ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 11362

Скачиваний: 97

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Престолонаследие в племенах древних латинов также подчинялось

правилам, выработанным первобытным обществом во многих частях

мира: экзогамии, матрилинейности. Это делает понятным предания, что

латинские цари рождались от отцов божественного происхождения. Эти

предания означают, что женщина зачинала ребёнка от неизвестного

мужчины. Неопределённость отцовства свидетельствует о системе род-

ства, которая не считается с фактором отцовства. Этот же элемент ви-

ден и в новозаветном сюжете о происхождении Иисуса Христа, отцом

которого был "Дух Святой".

Таким образом, становится очевидным существование матриархата

в древние времена практически повсеместно с неравными временными

расстояниями завершения этого уклада жизни.

Вероятно, что инцест (т. е. близкородственные половые связи) на

низших стадиях развития семьи (кровнородственная семья) был нор-

мой, при этом он не имел политического или культового значения. За-

тем нормой стал и групповой брак внутри рода, при котором нельзя

достоверно знать отца ребёнка, что создаёт условия для матрилинийно-

сти. Так, Юлий Цезарь (Гальская война 5, 14) отмечал:

G

«Жители внутренней части Британии... жён человек по десять или

по двенадцать имеют

 особенно братья с братьями и

родители с

 от таких союзов считаются

детьми тех, кто взял за себя

 мать девицей».

Мужчины зависели от культового и экономического могущества

матриарха, а значит, боялись и обожествляли его (вернее, её). Приме-

чателен в этом плане рисунок из одной пещеры в Алжире, опублико-

ванный Е. Вардиман, на котором изображён охотящийся мужчина, его

гениталии посредством дугообразной линии соединены с гениталиями

женщины, руки женщины ритуально подняты. Магическая плодотвор-

ная сила женщины была привлечена к добыче пропитания, без жен-

ской магии всем грозил голод.

Женщины меньше нуждались в мужчинах, чем обычно нам это пред-

ставляется; они не нуждались в мужчинах даже для зачатия, так как

причинами зачатия считались божественные или магические силы,

например, случайно попавшая в рот щепка от дерева: "И отскочила

щепка, и влетела любимице в рот, и она проглотила её и в тот же миг

понесла" - (папирус Орбинэ). Архаичные представления об оплодотво-

ряющей силе ветра, к которому кобылы поворачиваются задом (вспо-

минается поговорка - "Ветром надуло"), донёс до нас Гомер (Илиада

XX. 221-225):

"...по долинам три тысячи коней паслося,

Тучных, младых кобылиц, жеребятами резвыми гордых.

К ним не раз и Борей разгорался любовью на паствах;

44


background image

Многих из них посещал, набегая конём черногривым;

Все понесли, и двенадцать коней от Борея родили".

* * *

Даже в XX веке сохранились племена, пребывающие в глубоком

невежестве относительно биологической роли мужчины. Так, в племе-

ни беллонцев на Соломоновых островах до 1940-х годов люди были

уверены, что дети посылаются людям по милости предков, а единствен-

ная цель полового сношения - удовольствие. Ещё в 1960-х годах люди

из племени тулли Ривер-Блэкс на севере Квинсленда верили, что жен-

щина беременеет от костра, на котором она с этой целью должна жа-

рить рыбу, подаренную ей будущим отцом ребёнка. В другом австра-

лийском племени в это же время считалось, что женщина заберемене-

ет, если поест человеческого мяса. В Папуа-Новой Гвинее племя хуа

до сих пор убеждено, что забеременеть может и мужчина, если он поест

мяса опоссума, но при родах мужчина умрёт.

Обожествление матриарха и страх перед женщинами длительное

время исключали сексуальное насилие над ними внутри своего обще-

ства. Однако сексуальное насилие, как форма сек-

суального поведения, происходило над похищае-

мыми из других обществ женщинами. Несомненно

изначальное существование биологически обуслов-

ленного сексуального насилия мужчин над муж-

чинами, что определяло их социальный статус (дан-

ный архаизм до сих пор сохранился в люмпенизи-

рованной и уголовной среде). Для выпуска и на-

правления мужской сексуальной энергии по нуж-

ному руслу с возможностью духовного подчинения

мужчин матриархат породил культовую (храмовую)

проституцию, в том числе и гомосексуальную, ко-

торая и служила своеобразным "клапаном". Древ-

нейший шумеро-аккадский эпос "О всё видавшем"

("О Гильгамеше"), возникший почти

 6000

 лет на-

зад и записанный с устных преданий шумеров на

заре письменности - 4000 лет назад, свидетельствует

об этом. Это поразительный рассказ о власти жен-

щины над мужчиной, причём власти

 очеловечива-

ющей,

 лишающей мужчину прежней дикой силы и воли, но дающей

взамен разум и знания (эпизод приручения дикого Энкиду через поло-

вой акт с иеродулой, т. е. храмовой жрицей Шахмат).

Человек изначально искренне верил, что то, что доставляет удоволь-

ствие людям, должно удовлетворять и богов, а половой акт, в представ-

лении древних, освящал плодородие и процветание. Представления древ-

них будто боги подобны людям и в сексуальных отношениях обеспечи-

ли сексуальности весьма важное место в культе. Сексуальность челове-

ка тесно взаимосвязана с историей развития его сознания. Священный

Фаллос — символ

плодородия и
могущества.

Древнее изваяние.

Неаполь, Нацио-

нальный музей

45


background image

половой акт совершался на алтаре. Покровительница шумерских горо-

дов Урука, Забалама и Кулаба - богиня Инанна (аккадская Иштар) как
богиня плодородия (значит, и сексуальных отношений) покровительство-

вала проституции

 и "запретной"), в том числе и гомо-

сексуальной. Праздник в честь свадьбы Инанны (Иштар) принимал мас-
совый, оргиастический характер с бесчисленными повторениями поло-
вых актов до полного изнеможения вместе с низшими жрицами (иероду-
лами), с самоистязаниями и самооскоплениями.

Самооскопления совершались в экстатическом состоянии при по-

мощи специально приготовленных и вовремя поданных жрецами но-
жей. Когда же религиозный экстаз спадал, выжившие скопцы сожале-
ли в своём внезапном поступке и горько оплакивали утрату, что даже

нашло отражение много веков спустя в стихотворении

 "Аттис".

Здесь важно отметить, что оскопление человека (в

греческой мифологии всё началось с оскопления Ура-
на Кроном) имеет символическое значение: целью гроз-
ного женского божества было реальное абсолютное под-
чинение мужчин, лишение их собственной воли, пре-
вращение в бесполые существа, что устрашало. Оскоп-
лённые посвящали себя служению Богине и до конца
жизни обязаны были носить женские одежды и укра-

 шения, занимаясь храмовой проституцией.

Вообще, к культу азиатских богинь изначально при

матриархате и в дальнейшем в патриархальное время
были приставлены евнухи, носившие женские одежды.
Богини требовали, чтобы жрецы, персонифицировав-
шие их возлюбленных, приносили им в жертву свои
детородные органы, показывая тем самым полную под-
чинённость. В античности евнухами были жрецы Ки-
белы, Артемиды Эфесской, Астарты. Культ Кибелы
встречался на нижнем Рейне ещё в IV веке н. э. И до
сих пор на севере Индии и в Пакистане сохранилась
культовая матриархальная проституция: общины ев-
нухов в женских платьях, известные как
(Hijaras), являются поклонниками Материнской Боги-

ни Bahuchara

 Они, занимаясь культовой гомосексуальной про-

ституцией, принадлежат только Богине.

Историк И.М. Дьяконов описал существование весьма сложной

иерархии среди иеродул: каждый уровень имел своё предназначение,
но упрощённое объяснение всей системы месопотамских жриц заклю-
чается в том, что любая женщина или евнух, игравшие жреческую роль,
были непременно связаны с обрядами вызывания плодородия. Позже
в Вавилоне даже появились специальные храмовые школы, в которых

 учились пению, танцам, исполнению культовых ритуалов, в

том числе и сексуальных.

Фаллос.
I в. н. э.

Мрамор.

Высота 60 см.

Музей им.

Пушкина,

Москва

46


background image

Женщины палеолита и неолита нуждались

в мужчинах более из экономических и ритуаль-

ных соображений, В Египте, Греции и в Малой

Азии наследование трона царицы-матриарха

изначально было матрилинейным, власть царей

не распространялась на культовый авторитет

царицы. Первоначально царей-жрецов вообще

приносили в жертву, убивая их ежегодно в по-

следний день каждого тринадцатого лунного ме-

сяца (13 - несчастливое число), что символизи-

ровало гибель и обновление на следующий день

(новое замужество царицы) производительных

сил природы. ("И не взошла еще заря, рабы за-

резали царя"). Затем царей постепенно переста-

ли убивать, заменяя царя в последний день

 Рисунок в гробнице.

жертвенным мальчиком (царём на один день),

 Древний Египет

но в случае смерти царицы царь терял всё. Вновь
обрести власть можно было лишь путём инцеста с наследной дочерью,

что постепенно и привело к распространению инцеста в царских родах

Египта и Греции (по крайней мере, до XIII века до н. э.), а затем и среди

менее значимых людей. Для простых людей инцест довольно скоро

постепенно стал запрещаться, но некоторое время обязан был суще-

ствовать для подтверждения мужчиной своих полномочий в вопросах

наследования власти и имущества.

Эта борьба за власть классически отражена в мифе о ссоре Зевса с

матерью Реей. Вот что говорил Афинагор ("В защиту христиан"), изла-

гая Орфея (Орфический фрагмент 58):

«Зевс... преследовал свою мать Рею

 рождённую от Земли),

запрещавшую ему вступить с ней в брак, а когда она стала Змеёй, то

и сам превратился в Змея и... совокупился с ней... затем, как он совоку-

пился со своей дочерью Ферсефоной, изнасиловав  её в форме змея».

Этот фрагмент из Орфея - самое раннее, дошедшее до нас упомина-

ние о сексуальном инцестуозном насилии, отражающее борьбу матри-

архального уклада жизни с наступающим патриархатом.

Отказ от инцеста среди основной массы народа, по всей вероятнос-

ти, в первую очередь произошёл не из-за соображений биологического

плана (до неблагоприятных генетических последствий инцеста ещё не

Додумались: в литературе того времени таких сведений нет), а из эконо-

мических посылок: быстрое преумножение частной собственности, а

значит и социального статуса, могло быть только при слиянии пример-

но равных капиталов. Брак стал выгодным коммерческим предприяти-

ем, которым зачастую является и в наши дни. К царским родам, к еди-

47


background image

ницам "избранных" такая схема отказа от инцеста ещё долго была не-

применима, так как привела бы к ослаблению экономического и поли-

тического могущества царствующего дома из-за явного экономическо-

го неравенства любых потенциальных претендентов на престол.

Таким образом, очевидно, что инцестуозное сексуальное насилие

внутри родовой общины с началом патриархальной революции стало

необходимым элементом борьбы за экономическую и культовую власть.

Матриархат, по сути

 пал жертвой инцеста и новых экономиче-

ских условий с накоплением материальных средств в руках мужчин,

что неотъемлемо сопровождалось новым самосознанием и сексуальным

насилием с их стороны.

Ветхий Завет содержит в своих книгах свидетельства разнузданно-

го гомо- и гетеросексуального насилия, захлестнувшего древние обще-

ства. При этом сексуальное насилие в те времена было тем же, чем оно

всегда было у высших приматов, чем оно является и сейчас в уголов-

ной и люмпенизированной среде: средством борьбы за власть, имуще-

ство; средством самоутверждения через сексуальное унижение "партнё-

 Например, Хам

совершил половое на-

силие над своим отцом

Ноем, воспользовав-

шись его беспомощ-

ным состоянием ("уви-

дел наготу" - эвфе-

мизм, хотя бы даже
потому, что, по свиде-

тельству историков, в

Протописьменный пе-

Керамическая чаша. Древний Египет

риод истории Двуречья - до начала 3 тысячелетия до н. э. - мужчины

на войне, на охоте, на работе почти всегда ходили нагими). Хам расска-

зал своим братьям про насилие над отцом в желании показать свою

власть, запугать их, возвыситься над всеми, за что и был наказан раб-

ством своего потомства после защиты братьями отца от сексуального

насилия Хама (Быт. 9:21-27).

Сексуальное насилие над женщиной или мужчиной свидетельству-

ет не только о полном отсутствии уважения насильника к другой лич-

ности, но и о необходимости по какой-либо глубинной причине такого

действия. Когда же сексуальное насилие становится традиционным,

общепринятым и практически безнаказанным в селе, городе, целом

регионе или стране, то есть становится массовым, - это уже свидетель-

ство своеобразного, нового уровня общественного самосознания, духов-

ного и экономического неблагополучия конкретного общества, свиде-

тельство коренных общественно-экономических преобразований. Исто-

рия подтверждает это: все существенные, пусть даже и региональные,

общественно-экономические преобразования вызывали войны с разгу-

лом насилия, в том числе и сексуального.

48