Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или конфликтов с подчинёнными, коллегами по работе или с руководством.

Коммуникативный стресс, связан, прежде всего, с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Несколько иную трактовку этого термина даёт в своих работах Ю.В. Щербатых, который определяет профессиональный стресс как «многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряжённые ситуации в трудовой деятельности человека»[12].

Кроме того, он указывает, что профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: «стресс, связанный с трудностями управления своей профессиональной жизнью»).

К профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно чёткое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостойной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.

Профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно отнести также отсутствие информации или отсутствие времени. Последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

По мнению В.А. Бодрова, понятия «профессиональный стресс» или «рабочий стресс» касаются в основном непосредственного выполнения функциональных обязанностей на рабочем месте и используются в исследованиях так называемого «стресса рабочего места». В перечень источников профессионального стресса включает организационные, рабочие и индивидуальные характеристики[13].

А.Н. Занковский приводит определение профессионального стресса как многомерного феномена, выражающегося в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующие направления исследования стресса:


1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;

2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;

3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений;

4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений[14].

Общим для всех моделей профессионального стресса является то, что авторы стремились определить его сущность через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н.И. Наенко, можно выделить два подхода в изучении этих показателей:

– 1-й подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности;

– 2-й подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов[15].

В настоящее время одним из наиболее авторитетных и методологически обоснованных подходов к изучению профессионального стресса является интегральный подход, предложенный А.Б. Леоновой. В рамках данного подхода анализ профессионального стресса предполагает изучение информации об основных источниках стресса, опосредуемых субъективным отношением к ним со стороны специалиста, а также об ответных «острых» стрессовых реакциях и накопленных негативных последствиях стрессовых переживаний[16].

1.2. Стресс-факторы и основная симптоматика профессионального стресса менеджеров

На основе анализа современных литературных источников по психологии управления М.Б. Овчинниковой было проведено исследование, направленное на изучение стресс-факторов, наиболее распространенных в деятельности менеджеров, стрессовой симптоматики и негативных последствий профессионального стресса.

По результатам исследования были выявлены стресс-факторы, наиболее часто встречающиеся в управленческой деятельности. Выделенные стресс-факторы с определенной долей условности можно разделить на четыре группы:


1 – стресс-факторы, обусловленные спецификой управленческого труда,

2 – коммуникационные,

3 – субъективные,

4 – объективные.

Среди них преобладают источники стресса 1-й группы, возникновение которых обусловлено спецификой труда менеджеров: большой объем работы (52% респондентов), выполнение работы в условиях дефицита времени (51%), высокая ответственность за принятые решения (35%), сложность и разнообразие профессиональных задач (23 %).

Помимо того, было выявлено, что высокую стрессогенную нагрузку несут факторы 2-й группы: общение с конфликтными людьми (39%), низкая мотивация подчиненных, необходимость постоянного контроля их деятельности (36%), отсутствие взаимопонимания и конфликты с деловыми партнерами (18%), конфликты с подчиненными, коллегами (13%), значимые разногласия с вышестоящим руководством (9%)[17].

Полученные результаты исследования позволили М.Б. Овчинниковой сделать вывод о том, что управленческая деятельность связана с высоким риском возникновения конфликтных ситуаций во взаимодействии с различными субъектами делового общения: подчиненными, коллегами, деловыми партнерами и др.

Часть менеджеров в качестве источников стресса выделяет ряд субъективных факторов: ощущение несоответствия между затраченными усилиями и вознаграждением за труд (моральным и материальным) (37%), отсутствие ясных перспектив карьерного роста (9,5%). Детерминантами возникновения этих стресс-факторов выступают внутриличностные противоречия, возникающие в результате расхождения между ожиданиями и субъективной оценкой привлекательности работы, потребностями в профессиональной самореализации и реальными перспективами развития карьеры.

И, наконец, к источникам стресса респонденты опроса отнесли проверки контролирующих органов (38%) и чрезвычайные происшествия» (12%) как объективные стресс-факторы[18].

Результаты проведенного исследования Овчинниковой позволяют констатировать, что основные стрессоры менеджеров связаны с большим объемом работы, высокой ответственностью за принятые решения, выполнением работы в условиях дефицита времени, проверками контролирующих органов. Кроме того, высокую эмоциональную напряженность вызывают источники стресса, возникновение которых обусловлено неэффективными коммуникациями и внутриличностными противоречиями.

Другие авторы, выделяют только две группы стрессоров, приводящих к возникновению управленческого стресса: общие стрессоры и специфические стрессоры.


К общим стрессорам управленческой деятельности можно отнести:

1) перегрузки и временной прессинг, постоянное переключение с одного вида деятельности на другой. Зачастую побудительным мотивом для работы становятся жёсткие временные рамки и фиксированное расписание. Если это продолжается постоянно, то развивается хронический стресс;

2) необходимость принимать решения при недостатке служебной информации или невозможность передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции;

3) плохую организацию служебной деятельности (безответственность, неритмичность), отсутствие системы в работе. Учреждение часто может работать в режиме аврала. Руководитель, в свою очередь, действует в вертикальной структуре, выстроенной по иерархическому принципу, и неритмичность, бессистемность в работе вышестоящего руководителя сказывается на деятельности нижестоящих руководителей;

4) недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, ещё и обязанности других;

5) нарушение режима рабочего времени (работа в сверхурочные и неудобные часы). Человеческому организму свойственны естественные, циклические ритмы в течение суток, недели, года. Сюда входят периоды сна и активной деятельности. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм – накапливается стресс;

6) использование сверхурочного времени. Работу руководителя сложно вставить в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме того, деятельность руководителя сопряжена с решением непредвиденных кризисных проблем;

7) статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения);

8) заорганизованность, формализм и бюрократическую суету (ненужные ритуалы и процедуры). Зачастую требование постоянных отчётов и проведение длительных совещаний есть не что иное, как попытка вышестоящих руководителей оправдать собственную занятость, поднять свой статус и значимость, укрепить собственное положение;

9) неопределённость и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределённость вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя.

Специфические стрессоры — это стрессоры, присущие не столько самой деятельности, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность. К специфическим стрессорам можно отнести следующие:

1) нечёткие ролевые (служебные) обязанности. Зачастую руководитель не имеет чётких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности;


2) ролевой конфликт, возникает в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми;

3) нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству, за нереалистичной оценкой перспектив следуют негативные эмоциональные переживания;

4) особенности взаимодействия с вышестоящим руководством, игнорирование ими мнения руководителя;

5) особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Будучи первым лицом, в организации, руководитель зачастую выступает транслятором решений вышестоящих инстанций. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы с коллегами-руководителями, получить не только одобрение, поддержку, но и замечания, оценку, т.е. то, что называется обратной связью, успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те же трудности, что и он. Кроме того, неизбежна борьба за статус и привилегии среди коллег по горизонтали;

6) особенности взаимодействия с персоналом. «Трудные» подчинённые могут вызвать стресс, когда конфликты с ними либо абсолютно неожиданны, либо несправедливы и неправомочны. Иногда руководитель утверждается в мысли, что у подчинённого есть свои чувства, мнения, желания, взгляды, но руководитель не обязан их учитывать в своей деятельности, более того, их учёт только вредит общему делу, что в свою очередь приводит к конфликтам и стрессу, как у руководителя, так и у подчинённых[19].

В результате воздействия такого рода факторов у менеджеров возникает состояние острого стресса, проявляющегося в ухудшении общего физического состояния, снижении эмоционального фона, возрастании тревоги и раздражительности, повышенной утомляемости и неспособности к релаксации.

Поэтому, также в исследовании Овчинниковой рассматривалась основная симптоматика профессионального стресса менеджеров. Так, 81% респондентов указали на связь между ухудшением общего физического состояния и воздействием профессионального стресса. В частности, испытуемые указывали на такие симптомы, как головная боль, повышение артериального давления, проблемы с пищеварением, обострение хронических заболеваний и др.

Негативное воздействие стресса на работе также распространяется на нервно-психическую сферу. В частности, менеджеры в исследовании М.Б. Овчинниковой упоминали такие симптомы, как снижение эмоционального фона и ухудшение настроения, переживание тревоги, повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна и аппетита и т. п. При этом 28% респондентов отметили, что систематически сталкиваются с данными проявлениями стресса.