Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3594

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 8 

Таблица 8.1.

 Поэтапная система коррекции компьютерозависи -

мого поведения 

Этапы 

Цель 

Методы 

психотерапии 

I — диагностичес­

кий 

Преодоление воз­

ражения 

Индивидуальная 

II

 — информа­

цией но-обучаю-

щий 

Осознание про­

блемы 

Индивидуальная, 

групповая 

III

 — этап 

модификации 

поведенческих 

стратегий 

Подготовка паци­

ента к реальным 

действиям для 

изменения свое­

го поведения и 

преодоления 

фрустрации с 

направлением 

на успех, моди­

фикация плана 

действий 

Индивидуальная, 

аутогенная тре­

нировка, когни-

тивно-бихевио-

ральная 

IV — этап 

коррекции 

семейных и 

социальных 

отношений 

П редотвращен ие 

возникновения 

рецидива, 

поддержка 

последующих 

попыток 

пациента изме­

ниться 

Когнитивно-бихе-

виоральная, 

групповая пси­

хотерапия 

V — этап 

преодоления 

последствий 

компьютерной 

зависимости 

Составление пла­

на поэтапной 

реабилитации в 

социальной 

сфере 

Групповая психо­

терапия, инди­

видуальная 

Цель

 терапии:

 повышение самооценки и уровня самосозна­

ния, усиление контроля над импульсами, увеличение 

стабильности межличностных отношений, социальная адапта­

ция. 

Задачи терапии:

 1. Выявление существующих проблем и 

проблематичных ситуаций; 

2. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые 

приводят к компьютерозависимому поведению. 

156 


background image

Коррекция компьютерной зависимости 

Принцип терапии:

 не лишать пользователя доступа к ком­

пьютеру, а нормализовать его компьютерную деятельность, 

работу с компьютерными технологиями. Каждый этап имеет 

свою цель и особые методические подходы. 

Главной целью первого

 диагностического этапа

 (который в 

среднем продолжается 2 недели) является преодоление внут­

реннего сопротивления пациента, разработка медикамен­

тозной и психотерапевтической тактики лечения. Пациент еще 

не готов к изменениям, может не понимать, что проблема су­

ществует. Врач должен найти мотивацию двигаться вперед, 

обсудить сначала позитивные черты использования компьюте­

ра, потом негативные последствия чрезмерного использования 

компьютера. Больной может провести связь между компьютер­

ной деятельностью и негативными последствиями (проблемы в 

школе, на работе, жалобы родителей). Не нужно сразу учить и 

давать советы, это может вызвать возмущение пациента. Нужно 

определить существенные условия, представление пациента, 

правила и принципы жизни, оценку данной ситуации. Необхо­

димо информировать пациента о патологическом использо­

вании компьютера, причинах возникновения компьютерной 

зависимости, о характерных признаках, стадиях развития, 

средствах коррекции и профилактики возникновения этого со­

стояния. Наиболее продуктивно информировать пациента о 

негативных последствиях работы с компьютером можно лишь 

тогда, когда пациент готов к изменениям. 

На втором этапе —

 информационно-обучающем —

 пациент 

уже готов к изменениям, но это решение не имеет стойкой ба­

зы. Цель этого этапа — осознание проблемы. Нужно показать 

барьеры на пути изменений, а также позитивные моменты из­

менения поведения. Пациент чаще ощущает подавленость в 

начале этого этапа. На индивидуальных обучающих занятиях 

врач поддерживает пациента, показывает успех других больных 

с такой проблемой. При решении определенной выше задачи 

моделировалась эмоционально насыщенная проблемная ситу­

ация, которая приводила к формированию новой субъективной 

модели проблемы. Обсуждалось соответствие личного случая 

общим критериям патологического использования компьюте­

ров. Длительность этапа — 2 недели. 

Третий этап —

 модификация поведенческих стратегий. 

Цель — подготовка пациента к реальным действиям для изме­

нения своего поведения и преодоления фрустрации с 

направлением на успех, модификация плана действий. Паци­

ент готов к определению направления и этапов изменения 

поведения. Он должен научиться контролировать время работы 

157 


background image

Глава 8 

за компьютером (посредством разных средств — часов, таймера 

на компьютере, перерывов на прогулки, выполнение домаш­

них заданий, встреч с друзьями и т. п.). Тактика терапии связана 

с особенностями пациента. Работа с больным направлена на 

осознание того обстоятельства, что несмотря на решение изме­

нить свое поведение, он не может контролировать внутренние 

и внешние обстоятельства, которые могут способствовать сры­

ву. Нужно выяснить расписание пациента, нужен ли ему 

компьютер для работы, как часто он обращается к компьютеру, 

какой вид активности ему еще нравится и другое. После того, 

как стратегии лечения выделены, план действий сложен, про­

водится воплощение пациентом плана в жизнь (осознанное 

поведение). 

Врач должен поддерживать все позитивные изменения и 

контролировать действия пациента. В начале пациент может 

фиксировать явные признаки надвигающегося срыва, усиле­

ния фантазий о компьютере, росте эмоционального 

напряжения. Может произойти так, что пациент начнет возвра­

щаться к начальным стадиям работы. В этом случае ему нужно 

объяснить, что это нормальный процесс и необходимо немало 

усилий чтобы двигаться вперед, но это реально. Цель — помочь 

преодолеть фрустрацию и выработать стратегию поведения, на­

правленную на успех, помочь модифицировать план действий, 

и продолжать поддерживать попытки пациента измениться. 

Эта стадия может продолжаться очень долго, потому что аддик-

тивное поведение необходимо преодолеть. Врач активно 

содействует усилиям пациента, направленным на пробуждение 

конструктивных мотивов его личности. Длительность этапа — 

около 4 недель. 

Этап коррекции семейных и социальных отношений.

 Этот этап 

начинается, когда пациент уже может контролировать свое по­

ведение. Цель — предотвратить возникновение рецидива. 

Можно предложить больному вести запись в журнале, где отме­

чать время, ощущение и события, которые провоцируют 

возвращение к компьютеру, то есть рецидив. Тогда вместе с па­

циентом будет легче разобраться, что именно приводит к 

провокации компьютерозависимого поведения. Очень важную 

роль играет социальная поддержка (родители, учителя, друзья). 

На данном этапе главное значение приобретает обучающая и 

поддерживающая работа с членами семьи. Со стороны врача 

необходимо довести правдивую информацию о компьютерной 

зависимости, пытаться решить существующие семейные кон­

фликты и разработать адекватные стратегии нивилирования 

ситуаций, провоцирующих компьютерозависимое поведение 

158 


background image

Коррекция компьютерной зависимости 

пациента. Укоры членов семьи могут уменьшать самооценку 

пациента и контроль над эмоциями, содействовать напряже­

нию в аффективной сфере и приводить к поиску 

эмоциональной разрядки. Длительность этапа — около 2-3 не­

дель. 

Этап преодоления последствий компьютерной зависимости. 

Этот этап наступает тогда, когда проблема компьютерной зави­

симости уже не существует. Уже не нужно контролировать 

время за компьютером посредством часов, врача или членов 

семьи. На данном этапе врач вместе с пациентом составляют 

план поэтапной реабилитации в профессиональной сфере, от­

ношениях с родственниками и друзьями. Определяются 

возможные жизненные препятствия и способы их решения 

(длительность — 2-4 недели). 

Заканчивая характеристику этапов коррекции компьютер­

ной зависимости у лиц молодого возраста, следует отметить, 

что эта схема динамична, а продолжительность этапов индиви­

дуальна. 

Поэтапная система коррекции компьютерозависимого по­

ведения, которая проводилась с помощью указанных методик, 

улучшала адаптацию компьютерных аддиктов, создавала пред­

посылки для более сознательного использования 

компьютерных технологий. При проведении психокоррекци-

онной работы значительное внимание уделялось ликвидации и 

дезактуализации психотравмирующих факторов и ситуаций. 

Медикаментозная терапия проводилась по необходимости 

препаратами, которые снимают психоэмоциональное напря­

жение: антидепрессантами, седативными препаратами, 

анксиолитиками, атипичными антипсихотиками. Терапевти­

ческая тактика при симптоматической компьютерной 

зависимости определялась доминирующим психопатологичес­

ким синдромом. 

Как показали данные катамнестичного исследования, пред­

ставленный выше поэтапный психообучающий и 

когнитивно-поведенческий подход, который учитывает стадии 

развития компьютерной зависимости, представляет собой эф­

фективное методическое средство для коррекции 

компьютерозависимого поведения. 

Оценка результатов проведенной поэтапной системы кор­

рекции показала, что из 30 пациентов, на которых были 

получены катамнестические данные, у 22 больных (73%) отме­

чались стойкие изменения: увлечение перестало носить 

сверхценный характер, появилась производительность ком­

пьютерной деятельности, значительно уменьшилось время 

159 


background image

Глава 8 

проведения за ПК (до 4-6 часов в неделю), исчезли навязчивые 

мысли о компьютерах, склонность к фантазированию, улучши­

лись социальная и семейная адаптация, вернулись к школе, к 

обучению, отмечалась тенденция к коммуникации, начали об­

щаться со сверстниками, улучшился сон, нормализовались 

режимы сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В 16% (5 па­

циентов) случаев сохранялось стремление к работе на ПК, в 

связи с чем пациенты периодически продолжали обращаться за 

психотерапевтической помощью. У 3 пациентов с компьютер­

ной зависимостью коморбидной с употреблением 

амфетаминов, с острым полиморфным психотическим рас­

стройством, с тяжелым депрессивным эпизодом с 

психотическими симптомами, терапия была неэффективной. 

Таким образом, компьютерная зависимость представляет 

собой новую проблему для человечества. Это расстройство 

нуждается в эффективных способах профилактики и коррек­

ции не только силами родственников, психологов, психиатров 

и других специалистов. Весьма перспективным является созда­

ние организации взаимопомощи пациентов «Анонимные 

компьютерные аддикты» (по аналогии с организацией 

«Анонимные алкоголики»). 

160