Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3588

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Аддиктивное поведение 

Телекоммуникации посредством компьютерных сетей — 

это принципиально новый слой социальной реальности. 

Исследования в этой области ведутся сравнительно недавно и 

преимущественно в рамках зарубежной психологии. 

Процесс взаимодействия компьютерной сети и человека 

практически сразу привлек внимание специалистов в разных 

отраслях, в том числе психиатров, психологов, психотерапев­

тов. 

В литературе появился термин

 «Компьютерная зависи­

мость»

 и

 как ее составная часть — «Интернет зависимость». 

Сейчас этот вид зависимости не входит в Международную 

классификацию болезней 10-го пересмотра и в Diagnostic and 

Statistical Manual Mental Disorders (fourth edition) (DSM IV). 

Среди описанных там расстройств наиболее близкое состоя­

ние — «патологическое влечение к азартным играм» (F63.0). 

Клиническая картина патологической склонности к азартным 

ифам, ее динамика, принципы коррекции и профилактики мо­

гут служить моделью для описания аналогичных параметров 

при компьютерной зависимости. 

2.2. Патологическая склонность к азартным играм 

Одной из характеристик ментальности советского человека 

было неприятие «страсти к легкой наживе», среди которой 

азартные ифы занимали ведущее место. Эта страсть считалась 

пороком, недостойным порядочного человека. Были запреще­

ны чемпионаты по бильярду и карточным ифам, официально 

отсутствовали казино. Литературные произведения великих 

русских ифоков А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, в кото­

рых сформирован романтический образ игорного заведения и 

блестяще описаны психологические портреты ифоков, не вхо­

дили в школьную профамму. Советские психологи и 

психиатры практически не сталкивались с проблемой патоло­

гической склонности к азартным ифам, а в отечественной 

медицинской литературе отсутствовали исследования и публи­

кации на эту тему. 

Сегодня «страсть к легкой наживе» стала всеобщей, мораль­

но разрешенной и общественно одобряемой. Недавнее 

исследование «среднего класса» России, проведенное по ини­

циативе журнала «Эксперт», выявило, что 80% опрошенных 

готово пойти на риск, чтобы добиться желаемого (Ж. Клин, 

2000). В постсоветских странах появилась новая проблема не 

только для общественной морали, но и для психиатрии. С од­

ной стороны, легализация и бесконтрольное развитие игорного 

21 


background image

Глава 2 

бизнеса, а с другой — высокий уровень тревожности, со­

путствующий исторической социализации человека, потен­

цировали развитие патологической склонности к азартным иг­

рам. В психиатрической литературе неоднократно описывался 

феномен «переполненных игроками казино» в периоды карди­

нальных исторических изменений. В начале 30-х годов в период 

«великой депрессии» в Америке расцвел игорный бизнес и по­

головное увлечение изобретенной в этот период игрой 

«Монополия». В условиях жесточайшего экономического кри­

зиса склонность к азартным играм приобрела невиданный 

ранее размах. Игра создавала иллюзию, что разбогатеть может 

каждый. Страх перед жизнью отступал перед страхом проигры­

ша. Мотивация обращения к игре в стабильных и нестабильных 

обществах различна. 

Автор «Энциклопедии азартных игр» Алан Вейкси, про­

анализировав ведущие мотивы обращения к игре среди игро­

ков в стабильном обществе, выделил следующие (по мере 

убывания): 

• тренировка интеллекта; 

• необъяснимое возбуждение, порождаемое процессом 

игры; 

• денежный выигрыш и попытка «одолеть фортуну»; 

• потребность развеяться и побороть скуку.

 х 

Хотя азартными играми с целью поиска математических за­

кономерностей выигрыша активно интересовались такие 

знаменитые ученые, как Галлилео Галлилей, Кардано, Блез 

Паскаль, этот мотив в нестабильном обществе практически от­

сутствует. 

Для нестабильного общества ведущими мотивами являются: 

• попытка преодолеть финансовую несостоятельность и 

ликвидировать долги; 

• потребность в купировании эмоциональных и психологи­

ческих проблем. 

С точки зрения психодинамической концепции, влечение 

к игре является проявлением протеста и бессознательного 

агрессивного отношения к реальной действительности, а не­

адекватная уверенность в выигрыше скрывает инфантильные 

фантазии всемогущества и подсознательного ожидания неогра­

ниченного удовлетворения своих желаний. И фа является 

своеобразной психологической защитой, сублимирующей 

трудности реальной жизни. Игра помогает уйти от реальности 

происходящего и необходимости предпринимать конкретные 

действия. Не зря игорные заведения работают круглосуточно, 

в них отсутствуют настенные часы, а окна занавешены свето-

22 


background image

Аддиктивное поведение 

непроницаемыми портьерами. Попадая сюда, человек 

выпадает из реального времени и пространства. 

В нашей стране отсутствуют статистические данные о часто­

те встречаемости патологических игроков, но Западная 

статистика производит гнетущее впечатление. По данным на­

циональной Комиссии по изучению влияния азартных игр 

США из 13 миллионов итальянцев, регулярно тративших день­

ги на азартные игры, 150 тысяч считаются «патологическими 

игроками», более 5 миллионов американцев отнесены к «пато­

логическим или проблемным игрокам», а 15 миллионов — 

к группе риска. По данным мировых эпидемиологических ис­

следований 2-3% населения индустриально развитых стран 

страдают патологической склонностью к азартным играм. 

«Патологическая склонность к азартным играм» выделена в 

отдельный диагностический таксон, отнесенный к рас­

стройствам привычек и влечений (F63.0) в классификации 

психических и поведенческих расстройств (МКБ-10). 

По мнению исследователей этого клинического феномена, 

это расстройство генетически детерминировано и высоко ко-

морбидно с аффективными расстройствами, но пусковым 

механизмом являются социально-психологические факторы. 

Характерные для развития всех аддиктивных расстройств 

санкционирующие факторы описаны выше. Специфическими 

факторами для развития патологической склонности к 

азартным играм являются следующие. 

2.2.1. Факторы, способствующие развитию патологической 

склонности к азартным играм: 

• утрата родителей в возрасте до 15 лет; 

• неадекватный родительский стиль воспитания (по типу 

гипер-, гипоопеки или непоследовательности); 

• отсутствие бережливости и планирования финансов; 

• ситуативная доступность азартных игр и предрасполо­

женность к игре в подростковом возрасте; 

• для мужчин характерен эмансипационный конфликт с 

родителями в подростковом возрасте, а в дальнейшем 

неприятие авторитарных фигур. 

Начало расстройства совпадает, как правило, у мужчин с 

подростковым возрастом, а у женщин приходится на вторую 

половину жизни. 

Признаки, характерные для лиц, склонных к азартным играм: 

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, прово­

димого в ситуации игры. 

23 


background image

Глава 2 

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних моти­

ваций ифовой деятельности, постоянные мысли об игре, 

преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми 

комбинациями. 

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре­

кратить игру как после большого выигрыша, так и после 

постоянных проигрышей. 

4. Появление состояний психологического дискомфорта, 

раздражительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции») 

через короткие промежутки времени после очередного участия 

в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («иг­

ровым драйвом»). 

5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все 

более высокому риску. 

6. Нарастание снижения способности сопротивляться со­

блазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру. 

2.2.2. Этапы развития патологической склонности к азартным 

играм (по

 Я.

 L. Custer): 

1-я

 стадия

 —

 стадия выигрыша.

 Для этого периода характе­

рен крупный выигрыш, сопровождающийся эйфорией и 

формированием психологической зависимости от игры. 

2-я стадия — стадия прогрессирующих проигрышей.

 В этот пе­

риод к уже сформированной психологической зависимости 

присоединяется физическая. Жизнь больного сосредоточена на 

игре. Он не может остановиться ни после выигрыша, ни тем бо­

лее после проигрыша. Ощущения эйфории, имеющие место 

в период между ставкой и исходом игры, подкрепляют влече­

ние. Нарастает социальная дезадаптация: появляются 

финансовые проблемы, конфликты на работе и в семье, участие 

в рискованных мероприятиях, возможны правонарушения, на­

правленные на добычу денег. Одновременно с этим снижаются 

психологические навыки в игре: появляются нерасчетливые 

ходы, неоправданный риск, количество проигрышей растет. 

Изменяется иерархия потребностей: доминирующей становит­

ся потребность в игре, вытесняя базисные физиологические 

потребности в еде, сексе-и сне. Попытка прекратить игру 

сопровождается тревогой, напряжением, депрессией, наруше­

нием сна, вегетативными нарушениями и суицидальными 

мыслями. В зависимости от социальных, ситуационных, лич­

ностных и интеллектуальных особенностей, вторая стадия 

может длиться до 10-15 лет. 

24 


background image

Аддиктивное поведение 

3-я стадия — стадия отчаяния.

 Больной социально декомпен-

сирован, дезадаптирован и финансово несостоятелен. Выражено 
компульсивное влечение к игре. Реально ситуация не оценивает­
ся: проигрывается все движимое и недвижимое имущество, 
совершаются финансовые преступления. Критика к состоянию и 
всему происходящему отсутствует. При попытке прекратить игру 
возникает тяжелая абстиненция с выраженными депрессивными 
расстройствами и суицидальными попытками, а также агрессив­
ным поведением. Выражена анозогнозия. Больные очень редко 
обращаются за помощью к психиатрам, как правило, на консуль­
тацию их приводят родственники. 

Фазы развития игровых срывов (В. В. Зайцев, 2000): 

• воздержание; 

• автоматические фантазии; 
• нарастание эмоционального напряжения; 
• принятие решения играть; 
• вытеснение решения играть; 
• реализация решения играть. 

2.2.3. Принципы терапии и коррекции патологической 

склонности к азартным играм 

В некоторых случаях необходима госпитализация в стацио­

нар для купирования психопатологической симптоматики 
(чаще всего депрессивной) и для изоляции игрока из патоген­
ного окружения. Специалисты считают оптимальным срок до 3 
месяцев 

Наиболее эффективна групповая психотерапия, участие в 

работе групп само- и взаимопомощи. Одни авторы считают на­
иболее эффективной проведение поэтапной когнитивно-
поведенческой психотерапии, другие — психоаналитическую 
терапию (Ю. В. Попов, В. Д. Вид, 1997; В. В. Зайцев, 2000). Все 
исследователи отмечают эффективность групп самопомощи, 
среди которых наиболее перспективными являются группы 

Анонимных игроков (АИ), созданные в Лос-Анджелесе в 1957 

году по образцу Анонимных алкоголиков. В основе работы в 
этих группах лежит принцип эмоциональной поддержки и при­
мер окружающих, которым удалось преодолеть зависимость от 
игры. Согласно статистическим данным, каждый обративший­
ся туда игрок имеет в среднем долг порядка 120 тысяч долларов. 
Около 20% пациентов имели в анамнезе суицидальную попыт­
ку, а 80% — суицидальные мысли. Эти показатели выше, чем 
при тяжелой депрессии. 

25