Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3600
Скачиваний: 13
Глава 7
играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не дол
жен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что
компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним
подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать ра
ботать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к
компьютерной зависимости, он может проводить за компьюте
ром два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с
перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения.
Можно составить список дел, которыми можно заняться в сво
бодное время. Желательно, чтобы в списке были совместные
занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного вос
питания, в качестве поощрения (например, за правильно и
вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так
как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раз
дражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочте
ние развивающим играм. Крайне важно научить ребенка
критически относиться к компьютерным играм, показывать,
что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь
гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут спра
виться с проблемой, обращаться к психологам, в
специализированные центры.
Профилактика аддиктивного поведения приобретает осо
бенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно
нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не
нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваи
вать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с
потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен
в разные виды аддиктивной реализации.
В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первич
ную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение
развития патологического использования компьютеров отно
сится к заданиям первичной профилактики. Она
осуществляется по четырем основным направлениям и пред
ставляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди
молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание
населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе
с компьютерными технологиями, в-четвертых, администра
тивно-законодательные мероприятия.
146
Профилактика компьютерной зависимости
Первичная профилактика направлена на улучшение психи
ческой адаптации учеников, их межличностных отношений, на
ознакомление с признаками развития компьютерной зависи
мости и возможными ее последствиями.
Так, с учетом полученных данных о факторах риска развития
данного расстройства и характеристики респондентов в начале
формирования компьютерной зависимости нами были выделе
ны следующие технологии первичной профилактической
работы (табл. 7.1).
Таблица
7.
1. Технологии первичной профилактики компьютерной
зависимости
Технологии
Характеристи ка
Информационные
— публикации;
— телефон доверия;
— психологическая служба;
— социальная поддержка;
Образовательные
— просветительские программы;
— программы обучения родителей;
— программы обучения педагогов,
психологов, социальных работни
ков;
— программы обучения работников
компьютерных клубов;
— обучающие программы для уча
щихся школ, лицеев и колледжей;
Занятости
— клубная работа;
— дополнительное обучение;
— временное трудоустройство;
Коррекции семейных
отношений
— формирование взаимоотноше
ний, способствующих полноцен
ному воспитанию ребенка;
— общие интересы всех членов
семьи, эмоциональная поддер
жка, психологическая защита;
Религиозные
— культура религиозных чувств,
осознание высшей духовной и мо
ральной силы
147
Глава 7
Целью информационных мероприятий является заполне
ние информационного вакуума, что включает в себя
необходимые регулярные публикации по профилактике ком
пьютерной зависимости, телефон доверия, работа со
специалистами, профессиональными психологами, создание
«психологической службы» в сети. Информационный этап
представляет собой также повышение компетенции под
ростков в таких сферах, как культура межличностных
отношений, технология общения, способы преодоления стрес
совых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного
поведения с рассмотрением основных аддиктивных механиз
мов, видов аддиктивной реализации, динамики развития
аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тре
нинги личностного роста с элементами коррекции отдельных
личностных особенностей и форм поведения, которые включа
ют формирование и развитие навыков работы над собой.
В структуре образовательных технологий есть обучающие
программы по проблеме чрезмерного использования Интерне
та или компьютера вообще для всего населения; программы
обучения родителей учеников общеобразовательных школ,
колледжей и лицеев. Главная цель последней — научить роди
телей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая
аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной под
держке. Образовательное направление включает в себя
программы обучения педагогов, психологов и социальных ра
ботников, работающих в учебных заведениях, обучение
работников компьютерных клубов, установления норм и пра
вил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с
компьютером. Следует сделать акцент на первых признаках за
висимого поведения от компьютера (К. S. Young, 1998) [66,78]:
1. Навязчивое желание деятельности за компьютером.
2. Постоянное ожидание следующей работы за компьюте
ром.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слиш
ком много времени за компьютером.
4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слиш
ком много денег на Интернет, на работу компьютера.
Учебные программы для учеников школ, лицеев, технику
мов, студентов вузов должны повысить уровень знаний
учеников относительно использования персональных компью
теров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения
становится все актуальнее, целесообразно регулировать учеб
ную нагрузку и активнее внедрять личностно
ориентированный подход к образованию.
148
Профилактика компьютерной зависимости
Нужно отметить значимость технологий занятости. Для
подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная
работа — спортивные секции, художественные кружки, допол
нительное образование, факультативы; кружки уменьшают
запас свободного времени и увеличивают количество заданий,
которые требуют, не только времени, но и занимают внимание
подростка. Временное или частичное трудоустройство молодо
го человека поможет найти свое предназначение в жизни.
Большое значение имеют семейные технологии. Формиро
вание гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные
отношения между родителями и детьми, общие интересы всех
членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития
ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его
действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самос
тоятельности и умения принимать ответственность за свою
личную жизнь.
Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести
культура религиозных чувств, если она ориентирована не на от
ход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет
человека высшей духовной и этической силой для противосто
яния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное
развитие также имеет значение для формирования почтенного
отношения к своей личности и окружающим, что выступает
крепким фундаментом для построения межличностных отно
шений.
Вторичная профилактика основана на познании личности
компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их пове
дения и направлена на предупреждение развития
компьютерной зависимости и возобновление личностного и
социального статусов пациента.
Отмеченные профилактические технологии были примене
ны по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам
группы риска с целью предупреждения последующего форми
рования компьютерной зависимости. Все ученики из группы
риска согласились на участие в проведении беседы на тему
«Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались воп
росы факторов риска, первых признаков формирования
компьютерной зависимости, роль индивидуальных особеннос
тей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все
лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о
компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать
рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у
пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес-
тического метода) были выявлены признаки психической
149
Глава 7
зависимости, характерные для второго этапа развития компью
терной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло
многим респондентам критически оценить свою ситуацию и
принять меры по изменению своего поведения.
Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости
с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в
основном, матери респондентов обратили внимание и предло
жили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что
большинство респондентов спрашивали о возможности прове
дения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о
нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии
и предложение обратиться к квалифицированному психотера
певту в городе проживания. Программа профилактики
компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу
психологов с учениками в лицеях.
150