Файл: Управление миграционными процессами (Глава 1.Теоретические основы управление миграционными процессами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, трудовая миграция выступает одной из мер восполнения численности населения области. В регионе действует областная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению в (Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2009 года N 668 (далее - Программа).

Реализация Программы фактически началась с января 2010 года четырьмя территориями вселения "Богородск", "Бор", "Выкса" и "Первомайск". По полученным из управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области 862 анкетам соотечественников, было согласовано к переезду 644, получили свидетельства участника Программы 566 человек, переехало 539 семей или 1078 соотечественников, гражданами Российской Федерации стали 738 соотечественников.

Реализация Программы позволила компенсировать естественную убыль населения в территориях вселения "Бор" и "Богородск" и частично компенсировать дефицит квалифицированных кадров, особенно в бюджетной сфере.

Анализ половозрастных характеристик мигрантов, прибывших и продолжающих прибывать на территорию Нижегородской области, показывает, что более 70% мигрантов – экономически активное население трудоспособного возраста.

Благодаря такому возрастному составу их средние выплаты в государственный сектор являлись положительной величиной, даже с учетом затрат муниципальных образований по оказанию содействия в обустройстве в местах вселения. Благодаря притоку мигрантов в области возросла численность будущих поколений местного населения, которые будут участвовать в распределении налогового бремени, необходимого для компенсации бюджетных ограничений.

Однако нельзя недооценивать тот факт, что фискальные последствия миграции могут резко отличаться на национальном и местном уровнях. На бюджеты муниципальных образований ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания, социального обеспечения малоимущих семей.

Трудовых мигрантов следует рассматривать не только как рабочую силу, но и как потребителей, увеличивающих спрос на товары и услуги в местах временного проживания. Если учитывать, что большую часть заработка они перечисляют официально или передают неофициально через своих знакомых и родственников в места «выхода», где остались их семьи, то очевидно, что приобретая товары и услуги повседневного пользования, они стимулируют, прежде всего, внутреннего производителя, предпочитая недорогие отечественные товары, особенно в сельской местности. Производители, получающие прибыль от реализации продукции пополняют бюджет.


Эффект внешней трудовой миграции не исчерпывается только фискальными эффектами и влиянием на численность трудовых ресурсов, ситуацию на рынке труда и уровень заработной платы. Мигранты создают добавленную стоимость, потребляют товары и услуги, организуют собственный бизнес в местах вселения, развивают высокотехнологичные производства.

Таким образом, мигранты вносят свой вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений в условиях низкой рождаемости и устойчивой тенденции старения населения, оказывают общий положительный мультипликационный эффект, влияя на многие сферы экономического развития, что способствует положительной экономической динамике как в муниципальном образовании, в регионе, так и в стране в целом.

Заключение

С целью изучения управления миграционными процессами в Нижегородской области, причин и последствий миграционных процессов, а также выработки возможных механизмов их регулирования, как на федеральном, так и на уровне региона, было проведено данное исследование. В рамках исследования для решения поставленных задач, основываясь на современных миграционных теориях, систематизирован класс проблем, требующих незамедлительного купирования.

В-первую очередь это решение вопроса негативной дифференциации регионов по возможности и качеству рынка труда, что является проблемой неравномерного роста и излишней централизованности экономической системы и закрытости политической.

Во-вторых, модернизация информационного обеспечения и прямого контроля МТМ. В третьих, решение задачи информационного пиара в мигрантских сетях, что позволило бы более агрессивно влиять на имидж отдельных регионов.

Таким образом, без планомерного развития промышленного производства и инновационных технологий, модернизации сельского хозяйства, специалисты среднего и высокого уровня, получившие образование в учебных заведениях региона, будут первыми кандидатами на МТМ с последующей безвозвратной миграцией. При этом общий уровень производственно-научного потенциала и человеческого капитала будет продолжать снижаться, формируя «ловушку бедности» для региона.

Маятниковая трудовая миграция для определенной части трудовых ресурсов является «пробой сил», первой ступенью к безвозвратной миграции за пределы области.

Тем не менее, создание рабочих мест, выравнивание относительного уровня оплаты труда смогут сдержать молодых экономически активных граждан и сохранить трудовые ресурсы как необходимое условие для экономического роста региона.


Количество иностранных трудовых мигрантов в Нижегородской области имеет тенденцию к постоянному росту. Нижегородская область продолжает оставаться объектом повышенного внимания иностранных граждан и занимает третью позицию в Приволжском федеральном округе (после Республики Татарстан и Самарской области) по привлекательности для мигрантов. Это объясняется ее промышленно-экономическим потенциалом, развитостью инфраструктуры, а также многонациональным составом населения.

Международный миграционный прирост, в основном из ближнего зарубежья, составляет 3-4 тысячи человек в год. В составе внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 80 процентов, из них 64 процента - мужчины.

Из визовых стран наибольше количество разрешений оформлено гражданам КНДР и Турции. Из безвизовых стран – гражданам Узбекистана, Таджикистана, Армении и Азербайджана.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., в редакции от 21 июля 2014 г. // Российская газета. 2014. № 17.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, в редакции от 5 октября 2015 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, в редакции от 1 августа 2015 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ, в редакции от 01 июля 2015 г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г., в редакции от 1 февраля 2015 г. «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, в редакции от 5 октября 2015 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, в редакции от 01 февраля 2015 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

8. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения: Монография. – М.: КДУ, 2009.

9. Внутренняя миграция: актуальные проблемы. регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/ideas/vnutrennyaya-migraciya-aktualnye-problemy

10. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Потенциальная трудовая мобильность населения (региональный аспект // России реформирующаяся: Ежегодник – 2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – С. 140–150.


11. Ефимова Е.А. Теоретико-методологические аспекты трансформации механизма формирования регионального рынка труда// Автореферат дис. доктора экон. наук. – М., 2012. – 45 с.

12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: В 11 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. – Н.Новгород, 2013. Т. 7: Экономически активное и экономически неактивное население. – 308 с.

13. Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944928873

14. Миграционная ситуация в регионах России / Под ред. С. Артоболевского и Ж. Зайончковской // Ин-т географии РАН; Ин-т народно-хозяйственного прогнозирования РАН. – М., 2012. Вып. 1: Приволжский федеральный округ

15. Регионы России. Социально-экономические показатели 2013 г. – Статистический сб. – М., 2013 г.

16. Руденко Г.Г., Муртазаев Б.Ч. Формирование рынков труда: учебное пособие / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртазаев; Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Изд- во «Экзамен», 2014.

17. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). – М.: ИСПИ РАН, 2013.

18. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2010.

19. Управление миграционными процессами: Учеб. пособ. / Отв. ред. В.А. Ка- ламанов. – М.: ГУУ, 2010.

20. Федотов В.В. Россия: проблемы трудовой иммиграции // Общество и экономика. 2008. Вып. 1.

21. Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция и социально- экономическая ситуация в регионах / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Дубна, 2010.

22. Ю.Ю. Шитова. Факторы модернизации регионов: маятниковая трудовая миграция (МТМ) населения и региональное управление. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.econorus.org/onim/upload/p1p4.doc

23. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Дашков и К0, 2013.

  1. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения: Монография. – М.: КДУ, 2009.

  2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Потенциальная трудовая мобильность населения (региональный аспект) // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2010. Выпуск 9. – М.: Новый Хронограф, 2010. – С. 140–150.

  3. Внутренняя миграция: актуальные проблемы. регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru/ideas/vnutrennyaya-migraciya-aktualnye-problemy

  4. Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944928873

  5. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: В 11 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. – Н.Новгород, 2013. Т. 7: Экономически активное и экономически неактивное население. – 308 с.

  6. Миграционная ситуация в регионах России / Под ред. С. Артоболевского и Ж. Зайончковской // Ин-т географии РАН; Ин-т народно-хозяйственного прогнозирования РАН. – М., 2012. Вып. 1: Приволжский федеральный округ

  7. Регионы России. Социально-экономические показатели 2013 г. – Стати- стический сб. – М., 2013 г.

  8. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). – М.: ИСПИ РАН, 2013.

  9. Руденко Г.Г., Муртазаев Б.Ч. Формирование рынков труда: учебное пособие / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртазаев; Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Изд- во «Экзамен», 2014.

  10. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2010.

  11. Шитова Ю.Ю. Маятниковая трудовая миграция и социально- экономическая ситуация в регионах / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Дубна, 2010.

  12. Управление миграционными процессами: Учеб. пособ. / Отв. ред. В.А. Ка- ламанов. – М.: ГУУ, 2010.

  13. Ефимова Е.А. Теоретико-методологические аспекты трансформации механизма формирования регионального рынка труда// Автореферат дис. доктора экон. наук. – М., 2012. – 45 с.

  14. Ю.Ю. Шитова. Факторы модернизации регионов: маятниковая трудовая миграция (МТМ) населения и региональное управление. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.econorus.org/onim/upload/p1p4.doc

  15. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Дашков и К0, 2013.

  16. Федотов В.В. Россия: проблемы трудовой иммиграции // Общество и экономика. 2008. Вып. 1.