Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3600

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 7 

играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не дол­

жен играть по три-четыре часа. 

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что 

компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним 

подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать ра­

ботать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к 

компьютерной зависимости, он может проводить за компьюте­

ром два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с 

перерывами. 

3. Предложить другие возможности времяпровождения. 

Можно составить список дел, которыми можно заняться в сво­

бодное время. Желательно, чтобы в списке были совместные 

занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.). 

4. Использовать компьютер как элемент эффективного вос­

питания, в качестве поощрения (например, за правильно и 

вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.). 

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так 

как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раз­

дражительности, агрессивности, специфических страхов. 

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочте­

ние развивающим играм. Крайне важно научить ребенка 

критически относиться к компьютерным играм, показывать, 

что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь 

гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. 

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут спра­

виться с проблемой, обращаться к психологам, в 

специализированные центры. 

Профилактика аддиктивного поведения приобретает осо­

бенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно 

нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не 

нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваи­

вать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с 

потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен 

в разные виды аддиктивной реализации. 

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первич­

ную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение 

развития патологического использования компьютеров отно­

сится к заданиям первичной профилактики. Она 

осуществляется по четырем основным направлениям и пред­

ставляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди 

молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание 

населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе 

с компьютерными технологиями, в-четвертых, администра­

тивно-законодательные мероприятия. 

146 


background image

Профилактика компьютерной зависимости 

Первичная профилактика направлена на улучшение психи­

ческой адаптации учеников, их межличностных отношений, на 

ознакомление с признаками развития компьютерной зависи­

мости и возможными ее последствиями. 

Так, с учетом полученных данных о факторах риска развития 

данного расстройства и характеристики респондентов в начале 

формирования компьютерной зависимости нами были выделе­

ны следующие технологии первичной профилактической 

работы (табл. 7.1). 

Таблица

 7.

1. Технологии первичной профилактики компьютерной 

зависимости 

Технологии 

Характеристи ка 

Информационные 

— публикации; 
— телефон доверия; 
— психологическая служба; 
— социальная поддержка; 

Образовательные 

— просветительские программы; 
— программы обучения родителей; 
— программы обучения педагогов, 

психологов, социальных работни­

ков; 

— программы обучения работников 

компьютерных клубов; 

— обучающие программы для уча­

щихся школ, лицеев и колледжей; 

Занятости 

— клубная работа; 
— дополнительное обучение; 
— временное трудоустройство; 

Коррекции семейных 

отношений 

— формирование взаимоотноше­

ний, способствующих полноцен­

ному воспитанию ребенка; 

— общие интересы всех членов 

семьи, эмоциональная поддер­

жка, психологическая защита; 

Религиозные 

— культура религиозных чувств, 

осознание высшей духовной и мо­

ральной силы 

147 


background image

Глава 7 

Целью информационных мероприятий является заполне­

ние информационного вакуума, что включает в себя 

необходимые регулярные публикации по профилактике ком­

пьютерной зависимости, телефон доверия, работа со 

специалистами, профессиональными психологами, создание 

«психологической службы» в сети. Информационный этап 

представляет собой также повышение компетенции под­

ростков в таких сферах, как культура межличностных 

отношений, технология общения, способы преодоления стрес­

совых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного 

поведения с рассмотрением основных аддиктивных механиз­

мов, видов аддиктивной реализации, динамики развития 

аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тре­

нинги личностного роста с элементами коррекции отдельных 

личностных особенностей и форм поведения, которые включа­

ют формирование и развитие навыков работы над собой. 

В структуре образовательных технологий есть обучающие 

программы по проблеме чрезмерного использования Интерне­

та или компьютера вообще для всего населения; программы 

обучения родителей учеников общеобразовательных школ, 

колледжей и лицеев. Главная цель последней — научить роди­

телей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая 

аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной под­

держке. Образовательное направление включает в себя 

программы обучения педагогов, психологов и социальных ра­

ботников, работающих в учебных заведениях, обучение 

работников компьютерных клубов, установления норм и пра­

вил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с 

компьютером. Следует сделать акцент на первых признаках за­

висимого поведения от компьютера (К. S. Young, 1998) [66,78]: 

1. Навязчивое желание деятельности за компьютером. 

2. Постоянное ожидание следующей работы за компьюте­

ром. 

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слиш­

ком много времени за компьютером. 

4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слиш­

ком много денег на Интернет, на работу компьютера. 

Учебные программы для учеников школ, лицеев, технику­

мов, студентов вузов должны повысить уровень знаний 

учеников относительно использования персональных компью­

теров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения 

становится все актуальнее, целесообразно регулировать учеб­

ную нагрузку и активнее внедрять личностно 

ориентированный подход к образованию. 

148 


background image

Профилактика компьютерной зависимости 

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для 

подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная 

работа — спортивные секции, художественные кружки, допол­

нительное образование, факультативы; кружки уменьшают 

запас свободного времени и увеличивают количество заданий, 

которые требуют, не только времени, но и занимают внимание 

подростка. Временное или частичное трудоустройство молодо­

го человека поможет найти свое предназначение в жизни. 

Большое значение имеют семейные технологии. Формиро­

вание гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные 

отношения между родителями и детьми, общие интересы всех 

членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития 

ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его 

действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самос­

тоятельности и умения принимать ответственность за свою 

личную жизнь. 

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести 

культура религиозных чувств, если она ориентирована не на от­

ход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет 

человека высшей духовной и этической силой для противосто­

яния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное 

развитие также имеет значение для формирования почтенного 

отношения к своей личности и окружающим, что выступает 

крепким фундаментом для построения межличностных отно­

шений. 

Вторичная профилактика основана на познании личности 

компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их пове­

дения и направлена на предупреждение развития 

компьютерной зависимости и возобновление личностного и 

социального статусов пациента. 

Отмеченные профилактические технологии были примене­

ны по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам 

группы риска с целью предупреждения последующего форми­

рования компьютерной зависимости. Все ученики из группы 

риска согласились на участие в проведении беседы на тему 

«Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались воп­

росы факторов риска, первых признаков формирования 

компьютерной зависимости, роль индивидуальных особеннос­

тей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все 

лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о 

компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать 

рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у 

пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес-

тического метода) были выявлены признаки психической 

149 


background image

Глава 7 

зависимости, характерные для второго этапа развития компью­

терной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло 

многим респондентам критически оценить свою ситуацию и 

принять меры по изменению своего поведения. 

Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости 

с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в 

основном, матери респондентов обратили внимание и предло­

жили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что 

большинство респондентов спрашивали о возможности прове­

дения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о 

нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии 

и предложение обратиться к квалифицированному психотера­

певту в городе проживания. Программа профилактики 

компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу 

психологов с учениками в лицеях. 

150