Файл: Выявление общего и особенного становления и развития международного рынка ценных бумаг.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика Международного валютного фонда (МВФ)
1.1 История становления международного валютного фонда
1.2 Сущность, цели и структура международного валютного фонда
Глава 2. Роль Международного валютного фонда в мировой экономике и торговле
2.2 Международный валютный фонд и всемирный банк в условиях трансформации мирового баланса сил
Эксперты МВФ выражают надежду на то, что большинству развитых стран все же удастся избежать повторной рецессии уровня 2008-2009 гг. Для этого европейским лидерам предстоит значительно активизировать усилия по борьбе с новым кризисом, предупреждает фонд. Темпы экономического роста в любом случае не внушают оптимизма, констатирует организация. ВВП самого проблемного региона – еврозоны – в 2016 году снизится на 0,5%, а в 2017-м увеличится всего на 0,8%, прогнозируют эксперты. Предыдущие ожидания МВФ для валютного союза – рост на 1,1% и 1,5% в 2016-2017 гг. соответственно.
Рост доходности суверенных бондов, замещение банкам заемного капитала собственным, последствия мер жесткой бюджетной экономии – все эти тенденции повлияют на темпы роста европейской экономики. ВВП США, по оценкам экспертов МВФ, снизиться на 0,2% и в 2016 году составлял 2,2%. Американский прогноз по 2016 году не слишком снижен благодаря обнадеживающей динамике внутреннего спроса.
Экономика стран с формирующимся рынком и развивающихся стран будет снижаться и составит в 2016 году2,01% и 1,9% в 2017 году. По планам российского правительства, согласно утвержденному бюджету, с 2016 по 2018 год планируется увеличить ВВП до 87,5 триллиона рублей. Следовательно, ежегодный рост ВВП должен составить не менее 4%. Прогноз МВФ для российской экономики чрезвычайно пессимистичен по сравнению с ожиданиями других международных организаций и институтов. Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозировала, что по базовому сценарию ВВП России в 2016 году увеличится на 1,2%, что на 0,3 процентных пункта ниже июньской оценки.
Также, ООН не исключает и негативного сценария в этом случае российский ВВП упадет на 2,6%. Всемирный банк прогнозирует небольшой рост экономики в следующем году на 0,5%, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2,1%. Согласно официальному прогнозу российского правительства, ВВП государства в следующем году вырастет на 2,7%. В МВФ считают, что для создания необходимых резервов следует ужесточить бюджетную политику за счет сокращения субсидий, трансфертов и налоговых льгот, тогда как в бюджете на 2017 год предусмотрено увеличение расходов и смягчение бюджетной политики. В среднесрочной перспективе в качестве ориентира бюджетной политики МВФ рекомендует установить ограничение нефтегазового дефицита бюджета на уровне 3,7% ВВП. Прогноз аналитиков МВФ для России на 2017 год сохранен, экономика Российской Федерации выйдет из рецессии и рост составит 1%. Эксперты считают, что ожидания МВФ реалистичны. Международный валютный фонд советует России, разработать план действий на случай ухудшения ситуации в еврозоне и распространения кризиса на другие страны.
2.2 Международный валютный фонд и всемирный банк в условиях трансформации мирового баланса сил
Официальной датой создания Всемирного банка является 27 декабря 1945 года. Первоначально, он представлял собой только один из сегодня существующих институтов группы Международный банк реконструкции и развития, основной целью которого являлось содействие в послевоенном восстановлении стран-участниц.
Со временем, его роль немного изменилась и МБРР стал кредитоватьстраны со среднем уровнем дохода кредитоспособные страны с низким уровнем дохода. В 1960 году была создана Международная ассоциация развития, представляющая собой кредитную организацию для оказания помощи беднейшим странам, не обладающим кредитоспособностью для получения займов от МБРР и уровнем ВВП на душу населения не превышающим $1165. Две данные организации фактически составляют Всемирный банк, на сегодняшний день акционерами которого являются 189 стран-членов. При этом в МБРР и МАР входит 189 и 173 страны соответственно.
Группа организаций Всемирного банка включает пять учреждений. Помимо двух упомянутых ранее, в нее входят еще три организации, присоединившиеся для более эффективного функционирования в разное время. В 1956 году была основана Международная финансовая корпорация, призванная стимулировать приток частных инвестиций в компании развивающихся стран.
Позднее в 1966 году начал функционировать Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Основной целью создания данной организации является обеспечение урегулирования инвестиционных споров между правительствами и иностранными частными инвесторами через достижение компромисса или в противном случае арбитражное разбирательство.
К 1988 году было создано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, предоставляющее гарантии в форме страхования иностранным инвесторам от политических и прочих некоммерческих рисков. МФК, МЦУИС и МАГИ включают в себя 184, 152 и 181 членов соответственно. Президентом Группы организаций Всемирного банка является Джим Ён Ким.
Штаб-квартира находится в Вашингтоне, США. Источниками финансирования деятельности служат заемные средства с финансовых рынков, ежегодный доход за счет размещения на фондовом и валютном рынках собственного капитала и проценты по предоставленным займам. Кредиты, предоставленные Всемирным банком преимущественно носят долгосрочных характер.
Помимо обособленных целей функционирования каждой из организаций, Группа Всемирного банка на сегодняшний день имеет две глобальные цели, достигнуть которые предполагается к 2030 году [6]:
Покончить с крайней бедностью за счет снижения количества людей, живущих менее, чем на $1.90 в день, до 3%.
Добиться большей справедливости и общего процветания за счет улучшения уровня жизни и роста доходов нижних 40 % населения в каждой стране.
Для того чтобы оценить эффективность функционирования данных международных институтов, как активных участников развития мирового хозяйства, можно проанализировать МВФ и Всемирный банк с точки зрения их экономической деятельности кредитной деятельности. Так, например, рассмотрим кредитование секторов мировой экономики важнейшим учреждением Всемирного банка МБРР в 2016 году.
Таблица 1- Кредитование МБРР в разбивке по секторам за период 20122016 финансовые годы в млн.долл. [3]
и |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство |
1163 |
851 |
В01 |
797 |
547 |
Я Образование |
1296 |
1065 |
1123 |
1477 |
1754 |
А Энергетикам горнодобы вающая промышленность |
2848 |
1208 |
2356 |
3150 |
4557 |
X Финансы |
1410 |
1609 |
1293 |
3404 |
2634 |
Ж Здравоохранение и другие услуги б социальной сфере |
2489 |
1322 |
1598 |
2949 |
2399 |
# Промышленность и торговля |
713 |
747 |
1054 |
1653 |
3426 |
— Информация и связь |
94 |
102 |
262 |
77 |
186 |
— Государственное управление и судебно-правовая система |
5381 |
4405 |
4806 |
431В |
5775 |
Транспорт |
3379 |
2600 |
4032 |
3086 |
4330 |
—Ф— Водоснабжение, канализация, защита от паводков |
1807 |
840 |
1279 |
2616 |
4121 |
Рассматривая кредитование МБРР по секторам за период 2014-2016 гг., можно сделать следующие выводы (табл.1). Практически во всех секторах (кроме сельского хозяйства, информации и связи) наблюдается значительный рост кредитования МБРР. Увеличение финансирования в секторах Промышленность и торговля в 3 раза, Финансы в 2 раза, Государственное управление и судебно-правовая система в 1,2 раза связано, в первую очередь, с желанием достичь экономического роста в регионах, где наблюдается его замедление или отсутствие вследствие мирового экономического спада, политической нестабильности, миграционных кризисов, вооруженных конфликтов.
Рост кредитования можно видеть в энергетике и горнодобывающей промышленности. Увеличение финансирования данного сектора почти в 2 раза говорит о по-прежнему существующих трудностях, связанных с обеспечением энергетической безопасности в некоторых регионах. Неизменно высоким остается уровень финансирования строительства и развития транспорта, представляющегося основой как для обеспечения экономического роста, так и укрепления сотрудничества между странами разных регионов. Увеличение кредитования сектора Водоснабжение, канализация, защита от паводков более чем в 3 раза связано с ликвидацией последствий крупнейших стихийных бедствий, произошедших в рассматриваемый период.
По-прежнему значительные финансовые средства предоставляются для борьбы с бедностью, повышения благосостояния, увеличения продолжительности жизни и развития человеческого капитала. Так, кредитование в секторах образования и здравоохранения и другие услуги в социальной сфере увеличилось в 1,5 раза. Сокращение кредитование МБРР сектора сельского хозяйства на 68% может быть связано с рациональным использованием денежных средств, выделяемых Банком в предыдущих периодах, и финансированием большей части продовольственных программ МАР.
Значительные увеличения объемов финансирования, (особенно наглядно это представлено на рисунке
1), практически во все сектора мировой экономики, с одной стороны, могут свидетельствовать о все большем количестве разработанных программ для экономик стран, используемых для достижения установленных целей к 2030 году. Однако, с другой стороны, это демонстрирует все большую зависимость стран от кредитов международных финансовых институтов и неспособность самостоятельно обеспечивать экономический рост и достойный уровень жизни своим гражданам. К тому же, мы можем видеть слабость современной мировой системы хозяйства, которая
Говоря о финансовой помощи и её снижении на 29%, можно предположить, что МВФ проводит недостаточную программу помощи странам. Ведь действительно, предоставляя денежные средства на поднятие экономики, страна–получатель должна выполнить серьёзные требования со стороны Фонда, связанные с приватизаций, сменой валютной системы и т.д. Таким образом, МВФ, используя свои ресурсы, предлагает странам–участницам неприемлемые для их условий экономики программы развития.
Таким образом, анализ отчетности по финансовой деятельности позволяет выявить изменения и структуру ресурсов МВФ, что представляет интерес для стран–участниц данной организации и мировой экономики в целом.
2.3 Проблематика аспекта деятельности МВФ и пути их решения
Долгое время российская сторона продвигала вопрос реформирования глобальной системы резервных валют, включая расширение валютной корзины СДР. Так, предложения России к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 г. в том числе включали призыв МВФ к проведению исследования следующих возможностей:
диверсификации перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров;
создания наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.
В качестве возможного варианта диверсификации резервных валют Россия предлагала включение в состав валютной корзины СДР национальных валют стран БРИК. О такой возможности, в частности, заявил, будучи на должности президента РФ, Д.А. Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе [14].
Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ. В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос».
В последнее время западные эксперты все более скептично настроены в отношении интернационализации российской валюты, что обусловлено в том числе развитием кризисных явлений в российской экономике и напряженностью в отношениях между Россией и западными странами. Так, профессор экономики Университета Беркли (США) и бывший советник МВФ Б. Эйхенгрин в интервью Bloomberg заявил, что он «не знает ни одного человека, кто воспринимает идею придания рублю статуса резервной валюты серьезно» и что «держать финансовые активы в России является рискованным делом»
Снижение перспектив превращения рубля в резервную валюту подтверждается и статистикой. По данным Банка международных расчетов, в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль за период с 2013 по 2016 гг. опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась за аналогичный период с 1,6 до 1,1%39. Важно отметить, что в конце прошлого года МВФ принял решение о включении в состав СДР китайского юаня. Принятое решение вступило в силу с 1 октября 2016 г., в результате чего доля юаня в корзине СДР составила 10,92% 40 [13].