Файл: Выявление общего и особенного становления и развития международного рынка ценных бумаг.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика Международного валютного фонда (МВФ)
1.1 История становления международного валютного фонда
1.2 Сущность, цели и структура международного валютного фонда
Глава 2. Роль Международного валютного фонда в мировой экономике и торговле
2.2 Международный валютный фонд и всемирный банк в условиях трансформации мирового баланса сил
1.2 Сущность, цели и структура международного валютного фонда
Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) международная организация, целью деятельности которой является регулирования валютно–кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткои среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Фонд имеет статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций для международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно–финансовой сфере [1].
Все страны–члены МВФ имеют право на получение финансовой помощи от МВФ.
Международный валютный фонд – это межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно–кредитных и финансовых отношений [5].
Каждое государство, взаимодействующее с МВФ, должно обеспечить экономический рост в условиях разумной стабильности цен, стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных экономических и финансовых условий, а также такой денежно–кредитной системы, которая не ведет к появлению непредвидимых сбоев, избегать манипулирования обменными курсами [2].
В данный момент МВФ насчитывает в своем составе 189 государств–членов: США, Канаду, Швейцарию, Швецию, Австралию, Новую Зеландию, Исландию, Испанию, Люксембург, Австрию, Нидерланды, Германию, Францию, Великобританию, Бельгию, Ирландию, Италию, Финляндию, Норвегию, Данию, Японию и другие государства
Цели МВФ:
Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере.
Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран–членов;
Определение паритетов и курсов валют; не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами–членами и в устранении валютных ограничений;
Оказание помощи странам–членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран–членов;
Осуществление контроля за соблюдением странами–членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.
Основные функции фонда заключаются в международном финансовом сотрудничестве, кредитовании, поддержка международных торговых отношений, стабилизации денежных обменных курсов, консультировании, разработка стандартов. Руководящим органом фонда является Совет управляющих, Исполнительный Совет, Директора, сотрудники и штат сотрудников [8].
Для предотвращения кризисов и поддержания стабильности в международной финансовой системе МВФ выполняет миссию наблюдателя за финансовыми и экономическими преобразованиями и изменениями в мире. Таким образом, фонд содействует международной валютной системе гармонично выполнять основную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами.
Государства – участники фонда имеют определенную долю голосов, которая пропорциональна вносимой квоте [8]
Структура МВФ и специфика предоставления кредитного кейса. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, встречи которого проходят два раза в год. Совет делегирует текущее руководство Исполнительному совету, состоящему из 24 исполнительных директоров.
К целям Международного валютного фонда, согласно его уставу, относятся следующие обязательства[3]:
способствовать развитию международного сотрудничества в валютно–финансовой сфере;
способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и;
содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств–членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
Таким образом, деятельность МВФ представляет собой многоуровневую систему функций: от частного финансового кредитора до глобального управленца экономики. Представление финансовой помощи государствам–членам, испытывающим затруднения в финансировании платежного баланса, является одним из основных инструментов, помогающим МВФ стабилизировать мировую торговлю.
Глава 2. Роль Международного валютного фонда в мировой экономике и торговле
2.1 Анализ деятельности мирового валютного фонда в условиях современного мирового экономического порядка
Глобализация мировой финансовой системы, интеграция и конкуренция на мировом финансовом рынке, его открытость обусловила актуальность совершенствования финансового надзора и регулирования, которое становится одним из основных направлений развития финансовой системы и возможности её интеграции без негативных последствий [8].
Для осуществления кредитной деятельности МВФ должен иметь в своём распоряжении временно свободные денежные средства. Каждый месяц он публикует отчёт о финансовой деятельности, где формируются данные по использованию ресурсов Фонда. Исходя из отчёта на 03.03.2017 г., представляется целесообразным проанализировать его основные показатели (таблица 1) [3].
Таблица 1
Финансовая статистика МВФ на конец периода (билл. СДР)
Наименование статьи |
2015 г. |
2016 г. |
Используемые ресурсы |
||
GRA |
902,7 |
1094,3 |
PRG Trust |
52,4 |
52,4 |
Финансовая помощь |
||
GRA |
148,8 |
121 |
PRG Trust |
7,2 |
8,3 |
HIPC (млн. СДР) Количество стран: 36 |
5,007 |
5,016 |
MDRI (млн. СДР) Количество стран: 30 |
3,537 |
3,537 |
CCR (млн. СДР) Количество стран (2014): 1 Количество стран (2015): 4 |
178,1 |
246,1 |
Задолженность |
||
GRA |
1,1 |
1,1 |
PRG Trust |
0,1 |
0,1 |
Trust Fund и др. |
0,1 |
0,1 |
Процентная ставка |
||
Доллары за СДР |
1,44881 |
1,38573 |
СДР процентная ставка, % |
0,05 |
0,05 |
Темп изменения ставки (скорректированный), % |
1,05 |
1,05 |
Темп вознаграждения (скорректированный), % |
0,05 |
0,044 |
На основе информации, содержащейся в таблице, можно сделать следующие заключения:
Во–первых, используемые ресурсы состоят из двух частей: GRA и PRG Trust. Первый из них (GRA) описывается как счета общих ресурсов. В данном случае ими являются:
фонды МВФ в валютах стран–участников для наличия хорошего платёжного баланса и резервов при проведении финансовых операций МВФ;
фонды в СДР–валюте;
неиспользованные суммы (двусторонние займы и соглашения).
Что касается второго значения (PRG), то оно характеризует Фонд доверия для проведения льготного кредитования операций через кредиты, резервы и субсидии. Он состоит из всех кредитных ресурсов, совокупных обязательств и незадействованных кредитных ресурсов [15].
В финансовую помощь МВФ входят 5 компонентов, каждый из которых включает разное количество составляющих:
GRA: Фонды денежных средств в валютах стран–участниц, золото и другие активы; оттоки ресурсов; поступления ресурсов; непогашенные кредиты; предоставляемые займы Фонда;
PRG Trust: Фонд оказывает поддержку малоимущим странам–участницам МВФ: выплаты Фонда; погашение задолженности в течение конкретного периода; неоплаченные кредиты [3];
HIPC: содействие бедным странам со стороны развитых стран: количество стран; обязательства; выплаты (временная помощь и окончание помощи);
MDRI: многосторонняя инициатива по облегчению бремени задолженности: число стран; общее облегчение долгового бремени (без учёта и с учётом облегчения);
CCR: Фонд по катастрофам локализации и рельефа для облегчения бремени странам–участницам, испытывающим проблемы из–за катастрофического стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций: число стран; общее облегчение долгового бремени (без учёта предыдущего облегчения HIPC).
Задолженность МВФ представлена в таблице тремя составляющими, но при этом их список не является исчерпывающим:
а) GRA показывает всего просроченных финансовых обязательств;
б) PRG Trust характеризует общую просроченную задолженность соответствующего Фонда;
в) Trust Fund и др. отражает общие просроченные финансовые обязательства перед целевым фондом и Фондом структурной перестройки (SAF), использующимся для сокращения бедности [16].
Что касается процентных ставок, то первая из них показывает обменный курс СДР в долларах США (в 2015 г. 1,38573 СДР). Вторая описывает ставку, рассчитанную из средневзвешенной за 3 месяца процентных ставок рынка на активы по доллару США, евро, японской йене и фунту стерлингов. Третья представляет собой ставку сборов, которая включает в себя ставку на кредиты GRA (по процентной ставке СДР) плюс определённый процент для покрытия на финансирование резервов МВФ, административные расходы и иное. И четвёртая отражает ставку вознаграждения, касающуюся стран–участниц МВФ, которые предоставляют разнообразные ресурсы Фонду.
Основными причинами некоторых изменений в таблице (например, по статье «Используемые ресурсы» в 2015 году по сравнению с 2014 годов прирост составил 21,2 %) являются, прежде всего, решения об увеличении ресурсов Фонда для оказания помощи экономикам стран, подвергшимся мировому финансовому кризису. Что касается Российской Федерации, то задолженности перед МВФ у неё не имеется.
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США 17,78%; Германия 5,53%; Япония 5,53%; Великобритания 4,98%; Франция 4,98%; Саудовская Аравия 3,45%; Италия 3,09%; Россия 2,90%. Доля 15 стран участниц ЕС 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов. Российская Федерация обрела статус государства-члена Международного валютного фонда в апреле 1992 года, оплатив, в конвертируемой валюте двадцать пять процентов суммы своей подписки на капитал фонда [4].
Геополитическая и политическая напряженность в некоторых государствах усиливает ухудшение экономической ситуации из-за ужесточения финансовых условий и падения цен на отдельные виды биржевых товаров [5]. Аналитики постоянного представительства МВФ в России процитировали свои тезисы, в которых сказано о том, что система краткосрочных и долгосрочных санкций, введенная странами Евросоюза против Российской Федерации, на самом деле стимулирует российскую экономику, подталкивая на поиск альтернативных путей развития экономики.
По оценкам международных экспертов фонда прогноз темпов роста мировой экономики на 2017 год снизиться на 0,1 пункта и будет составлять 3,4 процента. Российская экономика, по мнению аналитиков МВФ, в двухлетней перспективе будет расти в 2,5 раза медленнее китайской и в 2 раза медленнее японской. Сопоставимые с РФ цифры будут демонстрировать Бразилия (3,0% и 4,0%) и Мексика (3,5% и 3,5%). Одновременно с ухудшением российского прогноза МВФ понизил и свои ожидания относительно роста мировой экономики. На фоне долгового кризиса в еврозоне организация ожидает, что в 2016-м глобальная экономика прибавит 3,3% (предыдущий прогноз – 4%), в 2017-м – 3,9% (4,5%).
Фонд отмечает, что пересмотр прогноза по мировой экономике связан с ожиданием рецессии в еврозоне в 2016 году из-за резкого роста доходности суверенного долга, влияния на реальную экономику процесса снижения доли заемных средств банков и мер дополнительной бюджетной консолидации. МФВ сообщает, что восстановление мировой экономики находится под угрозой из-за усиления напряженности в зоне евро. Финансовые условия ухудшились, перспективы роста стали более мрачными, и риски ухудшения ситуации обострились.