ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11359
Скачиваний: 97
Члены 1-го международного конвента
феминисток в Вашингтоне, 1917 г.
В период виктори-
анства получил распро-
странение идеал асек-
суальной и невинной
женщины. От сексуаль-
ной темы стали укло-
няться в разговорах,
воспитании, литерату-
ре. Стали прикрывать
не только женское
тело, но даже ножки у
фортепиано. Врач об-
следовал больных че-
рез одежду. Постепенно
пуританская культура
приобретала черты
ханжества. Цензура
кастрировала произве-
дения классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось
всё, что могло задевать "нравственность". Мастурбация стала тракто-
ваться как вредный для здоровья грех, вызывающий психические от-
клонения, импотенцию, слепоту, оволосение ладоней и пр. Применялись
жестокие методы по ее пресечению, например, врачи рекомендовали вы-
жигать клитор, прижигать мочеиспускательный канал и даже кастриро-
вать детей, проявляющих сексуальную активность. Супругам рекомендо-
вали вступать в половой контакт один раз в месяц, при этом женщин
предостерегали от переживания сексуальных удовольствий. Да к тому же
это стало верхом неприличия. Именно тогда и родился секс-туризм. Дос-
таточно было лишь переплыть узкий Ламанш, из Англии во Францию,
где вдоль побережья гостей всегда ждал хорошо организованный досуг.
Викторианское влияние в XIX в. проникло из Англии в Европу, где
охватило широкие круги населения, в основном мещанство. Вслед за
усилением пуританских установок шло уголовное законодательство. Во
многих странах супружеская измена стала караться тюремным заклю-
чением, при этом женщины получали большие сроки, чем мужчины.
Не последнюю роль в современном пуританстве играет ортодоксаль-
ное христианство. Феминизм, изначально противопоставивший себя
пуританской морали, в настоящее время превратился в оплот воинству-
ющего пуританства. Пуританская культура тиражирует многочислен-
ные стереотипы и ошибочные представления с подавлением и вытесне-
нием естественных сексуальных потребностей. Взгляды пуританских
врачей прошлого дают о себе знать и сегодня. Многие сексуальные не-
врозы, извращения сексуальных чувств, асоциальность вытекают из
ложных представлений о сексуальности и ее проявлениях.
Однако в пуританских странах всегда существовали различные фор-
мы оппозиции. Так, в XIX веке нажиму пуритан были противопостав-
39
лены утилитаризм, затем натуризм. В XX веке сначала в революцион-
ной России и в Европе, а затем во всем западном мире эта ситуация
привела к пожару сексуальных революций, радикальные молодежные
движения казалось окончательно подорвали, но оказалось, что только
поколебали, всё еще сильные устои пуританства. Общество охватила
волна сексуальной анархии и сексуальной свободы. Но в последние
годы установилось относительное равновесие в этой области. Даже на-
против - в последнюю четверть века пуритане вновь перешли в наступ-
ление, постепенно отвоевывая сданные было позиции. В первую оче-
редь, как и в XVIII-XIX веках, это вновь коснулось детской сексуаль-
ности.
* * *
Отдельные сексуальные культуры, такие как
"Мистическая", "Либеральная", тесно переплетаются с движениями
натуризма и нудизма.
Кроме того, 3. Лев-Старович выделяет пять моделей соединения
любви и секса в мировых культурах:
1. Платоническая модель.
В ней мы сталкиваемся с асексуальной,
одухотворенной, деэротизированной любовью. Секс в такой модели трак-
туется как нечто низменное, а цель человека достигнуть высшей, асек-
суальной любви. Эта модель характерна как для христианства, так и
для некоторых направлений буддизма.
2. Чувственная модель.
В ней любовь отождествляется с желанием,
чувственностью. Секс является ее осью, основным моментом (ислам, да-
осизм, тантризм, сексуализированная любовь в культурах Запада).
3.
Интегральная, психофизическая модель. В
ней любовь и секс
неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно
некоторым так называемым примитивным культурам, большинству
великих культур, многим представителям современного христианства,
ислама).
4. Модель противопоставления любви и секса.
В ней любовь и
секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без
любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить
без чувственной основы (оргиастические культуры, современные урба-
низированные субкультуры Запада, некоторые примитивные, развива-
ющиеся культуры).
5. Модель секса без
В этой модели мужчину и женщину
объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная сим-
патия, привязанность и не более (современные механистичные тенден-
ции делового мира западных культур).
2.2. Из истории сексуального поведения и насилия
Для лучшего понимания некоторых негативных сторон сексуальной
жизни современников поищем исторические сведения, относящиеся к
сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с доисториче-
40
ского периода. К счастью, эти све-
дения не утрачены безвозвратно с
течением времени, напротив - их
становится всё больше. Причина
явления проста: всё больше па-
мятников древности открывается
нам, и здесь надо лишь вдумчиво
проанализировать свидетельства
былого: мифы, предания, обряды,
родившиеся вместе с абстрактным
мышлением у протолюдей и посте-
пенно усложнившиеся; рисунки,
скульптуру, предметы быта и пр.
Древняя мифология, осно-
на древнегреческих сосудах.
вв. до н. э.
ванная на дописьменном фундаменте, заложенном предшествующими
поколениями, весьма важна для понимания истории сексуального по-
ведения человека, поэтому следует рассмотреть некоторые мифические
представления древних; тем более что при ознакомлении с подробным
описанием какой-либо религиозной системы мы видим явное сходство
характеров и поступков божеств в духовном мире с людьми, выдумав-
шими этот фантастический мир.
Современному человеку, наверное, не понять, до чего тесную связь
чувствовали древние люди с богами. Так, в мифологии Древней Гре-
ции, на которую оказали значительное влияние древнейшие представ-
ления соседних народов Африки и Азии, отражено мировоззрение не
только современников античности, но и даже людей палеолита. Мифо-
логия является источником многих сведений относительно проявле-
ний сексуальности в древнем мире.
Дж. Фрэзер высказал мысль, что в глубочайшей
древности, когда племена людей, давшие начало на-
родам, жили в непосредственной близости друг от дру-
га, их божества были весьма схожи и различались
разве что по названию. Но постепенное рассеивание
племён с их последующей изоляцией друг от друга
благоприятствовало развитию различного понимания
богов. Когда же с постепенным прогрессом культуры
длительный период варварской изоляции стал кло-
ниться к закату, объединяющиеся народы внесли со
своими ритуалами в общий национальный пантеон и
своих богов, первоначальная идентичность которых
уже не просматривалась, но функции и свершения у
них могли быть общими.
В мифологии, эпосе, преданиях многое говорит о
первоначальном, существовавшем в дописьменную
эпоху, периоде матриархата -
общества,
основанной на материнском праве, когда женщина
Богиня «Мать-
природа». 3 тыс.
лет до н. э.
Глина.
Долина Инда
41
играла ведущую роль в общественной жизни. Люди повсеместно по-
клонялись единственной богине "Великой матери", воплощающей в
себе все силы природы. О ведущей общественной роли женщины в эпо-
ху палеолита свидетельствуют наскальные рисунки и скульптура верх-
него палеолита (40 000-10 000 лет назад), в также объекты неолита
(9 000-5 000 лет назад), обнаруженные в Европе, Северной Африке и на
Ближнем Востоке. Они дают нам представления о быте, философии и
сексуальной стороне жизни доисторических людей.
В этом плане примечательны находки в Европе и в Азии так назы-
ваемых "Венер палеолита", которые передают обобщённый образ жен-
щины "женщины вообще", "материнского божества". Несомненно,
женские фигурки имели культовое значение и
играли центральную роль в совершении обря-
довых действий. Примечательно, что аналогич-
ных мужских фигурок рядом с "Венерами" вовсе
не обнаружено. Все фигурки имеют чрезвычай-
но массивные живот, ягодицы, молочные же-
лезы. Применённая древними художниками
гиперболизация наиболее значимых для чело-
века признаков жизненной силы свидетельству-
ет о символизации женщины как основы всей
жизни, а также о зарождении элементарных
эстетических чувств по отношению к ней.
В 1861 году швейцарский историк права J.J.
первым выдвинул и убедительно до-
казал, что у людей первоначально существо-
вали ничем не ограниченные половые отноше-
ния, которые исключали всякую возможность
достоверно установить отца, и поэтому проис-
хождение можно было определять лишь по жен-
ской линии - согласно материнскому праву, как
первоначально это и было у всех народов древ-
ности. То есть у греков, североафриканских и
азиатских народов до единобрачия существовало такое устройство об-
щества, когда мужчина вступал в половые отношения с несколькими
женщинами, а женщина - с несколькими мужчинами, и это было обыч-
ной сексуальной нормой. Множество фактов матрилинейности у древ-
них и современных народов привели в своих объёмных исследованиях
Э.Б.
и Дж. Фрэзер.
Шотландский исследователь материнского права Дж. Ф. Мак-Лен-
нан тогда же ввёл понятия "эндогамные" и "экзогамные общества". В
эндогамных жёны и мужья находили друг друга внутри своего обще-
ства, а в экзогамных жён брали со стороны, чаще всего при помощи
насилия. Исследователь исходил из того, что у многих примитивных
народов был широко распространён обычай убивать детей женского
пола сразу после рождения (он существует в том или ином видоизмене-
из
(палеолит).
музей (Вена)
42
нии в некоторых обществах и сейчас). Благодаря этому в каждом от-
дельном племени возникал избыток мужчин, следствием которого не-
избежно должно было явиться совместное обладание несколькими
мужчинами одной женой - многомужество. Другими словами, у всех
экзогамных народов в древности существовало многомужество, что вело
к признанию кровных уз лишь по материнской линии (матрилиней-
Но многомужество было и у эндогамных обществ. Так, Геродот пи-
сал (4. 104):
(скифское племя) - самое изнеженное племя. Они...
сообща сходятся с женщинами, чтобы всем быть братьями и как
родные не завидовать и не враждовать между собой».
Отдельное положение занимает встречавшаяся ещё в XIX веке у
славянских народов, а в древности у европейцев, арийцев, семитов пат-
риархальная домашняя община - переходная ступень от матрилиней-
ного группового брака к современной индивидуальной семье.
До сих пор в современном нам мире существуют примитивные мат-
рилинейные общества: следы полиандрии (многомужества) можно и
сегодня найти в Тибете, в некоторых районах Индии, где одна женщи-
на вступает в брак с несколькими братьями. Р. Грейвс сообщает о мат-
рилинейном обществе нага, живущем на юге Индии, и племени ком в
Камеруне.
Свидетельством матриархального пережитка в V веке до н. э. явля-
ется следующее сообщение Геродота о ритуальных боях в честь богини
плодородия - карфагенской Танит, проводимых девушками из ливий-
ского племени авсеев: "Девушки, разделившись на две партии, сража-
ются друг с другом камнями и палками". О мужчинах-авсеях Геродот
говорил:
«Совокупляются
они с женщинами сообща, не вступая в брак, но
сходятся подобно скоту. Если у женщины родится вполне крепкий
ребёнок, то спустя три
мужчины собираются вместе, и тот,
на кого он похож, считается его отцом».
Одна из ранних надписей шумерского правителя Урукагины, дати-
рованная 2350 г. до н.э. гласит:
прошлые времена женщины имели нас обычай брать себе
многих мужей; женщина, которая отважится сделать то же
сегодня, побивается камнями».
43