Файл: Эффективность менеджмента организации (1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность ресурсов, качества и эффективности управления организацией, технология их оценки
1.1 Управление как вид профессиональной деятельности, ресурсы управления
1.2 Качество и эффективность менеджмента: сущность, взаимосвязь и различия между ними
1.3 Методологические аспекты оценки качества и эффективности менеджмента организации
Глава 2. Анализ и оценка эффективности менеджмента на примере ООО ТД «ПРОФИЛЬ»
2.1 Анализ деятельности фирмы ООО Торговый Дом «Профиль»
На основе показателей оценки качества менеджмента по функциональному направлению рассчитывается интегральная оценка качества менеджмента, для чего используется следующая формула:
(1)
Где - интегральная оценка качества менеджмента по k-му функциональному направлению;
- множество показателей по k-му функциональному направлению;
- количество показателей по k-му функциональному направлению.
Далее на основе показателей оценки качества менеджмента по функциональным направлениям рассчитывается интегральная оценка фактического качества менеджмента организации. С этой целью используется следующая формула:
[14, с.429] (2)
Где - интегральная оценка фактического качества менеджмента на предприятии;
- количество оцениваемых функциональных направлений.
Что же касается оценки эффективности менеджмента, то она прежде всего предполагает определение критериев, на основе которых такая оценка будет проводиться. По мнению Р.А. Фатхутдинова в качестве таких критериев необходимо рассматривать [12, с. 208]:
- Уровень достижения целей организации.
- Соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.
- Сравнение характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей.
- Соотношение между доходами и суммарными издержками.
- Отношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях к затратам ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).
- Условия труда работников.
- Внедрение новшеств в различных областях деятельности организации
Каждый из представленных выше критериев имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке эффективности менеджмента. Но лишь их совокупность позволяет сформировать систему показателей, способную получить полную и достоверную оценку эффективности менеджмента. Сущность эффективности менеджмента позволяет оценивать ее с использованием количественных и качественных показателей. К качественным относятся показатели социальной эффективности (удовлетворенность трудом, завоевание общественного доверия, экологические последствия и т.п.), которые характеризуют улучшение условий труда, улучшение психологической обстановки персонала.
Общую методику расчета экономической эффективности управления можно представить в виде следующей формулы:
[с.] (3)
Где - экономический эффект;
- затраты труда.
В зависимости от того, что рассматривать в качестве показателей эффекта и затрат, можно выделить различные группы показателей эффективности менеджмента. Однако необходимо отметить, что все они как правило, носят косвенный характер и позволяют оценить эффективность менеджмента предприятия через результаты работы организации в целом. Если в качестве эффекта рассматривать общий объем произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а в качестве затрат – трудовые ресурсы предприятия, то для оценки эффективности менеджмента можно рассчитать показатель производительности труда. Методику расчета данного показателя можно выразить с помощью следующей формулы:
[с.] (4)
Где - объем работы в единицу времени;
- число работников
Из данной формулы видно, что показатель производительности труда
характеризует объем продукции (работ, услуг) в натуральном или стоимостном выражении, приходящийся на одного работника. Рост данного показателя в динамике свидетельствует о способности руководителей организовать труд подчиненных таким образом, что они способны достигать более высоких результатов, что может рассматриваться как фактор более эффективного управления.
Помимо роста производительности труда управленческий персонал оказывает влияние на сокращение трудоемкости выпускаемой продукции, повышение ритмичности работы, улучшение материально – технического снабжения и обслуживание основного производства, оптимизацию технико – экономического и оперативного планирования, снижение себестоимости выпускаемой продукции. Эффект от данных мероприятий проявляется в снижении затрат. Экономическая эффективность менеджмента под влиянием данных факторов рассчитывается по следующей формуле:
[15, с.294] (5)
Где - годовая экономическая эффективность за счет снижения расходов
Основным критерием эффективности менеджмента, как уже отмечалось, является его способность отражать уровень достижения целей организации. Основной целью деятельности организации в условиях рынка является максимизация прибыли. В связи с этим в качестве важнейших показателей эффективности менеджмента необходимо рассматривать показатели прибыльности и рентабельности.
Одним из основных показателей, характеризующих эффект от управления предприятием является суммарная прибыль. Данный показатель рассчитывается как разность между выручкой от реализации основной продукции (В) и производственными издержками (ПрИ), что можно выразить следующей формулой:
[15, с.294] (6)
В то же время прибыль не может рассматриваться как показатель эффективности, так как не отражает затрат, которые были необходимы для ее формирования. Данную функцию выполняют показатели рентабельности. В общем случае рентабельность – это относительный показатель отражающий уровень доходности использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов и определяемый как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Существуют различные показатели рентабельности, методика расчета которых отличается в зависимости от того, затраты каких ресурсов рассматриваются. В качестве основных показателей рентабельности необходимо рассматривать:
1. Общая рентабельность
[19, с.174] (7)
2. Рентабельность собственного капитала
[19, с.174] (8)
3. Рентабельность активов
[19, с.175] (9)
4. Рентабельность продукции
[19, с.175] (10)
5. Рентабельность продаж
[19, с.175] (11)
Одним из основных критериев эффективности управления организацией, как уже отмечалось, является эффективное использование его ресурсов. Эффективность менеджмента по данному критерию может быть оценена с помощью показателей оборачиваемости. В наиболее общем виде показатели оборачиваемости могут быть выражены следующей формулой
[19, с.175] (12)
В качестве частных показателей оборачиваемости необходимо рассматривать оборачиваемость активов, кредиторской и дебиторской задолженности, запасов. Их анализ позволяет определить, какой доход от продаж может получить организация на единицу вложенных ресурсов, тем самым непосредственно влияя на величину полученной им прибыли.
По мнению С.А. Фалько эффективность управления необходимо рассматривать не только с точки зрения способностей организации получать прибыли, но и с точки зрения возможностей сохранения устойчивого финансового состояния. В связи с этим данный автор при оценке эффективности менеджмента рекомендует также рассчитывать показатели ликвидности, которые характеризуют способность предприятия своевременно выполнять свои обязательства перед кредиторами [41]. Существует три основных показателя ликвидности:
1. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)
[15, с.202] (13)
2. Коэффициент срочной ликвидности
[15, с.202] (14)
3. Коэффициент абсолютной ликвидности
[15, с.202] (15)
Как видно из представленных выше формул, показатели ликвидности характеризуют наличие у предприятия различных видов текущих активов для погашения краткосрочных обязательств.
Представленные выше показатели являются общими и позволяют оценить эффективность менеджмента предприятия в целом. В то же время для оценки эффективности деятельности руководителей по отдельным функциональным направлениям могут использоваться и другие показатели. Так, при оценке эффективности управления производством оценивается уровень концентрации, специализации, автоматизации производства, его технической оснащенности, оценивается экономия затрат в результате роста фондоотдачи, технического перевооружения производства, анализируются качественные характеристики продукции в соотношении с затратами на их обеспечение. Об эффективности управления маркетингом и сбытом можно судить по динамике продаж и спроса на продукцию в соотношении с затратами на проведение стимулирующих мероприятий, по количеству поданных и удовлетворенных рекламаций, по занимаемой предприятием доли рынка. Для оценки эффективности управления персоналом помимо показателей производительности труда могут также рассчитываться показатели рентабельности персонала. Большое значение при оценке эффективности управления по данному функциональному направлению приобретают показатели социальной эффективности менеджмента, которые проявляются только в отношении управляемого коллектива. Некоторые из них носят в большей степени косвенный характер (например, показатели движения персонала, стабильности, текучести кадров) и позволяют оценить удовлетворенность работников трудом, их желание продолжать работать в данной организации. Однако в большинстве своем, так как социальные процессы в меньшей степени подвержены формализации, оценка социальной эффективности управления персоналом осуществляется по результатам опроса работников предприятия или с привлечением экспертов.
Для оценки эффективности управления финансами предприятия осуществляется анализ структуры источников финансирования предприятия, оценивается степень зависимости от внешних источников финансирования, проводится анализ устойчивости финансового состояния предприятия, прогнозируются его возможные изменения в будущем.
Таким образом, оценка эффективности менеджмента предприятия должна носить комплексный характер и рассматриваться во взаимосвязи основных функциональных направлений управленческой деятельности. Кроме того оценивать эффективность менеджмента невозможно в отрыве от качественных характеристик управления, так как именно качество менеджмента в конечном итоге определяет его эффективности. В связи с этим в зависимости от целей исследования, опыта осуществляющих его лиц и требований к точности результатов, организация самостоятельно может разработать для себя систему показателей, обеспечивающих наиболее точную и объективную оценку качества и эффективности менеджмента
Глава 2. Анализ и оценка эффективности менеджмента на примере ООО ТД «ПРОФИЛЬ»
2.1 Анализ деятельности фирмы ООО Торговый Дом «Профиль»
Общество с ограниченной ответственностью ООО Торговый Дом «Профиль» находится по адресу г.Новосибирск, ул.Северный проезд, 11/1. Основное направление деятельности реализация качественной современной мебели.
Организационная структура ООО Торговый Дом «Профиль» представлена на рисунке 6, она является линейно-функциональной.
Рис. 6. Организационная структура ООО Торговый Дом «Профиль»
Линейно-функциональные организационные структуры являются наиболее распространенными в настоящее время. Они удачно сочетают линейные (производственные) подразделения, выполняющие весь объем основной производственной деятельности, с отделами и службами, реализующими конкретные функции управления в масштабах всей организации. Передача текущего управления руководителям линейных подразделений и функциональное разделение управленческой деятельности организации в целом позволяют высшему руководству сосредоточиться на решении стратегических проблем развития предприятия, обеспечить его наиболее рациональное взаимодействие с внешней средой.
Показатели хозяйственной деятельности приведены в таблице 3
Таблица 3- Показатели хозяйственной деятельности ООО Торговый Дом «Профиль»
Наименование показателя |
2014 год, тыс.руб |
2015 год |
2016 год |
||||
Сумма, тыс.руб. |
Отклонение |
Сумма, тыс.руб. |
Отклонение |
||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
||||
Реализация мебели |
234 648,8 |
290 205,0 |
55 556,2 |
123,7 |
327 063,0 |
36 858,0 |
112,7 |
в том числе |
|||||||
Кухни |
39 421,0 |
49 915,3 |
10 494,3 |
126,6 |
57 563,1 |
7 647,8 |
115,3 |
шкафы-купе |
32 381,5 |
40 338,5 |
7 957,0 |
124,6 |
47 424,1 |
7 085,6 |
117,6 |
детские |
31 442,9 |
38 307,1 |
6 864,1 |
121,8 |
45 134,7 |
6 827,6 |
117,8 |
гостинные |
27 219,3 |
30 181,3 |
2 962,1 |
110,9 |
35 322,8 |
5 141,5 |
117,0 |
прихожие |
34 258,7 |
41 209,1 |
6 950,4 |
120,3 |
45 134,7 |
3 925,6 |
109,5 |
спальни |
24 403,5 |
30 761,7 |
6 358,3 |
126,1 |
34 341,6 |
3 579,9 |
111,6 |
офисная мебель |
45 521,9 |
59 492,0 |
13 970,2 |
130,7 |
62 142,0 |
2 649,9 |
104,5 |
Себестоимость |
206 636,4 |
257 787,2 |
51 150,8 |
124,8 |
291 007,2 |
33 220,0 |
112,9 |
в том числе |
|||||||
Кухни |
33902,1 |
43127,1 |
9 225,1 |
127,2 |
49854,3 |
49 727,0 |
115,6 |
шкафы-купе |
28171,9 |
35394,5 |
7 222,6 |
125,6 |
41599,0 |
41 473,4 |
117,5 |
детские |
27669,8 |
34110,2 |
6 440,4 |
123,3 |
40238,5 |
40 115,3 |
118,0 |
гостинные |
24769,5 |
27965,0 |
3 195,5 |
112,9 |
32743,8 |
32 630,9 |
117,1 |
прихожие |
30490,3 |
36966,1 |
6 475,8 |
121,2 |
40569,9 |
40 448,6 |
109,7 |
спальни |
22939,3 |
29256,0 |
6 316,8 |
127,5 |
32681,1 |
32 553,6 |
111,7 |
офисная мебель |
38693,6 |
50968,2 |
12 274,6 |
131,7 |
53320,7 |
53 189,0 |
104,6 |
Прибыль от реализации |
28 012,4 |
32 417,8 |
4 405,4 |
115,7 |
36 055,8 |
35 940,1 |
111,2 |
в том числе |
|||||||
Кухни |
5 518,9 |
6 788,1 |
1 269,2 |
123,0 |
7 708,8 |
7 585,8 |
113,6 |
шкафы-купе |
4 209,6 |
4 944,0 |
734,4 |
117,4 |
5 825,1 |
5 707,7 |
117,8 |
детские |
3 773,2 |
4 196,8 |
423,7 |
111,2 |
4 896,2 |
4 784,9 |
116,7 |
гостиные |
2 449,7 |
2 216,3 |
-233,4 |
90,5 |
2 579,1 |
2 488,6 |
116,4 |
прихожие |
3 768,5 |
4 243,0 |
474,5 |
112,6 |
4 564,8 |
4 452,2 |
107,6 |
спальни |
1 464,2 |
1 505,7 |
41,5 |
102,8 |
1 660,5 |
1 557,7 |
110,3 |
офисная мебель |
6 828,3 |
8 523,8 |
1 695,5 |
124,8 |
8 821,3 |
8 696,5 |
103,5 |