Файл: Упрощенная форма бухгалтерского учета на малом предприятии.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты упрощенной системы бухгалтерского учета на малом предприятии
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета на малом предприятии
1.2. Общие требования к организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Глава 2. Бухгалтерский учет на малом предприятии ООО «Альпари»
2.1. Организация бухгалтерского учета в ООО «Альпари»
2.2. Учет основных средств на предприятии
2.3. Учет денежных средств на предприятии
2.4. Учет расчетов по оплате труда на предприятии
2.5.Учет производства продукции, продаж и финансового результата
Глава 3. Рекомендации, направленные на совершенствование бухгалтерского учета на предприятии
3) форма № В-3 по учету затрат на производство;
4) форма № В-4 по учету денежных средств и фондов;
5) форма № В-5 по учету расчетов и прочих операций;
6) форма № В-6 (оплата) по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате»;
7) форма № В-6 (отгрузка) по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке»;
8) форма № В-7 по учету расчетов с поставщиками;
9) форма № В-8 по учету оплаты труда;
10) форма № В-9 – шахматная ведомость[11].
Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета представлена на рис. 4. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, проставляются шифры.
Рисунок 4 - Схема упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета[12]
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится по форме № В-9, на основании которой составляется оборотно-сальдовая ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса. Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
В таблице 2 систематизированы учетные регистры в зависимости
от применяемой формы бухгалтерского учета.
Таблица 2
Систематизация учетных регистров в зависимости от
применяемых форм бухгалтерского учета[13]
Наименование имущества и |
Форма бухгалтерского учета |
||
Журнально-ордерная |
Упрощенная с использованием регистров |
Простая |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Основные средства |
Ж-О № 13 и разработочная таблица № 6 |
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма № В-1) |
Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1) |
Нематериальные активы |
Ж-О № 13 и разработочная таблица № 6 |
||
Материалы и товары |
Ж-0 № 10, № 10/1 и ведомость № 10 |
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям |
|
Затраты на производство |
Ж-О № 10 и ведомости |
Ведомость учета затрат на |
|
Денежные средства |
Ж-О № 1 (касса), Ж-О № 2 (расчетные и |
Ведомость учета денежных средств и фондов |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Оплата труда |
Ж-О № 10, расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49) или расчетная ведомость (форма №Т-51) |
Ведомость учета оплаты |
|
Расчеты с подотчетными лицами |
Ж-О №7 |
Ведомость учета расчетов и прочих операций |
|
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
Ж-О № 6, ведомость № 6 |
Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7) |
|
Расчеты с покупателями и заказчиками |
Ж-О №11, ведомость № 16 |
Ведомость учета реализации (форма № В-6) |
|
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами |
Ж-О № 8, ведомость № 7 |
Ведомость учета расчетов и прочих операций |
|
Доходы и расходы по основной деятельности |
Ж-О №11, ведомость № 16 |
Ведомость учета реализации (форма № В-6) |
Как уже было отмечено ранее, применение той или иной формы бухгалтерского учета непосредственно влияет на специфику использования регистров учета имущества и обязательств.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней: 1) законодательные акты (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, непосредственно или опосредованно регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях; 2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, формирования и представления бухгалтерской отчетности, а также другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; 3) методические рекомендации (инструкции, указания) по учету имущества, обязательств, доходов и расходов, составлению бухгалтерской отчетности, которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики, видов деятельности, особенностей отдельных фактов хозяйственной жизни организаций; 4) рабочие документы организации.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции и имеющим незначительное количество хозяйственных операций рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности составляет рабочий План счетов.
При выборе формы бухгалтерского учета малых предприятий можно остановиться на применении единой журнально-ордерной формы, которая используется исключительным большинством предприятий и организаций, в том числе и не относящихся к субъектам малого бизнеса.
Однако ввиду сложности данной формы учета, ее применение оправдано не на всех малых предприятиях. Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по простой форме бухгалтерского учета; форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Глава 2. Бухгалтерский учет на малом предприятии ООО «Альпари»
2.1. Организация бухгалтерского учета в ООО «Альпари»
Общество с ограниченной ответственностью «Альпари» создано в 1999 г. ООО «Альпари» было учреждено в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрировано 18 апреля 1999 г.
Основным видом деятельности ООО «Альпари» является мелкосерийное производство различных видов изделий из деревянных заготовок и наполнителей.
ООО «Альпари» по всем критериям относится к категории малых предприятий.
Бухгалтерский учёт ведётся бухгалтерией, которая обеспечивает правильную постановку и достоверность учёта, контроль за сохранностью собственности, правильное расходование денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется административно непосредственно директору предприятия. Непосредственно главному бухгалтеру подчиняются старший бухгалтер, бухгалтер расчётной части, бухгалтер материальной части и бухгалтер-кассир. Ответственность за ведение бухгалтерского учёта несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приёмки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Предприятие использует журнально-ордерную форму бухгалтерского учета и традиционную систему налогообложения.
2.2. Учет основных средств на предприятии
Бухгалтерский учет основных средств в ООО «Альпари» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01[14]. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет вклада в уставный капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.
Рассмотрим на примерах как отражается в бухгалтерском учете поступление основных средств в ООО «Альпари».
ООО «Альпари» для управленческих нужд приобрело в ноябре 2014 г. компьютерную технику, стоимостью 36 000 руб. (в том числе НДС — 5 492 руб.), которая введена в эксплуатацию в том же месяце. Затраты по доставке техники на предприятие составили 720 руб. (в том числе НДС — 110 руб.) Установлен срок полезного использования техники для целей бухгалтерского учета - 3 года. Согласно учетной политике начисление амортизации для целей бухгалтерского учета производится линейным способом (методом).
Приобретенная компьютерная техника принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, так как он удовлетворяет всем условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01. Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению[15] затраты на приобретение объектов основных средств, не требующих монтажа, отражаются по стоимости приобретения (без учета НДС) по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств» в дебет счета 01 «Основные средства». Годовая норма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете составляет 33,33% (100% / 3 года). То есть ежемесячные амортизационные отчисления составят 864,30 руб.((31 118 * 33,33% / 12). Сумма начисленной амортизации по объекту основных средств отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (пункт 25 ПБУ 6/01). Согласно Инструкции по применению Плана счетов начисленная сумма амортизации отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу), в данном примере — в корреспонденции с дебетом счета 26 «Общехозяйственные расходы». Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (пункт 2 статьи 259 НК РФ)[16].
Таблица 3
Учет основных средств
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма (руб.) |
Бухгалтерские записи на дату приобретения и ввода в эксплуатацию объекта ОС |
|||
Отражены вложения в приобретенный компьютер |
08-4 |
60 |
30508 |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
19-1 |
60 |
5492 |
Отражены затраты по доставке компьютера |
08-4 |
60 |
610 |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
19-3 |
60 |
110 |
Произведена оплата за приобретенный компьютер |
60 |
51 |
36000 |
Произведена оплата по доставке компьютера на предприятие |
60 |
51 |
720 |
Принтер принят к учету в составе ОС |
01 |
08-4 |
31118 |
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объекта ОС, до полного погашения его стоимости либо списания с учета |
|||
Начислены амортизационные отчисления |
26 |
02 |
864,30 |