Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения профессионального стресса в работе менеджера
1.1. Сущность понятия «стресс» и «профессиональный стресс»
1.2. Стресс-факторы и основная симптоматика профессионального стресса менеджеров
2. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности менеджеров
2.1. Общие подходы и методы управления профессиональным стрессом
2.2. Программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей компании
- повышения потенциала блока личностно-сре-довых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной Я-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интернального контроля, развитие эмпатии, коррекция естественных социально-поддерживающих сетей).
Реализация задач вторичной психопрофилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям).
Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в рамках самостоятельного изучения различных методик путем самосовершенствования, а также в форме различных видов психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг-поведения, коммуникативных навыков).
Третичная психопрофилактика проводится с руководителями, заболевшими различными хроническими заболеваниями и в этом смысле уже собственно профилактикой не является. Основными целями третичной психопрофилактики выступают психологическое сопровождение руководителей с заболеваниями стрессовой этиологии, предупреждение рецидивов, коррекция нарушений поведения.
В качестве объекта третичной психопрофилактики выступают руководители компании с проявлениями «болезней стресса», а также руководители, использующие для преодоления негативных переживаний псевдоресурсы (алкоголь, наркотики и т.п.). Деятельность психологов, психотерапевтовближайшего социального окружения на данном этапе нацелена на выявление причин высокой интенсивности профессионального стресса, восстановление оптимального уровня профессионального стресса, оказание помощи в мобилизации личностных и социальных копинг-ресурсов, восстановление здоровья руководителя.
Особенность третичной психопрофилактики – необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и появляющимся на нозологическом этапе специфическим копинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, на соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т.д. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной, и на более низком функциональном уровне[25].
В целом психопрофилактика профессионального стресса руководителей осуществляется в форме построения благоприятной организационной среды, информирования о природе стресса и его влиянии на здоровье, активного обучения социально важным навыкам, тренинга резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, проведения психодиагностического скрининга для выявления признаков профессионального стресса. Могут также применяться и другие мероприятия, направленные на организацию здорового образа жизни, активизацию личностных ресурсов, оказание своевременной медицинской помощи, а также на вооружение руководителей необходимыми знаниями по сопутствующим профессиональному стрессу заболеваниям и их лечению.
Программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей компании должна быть направлена на формирование у них эффективного личностного и социального копинг-ресурса на всех уровнях профилактической работы. Она должна предусматривать вовлечение в качестве субъектов деятельности вышестоящее руководство, сотрудников кадровых служб, психологов, психофизиологов, психотерапевтов, ближайшее социальное окружение. Для реализации программы необходимо использовать широкий спектр психопрофилактических мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения нашей работы была раскрыта сущность понятия стресс, определены объективные причинны его появления, раскрыты преимущества и недостатки, основные виды.
В работе обнаружены причины профессионального стресса и его воздействие на работу руководителя.
По результатам изучения были выявлены способы борьбы со стрессом, разработаны меры по профилактике стресса.
Выяснили, что стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и стрессовые переживания — значимый компонент личного опыта человека. Стрессом обозначается обширный круг состояний повышенной напряженности, появляющихся в ответ на различные экстремальные воздействия или стрессоры.
В управленческой деятельности число стрессоров весьма велико, по своему содержанию они специфичны.
К сильным стрессорам управленческой деятельности относят факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор нехватки времени; межличностных конфликтов и т. п. Система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может привести к стрессу. Значимую роль для хранения значительных показателей психического функционирования и деятельности при усиливающихся стрессовых нагрузках влияет устойчивость к стрессу.
Стрессы можно уменьшить. Одним видом борьбы со стрессами для руководителей компаний выступает умение ставить пропорциональные возможностям цели, находиться реалистом в оценке своих возможностей и ситуации, в которой находится компания, готовить себя к любым внезапным событиям заранее, эти проявляя знакомую гибкость в подходе.
При назначении на руководящее место следует учитывать уровень устойчивости к стрессу претендента на эту должность. Формирование запаса на руководящие должности следует проходить с учетом показателя стрессоустойчивости.
Следует обучать руководителей всех уровней и направлений, а так же резерв на руководящие должности, по специальной программе с целью формирования навыков стрессоустойчивости.
Важно выполнять устойчивое психологическое сопровождение руководителей всех уровней управления с целью устранения увеличенного уровня эмоциональной напряжённости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Балакшина, Е.В. Исследование особенностей влияния организационных факторов на формирование профессионального стресса / Е.В. Балакшина // Бюллетень науки и практики. - 2016. - №4. - С. 500-502.
- Богомолова, Д.А. Профессиональный стресс в управленческой деятельности / Д.А. Богомолова // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. — М., 2014. - С. 15-17.
- Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2010. – 356 с.
- Бояцисс, Р. Резонансное лидерство: самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии: пер. с англ. / Р. Бояцисс, Э. Макки. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 300 с.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2008. – 312 с.
- Дементий, Л.И. Управление и преодоление стресса в управленческой деятельности современной организации / Л.И. Дементий // Экономические науки. - 2010. - №71. - С. 98-102.
- Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2012. – 648 с.
- Кобозев, И.Ю. Стресс-преодолевающее поведение как показатель профессионализма руководителя ОВД / И.Ю.Кобозев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2010. - №2. - С. 201-205.
- Кобозев, И.Ю. Стресс в профессиональной деятельности руководителя / И.Ю. Кобозев // Вестник психотерапии. - 2009. - №30. - С. 95-105.
- Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 75–85.
- Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. — СПб.: Дом, 2014. – 259 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.
- Овчинникова, М.Б. Стресс-факторы и причины в профессиональной деятельности менеджеров / М.Б. Овчинникова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. -2015. - №1. - С. 63-69.
- Овчинникова, М.Б. Основные источники и негативные последствия профессионального стресса у менеджеров / М.Б. Овчинникова // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2015. - №15-2. - С. 160-167.
- Платонов, Ю.П. Путь к лидерству / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2016. – 348 с.
- Пряхина, М.В. Критерии оценки и психологического прогноза эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел / М.В. Пряхина // Прикладная юридическая психология. -2012. - №1. - С. 101-107.
- Пряхина, М.В. Психопрофилактика профессионального стресса у руководителей ОВД / М.В. Пряхина, И.Ю. Кобозев // Вестник Московского университета МВД России. - 2011. -№5. - С. 46-51
- Психофизиология: учеб. для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – СПб., 2016. – 331 с.
- Рыбников, В.Ю. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг поведения субъекта профессиональной деятельности / Ю.В. Рыбников // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2008. № 1. – С. 69-73.
- Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКМОС, 2009. – 352 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 124 с.
- Терехова, Т.А. Профессиональная психодиагностика: учебное пособие / Т.А. Терехова; М-во образования и науки Российской Федерации, Байкальский гос. ун-т экономики и права. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. - 347 с.
- Труфанова, Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами / Т.А.Труфанова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №4. - С. 77-84.
- Хмарук, И.Н. Профессиональное здоровье в системе ценностей современного российского руководителя / И.Н. Хмарук, Ю.Н. Пономарёв // Ценности и смыслы. - 2012. -№1. - С. 106-114.
- Целикова, В.Ю. Стресс-факторы в профессиональной деятельности менеджера / В.Ю. Целикова // Инновационная наука. - 2015. - №11-3. - С. 286-289.
- Цуканова, О.Ю. Менеджеры в ситуациях профессионального выгорания / О. Ю. Цуканова // Инициативы XXI века. - 2015. - №1-2. - С. 71-72.
- Шапошникова, Н.В. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности линейных менеджеров / Н.В. Шапошникова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2015. - №1. - С. 42-46.
- Шингаев, С.М. О разработке концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров // С.М. Шингаев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2011. - №4. - С. 212-217.
- Шингаев, С.М. Профессиональный стресс и здоровье менеджера / С.М. Шингаев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №71. - С. 290-295.
- Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
- Lazarus R.S. Stress – related transaction between person and environment / R.S. Lazarus, R. Launier // Perspectives in inreractional psychology / L.A. Pervin, M. Levis (Eds.). – N. Y. : Plenum, 1978. – P. 278–327.
-
Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКМОС, 2009. С. 56. ↑
-
Платонов, Ю.П. Путь к лидерству / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2016. – С. 78. ↑
-
Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. С. 45. ↑
-
Там же. С. 51. ↑
-
Кобозев, И.Ю. Стресс в профессиональной деятельности руководителя / И.Ю. Кобозев // Вестник психотерапии. - 2009. - №30. - С. 98. ↑
-
Там же. – С. 99. ↑
-
См.: Lazarus R.S. Stress – related transaction between person and environment / R.S. Lazarus, R. Launier // Perspectives in inreractional psychology / L.A. Pervin, M. Levis (Eds.). – N. Y. : Plenum, 1978. – P. 278–327. ↑
-
Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2010. С. 177. ↑
-
Психофизиология: учеб. для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – СПб., 2016. С. 87. ↑
-
См.: Folkman S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / S. Folkman, C. Schaefer, R.S. Lazarus // Human stress and cognition: An information processing approach / V. Hamilton (Eds.). – N. Y. : Willey, 1979. – P. 265–298. ↑
-
Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКМОС, 2009. С. 116. ↑
-
Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2008. С. 133. ↑
-
Бодров, В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2010. С. 56. ↑
-
Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2012. – С. 411. ↑
-
См.: Наенко Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 112. ↑
-
Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 76-77. ↑
-
Овчинникова, М.Б. Стресс-факторы и причины в профессиональной деятельности менеджеров / М.Б. Овчинникова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. -2015. - №1. - С. 65-66. ↑
-
Овчинникова, М.Б. Стресс-факторы и причины в профессиональной деятельности менеджеров / М.Б. Овчинникова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. -2015. - №1. - С. 68. ↑
-
Кобозев, И.Ю. Стресс в профессиональной деятельности руководителя / И.Ю. Кобозев // Вестник психотерапии. - 2009. - №30. - С. 102-103. ↑
-
Овчинникова, М.Б. Основные источники и негативные последствия профессионального стресса у менеджеров / М.Б. Овчинникова // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2015. - №15-2. - С. 162. ↑
-
Шапошникова, Н.В. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности линейных менеджеров / Н.В. Шапошникова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2015. - №1. - С. 44. ↑
-
См.: Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2008. ↑
-
Труфанова, Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами / Т.А.Труфанова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №4. - С. 83-84. ↑
-
Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л Марищук, В.И. Евдокимов. — СПб.: Дом, 2014. С. 67. ↑
-
Рыбников, В.Ю. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг поведения субъекта профессиональной деятельности / Ю.В. Рыбников // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2008. № 1. – С. 73. ↑