ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 4207

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел четвертый. Криминалистическая методика расследования

Глава 26. Общие положения криминалистической методики расследования

§ 1. Понятие и содержание криминалистической методики расследования

§ 2. Основания и принципы формирования криминалистических методик расследования

§ 3. Структура и содержание криминалистических методик расследования

Глава 27. Организационно-управленческие основы расследования преступлений

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее правовые основы

§ 2. Основы тактики взаимодействия следственных, оперативных органов и криминалистических подразделений

§ 3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений

§ 4. Основы криминалистической профилактики

Глава 28. Методика расследования убийств

§ 1. Криминалистическая характеристика убийств

§ 2. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа

§ 3. Последующий этап расследования убийства при наличии трупа

§ 4. Особенности расследования убийств "без трупа"

Глава 29. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых наемниками

§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании умышленных убийств, совершенных по найму

§ 2. Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками

§ 3. Особенности производства первоначальных следственных действий

Глава 30. Методика расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

§ 1. Криминалистическая характеристика изнасилований и иных насильственных действий сексуального характера

§ 2. Выдвижение следственных версий и планирование начала расследования

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 31. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев

§ 2. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по получении сообщения о преступлении

§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий

Глава 32. Методика расследования контрабанды

§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

§ 2. Выявление налоговых преступлений

§ 3. Методика расследования уклонений от уплаты налогов с организаций

§ 4. Методика расследования налоговых преступлений, совершаемых гражданами

Глава 34. Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности

§ 1. Криминалистическая характеристика поджогов и нарушений правил пожарной безопасности

§ 2. Тактика осмотра места происшествия по делам о пожарах

§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Глава 35. Методика расследования преступного наркобизнеса

§ 1. Характерные особенности преступного наркобизнеса

§ 2. Особенности следственных ситуаций, отработки версий и планирования расследования

§ 3. Первоначальный этап расследования дел о преступном наркобизнесе

Глава 36. Методика расследования экологических преступлений

§ 1. Криминалистическая характеристика экологических правонарушений

§ 2. Типичные следственные ситуации и действия следователя на первоначальном этапе расследования

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений

§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

§ 3. Первоначальный этап расследования

§ 4. Последующий этап расследования

Глава 38. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации

§ 1. Расследование фактов неправомерного доступа к компьютерной информации

§ 2. Расследование создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ

§ 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетекторы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования.

При осмотре различных предметов контрабанды следователь не может точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривать их необходимо только при участии специалистов из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой. Одновременно следует изолировать подобные объекты, оградить опасные зоны и ограничить доступ в них людей.

Отбор проб неизвестных материалов и веществ для исследования должен производиться только специалистом. В этом качестве могут выступить сотрудники таможенных лабораторий или досмотрово-поисковых групп, а также специалисты из других правоохранительных органов. При осмотре объектов контрабанды следователь обязан принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности участвующих и присутствующих лиц.

По делам о контрабанде зачастую необходима выемка документов. Перечень и характер изымаемой документации зависят от предмета контрабанды. Так, по делам о контрабанде, совершаемой пассажирами, изымаются и осматриваются их билеты. Это позволяет выяснить маршрут контрабандных товаров, место их приобретения или получения. Если через границу контрабандным путем доставлен автомобиль, выемке подлежат: документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи или дарения, именной товарный чек); транзитный технический паспорт машины с отметкой о снятии с учета в стране вывоза или аналогичная справка; таможенная декларация, подтверждающая пересечение границы.

Осмотр и изучение документов проводятся с точки зрения законности и полноты зафиксированной в них таможенной операции, а также степени отражения действительных фактов. Документы осматриваются на месте их обнаружения. Только если для осмотра необходимы продолжительное время, специальные познания или стационарные технические средства, он проводится по месту расследования как самостоятельное следственное действие. Данный осмотр рекомендуется осуществлять с участием тех же понятых, в присутствии которых документы были обнаружены и изъяты.


При осмотре прежде всего проверяется наличие следующих реквизитов: название документа, дата и место его выписки; наименование участников сделки фирмы-экспортера или грузоотправителя и фирмы-импортера или получателя, их адреса, номера телефонов и факсов; номер контракта или заказа, дата его подписания, номер наряда, отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество, вид упаковки и маркировки.

Осмотр документов позволяет ответить на ряд основных вопросов, решаемых при расследовании контрабанды. Например: соответствует ли обнаруженный товар данным, указанным в документах о его перемещении через таможенную границу; какие именно товары провезены контрабандным путем; каковы фактические условия перемещения товаров через таможенную границу; каков их маршрут; круг лиц, причастных к контрабанде, и свидетелей. Чтобы установить характер подделки документов (полная, частичная), назначается и проводится их технико-криминалистическое исследование.

Осмотр места происшествия, личный обыск и допрос подозреваемых нередко побуждают провести их освидетельствование. Изучение тела, а затем одежды и обуви освидетельствуемого начинается с их общего осмотра. Следует обратить внимание на повреждения, пятна, особые приметы на открытых участках тела, на соответствие одежды и обуви телосложению освидетельствуемого и времени года, на наличие дефектов на них. Затем последовательно снимают предметы одежды, которые осматривают, фиксируя повреждения, пятна и наложения посторонних частиц. С участков тела освидетельствуемого, которые могли соприкасаться с предметом контрабанды, а также с поясов, повязок и наклеек берут пробы. При подозрении на перевозку контрабанды в естественных полостях тела проводится рентгенографическое или ультразвуковое обследование. Такое освидетельствование осуществляется с привлечением врача.

Обыск в помещениях, салонах транспортных средств производится с целью отыскания и изъятия предметов контрабанды, средств, приспособленных или изготовленных для их хранения и перемещения через границу; предметов и инструментов, использованных для изготовления тайников; упаковочного материала; документации, содержащей характеристики товаров; аудио-, видео- и фотоматериалов, связанных с контрабандой; денег и ценностей, нажитых преступным путем; подлежащего конфискации имущества контрабандистов и др.

По этой категории дел изымаются предметы контрабанды, средства для их сокрытия и тайного перемещения через таможенную границу, имущество, находящееся на таможенных складах, в ломбардах, камерах хранения, скупочных и комиссионных магазинах, у родственников, знакомых контрабандистов и т.д.

По делам о контрабанде производится следственный эксперимент для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей о способах хранения, возможности и приемах незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды. Он необходим, например, чтобы установить возможность использования тайников, пустот либо других хранилищ, затрудняющих обнаружение товаров, придания одним товарам вида других, уточнить способ фабрикации поддельных документов или средств таможенной идентификации, выяснить наличие определенных навыков у подозреваемого (обвиняемого) для изготовления документов, средств идентификации и тайников.


Экспертизы по уголовным делам о контрабанде представляются совершенно необходимыми. Они позволят установить, какие именно объекты перемещались через таможенную границу России, каковы их качественные и количественные характеристики. По таким делам возможны криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, металловедческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие, физические, гемологические (экспертиза драгметаллов), судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Взятие образцов и проб, необходимых для производства экспертиз, поручают специалисту. Объекты исследования вместе с пробами и образцами направляются на экспертизу, а сомнительные документы сопровождаются образцами подлинных бланков, печатей, штампов. Направляются и результаты предварительной проверки объектов, в том числе по существующим учетам.

Допрос свидетелей. Первыми допрашиваются очевидцы произошедшего, обнаружившие предметы контрабанды, инспекторы таможни, военнослужащие КПП пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций, в составе путем, с целью наложить на него арест, а также предметов контрабанды и вещественных доказательств. Методика поиска определяется способом, размерами, объемами, специфическими особенностями разыскиваемых объектов. Розыск контрабандного товара осуществляется и посредством обыска.

По делам о контрабанде в числе функциональных задач следователя имеется и задача по оказанию помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями, а также по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

Литература:

Никитин А.Ю. Знание криминалистики путь совершенствования приемов и методов в расследовании контрабанды. Труды МГЮА. N 4. С. 206-223.

Расследование контрабанды: Практическое пособие. М., 1999.

Рудь Е.М. Способы выявления преступлений в сфере внешне-экономической деятельности//Вопросы квалификации и расследования преступлений в сфере экономики: Сборник научных статей. Саратов, 1999. С. 114-120.

Глава 33. Методика расследования налоговых преступлений

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Переход к рыночной многоукладной экономике, предполагающей широкое развитие предпринимательства, совершенствование организационных структур предприятий, многообразие форм собственности, связан с активным развитием налогового законодательства, формированием новых налоговых правоотношений. Налоги обязательный атрибут любого государства. В условиях рыночной экономики они служат одним из основных рычагов государственного регулирования социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. При этом обязателен контроль состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности в плане ведения бухгалтерской и статистической отчетности для целей налогообложения.


Это очень важно, ибо основу доходной части российского бюджета составляют налоговые поступления. Однако приходится констатировать весьма широкое распространение такого вида преступных посягательств, как уклонение организаций и граждан от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления). Причиняемый ими ущерб превышает, по оценке специалистов, тот, что наносят все иные экономические преступления вместе взятые.

Для налоговых преступлений обстоятельства, подлежащие доказыванию, базируются на обобщенных данных их информационной модели, описывающей типовые признаки и свойства преступного события, способ, механизм и мотивы его совершения, процессы следообразования, типологические качества личности виновных, особенности объектов посягательства, а также устойчивые корреляционные зависимости между ними.

Типовые признаки и свойства налоговых преступлений связаны с искажением значимой информации либо сокрытием тех фактов, о которых налогоплательщик обязан сообщать в налоговые органы. Тем самым преследуется цель снизить сумму налога или страхового взноса либо уклониться от их уплаты путем преднамеренного сокрытия от налоговых органов сведений о полученных доходах (сообщение им ложных данных, искажение сведений в налоговой декларации).

Уголовную ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предусматривают ст. 198 и 199 УК РФ. Цель ст. 198 состоит в охране действующего порядка налогообложения граждан и предупреждении неуплаты налогов, то есть неисполнения одной из основных гражданских обязанностей. Сферой ее действия охватываются все виды экономической, равно как и любой другой доходной деятельности, при осуществлении которой законом предусмотрена обязанность предоставления декларации о доходах.

Согласно тексту статьи предметом посягательства служит только один вид платежей государству подоходный налог, поскольку ответственность наступает именно и только в связи с непредставлением (искажением) декларации о доходах. Эта статья содержит квалифицирующие признаки: размер неуплаченного налога и специальную повторность.

Статья 199 УК РФ охраняет действующий порядок налогообложения организаций и предупреждает их уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В сферу ее регулирования входят все виды хозяйственной деятельности, приносящие доход, облагаемый соответствующими налогами. Организации это все указанные в налоговом законодательстве юридические лица-плательщики налогов.

Данная статья устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов путем включения организацией в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения (имущества, добавленной стоимости, используемых ресурсов и т.д.), совершенное в крупном размере. К субъектам преступления относятся лица, обязанные (в соответствии с законом или учредительными документами) обеспечивать правильность данных, определяющих исчисление налогов или страховых взносов, а также утверждать документы, представляемые в налоговые органы. Это руководитель организации и главный (старший) бухгалтер, а также лица, фактически выполнявшие их обязанности.


Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные о величине доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также сведения, неверно отражающие фактическое состояние дел. Такая Такая информация считается включенной в бухгалтерские документы, если последние подготовлены и оформлены к представлению в налоговые органы.

Отправляясь от видовых уголовно-правовых понятий налоговых преступлений граждан (ст. 198 УК РФ) и организаций (ст. 199 УК РФ), рассмотрим обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию.

Место совершения налоговых преступлений. Непосредственным местом может быть помещение, где в бухгалтерскую документацию вносились искаженные данные о доходах или расходах. Это, например, офис организации, квартира главного (старшего) бухгалтера или директора. Однако следует учитывать, что составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) в целях сокрытия объектов налогообложения само по себе означает лишь приготовление к налоговому преступлению или покушение на него. Законченным составом будет фактическая неуплата налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный законодательством. Отсюда место совершения налогового преступления сложная категория, могущая состоять из нескольких компонентов. Поэтому фактическим местом его совершения следует считать регион (город, район), контролируемый соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы (далее ФНС России).

Время совершения налоговых преступлений точно определить довольно трудно. Их можно отнести к длящимся деликтам, начинающимся с действий по фальсификации бухгалтерских документов и заканчивающимся неуплатой соответствующего налога или страхового взноса. В зависимости от вида налоговых платежей это время может охватывать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет.

Мотивы совершения налоговых преступлений почти всегда имеют личный, корыстный характер. Это стремление обогатиться, удовлетворить свои амбиции, занять более значимое место в социальной иерархии общества, достичь больших результатов в бизнесе, получив материальную выгоду преступным путем. Однако практика борьбы с этими деликтами выявила случаи их совершения из других побуждений: чтобы своевременно погасить банковский кредит, стабилизировать финансовое положение предприятия, закупить более производительное оборудование, внедрить новые технологии и др. У рядовых исполнителей движущим мотивом может быть стремление любым путем сохранить место работы, продвинуться по служебной лестнице, боязнь мести сообщников и др.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, это российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16 лет, если они имеют налогооблагаемый доход и обязаны в соответствии с законодательством представлять в налоговые органы декларацию о доходах для исчисления и уплаты налогов.