Файл: Эффективность менеджмента организации (1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки
1.1 Управление как вид профессиональной деятельности, ресурсы управления
1.2 Качество и эффективность менеджмента: сущность, взаимосвязь и различия между ними
1.3 Методологические аспекты оценки качества и эффективности менеджмента организации
Глава 2. Анализ и оценка эффективности менеджмента на примере ООО ТД «ПРОФИЛЬ»
2.1 Анализ деятельности фирмы ООО Торговый Дом «Профиль»
Показатели таблицы 3 отражают снижение темпов роста объема продаж и, как следствие, темпов роста прибыли.
Данные о трудовом потенциале приведены в таблице 4
Таблица 4- Кадровые показатели ООО Торговый Дом «Профиль»
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Численность персонала, всего |
384 |
409 |
432 |
Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб. |
12,7 |
15,7 |
17,0 |
Производительность труда, тыс. руб. |
611,1 |
709,5 |
757,1 |
В структуре по полу наблюдаем примерно одинаковое распределение персонала: мужчин и женщин. Численность женщин немного превышает численность мужчин.
С 2014 года по 2016 год среднемесячная заработная плата выросла на 34,6%, в то время как производительность труда выросла лишь на 23,8%.
Текучесть кадров довольно значительна - около 11%.
В результате в компании по-прежнему достаточно высок уровень потерь, связанных с перерывами в работе; необходимостью обучения и переобучения новых работников; снижением производительности труда у работников, стоящих перед увольнением, с невысоким уровнем производительности труда вновь принятых работников; затратами на организацию подбора новых работников; потерями от брака в работе вновь принятых работников. По общим оценкам затраты на замену рабочих составляют 7-12% их годовой заработной платы, специалистов 18-30%, управляющих 20-100%.
Качество продукции. Весь ассортимент, представленный ООО Торговый Дом «Профиль», обладает высоким качеством. Материалы, применяемые для изготовления мебели, обладают высокой прочностью, экологически безопасны. Срок службы мебели равен 15 лет.
Надежность и безопасность в эксплуатации. Мебель надежна в эксплуатации. Мебель прошла тест на проверку надежности и безопасности. Конструкция мебели обеспечивает полную безопасность: углы мебели; все закрепления сделаны очень устойчиво.
Особенно большие требования к безопасности предъявлялись к конструкциям движущихся элементов. Проверка показала, что даже при использовании этих узлов в течении 20 лет, механизм не сломается..
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Профиль» - стабильно развивающаяся организация.
В Новосибирске действуют несколько десятков организаций реализующих мебель. Рыночная доля большинства из них крайне незначительна, не одна из фирм не имеет доли, превышающей 10%. Таким образом, данный рынок можно характеризовать как атомистический.
Рынок мебели г. Новосибирска оценивался в 2012 г. в 0,5 млрд. руб. в год и имеет устойчивую тенденцию к росту (12-15% в год).
2.2 Оценка эффективности менеджмента ООО «Профиль»
Для улучшения сервисного обслуживания и показателей хозяйственной деятельности фирмы наиболее значимым фактором внутренней среды является менеджмент фирмы.
Такое положение во многом связано со спецификой фирмы - в сфере торговли менеджмент как фактор влияния всегда стоит на первом месте и во многом определяет как все остальные факторы, так положение и репутацию фирмы на рынке. Реорганизация менеджмента ООО «Профиль» позволит фирме сформировать команду специалистов, по крайней мере, на уровне руководства, и провести необходимые преобразования, дающие возможность более эффективно достигать поставленных целей.
Согласно проведенному анализу внешней среды к конкурентным преимуществам ООО «Профиль» можно отнести следущие:
близость по ключевым параметрам к конкурентам;
превосходство над конкурентами по издержкам;
возможность конкурентного маневрирования.
На основе этих преимуществ компания может выбрать определенную стратегию.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться.
Для ООО «Профиль» наиболее подходящими являются следующие стратегии.
Продуктивно-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям, с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по формированию сбыта; распределение средств, ассигнований на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретном рынке.
Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий в торговую деятельность. Она предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематически поискам новых технологических возможностей.
Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов мебели поставщиками и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.
Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы в целом: разработка товарной политики, повышение конкурентоспособности компании.
Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.
Стратегическая альтернатива роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Эта стратегия является второй, наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров, Внешний рост может быть в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста путем приобретения другой фирмы, их объединения или слияния.
Обобщим полученные данные в таблице показателей эффективности управления предприятием (табл. 5).
Таким образом, данные таблицы наглядно отражают снижение эффективности управления предприятием в 2016 году по всем показателям, за исключением показателя соотношения численности линейного и функционального персонала.
Таблица 5- Показатели эффективности структуры управления ООО «Профиль»
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
% |
Количество уровней |
3 |
3 |
100 |
Показатель занятости персонала в аппарате управления |
1,6 |
0,8 |
47 |
Соотношение численности линейного и функционального персонала |
0,6 |
0,6 |
100 |
Коэффициент рациональности |
- 0,25 |
- 0,25 |
100 |
Эффективность труда управленческого персонала |
37712,5 |
32375 |
84,8 |
Показатель производительности труда всего персонала предприятия |
21550 |
15235, 2 |
70,6 |
Особо стоит отметить такую функцию управления как управление персоналом.
Отбор кадров в организации ООО ТД «Профиль» осуществляется исходя из требований к кандидатам на вакантную должность. Требования непосредственно вытекают из характера работы, которую кандидату придется впоследствии выполнять. Профессиональный подход к определению требований предполагает разработку должностной инструкции - документа, в котором содержатся основные обязанности, полномочия и ответственность работника, отношения подчиненности внутри организации ООО ТД «Профиль» и связи за его пределами, а также стандарты исполнения работы.
Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников ООО ТД «Профиль», утверждаемым приказом директора. Все вновь принимаемые на работу сотрудники в обязательном порядке знакомятся с данным Положением.
Целью системы мотивации персонала посредством награждения и поощрения является моральное и материальное стимулирование работников, направленное на достижение высоких результатов труда, повышение статуса эффективных работников, формирование элементов корпоративной культуры ООО ЭОКТ «Благодар» и, как следствие, достижение ее стратегических целей. Поэтому в 2015 году были разработаны стандарты по корпоративному и ведомственному награждению, а также введен конкурс «Лучший по профессии».
Таблица 6-Количество внутрифирменных наград, присужденных в 2016 году
Событие |
Благодарность |
Почетная грамота |
Почетное звание |
День работника торговли |
4 |
5 |
2 |
Годовщина ООО ТД «Профиль» |
8 |
58 |
10 |
Юбилеи работников |
2 |
2 |
3 |
ИТОГО |
14 |
65 |
15 |
Корпоративное награждение проводится к праздничным датам, юбилеям предприятий и работников - вручаются Благодарности, Почетные грамоты, присваиваются почетные звания «Лучший сотрудник», а также соответствующие каждому виду наград денежные вознаграждения, а в случае присвоения звания - золотой знак с логотипом компании.
Анализ деятельности организации показывает, что в организации никаких мероприятий по улучшению положения и поиску внутрипроизводственных резервов стимулирования в последнее время не проводится. Применяются не совершенные методы управления распределения и экономического стимулирования, которые гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, у работников низкая заинтересованность в повышении эффективности продаж. Низкая эффективность обусловлена также тем, что:
фонд экономического стимулирования выделяется им из централизованных источников, имея слабую привязку к эффективности на местах;
работники не несут экономической ответственности за эффективность использования фондов, трудовых и материальных ресурсов.
Таким образом, проблема состоит в том, чтобы эффективным образом и с минимальным объемом затрат мотивировать персонал для работы в период резкого повышения объема работ. В настоящий же момент работники слабо заинтересованы в повышении результативности функционирования предприятия.
Данная ситуация сложилась в результате неэффективной организации системы мотивации в организации, и как следствие, несоответствия объему трудозатрат работника получаемому материальному вознаграждению. Все это проявляется в существовании понижающего коэффициента при оплате сверхурочного труда, отсутствии связи между заработком работника и финансовым результатом деятельности организации и др. Отмеченные проблемы могут быть решены с помощью разработки новой эффективной системы мотивации в организации.
Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ООО ТД «Профиль» так же являются следующие аспекты:
в основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность;
в некоторых случаях используется повременная оплата труда, тогда как в конечном итоге важен количественный результат, что также приводит к значительному снижению производительности труда;
оперативным управлением подразделений занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности.
Главный недостаток действующей организационной структуры управления заключается в следующем: организационная система содержит лишние элементы.
Другие недостатки организационной структуры:
присутствуют элементы дублирования управленческих функций;
четко не определены цели и задачи подразделений, что затрудняет выполнение функциональных обязанностей работников подразделений;
Следовательно, действующая структура управления предприятием не соответствует основным требованиям, предъявляемым к ней. Таковыми требованиями являются:
организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации;
следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;