Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3594
Скачиваний: 13
Глава 8
Таблица 8.1.
Поэтапная система коррекции компьютерозависи -
мого поведения
Этапы
Цель
Методы
психотерапии
I — диагностичес
кий
Преодоление воз
ражения
Индивидуальная
II
— информа
цией но-обучаю-
щий
Осознание про
блемы
Индивидуальная,
групповая
III
— этап
модификации
поведенческих
стратегий
Подготовка паци
ента к реальным
действиям для
изменения свое
го поведения и
преодоления
фрустрации с
направлением
на успех, моди
фикация плана
действий
Индивидуальная,
аутогенная тре
нировка, когни-
тивно-бихевио-
ральная
IV — этап
коррекции
семейных и
социальных
отношений
П редотвращен ие
возникновения
рецидива,
поддержка
последующих
попыток
пациента изме
ниться
Когнитивно-бихе-
виоральная,
групповая пси
хотерапия
V — этап
преодоления
последствий
компьютерной
зависимости
Составление пла
на поэтапной
реабилитации в
социальной
сфере
Групповая психо
терапия, инди
видуальная
Цель
терапии:
повышение самооценки и уровня самосозна
ния, усиление контроля над импульсами, увеличение
стабильности межличностных отношений, социальная адапта
ция.
Задачи терапии:
1. Выявление существующих проблем и
проблематичных ситуаций;
2. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые
приводят к компьютерозависимому поведению.
156
Коррекция компьютерной зависимости
Принцип терапии:
не лишать пользователя доступа к ком
пьютеру, а нормализовать его компьютерную деятельность,
работу с компьютерными технологиями. Каждый этап имеет
свою цель и особые методические подходы.
Главной целью первого
диагностического этапа
(который в
среднем продолжается 2 недели) является преодоление внут
реннего сопротивления пациента, разработка медикамен
тозной и психотерапевтической тактики лечения. Пациент еще
не готов к изменениям, может не понимать, что проблема су
ществует. Врач должен найти мотивацию двигаться вперед,
обсудить сначала позитивные черты использования компьюте
ра, потом негативные последствия чрезмерного использования
компьютера. Больной может провести связь между компьютер
ной деятельностью и негативными последствиями (проблемы в
школе, на работе, жалобы родителей). Не нужно сразу учить и
давать советы, это может вызвать возмущение пациента. Нужно
определить существенные условия, представление пациента,
правила и принципы жизни, оценку данной ситуации. Необхо
димо информировать пациента о патологическом использо
вании компьютера, причинах возникновения компьютерной
зависимости, о характерных признаках, стадиях развития,
средствах коррекции и профилактики возникновения этого со
стояния. Наиболее продуктивно информировать пациента о
негативных последствиях работы с компьютером можно лишь
тогда, когда пациент готов к изменениям.
На втором этапе —
информационно-обучающем —
пациент
уже готов к изменениям, но это решение не имеет стойкой ба
зы. Цель этого этапа — осознание проблемы. Нужно показать
барьеры на пути изменений, а также позитивные моменты из
менения поведения. Пациент чаще ощущает подавленость в
начале этого этапа. На индивидуальных обучающих занятиях
врач поддерживает пациента, показывает успех других больных
с такой проблемой. При решении определенной выше задачи
моделировалась эмоционально насыщенная проблемная ситу
ация, которая приводила к формированию новой субъективной
модели проблемы. Обсуждалось соответствие личного случая
общим критериям патологического использования компьюте
ров. Длительность этапа — 2 недели.
Третий этап —
модификация поведенческих стратегий.
Цель — подготовка пациента к реальным действиям для изме
нения своего поведения и преодоления фрустрации с
направлением на успех, модификация плана действий. Паци
ент готов к определению направления и этапов изменения
поведения. Он должен научиться контролировать время работы
157
Глава 8
за компьютером (посредством разных средств — часов, таймера
на компьютере, перерывов на прогулки, выполнение домаш
них заданий, встреч с друзьями и т. п.). Тактика терапии связана
с особенностями пациента. Работа с больным направлена на
осознание того обстоятельства, что несмотря на решение изме
нить свое поведение, он не может контролировать внутренние
и внешние обстоятельства, которые могут способствовать сры
ву. Нужно выяснить расписание пациента, нужен ли ему
компьютер для работы, как часто он обращается к компьютеру,
какой вид активности ему еще нравится и другое. После того,
как стратегии лечения выделены, план действий сложен, про
водится воплощение пациентом плана в жизнь (осознанное
поведение).
Врач должен поддерживать все позитивные изменения и
контролировать действия пациента. В начале пациент может
фиксировать явные признаки надвигающегося срыва, усиле
ния фантазий о компьютере, росте эмоционального
напряжения. Может произойти так, что пациент начнет возвра
щаться к начальным стадиям работы. В этом случае ему нужно
объяснить, что это нормальный процесс и необходимо немало
усилий чтобы двигаться вперед, но это реально. Цель — помочь
преодолеть фрустрацию и выработать стратегию поведения, на
правленную на успех, помочь модифицировать план действий,
и продолжать поддерживать попытки пациента измениться.
Эта стадия может продолжаться очень долго, потому что аддик-
тивное поведение необходимо преодолеть. Врач активно
содействует усилиям пациента, направленным на пробуждение
конструктивных мотивов его личности. Длительность этапа —
около 4 недель.
Этап коррекции семейных и социальных отношений.
Этот этап
начинается, когда пациент уже может контролировать свое по
ведение. Цель — предотвратить возникновение рецидива.
Можно предложить больному вести запись в журнале, где отме
чать время, ощущение и события, которые провоцируют
возвращение к компьютеру, то есть рецидив. Тогда вместе с па
циентом будет легче разобраться, что именно приводит к
провокации компьютерозависимого поведения. Очень важную
роль играет социальная поддержка (родители, учителя, друзья).
На данном этапе главное значение приобретает обучающая и
поддерживающая работа с членами семьи. Со стороны врача
необходимо довести правдивую информацию о компьютерной
зависимости, пытаться решить существующие семейные кон
фликты и разработать адекватные стратегии нивилирования
ситуаций, провоцирующих компьютерозависимое поведение
158
Коррекция компьютерной зависимости
пациента. Укоры членов семьи могут уменьшать самооценку
пациента и контроль над эмоциями, содействовать напряже
нию в аффективной сфере и приводить к поиску
эмоциональной разрядки. Длительность этапа — около 2-3 не
дель.
Этап преодоления последствий компьютерной зависимости.
Этот этап наступает тогда, когда проблема компьютерной зави
симости уже не существует. Уже не нужно контролировать
время за компьютером посредством часов, врача или членов
семьи. На данном этапе врач вместе с пациентом составляют
план поэтапной реабилитации в профессиональной сфере, от
ношениях с родственниками и друзьями. Определяются
возможные жизненные препятствия и способы их решения
(длительность — 2-4 недели).
Заканчивая характеристику этапов коррекции компьютер
ной зависимости у лиц молодого возраста, следует отметить,
что эта схема динамична, а продолжительность этапов индиви
дуальна.
Поэтапная система коррекции компьютерозависимого по
ведения, которая проводилась с помощью указанных методик,
улучшала адаптацию компьютерных аддиктов, создавала пред
посылки для более сознательного использования
компьютерных технологий. При проведении психокоррекци-
онной работы значительное внимание уделялось ликвидации и
дезактуализации психотравмирующих факторов и ситуаций.
Медикаментозная терапия проводилась по необходимости
препаратами, которые снимают психоэмоциональное напря
жение: антидепрессантами, седативными препаратами,
анксиолитиками, атипичными антипсихотиками. Терапевти
ческая тактика при симптоматической компьютерной
зависимости определялась доминирующим психопатологичес
ким синдромом.
Как показали данные катамнестичного исследования, пред
ставленный выше поэтапный психообучающий и
когнитивно-поведенческий подход, который учитывает стадии
развития компьютерной зависимости, представляет собой эф
фективное методическое средство для коррекции
компьютерозависимого поведения.
Оценка результатов проведенной поэтапной системы кор
рекции показала, что из 30 пациентов, на которых были
получены катамнестические данные, у 22 больных (73%) отме
чались стойкие изменения: увлечение перестало носить
сверхценный характер, появилась производительность ком
пьютерной деятельности, значительно уменьшилось время
159
Глава 8
проведения за ПК (до 4-6 часов в неделю), исчезли навязчивые
мысли о компьютерах, склонность к фантазированию, улучши
лись социальная и семейная адаптация, вернулись к школе, к
обучению, отмечалась тенденция к коммуникации, начали об
щаться со сверстниками, улучшился сон, нормализовались
режимы сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В 16% (5 па
циентов) случаев сохранялось стремление к работе на ПК, в
связи с чем пациенты периодически продолжали обращаться за
психотерапевтической помощью. У 3 пациентов с компьютер
ной зависимостью коморбидной с употреблением
амфетаминов, с острым полиморфным психотическим рас
стройством, с тяжелым депрессивным эпизодом с
психотическими симптомами, терапия была неэффективной.
Таким образом, компьютерная зависимость представляет
собой новую проблему для человечества. Это расстройство
нуждается в эффективных способах профилактики и коррек
ции не только силами родственников, психологов, психиатров
и других специалистов. Весьма перспективным является созда
ние организации взаимопомощи пациентов «Анонимные
компьютерные аддикты» (по аналогии с организацией
«Анонимные алкоголики»).
160