Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера
1.1. Сущность понятия «стресс» и «профессиональный стресс»
1.2. Стресс-факторы и основная симптоматика профессионального стресса менеджеров
2. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности менеджеров
2.1. Общие подходы и методы управления профессиональным стрессом
2.2. Программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей компании
Рис. 3. Показатели частоты проявления негативных последствий профессионального стресса в группе 128 менеджеров: А – снижение удовлетворенности работой; Б – ухудшение здоровья; В – снижение производительности труда; Г – конфликты в семье; Д – повышение конфликтности в общении с коллегами и подчиненными[20]
По результатам анкетирования М.Б. Овчинниковой были выделены наиболее часто встречающиеся среди менеджеров негативные последствия рабочего стресса: ухудшение здоровья, снижение удовлетворенности работой, ухудшение производительности труда, увеличение конфликтности в общении с коллегами и подчиненными, конфликты в семье. Было осуществлено и ранжирование выделенных негативных последствий (рис. 3).
Как видно из рисунка 3, на первом ранговом месте находится снижение удовлетворенности работой, на втором — ухудшение здоровья, на третьем — снижение производительности труда, на четвертом — конфликты в семье, на пятом — повышение конфликтности в общении с коллегами и подчиненными. Таким образом, можно утверждать, что переживание стресса, связанного с управленческой деятельностью, негативно отражается на производительности труда и удовлетворенности работой, а также на здоровье менеджеров и межличностном взаимодействии в сфере семейного и делового общения.
2. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности менеджеров
2.1. Общие подходы и методы управления профессиональным стрессом
В настоящее время для борьбы со стрессом персонала используется различные подходы и методы. Чаще всего методы управления стрессом условно разделяют на две группы: методы управления стрессом на уровне организации и методы управления стрессом на уровне личности.
Управление стрессом на уровне организации — это мероприятия, направленные на помощь сотрудникам в преодолении последствий стресса. Можно выделить следующие методы управления стрессом:
- социальная поддержка;
- психологические тренинги;
- программы оздоровления;
- методики релаксации;
- методики отреагирования;
- психологическое консультирование[21].
Управление стрессом на уровне личности — это действия, которые самостоятельно предпринимает сотрудник для снятия психологического напряжения. Управление стрессом на уровне личности — это психологическая гигиена, которая является обязательной для любого руководителя, поскольку работа руководителя всегда связана со стрессом. В методы индивидуального снятия психологического напряжения входят следующие:
- управление временем;
- психотерапия;
- поддерживающие диеты;
- физические упражнения;
- обучение методам борьбы со стрессом.
В управленческой литературе представлены различные подходы к управлению стрессами. В рамках одного из подходов, управление стрессами должно осуществляться по трем основным направлениям[22].
Первое направление — оптимизация соответствия между требованиями со стороны организации и возможностями (личностными ресурсами) работников.
Для повышения указанного соответствия в современной психологии разработаны технологии и методы профессионального отбора, расстановки и ротации кадров.
Для ослабления стресса помимо отбора важны профессиональное обучение и систематическое повышение квалификации персонала, расширение поведенческого репертуара и др.
Коррекция несоответствия профессии и личности предусматривает также изменение организационной среды, развитие организационной культуры, повышение качества организационной жизни работников (привлекательности работы в организации). С этой целью производственные технологии, условия труда, организационные структуры, социально-психологическая атмосфера и т.д. должны оптимизироваться с учетом психологических знаний о механизмах стресса и адаптационных ресурсах человека.
Задачами менеджеров по персоналу в этом случае становятся:
- оказание помощи при введении новых технологий;
- участие в осуществлении психологической экспертизы производственных или организационных инноваций;
- реализация действий, направленных на ослабление сопротивления персонала нововведениям.
Второе направление по управлению организационными стрессами — воздействие на когнитивную оценку работников, касающуюся собственных возможностей (способностей, умений, ресурсов и т.д.) и готовности к преодолению профессионально трудных ситуаций.
Психологическая помощь должна быть ориентирована на оптимизацию трудовой мотивации -снижение или повышение значимости выполнения требований, предъявляемых организацией: профессиональных, должностных, статусно-ролевых и др. В других случаях психологическая помощь может быть направлена на повышение адекватности восприятия работниками ситуативных (фактических) требований с учетом должностного статуса и уверенности в своих силах, ресурсах, способностях.
Важная задача руководителей организации и менеджера по персоналу - реализация действий, касающихся сопротивления персонала по отношению к нововведениям (организационным, технологическим и др.), поскольку организационные инновации из-за когнитивных стереотипов часто обусловливают непродуктивную напряженность, ведущую к стрессам и выгоранию.
Третье направление антистрессовой психологической помощи связано с управлением ответными реакциями на стресс-факторы профессиональной деятельности и организационной среды. Здесь важным аспектом оказывается формирование у работников активной позиции по отношению к организационным и профессиональным стрессам.
Для предотвращения стресс-реакций специалисты в области организационной психологии рекомендуют приемы преодолевающего поведения (копинга), основанные на рационализации и когнитивной активности:
- собрать достаточную информацию о возможности наступления стрессовых ситуаций;
- продумать способы предупреждения конкретных жизненных стрессов и опасностей, попытаться найти способы их смятения;
- не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения;
- осознать, что большую часть ситуаций, вызывающих стресс, человек способен решить самостоятельно;
- стремиться активно изменять ситуацию, вызывающую стресс; активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов;
- понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни;
- помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации[23].
2.2. Программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей компании
Программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей должна опираться на трехэтапную модель профилактики, предложенную Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая предполагает выделение первичной, вторичной и третичной профилактики.
1. Первичная профилактика — удаление или уменьшение стрессоров, действующих на рабочем месте, изменение окружающей организационной среды или изменение условий труда.
2. Вторичная профилактика — принятие мер, ослабляющих влияние проявлений симптомов стресса у работников, нацеленных на снижение или устранение напряжения.
3. Третичная профилактика — предоставление работникам конфиденциальных консультаций. Она направлена на реабилитацию людей, здоровье или самочувствие которых пострадало в результате хронических рабочих стрессов. Кроме того, третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с заболеваниями стрессовой этиологии[24].
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие профессиональный стресс, на ранних этапах появления проблем. Поэтому актуальными остаются проблемы, связанные с профессиональным психологическим отбором при включении сотрудников в резерв на выдвижение на руководящие должности, а также при назначении на руководящие должности. Особое внимание при проведении этого отбора необходимо уделять личностной зрелости и наличию предрасположенности к управленческой деятельности.
Психопрофилактическая работа должна входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Исходя из особенностей профессиональной деятельности руководителей, ее высокой стрессогенности, первичная психопрофилактика должна осуществляться со всеми руководителями структурных подразделений компании независимо от интенсивности выявленного у них профессионального стресса.
Первичная психопрофилактика направлена на:
- устранение противоречий (креативных, коммуникативных, организационных) в профессиональной деятельности руководителей;
- раннее выявление руководителей с высокой интенсивностью профессионального стресса;
- привлечение внимания руководителей к наличию проблемы, формирование личной стрессоустойчивости, обучение эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий.
Основными способами решения этих задач выступают: создание благоприятной организационной среды, позволяющей преодолеть существующие противоречия в профессиональной деятельности; информирование руководителей компании о проблеме профессионального стресса; обучение социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых воздействий; проведение психодиагностического скрининга для выявления признаков профессионального стресса на начальных стадиях его формирования. В качестве основных форм психопрофилактической работы целесообразно использовать обучение аутотренингу, направленному на регуляцию эмоционального состояния; тренинги когнитивного реструктурирования профессиональных проблем, уверенного поведения; консультации по управлению профессиональным стрессом; информирование о последствиях профессионального стресса и их профилактике в ходе учебных занятий по общественно-государственной подготовке, медицинской подготовке, специальных лекториях, индивидуальных беседах с руководителями.
В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов и кадровых менеджеров. Применяемая психопрофилактическая программа фокусируется на отдельных руководителях или группах руководителей одного должностного уровня.
Вторичная психопрофилактика нацелена на снижение интенсивности профессионального стресса у ранее выявленных руководителей с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса, недопущение возникновения у них «болезней стресса». На данном этапе психопрофилактики усилия профессиональных психологов, кадровых менеджеров, руководителей подразделений направлены на устранение факторов, ведущих к высокому профессиональному стрессу, снижению их значимости и выраженности, что способствует снижению риска психосоматических заболеваний, регуляции физиологических реакций на стресс. Вторичная психопрофилактика проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными руководителями компании и выявленной у них интенсивности профессионального стресса.
Достижение целей вторичной психопрофилактики требует:
- овладения навыками практического применения активных копинг-стратегий разрешения проблем, совершенствования использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологической коррекции вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания;