Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3588
Скачиваний: 13
Аддиктивное поведение
Телекоммуникации посредством компьютерных сетей —
это принципиально новый слой социальной реальности.
Исследования в этой области ведутся сравнительно недавно и
преимущественно в рамках зарубежной психологии.
Процесс взаимодействия компьютерной сети и человека
практически сразу привлек внимание специалистов в разных
отраслях, в том числе психиатров, психологов, психотерапев
тов.
В литературе появился термин
«Компьютерная зависи
мость»
и
как ее составная часть — «Интернет зависимость».
Сейчас этот вид зависимости не входит в Международную
классификацию болезней 10-го пересмотра и в Diagnostic and
Statistical Manual Mental Disorders (fourth edition) (DSM IV).
Среди описанных там расстройств наиболее близкое состоя
ние — «патологическое влечение к азартным играм» (F63.0).
Клиническая картина патологической склонности к азартным
ифам, ее динамика, принципы коррекции и профилактики мо
гут служить моделью для описания аналогичных параметров
при компьютерной зависимости.
2.2. Патологическая склонность к азартным играм
Одной из характеристик ментальности советского человека
было неприятие «страсти к легкой наживе», среди которой
азартные ифы занимали ведущее место. Эта страсть считалась
пороком, недостойным порядочного человека. Были запреще
ны чемпионаты по бильярду и карточным ифам, официально
отсутствовали казино. Литературные произведения великих
русских ифоков А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, в кото
рых сформирован романтический образ игорного заведения и
блестяще описаны психологические портреты ифоков, не вхо
дили в школьную профамму. Советские психологи и
психиатры практически не сталкивались с проблемой патоло
гической склонности к азартным ифам, а в отечественной
медицинской литературе отсутствовали исследования и публи
кации на эту тему.
Сегодня «страсть к легкой наживе» стала всеобщей, мораль
но разрешенной и общественно одобряемой. Недавнее
исследование «среднего класса» России, проведенное по ини
циативе журнала «Эксперт», выявило, что 80% опрошенных
готово пойти на риск, чтобы добиться желаемого (Ж. Клин,
2000). В постсоветских странах появилась новая проблема не
только для общественной морали, но и для психиатрии. С од
ной стороны, легализация и бесконтрольное развитие игорного
21
Глава 2
бизнеса, а с другой — высокий уровень тревожности, со
путствующий исторической социализации человека, потен
цировали развитие патологической склонности к азартным иг
рам. В психиатрической литературе неоднократно описывался
феномен «переполненных игроками казино» в периоды карди
нальных исторических изменений. В начале 30-х годов в период
«великой депрессии» в Америке расцвел игорный бизнес и по
головное увлечение изобретенной в этот период игрой
«Монополия». В условиях жесточайшего экономического кри
зиса склонность к азартным играм приобрела невиданный
ранее размах. Игра создавала иллюзию, что разбогатеть может
каждый. Страх перед жизнью отступал перед страхом проигры
ша. Мотивация обращения к игре в стабильных и нестабильных
обществах различна.
Автор «Энциклопедии азартных игр» Алан Вейкси, про
анализировав ведущие мотивы обращения к игре среди игро
ков в стабильном обществе, выделил следующие (по мере
убывания):
• тренировка интеллекта;
• необъяснимое возбуждение, порождаемое процессом
игры;
• денежный выигрыш и попытка «одолеть фортуну»;
• потребность развеяться и побороть скуку.
х
Хотя азартными играми с целью поиска математических за
кономерностей выигрыша активно интересовались такие
знаменитые ученые, как Галлилео Галлилей, Кардано, Блез
Паскаль, этот мотив в нестабильном обществе практически от
сутствует.
Для нестабильного общества ведущими мотивами являются:
• попытка преодолеть финансовую несостоятельность и
ликвидировать долги;
• потребность в купировании эмоциональных и психологи
ческих проблем.
С точки зрения психодинамической концепции, влечение
к игре является проявлением протеста и бессознательного
агрессивного отношения к реальной действительности, а не
адекватная уверенность в выигрыше скрывает инфантильные
фантазии всемогущества и подсознательного ожидания неогра
ниченного удовлетворения своих желаний. И фа является
своеобразной психологической защитой, сублимирующей
трудности реальной жизни. Игра помогает уйти от реальности
происходящего и необходимости предпринимать конкретные
действия. Не зря игорные заведения работают круглосуточно,
в них отсутствуют настенные часы, а окна занавешены свето-
22
Аддиктивное поведение
непроницаемыми портьерами. Попадая сюда, человек
выпадает из реального времени и пространства.
В нашей стране отсутствуют статистические данные о часто
те встречаемости патологических игроков, но Западная
статистика производит гнетущее впечатление. По данным на
циональной Комиссии по изучению влияния азартных игр
США из 13 миллионов итальянцев, регулярно тративших день
ги на азартные игры, 150 тысяч считаются «патологическими
игроками», более 5 миллионов американцев отнесены к «пато
логическим или проблемным игрокам», а 15 миллионов —
к группе риска. По данным мировых эпидемиологических ис
следований 2-3% населения индустриально развитых стран
страдают патологической склонностью к азартным играм.
«Патологическая склонность к азартным играм» выделена в
отдельный диагностический таксон, отнесенный к рас
стройствам привычек и влечений (F63.0) в классификации
психических и поведенческих расстройств (МКБ-10).
По мнению исследователей этого клинического феномена,
это расстройство генетически детерминировано и высоко ко-
морбидно с аффективными расстройствами, но пусковым
механизмом являются социально-психологические факторы.
Характерные для развития всех аддиктивных расстройств
санкционирующие факторы описаны выше. Специфическими
факторами для развития патологической склонности к
азартным играм являются следующие.
2.2.1. Факторы, способствующие развитию патологической
склонности к азартным играм:
• утрата родителей в возрасте до 15 лет;
• неадекватный родительский стиль воспитания (по типу
гипер-, гипоопеки или непоследовательности);
• отсутствие бережливости и планирования финансов;
• ситуативная доступность азартных игр и предрасполо
женность к игре в подростковом возрасте;
• для мужчин характерен эмансипационный конфликт с
родителями в подростковом возрасте, а в дальнейшем
неприятие авторитарных фигур.
Начало расстройства совпадает, как правило, у мужчин с
подростковым возрастом, а у женщин приходится на вторую
половину жизни.
Признаки, характерные для лиц, склонных к азартным играм:
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, прово
димого в ситуации игры.
23
Глава 2
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних моти
ваций ифовой деятельности, постоянные мысли об игре,
преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми
комбинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре
кратить игру как после большого выигрыша, так и после
постоянных проигрышей.
4. Появление состояний психологического дискомфорта,
раздражительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции»)
через короткие промежутки времени после очередного участия
в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («иг
ровым драйвом»).
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все
более высокому риску.
6. Нарастание снижения способности сопротивляться со
блазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
2.2.2. Этапы развития патологической склонности к азартным
играм (по
Я.
L. Custer):
1-я
стадия
—
стадия выигрыша.
Для этого периода характе
рен крупный выигрыш, сопровождающийся эйфорией и
формированием психологической зависимости от игры.
2-я стадия — стадия прогрессирующих проигрышей.
В этот пе
риод к уже сформированной психологической зависимости
присоединяется физическая. Жизнь больного сосредоточена на
игре. Он не может остановиться ни после выигрыша, ни тем бо
лее после проигрыша. Ощущения эйфории, имеющие место
в период между ставкой и исходом игры, подкрепляют влече
ние. Нарастает социальная дезадаптация: появляются
финансовые проблемы, конфликты на работе и в семье, участие
в рискованных мероприятиях, возможны правонарушения, на
правленные на добычу денег. Одновременно с этим снижаются
психологические навыки в игре: появляются нерасчетливые
ходы, неоправданный риск, количество проигрышей растет.
Изменяется иерархия потребностей: доминирующей становит
ся потребность в игре, вытесняя базисные физиологические
потребности в еде, сексе-и сне. Попытка прекратить игру
сопровождается тревогой, напряжением, депрессией, наруше
нием сна, вегетативными нарушениями и суицидальными
мыслями. В зависимости от социальных, ситуационных, лич
ностных и интеллектуальных особенностей, вторая стадия
может длиться до 10-15 лет.
24
Аддиктивное поведение
3-я стадия — стадия отчаяния.
Больной социально декомпен-
сирован, дезадаптирован и финансово несостоятелен. Выражено
компульсивное влечение к игре. Реально ситуация не оценивает
ся: проигрывается все движимое и недвижимое имущество,
совершаются финансовые преступления. Критика к состоянию и
всему происходящему отсутствует. При попытке прекратить игру
возникает тяжелая абстиненция с выраженными депрессивными
расстройствами и суицидальными попытками, а также агрессив
ным поведением. Выражена анозогнозия. Больные очень редко
обращаются за помощью к психиатрам, как правило, на консуль
тацию их приводят родственники.
Фазы развития игровых срывов (В. В. Зайцев, 2000):
• воздержание;
• автоматические фантазии;
• нарастание эмоционального напряжения;
• принятие решения играть;
• вытеснение решения играть;
• реализация решения играть.
2.2.3. Принципы терапии и коррекции патологической
склонности к азартным играм
В некоторых случаях необходима госпитализация в стацио
нар для купирования психопатологической симптоматики
(чаще всего депрессивной) и для изоляции игрока из патоген
ного окружения. Специалисты считают оптимальным срок до 3
месяцев
Наиболее эффективна групповая психотерапия, участие в
работе групп само- и взаимопомощи. Одни авторы считают на
иболее эффективной проведение поэтапной когнитивно-
поведенческой психотерапии, другие — психоаналитическую
терапию (Ю. В. Попов, В. Д. Вид, 1997; В. В. Зайцев, 2000). Все
исследователи отмечают эффективность групп самопомощи,
среди которых наиболее перспективными являются группы
Анонимных игроков (АИ), созданные в Лос-Анджелесе в 1957
году по образцу Анонимных алкоголиков. В основе работы в
этих группах лежит принцип эмоциональной поддержки и при
мер окружающих, которым удалось преодолеть зависимость от
игры. Согласно статистическим данным, каждый обративший
ся туда игрок имеет в среднем долг порядка 120 тысяч долларов.
Около 20% пациентов имели в анамнезе суицидальную попыт
ку, а 80% — суицидальные мысли. Эти показатели выше, чем
при тяжелой депрессии.
25