ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11362
Скачиваний: 97
Престолонаследие в племенах древних латинов также подчинялось
правилам, выработанным первобытным обществом во многих частях
мира: экзогамии, матрилинейности. Это делает понятным предания, что
латинские цари рождались от отцов божественного происхождения. Эти
предания означают, что женщина зачинала ребёнка от неизвестного
мужчины. Неопределённость отцовства свидетельствует о системе род-
ства, которая не считается с фактором отцовства. Этот же элемент ви-
ден и в новозаветном сюжете о происхождении Иисуса Христа, отцом
которого был "Дух Святой".
Таким образом, становится очевидным существование матриархата
в древние времена практически повсеместно с неравными временными
расстояниями завершения этого уклада жизни.
Вероятно, что инцест (т. е. близкородственные половые связи) на
низших стадиях развития семьи (кровнородственная семья) был нор-
мой, при этом он не имел политического или культового значения. За-
тем нормой стал и групповой брак внутри рода, при котором нельзя
достоверно знать отца ребёнка, что создаёт условия для матрилинийно-
сти. Так, Юлий Цезарь (Гальская война 5, 14) отмечал:
G
«Жители внутренней части Британии... жён человек по десять или
по двенадцать имеют
особенно братья с братьями и
родители с
от таких союзов считаются
детьми тех, кто взял за себя
мать девицей».
Мужчины зависели от культового и экономического могущества
матриарха, а значит, боялись и обожествляли его (вернее, её). Приме-
чателен в этом плане рисунок из одной пещеры в Алжире, опублико-
ванный Е. Вардиман, на котором изображён охотящийся мужчина, его
гениталии посредством дугообразной линии соединены с гениталиями
женщины, руки женщины ритуально подняты. Магическая плодотвор-
ная сила женщины была привлечена к добыче пропитания, без жен-
ской магии всем грозил голод.
Женщины меньше нуждались в мужчинах, чем обычно нам это пред-
ставляется; они не нуждались в мужчинах даже для зачатия, так как
причинами зачатия считались божественные или магические силы,
например, случайно попавшая в рот щепка от дерева: "И отскочила
щепка, и влетела любимице в рот, и она проглотила её и в тот же миг
понесла" - (папирус Орбинэ). Архаичные представления об оплодотво-
ряющей силе ветра, к которому кобылы поворачиваются задом (вспо-
минается поговорка - "Ветром надуло"), донёс до нас Гомер (Илиада
XX. 221-225):
"...по долинам три тысячи коней паслося,
Тучных, младых кобылиц, жеребятами резвыми гордых.
К ним не раз и Борей разгорался любовью на паствах;
44
Многих из них посещал, набегая конём черногривым;
Все понесли, и двенадцать коней от Борея родили".
* * *
Даже в XX веке сохранились племена, пребывающие в глубоком
невежестве относительно биологической роли мужчины. Так, в племе-
ни беллонцев на Соломоновых островах до 1940-х годов люди были
уверены, что дети посылаются людям по милости предков, а единствен-
ная цель полового сношения - удовольствие. Ещё в 1960-х годах люди
из племени тулли Ривер-Блэкс на севере Квинсленда верили, что жен-
щина беременеет от костра, на котором она с этой целью должна жа-
рить рыбу, подаренную ей будущим отцом ребёнка. В другом австра-
лийском племени в это же время считалось, что женщина заберемене-
ет, если поест человеческого мяса. В Папуа-Новой Гвинее племя хуа
до сих пор убеждено, что забеременеть может и мужчина, если он поест
мяса опоссума, но при родах мужчина умрёт.
Обожествление матриарха и страх перед женщинами длительное
время исключали сексуальное насилие над ними внутри своего обще-
ства. Однако сексуальное насилие, как форма сек-
суального поведения, происходило над похищае-
мыми из других обществ женщинами. Несомненно
изначальное существование биологически обуслов-
ленного сексуального насилия мужчин над муж-
чинами, что определяло их социальный статус (дан-
ный архаизм до сих пор сохранился в люмпенизи-
рованной и уголовной среде). Для выпуска и на-
правления мужской сексуальной энергии по нуж-
ному руслу с возможностью духовного подчинения
мужчин матриархат породил культовую (храмовую)
проституцию, в том числе и гомосексуальную, ко-
торая и служила своеобразным "клапаном". Древ-
нейший шумеро-аккадский эпос "О всё видавшем"
("О Гильгамеше"), возникший почти
6000
лет на-
зад и записанный с устных преданий шумеров на
заре письменности - 4000 лет назад, свидетельствует
об этом. Это поразительный рассказ о власти жен-
щины над мужчиной, причём власти
очеловечива-
ющей,
лишающей мужчину прежней дикой силы и воли, но дающей
взамен разум и знания (эпизод приручения дикого Энкиду через поло-
вой акт с иеродулой, т. е. храмовой жрицей Шахмат).
Человек изначально искренне верил, что то, что доставляет удоволь-
ствие людям, должно удовлетворять и богов, а половой акт, в представ-
лении древних, освящал плодородие и процветание. Представления древ-
них будто боги подобны людям и в сексуальных отношениях обеспечи-
ли сексуальности весьма важное место в культе. Сексуальность челове-
ка тесно взаимосвязана с историей развития его сознания. Священный
Фаллос — символ
плодородия и
могущества.
Древнее изваяние.
Неаполь, Нацио-
нальный музей
45
половой акт совершался на алтаре. Покровительница шумерских горо-
дов Урука, Забалама и Кулаба - богиня Инанна (аккадская Иштар) как
богиня плодородия (значит, и сексуальных отношений) покровительство-
вала проституции
и "запретной"), в том числе и гомо-
сексуальной. Праздник в честь свадьбы Инанны (Иштар) принимал мас-
совый, оргиастический характер с бесчисленными повторениями поло-
вых актов до полного изнеможения вместе с низшими жрицами (иероду-
лами), с самоистязаниями и самооскоплениями.
Самооскопления совершались в экстатическом состоянии при по-
мощи специально приготовленных и вовремя поданных жрецами но-
жей. Когда же религиозный экстаз спадал, выжившие скопцы сожале-
ли в своём внезапном поступке и горько оплакивали утрату, что даже
нашло отражение много веков спустя в стихотворении
"Аттис".
Здесь важно отметить, что оскопление человека (в
греческой мифологии всё началось с оскопления Ура-
на Кроном) имеет символическое значение: целью гроз-
ного женского божества было реальное абсолютное под-
чинение мужчин, лишение их собственной воли, пре-
вращение в бесполые существа, что устрашало. Оскоп-
лённые посвящали себя служению Богине и до конца
жизни обязаны были носить женские одежды и укра-
шения, занимаясь храмовой проституцией.
Вообще, к культу азиатских богинь изначально при
матриархате и в дальнейшем в патриархальное время
были приставлены евнухи, носившие женские одежды.
Богини требовали, чтобы жрецы, персонифицировав-
шие их возлюбленных, приносили им в жертву свои
детородные органы, показывая тем самым полную под-
чинённость. В античности евнухами были жрецы Ки-
белы, Артемиды Эфесской, Астарты. Культ Кибелы
встречался на нижнем Рейне ещё в IV веке н. э. И до
сих пор на севере Индии и в Пакистане сохранилась
культовая матриархальная проституция: общины ев-
нухов в женских платьях, известные как
(Hijaras), являются поклонниками Материнской Боги-
ни Bahuchara
Они, занимаясь культовой гомосексуальной про-
ституцией, принадлежат только Богине.
Историк И.М. Дьяконов описал существование весьма сложной
иерархии среди иеродул: каждый уровень имел своё предназначение,
но упрощённое объяснение всей системы месопотамских жриц заклю-
чается в том, что любая женщина или евнух, игравшие жреческую роль,
были непременно связаны с обрядами вызывания плодородия. Позже
в Вавилоне даже появились специальные храмовые школы, в которых
учились пению, танцам, исполнению культовых ритуалов, в
том числе и сексуальных.
Фаллос.
I в. н. э.
Мрамор.
Высота 60 см.
Музей им.
Пушкина,
Москва
46
Женщины палеолита и неолита нуждались
в мужчинах более из экономических и ритуаль-
ных соображений, В Египте, Греции и в Малой
Азии наследование трона царицы-матриарха
изначально было матрилинейным, власть царей
не распространялась на культовый авторитет
царицы. Первоначально царей-жрецов вообще
приносили в жертву, убивая их ежегодно в по-
следний день каждого тринадцатого лунного ме-
сяца (13 - несчастливое число), что символизи-
ровало гибель и обновление на следующий день
(новое замужество царицы) производительных
сил природы. ("И не взошла еще заря, рабы за-
резали царя"). Затем царей постепенно переста-
ли убивать, заменяя царя в последний день
Рисунок в гробнице.
жертвенным мальчиком (царём на один день),
Древний Египет
но в случае смерти царицы царь терял всё. Вновь
обрести власть можно было лишь путём инцеста с наследной дочерью,
что постепенно и привело к распространению инцеста в царских родах
Египта и Греции (по крайней мере, до XIII века до н. э.), а затем и среди
менее значимых людей. Для простых людей инцест довольно скоро
постепенно стал запрещаться, но некоторое время обязан был суще-
ствовать для подтверждения мужчиной своих полномочий в вопросах
наследования власти и имущества.
Эта борьба за власть классически отражена в мифе о ссоре Зевса с
матерью Реей. Вот что говорил Афинагор ("В защиту христиан"), изла-
гая Орфея (Орфический фрагмент 58):
«Зевс... преследовал свою мать Рею
рождённую от Земли),
запрещавшую ему вступить с ней в брак, а когда она стала Змеёй, то
и сам превратился в Змея и... совокупился с ней... затем, как он совоку-
пился со своей дочерью Ферсефоной, изнасиловав её в форме змея».
Этот фрагмент из Орфея - самое раннее, дошедшее до нас упомина-
ние о сексуальном инцестуозном насилии, отражающее борьбу матри-
архального уклада жизни с наступающим патриархатом.
Отказ от инцеста среди основной массы народа, по всей вероятнос-
ти, в первую очередь произошёл не из-за соображений биологического
плана (до неблагоприятных генетических последствий инцеста ещё не
Додумались: в литературе того времени таких сведений нет), а из эконо-
мических посылок: быстрое преумножение частной собственности, а
значит и социального статуса, могло быть только при слиянии пример-
но равных капиталов. Брак стал выгодным коммерческим предприяти-
ем, которым зачастую является и в наши дни. К царским родам, к еди-
47
ницам "избранных" такая схема отказа от инцеста ещё долго была не-
применима, так как привела бы к ослаблению экономического и поли-
тического могущества царствующего дома из-за явного экономическо-
го неравенства любых потенциальных претендентов на престол.
Таким образом, очевидно, что инцестуозное сексуальное насилие
внутри родовой общины с началом патриархальной революции стало
необходимым элементом борьбы за экономическую и культовую власть.
Матриархат, по сути
пал жертвой инцеста и новых экономиче-
ских условий с накоплением материальных средств в руках мужчин,
что неотъемлемо сопровождалось новым самосознанием и сексуальным
насилием с их стороны.
Ветхий Завет содержит в своих книгах свидетельства разнузданно-
го гомо- и гетеросексуального насилия, захлестнувшего древние обще-
ства. При этом сексуальное насилие в те времена было тем же, чем оно
всегда было у высших приматов, чем оно является и сейчас в уголов-
ной и люмпенизированной среде: средством борьбы за власть, имуще-
ство; средством самоутверждения через сексуальное унижение "партнё-
Например, Хам
совершил половое на-
силие над своим отцом
Ноем, воспользовав-
шись его беспомощ-
ным состоянием ("уви-
дел наготу" - эвфе-
мизм, хотя бы даже
потому, что, по свиде-
тельству историков, в
Протописьменный пе-
Керамическая чаша. Древний Египет
риод истории Двуречья - до начала 3 тысячелетия до н. э. - мужчины
на войне, на охоте, на работе почти всегда ходили нагими). Хам расска-
зал своим братьям про насилие над отцом в желании показать свою
власть, запугать их, возвыситься над всеми, за что и был наказан раб-
ством своего потомства после защиты братьями отца от сексуального
насилия Хама (Быт. 9:21-27).
Сексуальное насилие над женщиной или мужчиной свидетельству-
ет не только о полном отсутствии уважения насильника к другой лич-
ности, но и о необходимости по какой-либо глубинной причине такого
действия. Когда же сексуальное насилие становится традиционным,
общепринятым и практически безнаказанным в селе, городе, целом
регионе или стране, то есть становится массовым, - это уже свидетель-
ство своеобразного, нового уровня общественного самосознания, духов-
ного и экономического неблагополучия конкретного общества, свиде-
тельство коренных общественно-экономических преобразований. Исто-
рия подтверждает это: все существенные, пусть даже и региональные,
общественно-экономические преобразования вызывали войны с разгу-
лом насилия, в том числе и сексуального.
48