Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Управленческая деятельность, направленная на поддержание устойчивой и стабильной деятельности предприятия, составляет основную часть профессиональной деятельности руководителя. В соответствии с современными требованиями, она должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное оптимальное функционирование руководителя и стабильность деятельности подчинённого подразделения в современных сложных условиях[1].

Профессиональная деятельность руководителя заключается в уравновешивании порой взаимоисключающих задач, в балансировке между интересами службы, коллектива и личными интересами отдельных сотрудников, что, в условиях постоянного дефицита времени, приводит к состоянию высокой психической напряжённости и стресса у руководителя.

Психологи и психофизиологи, изучающие особенности управленческого труда, объясняют это высоким эмоциональным напряжением, связанным с тревогой руководителя за состояние дел в подчинённой организации, отношения с сотрудниками, с вышестоящим руководством, взаимодействие с многочисленными контролирующими и проверяющими инстанциями.

Об острой необходимости исследований в области профессионального стресса в управленческой деятельности говорит анализ взаимосвязи профессиональной деятельности и ряда соматических болезней. Руководители организаций, коммерсанты и врачи-хирурги в восемь раз чаще погибают от инфаркта миокарда, чем рабочие, и в два раза чаще, чем адвокаты и судьи[2].

Механизмы формирования стресса в различных профессиях изучались многими авторами (Платонов К.К., 1970; Ананьева Б.Г., 1977; Филонов Л.Б., 1981; Китаева-Смык Л.А. 1983, Столяренко А.М., 1987, 1990; Климов Е.А., 1996; Макарова А.К., 1996; Папкин А.И., 1996, 1998; Березин Ф.Б., 1998; Запускалов С.В., Положий Б.С., 1993; Бодров В.А., Никифоров Г.С., 2000; Машуленс Г., 2002; Винокур В., 2003; Абабков В.А., Перс М., 2004; Леонова А.Б., 2004).

Анализ современной психологической литературы свидетельствует о расширении диапазона исследований в рамках исследования профессионального стресса. Так, за последние десятилетия появились научные работы, посвященные изучению различных аспектов профессионального стресса менеджеров. Например, виды стресс-факторов и негативные последствия для здоровья (Ю.В. Щербатых, 2012; Т.А. Beehr, 2000; V.J. Bentz, 1990); проблема психического выгорания в управленческой деятельности (Н Е. Водопьянова, Н Е. Старченкова, 2005; Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Н.Е. Старченкова, 2007); копинг-поведение (С.С. Гончарова, А.А. Трусь, 2009; К. И. Корнев, 2008); различия в психологической структуре и специфике синдромов профессионального стресса в зависимости от должностного статуса менеджеров (А.Б. Леонова, А.А. Качина, 2006); взаимосвязь психической устойчивости и успешности профессиональной деятельности менеджеров малого бизнеса (О.Д. Привалова, 2014); основные направления стресс-менеджмента (А.Б. Леонова, А.А. Качина, 2007; Г.Б. Монина, Н.В. Раннала, 2009; М.А. Пономарева, 2012; С.М. Шингаев, 2008) и др.


Вместе с тем ощущается недостаток теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению профессионального стресса менеджеров, осуществляющих управленческую деятельность в условиях современной социально-экономической ситуации.

Объект исследования — структура, причины проявления стресса и методы борьбы.

Предметом работы является профессиональный стресс руководителей.

Целью данной работы является изучение особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности.

Задачами работы является:

- рассмотреть понятия «стресс» и «профессиональный стресс»;

- раскрыть причины и симтоматику профессионального стресса в руководящей деятельности;

- выявить основные подходы и методы управления профессиональным стрессом;

- проанализировать составляющие программы психологической профилактики профессионального стресса руководителей компании

Теоретико-методологическую основу работы составили изучения отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам профессионального стресса у руководителей организаций и компаний.

В качестве методологических инструментариев исследования использовались: диалектический метод, системный подход, анализ статистических данных, моделирование.

Теоретическая значимость исследования связана с расширением научного знания о роли профессионального стресса в управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы руководителями конкретных организаций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера

1.1. Сущность понятия «стресс» и «профессиональный стресс»

Понятие стресс было введено в науку около 70 лет тому назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов ХХ в. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом[3].


По своей сути эта реакция, или стресс (от англ. stress – «напряжение», «давление», «нажим»), отражает экстренную мобилизацию внутреннего «запаса» сил организма для того, чтобы преодолеть препятствие или защититься от вредоносного влияния. Г. Селье выделял три стадии развития стресса:

1) тревоги – организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему;

2) резистентности (адаптации) — организм адаптируется к новым условиям;

3) истощения — эта стадия наступает, если стрессор продолжает действовать длительное время и вызывает истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, приводящий к болезни или даже смерти индивида[4].

Стресс становится опасным для здоровья и деятельности иногда и в самом начале, когда сила экстремального воздействия явно превышает индивидуальные ресурсы.

Тем не менее, согласно мнению Г. Селье, стресс может быть полезным, в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Поэтому говорят о двух формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс[5]

Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней (рис. 2). Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо искоренить.

Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс[6]

Г. Селье считал, что реакция живых организмов на неблагоприятный стимул имеет некие общие характеристики независимо от типа организма. Г. Селье не выделял в этих реакциях чисто человеческие ответы на стимул. В итоге более чем 30-летнего периода существования стрессовой теории к концу 1970-х гг. под ее «шапкой» чудом уживались совершенно разнородные исследования (реакция на холодовые воздействия, на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания, радость успеха, горечь утраты, усталость, унижение и т. п.).


К началу 1980-х гг. анализ и рассмотрение понятия «стресс» было ориентировано главным образом в сторону экстремальности, а точнее, воздействующих и приводящих к стрессу факторов. Практически не рассматривалось внутреннее психическое состояние субъекта экстремального воздействия, его динамика и особенности.

Психологическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было дано наименование — психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром[7]. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию[8].

Часто человек не замечает опасности происходящего прямо у него на глазах или же, напротив, придает слишком большое значение мелочам и побочным обстоятельствам. Если ситуация субъективно оценивается как потенциально опасная в физическом или моральном смысле (например, боязнь не справиться с задачей, сделать ошибку, лишиться признанного статуса, оказаться в смешном положении и многое другое) или же как препятствие для достижения важной цели, то возникают первичные проявления стресса. В противном случае стресс вообще не развивается, даже если существующая проблема может серьезно повредить человеку.

Помимо термина «психологический стресс», в литературе также применяются термины «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин. По мнению некоторых исследователей, возникновение данного термина подчёркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции[9].

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание:

– эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, тогда как психологический стресс имеет место только у человека, обладающего сознанием;

– эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);


– термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» – психологами.

В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своём развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии – тревоги, адаптации и истощения.

Р. Лазарус, С. Фолькман и соавт.[10] в своих психологических работах начали разрабатывать концепцию психологического стресса, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессорной реакции на вредность (угрожающий, экстремальный фактор), рассматривается как реакция опосредованной оценкой угрозы и внутренними психологическими процессами. В связи с этим Р. Лазарус отмечал, что не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

Таким образом, в психологии было преодолено противоречие между «неспецифичностью стресса как реакции на любое воздействие» (Г. Селье) и «зависимостью реакции от психологической оценки угрозы» (Р. Лазарус) в пользу последнего высказывания. Объем понятия «стресс», благодаря работам психологов, был резко сужен в сторону экстремальности и более личностно ориентирован.

Теперь обратимся к понятию «профессиональный стресс». На сегодняшний день нет однозначного определения этого понятия, как нет и четких теоретических посылок и определений базовых понятий в этой области. Приведём мнения некоторых авторов по этому вопросу, высказанные в последнее время.

С точки зрения Н.В. Самоукиной, «профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью»[11]. Она выделяет такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс, прежде всего, связан с информационными перегрузками, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.