились, долго жили, либо просто места, напоминающие им таковые;

  • они стремятся действовать в определенных местах в пределах ограниченной области, на одинаковом удалении от дома;

  • 34% нападавших, по имеющейся информации, периодически полностью или частично обходили (объезжали) территорию, на которой совершали нападения;

  • 75% преступников в течение длительного периода (неделя –несколько месяцев) «готовят» места нападений: отрабатывают пути следования предполагаемой жертвы (или нескольких), выбирают возможные места нападений, пути отходов и т.д.;

  • многие преступники повторно совершают преступления в одних и тех же местах;

  • выявлена определенная зависимость удаленности места обитания преступника от места преступления. Так, 12% нападений были совершены в 0,5 км от места обитания; 6% - на расстоянии 0,5- 1,0 км; 26% - 1-2 км; 15% - 2-5 км; 23% - 5-10 км; 18% - 10 км и более;

  • наиболее часто нападения совершаются в радиусе 2-3 км в городе и 1 км в сельской местности от места обитания преступника; можно выделить три зоны (0-0,5 км, 1-2 км, 5-10 км), где наиболее часто совершаются преступления;

  • первый эпизод криминальной «карьеры» преступника, как правило, происходит, по сравнению с последующими эпизодами, в наибольшей близости от дома;

  • в дальнейшем происходит расширение географии мест совершаемых преступлений;

  • после значительного перерыва возможно вновь совершение преступления вблизи от места проживания;

  • как правило, такое преступление характеризуется выходом на «новый более изощренный уровень» криминальной деятельности;

  • молодые преступники преимущественно совершают нападения недалеко от места своего проживания. Преступники в возрасте до 23 лет преимущественно совершают нападения на расстоянии до 2 км. Преступники старше 23 лет - более 5 км;

  • ранее судимые преступники чаще меняют место жительства, чем несудимые;

  • если для нападения на жертву используется особое место (к которому предъявляются особые требования), то вероятнее всего преступник совершил перемещения на расстояние более 5 км;

  • поведение, действие преступника, несмотря на изощренность преступлений, отличаются крайним однообразием. Выбор места очередного преступления, а также время его совершения подчинены определенным закономерностям, которые в свою очередь находятся в зависимости от индивидуальных особенностей преступника.


5. Передвижение

«Планирующие» преступники имеют свой выбранный, излюбленный маршрут. Даже, если маршрут импровизированный - это тоже вариант «излюбленного». Маршруты эти однотипны и малопримечательны, вписываются в общие маршруты движения населения в данной местности. 34% преступников, даже если не планируют и не совершают преступления в этот момент, то как бы обходят «владения». Поведение такого преступника несколько, хотя и неявно, отличается от окружающих, как бы выбивается из общего ритма. Они как будто дезориентированы, не могут понять, где находятся, кто вокруг, что необходимо делать, но при этом скрывают свое состояние.

Выбрав жертву и убедившись, что все спокойно, преступник реализует свои замыслы. После совершения преступления сразу направляется домой. Во всех ситуациях этот маршрут стереотипный. По прошествии времени преступники часто возвращаются к месту преступления, возможно, не один раз, обязательно закомуфлированно, с большими предосторожностями. Обычно первоначально обходят место стороной, затем по спирали приближаются к нему.

Не планирующие практически безразличны к самому месту преступления, нападения могут совершать, где угодно, даже возле своего дома.

6. Место жительства (обитания) преступника

Изучение географии мест преступлений позволяет сделать предположение о месте жительства (обитания) преступника. Существует два способа определения этого места. Согласно первому местом жительства преступника является центр тяжести фигуры, получаемый на карте от соединения мест преступлений. Согласно второму принципу необходимо на карте начертить круги. Центром каждого круга должна быть точка места совершения преступления. Радиусом является расстояние между наиболее удаленными точками мест преступлений. Таким образом, очерчивается район обитания преступника.

Оба способа не противоречат друг другу. Согласно первому определяется вероятное место жительства, обитания преступника. Согласно второму - определяется вся территория, в пределах которой он может проживать.

По степени удаленности мест нападений от места жительства (обитания) преступника их можно разделить две группы:

а) нападения совершены преимущественно возле дома;

б) нападения совершены преимущественно на большом удалении от места обитания. Наряду с удаленностью места совершения преступлений они делятся по сгруппированности: а) нападения совершены на ограниченном пространстве; б) нападения совершены на большой территории.

Согласно этим географическими характеристикам было выделено три группы преступлений:

а) преступления совершены вблизи места обитания преступника;

б) преступления совершены на большом удалении от места жительства и сгруппированы на ограниченной территории;

с) преступления совершены на большом удалении от места жительства и распространены на большой территории.