ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 1170

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для некоторых из них встреча с правоохранительными органами воспринимается как элемент "игры".

Вместе с тем, несмотря на то, что эти люди совершают жестокие преступления, они очень чувствительны, ранимы, совершенно не переносят физической боли. Возможно, поэтому они столь сильно возбудимы.

11. Внешний вид

Внешний вид данных преступников соответствует неудачному социальному статусу отверженного. Безвкусно, примитивно одетые в дешевые, выношенные веши с потугой на оригинальность и подражание моде. Бросающаяся в глаза неухоженность. Часто какой-либо значок или знак, свидетельствующий о внутреннем стремлении выделиться или уравняться с желаемым крутом лиц.

Глаза злые, с выражением затравленного зверька. Движения диспластичные, неуклюжие. Даже внешне эти люди кажутся не существующими в этом мире. В окружающую обстановку они не вписываются. Контакта с окружающими не поддерживают. При общении с этими людьми, создается впечатление, что все окружающее подчинено одному сценарию, едино, а они находятся сами по себе.

В разговоре на обычные темы стремятся уйти от общения, не смотрят в глаза. Всем своим видом показывают ранимость и не заинтересованность в продолжении беседы.

12. Род занятий

Профессиональная деятельность сексуальных преступников, как правило, отражает трудности общения этих лиц с окружающими, и в первую очередь, с людьми своего возраста. Поэтому в наиболее типичном варианте это работа уединенная, с ограниченным числом контактов с окружающими. Возможен обратный вариант, когда проявляется стремление к постоянному общению к окружающими, но в качестве «окружающих» выступают лица иной возрастной группы. В последнем варианте нередки случаи, когда преступники под видом профессиональной деятельности стремятся к общению с интересующими в сексуальном отношении объектами. Наиболее часто это педагогическая или иная другая деятельность в детских и школьных учреждениях и т.п.). С этого момента они слабо контролируют себя, инстинкт самосохранения в значительной степени подавлен. Самостоятельно прерваться в этот период для большинства из них чрезвычайно сложно, для некоторых просто невозможно. В случае если все же такое происходит, то развивается состояние дисфории (выраженного недовольства) со стремлением как можно скорее найти новый объект и реализовать потребность.

13. Семья

Родительская семья. Все исследователи отмечают дисгармоничность семей, в которых выросли сексуальные преступники. Прежде всего, это вариант, когда мать, властная женщина, подавляет отца. Из-за частых конфликтов, унижения отца у детей не формируется необходимая идентификация со своим полом, не усваиваются поло-ролевые особенности поведения мужчины и женщины. Дети растут в ситуации эмоциональной отчужденности со стороны родителей. На них обращают внимание только затем, чтобы подчеркнуть их «"неудачность», «нежеланность».


В случаях, когда преступники вырастают во внешне благополучных семьям отмечено, что родители часто уделяют много внимания интеллектуальному и физическому развитию ребенка, оставляя без внимания эмоциональную сферу.

В выборе жертв преступлений у некоторых преступников прослеживается структура семьи, в которой они выросли. Так, если совершаются изнасилования малолетних детей, то преступник, вероятно, рос в семье, где был старшим ребенком. Непосредственные эмоциональные контакты имел только с младшим братом или сестрой (разница в возрасте может быть минимальной), которые в свою очередь получали больше внимания со стороны родителей.

Если жертвами преступлений являются ровесницы или женщины старшего возраста, то в этом случае отмечаются мотивы мести сестре (старшей или близкой по возрасту), матери.

Индивидуальное развитие личности, ее онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни личности.

Мотивации, побуждающие преступников к совершению сексуальных преступлений, закладываются в детстве. Основные особенности личности формируются в первые 5-7 лет жизни ребенка. При этом в ходе онтогенеза выделяются различные фазы психосексуального развития, которые неразрывно связаны с этапами осознания ребенком своей половой принадлежности.

Первый этап - до 1,5 лет окружающими закладываются элементы «первичной половой идентичности» - соответствующие игрушки, одежда. В этот период формируется: 1) образ тела; 2) поведенческие и характерологические нормы поведения - типичные стереотипы поведения мальчика или девочки.

Второй этап - 3 года. Дети начинают ясно различать пол окружающих людей.

Третий этап - 5-7 лет является завершающим в формировании половой идентичности. На этом этапе происходит дифференциация половых ролей, выбираются определенные формы игр, компании. Именно в возрасте 5-7 лет появляются однополые компании сверстников.

Так, в норме идет процесс половой идентификации личности, который во многом зависит от поведения взрослых, окружающих ребенка. Конфликты, связанные с половой идентификацией ребенка, нередко становятся первыми «кирпичиками», побудителями возникновения во взрослом периоде жизни личности потребности в различных сексуальных перверсиях, мотивов мести противоположному полу, которые приводят к криминальным поступкам.

Своя семья. Преступники могут иметь жену, детей. Часто жертвы преступлений имеют одинаковый возраст с их детьми. Нередко они совершают развратные действия со своими детьми.

Некоторые преступники, создавая свою семью, надеются, что это поможет им покончить с криминальной деятельностью. Однако нормальная половая жизнь часто для них становится мукой и интимные отношения в семье практически прекращаются. Обычно внешне взаимоотношения с женой, детьми ничем особенным не отличаются. Между тем часто среди криминальных мотивов одно из ведущих мест занимают мотивы мести своей семьи.


14. Судимость

Среди преступников, совершающих серийные убийства по сексуальным мотивам, встречаются лица, имевшие в прошлом судимость за аналогичные преступления. Причем мера наказания может быть от условного срока до максимального. Часто первые преступления они совершают в подростковом возрасте, после отбывания наказания (иногда и до окончания срока) совершают серию преступлении.

Глава 4. Требования и структура письменного консультативного заключения «розыскного психологического портрета неустановленного преступника».

 

Розыскной психологический портрет предполагаемого преступника описывается в так называемом «консультативном заключении», которое состоит из вводной, описательной и аналитической частей.

В вводной части перечисляются оперативно-розыскные и следственные материалы, на основании которых будет описываться облик преступника.

В описательной части приводится характеристика материалов, на основе которых выстраивается психологический портрет. В этом разделе должны перечисляться в хронологической последовательности эпизоды убийств, покушений на убийства, сексуальных насилий и хищений, которые приписываются предполагаемому преступнику. По каждому эпизоду необходимо указать:

  • место и время обнаружения трупа, и предполагаемое место и время встречи преступника с жертвой;

  • в тех случаях, когда жертва осталась в живых, должно быть выяснено, каким образом она оказалась на месте преступления, обстоятельства встречи с преступником, особенности поведения, речи, внешнего облика последнего, в том числе и особенности субъективной оценки его потерпевшим (был скован, развязен, груб, казался робким, начитанным и интеллигентным, не вызывал подозрений, держался уверенно, шутил, руки держал все время в карманах, сутулился, чрезмерно жестикулировал, смотрел в глаза, отводят взгляд и пр.), содержание имевших место разговоров;

  • вещную обстановку на месте преступления и местонахождения трупа, особенности и состояние снятой с жертвы одежды, имевшихся у нее предметов и др.;

  • следы, указывающие на характер и временной промежуток предкриминального и криминального взаимодействия, например, на место, где преступник подстерегал свою жертву, подтверждающие факт приезда на место преступления на автомашине, следы совместного распития спиртных напитков, курения, борьбы;

  • позу трупа состояние одежды, характер и локализацию повреждений, причину смерти, следы сексуального насилия и садистских действий;

  • предположительный способ нанесения повреждений, орудие, которым они причинены;

  • похищенные у потерпевшей вещи и ценности;

  • сведения о жертве - ее возрасте, физических данных, внешнем облике, социальном статусе, образовании, профессии и образе жизни, привычках, особенностях характера;


Еще раз следует подчеркнуть, что сведения, полученные у оставшихся в живых потерпевших, имеют чрезвычайно важное значение.

В аналитическом разделе информация психологически квалифицируется, устанавливаются взаимосвязи, с учетом имеющихся научных данных, об особенностях личности преступников, совершающих многоэпизодные убийства на сексуальной почве.

Например, на месте убийства 14-летней девушки обнаружены ее беспорядочно разбросанные вещи, отсутствуют украшения, нижняя часть трупа обнажена, имеются следы совершения с жертвой половых актов, причина смерти - удушение и сильный удар по голове, на теле - следы бессистемных избиений. Все это, а также время (19-20 часов) и место нападения (сквер неподалеку от места жительства жертвы) указывают на то, что встреча преступника с жертвой была в значительной мере делом случая.

Возникает предположение, что убийство совершил преступник, не склонный планировать нападение, действующий под влиянием ситуативных побуждений. С опорой на это предположение можно выдвинуть гипотезы об уровне образования, социальном и семейном статусе, возрасте преступника, наличии судимости и пр.

Судя по анализу представленных к исследованию материалов, предполагаемый преступник принадлежит к категории «ситуативных».

Помимо содержательного аспекта, хотелось бы обратить внимание на форму компоновки материала в подобных заключениях. Форма представленного выше документа дает практическим работникам объемное видение психологического облика неизвестного преступника, а также позволяет проследить логику психолога, оценить характер материала, на основании которого выстроен «розыскной психологический портрет».

Что касается так называемых «розыскных психологических портретов», то при их составлении должна учитываться вся поступающая в процессе расследования и оперативной разработки информация. И, что особенно важно, так это то, что «розыскной портрет» должен составляться в самом тесном сотрудничестве с оперативными сотрудниками органов внутренних дел, ведущими розыск. Психолог в данном случае должен выступать в качестве постоянного консультанта. Помимо психолога, желательно привлекать к совместной работе также и сексопатолога, и психиатра.

Стержневым моментом составления «розыскного психологического портрета» является уяснение мотивации преступника, основной движущей силы его поведения. Без уяснения такого стержневого момента составление розыскного портрета лишено смысла.

Оформлять результаты работы по составлению «розыскного психологического портрета» в виде письменного документа не всегда целесообразно. Ведь поступление новой информации постоянно будет требовать модификации этого документа.

В «розыскных психологических портретах» чаще всего отражаются:


  • место проживания предполагаемого преступника, его удаленность от места совершения преступления;

  • наличие у него прежних судимостей, административных правонарушений;

  • возможность наблюдения у психиатра, нарколога, сексопатолога;

  • уровень образования, профессия, социальный статус; семейное положение; источник дохода;

  • стабильность способа совершения преступления; предполагаемое время и место совершения последующего, преступления;

  • вероятность возвращения к одному из мест, где были совершены убийства ранее, и к какому именно.

     

       Данный перечень не является исчерпывающим и включает только основные вопросы. Совершенно очевидно, что в зависимости от сложившейся в ходе расследования следственной ситуации перед психологом могут быть поставлены и иные вопросы. Так, по одному из дел следователя интересовало, мог ли преступник, вступающий в беседу с жертвой, перед тем как напасть, упоминать реальные факты своей биографии. По другому делу возник вопрос, может ли убийца, учитывая присущие ему психологические особенности, откликнуться на объявление в газете о знакомстве. Еще одного следователя заинтересовали возможность и вероятный срок прекращения криминальной активности серийного убийцы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Не претендуя на всеобъемлющий охват рассматриваемой проблемы, автор намеренно сосредоточил внимание лишь на одном аспекте использования специальных психологических знаний при раскрытии и расследований убийств – составлении розыскного психологического портрета неустановленного преступника. За рамками методических рекомендаций оставлены проблемы специальной психологической подготовки оперативных сотрудников для выполнения специальных заданий, применения некоторых методов прикладной психологии в оперативно-служебной деятельности и т.д.

Розыскной психологический портрет и его использование не являются доказательствами по уголовному делу, но могут успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных. В условиях неочевидности с его помощью можно уточнить, сузить круг подозреваемых, выдвинуть и осуществить проверку версий, которые возникают только при его использовании.

Опыт разработки розыскного психологического портрета предполагаемого преступника (как зарубежный, так и отечественный) показывает, что привлекаемые силы и средства можно использовать с большим эффектом, без существенного увеличения количественного состава следственной группы и оперативных сотрудников. Основой этого является объективно существующая возможность получать новую и дополнительную информацию о преступнике методами психологического анализа следов и обстоятельств преступления, реализуемыми в рамках методики психологического портретирования. предполагаемого (неустановленного) преступника. Умение выделить, оперативными работниками, субъективную сторону преступления, индивидуальные и личностные особенности преступника.