Файл: Эффективность менеджмента организации (1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки
1.1 Управление как вид профессиональной деятельности, ресурсы управления
1.2 Качество и эффективность менеджмента: сущность, взаимосвязь и различия между ними
1.3 Методологические аспекты оценки качества и эффективности менеджмента организации
Глава 2. Анализ и оценка эффективности менеджмента на примере ООО ТД «ПРОФИЛЬ»
2.1 Анализ деятельности фирмы ООО Торговый Дом «Профиль»
Так, М.П. Преверзева качество менеджмента предприятия – это совокупность характеристик, относящихся к способности менеджмента предприятия достигать поставленные перед ним цели. Э.А. Смирнов определяет качество менеджмента как совокупность объективно существующих свойств и характеристик системы управления предприятием, адекватно отражающих все аспекты его деятельности и обуславливающих эффективность формирования и использования потенциала роста стоимости бизнеса. А.К. Семенов считает, что качество менеджмента необходимо рассматривать как степень развития человеческого потенциала (менеджеров высшего звена и служащих, работников), удовлетворения потребностей общества (органов государственной и муниципальной властей, социальных и общественных групп), экономических партнеров (потребителей, дилеров, поставщиков) и финансирующих сторон (акционеров, собственников, инвесторов, финансово-кредитных организаций) с помощью совокупности характеристик менеджмента.
Приведенные выше определения указывают на то, что качество менеджмента необходимо рассматривать как комплексную категорию, которая с одной стороны определяется уровнем развития профессионально важных качеств руководителей, а с другой стороны – стратегическим потенциалом организации, зависящим от того, насколько эффективно организация использует имеющиеся ресурсы.
Качество менеджмента направлено в первую очередь на обеспечение роста стоимости компании, что имеет большое значение для ее собственников. Взаимосвязь между качеством менеджмента и стоимостью бизнеса показана на рисунке 3.
Рисунок 3 – Укрупненная схема формирования стоимости бизнеса [41]
Из рисунка следует, что качество менеджмента тем выше, чем более рационально организациям использует свои ресурсы. Для этого руководству организации необходимо найти такие комбинации ресурсов, которые обеспечили бы получение максимального результата с минимально допустимыми затратами. Только в этом случае организацией может быть получен устойчиво растущий денежный поток, благодаря которому и будет обеспечен рост стоимости бизнеса. Только в этом случае предприятие сможет сформировать положительный и постоянно увеличивающийся денежный поток от своей основной деятельности, что в свою очередь обусловит рост прибыли и стоимости бизнеса.
Что касается эффективности менеджмента, то данное понятие в литературе также раскрывается в различных аспектах. Так, например, А.А, Одинцов отождествляет понятия качества и эффективности менеджмента, отмечая следующее: «эффективность менеджмента – это его качество, обеспечивающее организации достижение намеченных целей». По мнению Д.Д. Вачугова эффективность менеджмента – это результативность управленческой деятельности, которая может быть оценена по степени ее основных целей. З.М. Макашева считает, что эффективность менеджмента необходимо рассматривать как экономическую категорию, отражающую вклад управленческой деятельности в конечный результат работы предприятия, фирмы [20, с.253].
Современное представление об эффективности менеджмента формировалось под влиянием идей различных научных школ, сравнительный анализ которых проведен в таблице 2.
Таблица 2 - Взгляды на проблему эффективности менеджмента школ управленческой мысли
Школа |
Научного управления |
Классическая (административная) |
Человеческих отношений |
Представители |
Ф. Тейлор, Г.Гант, Г. Эмерсон, Ф.И Л. Гилбрет и др. |
А. Файоль, Д. Урвик, Р. Муни и др. |
Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, А. Маслоу |
Взгляды |
Особое внимание уделяли повышению эффективности на уровне производства. Также большое значение придавали связи между эффективностью управления и организационной структурой |
Видели эффективность менеджмента в работе всего предприятия. Создали 14 универсальных принципа управления, которые в свою очередь должны приводить организацию к успеху |
Основной составляющей эффективности управления считали человеческий фактор. Повышение эффективности менеджмента основано на использовании человеческих ресурсов |
Из таблицы видно, отдельными научными школами понятие эффективности менеджмента рассматривалось в каком-либо одном аспекте. В то же время в условиях деятельности современных организаций эффективность менеджмента необходимо рассматривать как комплексное понятие, характеризующее соотношение между результатами и затратами управленческой деятельности.
Результат управленческой деятельности может быть представлен как эффект, полученный в результате ее осуществления. В результате осуществления управленческой деятельности могут быть получены различные виды эффектов. Основные из них показаны на рисунке 4.
Эффект управления
Экономический (имеет стоимостную форму, измеряется в денежных или натуральных измерителях)
Социально – экономический (сочетает экономическую выгоду и социальную стабильность)
Социальный (предотвращение социальных конфликтов в коллективе)
Рисунок 4 – Виды эффекта управления [19, с. 44]
Оценка эффективности менеджмента проводится на двух уровнях: внешнем и внутреннем. Внешняя эффективность менеджмента рассматривается с точки зрения способностей руководства обеспечить достижение поставленных целей в условиях динамично развивающейся внешней среды. Внутренняя эффективность может быть оценена с точки зрения способности руководства обеспечить эффективное распределение и использование имеющихся ресурсов. Внешняя и внутренняя эффективность менеджмента взаимосвязаны и устанавливают зависимость между результатами и затратами организации в целом.
Существуют также и другие виды эффективности менеджмента. Они отражены в Приложении Г.
Эффективность менеджмента – это непостоянная величина, которая испытывает на себе влияние множества факторов. По мнению известных российских специалистов в области теории управления О.С. Виханского, А.И. Наумова, в составе этих факторов можно выделить четыре основных группы, которые классифицируются по таким параметрам, как
1) продолжительность воздействия;
2) степень воздействия;
3) характер воздействия;
4) сфера происхождения фактора [6, с. 54].
В составе первой классификационной группы можно выделить такие факторы, которые влияют на результаты управленческой деятельности в течение длительного времени (стиль руководства, уровень технического производства) и факторы, которые оказывают кратковременное влияние (прогулы, простои производства, нарушения трудовой дисциплины в коллективе).
В составе второй классификационной группы выделяются интенсивные и экстенсивные факторы. Экстенсивные факторы эффективности менеджмента реализуются за счет увеличения объема потребляемых ресурсов (трудовых, финансовых, материальных, информационных, инвестиционных), интенсивные факторы влияют на эффективность менеджмента посредством более полной реализации стратегического потенциала организации. В условиях современной деловой среды преимущество должно отдаваться интенсивным факторам.
В составе третьей группы можно выделить факторы, оказывающие как непосредственное, так и опосредованное влияние на эффективность менеджмента. Как правило, опосредованное влияние оказывают факторы внешней среды, которые руководство организации не может в полной мере контролировать.
Четвертая группа факторов наиболее многообразна по своему составу и включает в себя факторы, возникающие в различных функциональных областях деятельности организации. Это прежде всего научно-технические (автоматизация трудовой деятельности), организационные (трудовая дисциплина, расстановка кадров, подходящая структура аппарата менеджмента), экономические (материальное поощрение персонала, а так же материальная ответственность работников), социально-психологические (межличностные отношения в коллективе, мотивация персонала). Любая организация, стремящаяся к повышению эффективности менеджмента должна учитывать эти факторы не только в каждый данный момент времени, но и прогнозировать их возможные изменения.
Раскрывая сущность эффективности менеджмента, также необходимо отметить, ее нельзя оценивать только применительно к управленческой системе, так как на практике она проявляется только по отношению к объекту управления. Основным объектом управления в организации являются ее сотрудники, и поэтому от того, насколько хорошо скоординированы их действия также во многом зависит эффективность менеджмента предприятия.
Таким образом, как качество, так и эффективность менеджмента – это комплексные категории, характеризующие способность руководства организации обеспечить достижение поставленных перед ней целей как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Различие между ними состоит в том, что если качество менеджмента в большей степени определяется наличием у руководителей необходимых личностных и профессиональных характеристик, и поэтому имеет в большей степени внутренний характер, то эффективность менеджмента проявляется в отношении взаимодействия организации с внешней средой, что обуславливает определенные различия в подходах и методах их оценки, детальный анализ которых проведен в следующем параграфе работы.
1.3 Методологические аспекты оценки качества и эффективности менеджмента организации
Как уже отмечалось ранее, качество и эффективность менеджмента – это взаимосвязанные, но не тождественные понятия, что находит отражение в методологии их оценки. Для того чтобы определить, на основе каких показателей может быть проведена оценка качества менеджмента, необходимо оценить факторы, которые оказывают на него определяющее влияние. По словам Е.Е. Вершигора, к таким факторам могут быть отнесены [5, с. 198]:
- функциональное направление управленческой деятельности (маркетинг, кадры, персонал и т.д.);
- степень реализации управленческого цикла по каждому функциональному направлению деятельности (планирование, организация, мотивация, контроль);
- информационное обеспечение процесса принятия решений.
Отсюда следует, что показатели, на основе которых осуществляется оценка качества менеджмента, могут быть разделены на три группы.Первая группа показателей позволяет оценить качество менеджмента по отдельному функциональному направлению управленческой деятельности, вторая – определить качество выполнения отдельных управленческих функций, и третья – оценить качество информации, используемой в процессе управления.
Основная сложность в оценке качества менеджмента заключается в том, что не все характеризующие его параметры могут быть оценены количественно, отсюда возникает необходимость сочетания различных методов оценки, которое обеспечивается благодаря привлечению к процессу оценки профессиональных экспертов. Основные этапы процесса оценки качества менеджмента с использованием экспортных технологий показаны на рисунке 5.
Рисунок 5 – Процесс оценки качества менеджмента
Как видно из данного рисунка на первом этапе проводится подготовка к оценке качества менеджмента. Содержание данного этапа и состав его участников во многом определяется целями проведения такой оценки. Так, если оценка проводится для внутренних целей в интересах собственников предприятия, ее участниками могут быть только ее сотрудники. Однако в случаях оценки стоимости бизнеса для повышения объективности оценки целесообразно привлекать внешнего эксперта-оценщика. Если оценка проводится для внешних целей,то ее участниками могут быть либо только внешний эксперт-оценщик, либо помимо внешнего эксперта- оценщика к работе привлекаются сотрудники предприятия
Второй вариант является более предпочтительным. В зависимости от размера предприятия внешнюю оценку может проводить либо один эксперт-оценщик, либо несколько. Максимальное рекомендуемое количество внешних экспертов-оценщиков — 10 человек. Таким образом, в общем случае участниками проекта являются внешний эксперт-оценщик и сотрудники предприятия. Руководитель предприятия в зависимости от целей оценки по согласованию с внешним экспертом-оценщиком определяет состав подразделений и сотрудников, которые будут участвовать в проекте по оценке качества менеджмента. В число внутренних экспертов должны быть включены не только руководители всех функциональных подразделений, связанных с реализацией оцениваемых функциональных направлений менеджмента, но и сотрудники ведущих подразделений по каждому функциональному направлению. Все участники проекта оповещаются о целях, порядке и графике проведения работ.
На втором этапе осуществляется сбор информации, необходимой для оценки качества менеджмента. К такой информации относятся заполненные стандартные опросные листы и пакет финансово-экономической и управленческой документации. По каждому показателю внешний эксперт-оценщик фиксирует в опросном листе качественную и количественную характеристики оцениваемого показателя, которые отражают его значение, полученное на основе интервью. Как правило, на данном этапе используется балльная оценка на основе шкалы, разрабатываемой экспертами.
На третьем этапе осуществляется обработка результатов и собственно оценка качества менеджмента. Для обеспечения объективности такой оценки эксперты должны дать свою оценку каждому показателю, сформированную в процессе интервью и изучения финансово-экономических и управленческих документов. Именно на основе этих частных оценок формируется представление о качестве менеджмента организации в целом. Таким образом, оценка качества менеджмента может осуществляться по двум аспектам: по функциональным направлениям менеджмента и по оценке фактического качества менеджмента на предприятии.