Файл: Оценка эффективности реализации принятого управленческого решения.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы реализации основных этапов принятия управленческого решения
1.1 Основные принципы принятия управленческих решений. Этапы процесса принятия решений
1.2 Процесс принятия управленческих решений. Среда принятия решений
1.3 Модели и методы принятия управленческих решений. Обзор модели науки управления
2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО «БИКО»
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности ООО «БИКО»
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО «БИКО»
3. Построение модели управленческого решения
3.1. Постановка задачи и формирование управленческого решения
3.2. План реализации решения и управленческая оценка его эффективности
2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО «БИКО»
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности ООО «БИКО»
Общество с ограниченной ответственностью «БИКО» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Данное предприятие было зарегистрировано в администрации г. Новосибирска 22 февраля 2002 года (Устав).
Предприятие является посредником между производителями отделочных материалов России, Германии, Украины и розничными предприятиями г. Новосибирска и Новосибирской области. Таким образом, масштабы деятельности данной фирмы выходят за пределы не только города, но и России.
Изучение документов, регламентирующих деятельность Общества с ограниченной ответственностью, позволило выявить основные цели и задачи предприятия. Особенностью является то, что руководители не только ставят своей целью получение прибыли, но и определили свою миссию на рынке услуг – обеспечить отделочными материалами не только строительные предприятия, розничную торговую сеть, но и различные слои населения. «Целевой портрет» изображен на рисунке 6.
В соответствии с генеральной целью деятельности определены: коммерческая цель – увеличение объема продаж; экономическая цель – повышение экономических показателей (рентабельность, прибыль); социальная цель – расширить круг социальных гарантий (дополнительное медицинское страхование и хозяйственная – укрепить материально-техническую базу, создать оптимальные условия труда.
Миссия: обеспечение строительными материалами организации и население Новосибирской области
Генеральная цель деятельности: повышение эффективности и конкурентоспособности фирмы, эффективности менеджмента
Коммерческая цель
Экономическая цель
Социальная цель
Хозяйственная цель
Рисунок 6 – «Целевой портрет» ООО Фирмы «БИКО»
В соответствии с поставленными целями определены задачи фирмы:
- заключение договоров с различными предприятиями-изготовителями отделочных материалов разного качества и стоимости, удовлетворяющих любому вкусу потенциального покупателя,
- заключение договоров и организация поставок отделочных материалов для строительных компаний;
- обеспечение социальными гарантиями работников Фирмы;
- создание корпоративной культуры через создание мотивационных условий для качественного выполнения каждым членом коллектива должностных обязанностей.
Организационная структура ООО «БИКО» является функциональной (рисунок 7), то есть группировка должностей в отделы осуществляется на основе близости видов деятельности, компетенций и использования ресурсов.
Директор
Финансовый директор
Коммерческий директор
Администратор
Главный бухгалтер
Кладовщик
Кассир
Бухгалтер
Кладовщик
Кладовщик
Груз
чик
Груз
чик
Груз
чик
Груз
чик
Груз
чик
Груз
чик
Рисунок 7 - Организационная структура ООО «БИКО»
Данная структура отличается крепкой вертикалью власти. Информация течет вверх и вниз по иерархии, управленческая цепочка сходится к вершине организации. Сотрудники взаимодействуют главным образом с коллегами по своему отделу: решения вышестоящих органов исполняются в рамках отделов. Находящиеся на низших уровнях иерархии работники воспринимают право вышестоящих сотрудников принимать решения и издавать приказы как должное. В соответствии с вертикальным функциональным подходом структура организации изображается в виде командной цепочки, направленной из вершины иерархической пирамиды к ее основанию.
Указанные характеристики обеспечивают организации ряд преимуществ. Работа в сформированных по функциональному признаку отделах способствует повышению уровня профессионализма, так как сотрудники выполняют разнообразные задания. Группировка работников в соответствии с близостью задач позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Квалификация и опыт сотрудников позволяют отделу решать практически любые информационные проблемы в организации. Работники мотивированы к повышению квалификации и продвижению вверх по иерархической структуре.
Функциональная структура предполагает централизацию процесса принятия решений и управление сверху, так как управленческая цепочка сходится к вершине. Коммуникации и координация деятельности сотрудников внутри каждого отдела осуществляются на хорошем уровне. Ценным ресурсом организации с такой структурой управления являются квалифицированные эксперты в различных областях, особенно те из них, кто специализируется на высоких технологиях.
Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за исследуемый период представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «БИКО» за 2011-2013 гг. (тыс. руб.)
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отклонение (+, -) |
Темп роста, % |
||
01/00 |
02/01 |
01/00 |
02/01 |
||||
Оборот розничной торговли |
|||||||
- в действующих ценах |
3511 |
4868 |
5726 |
1356 |
858 |
138,6 |
117,6 |
- сопоставимых ценах |
3511 |
4105 |
4975 |
705 |
746 |
120,1 |
117,7 |
Валовой доход, тыс. руб. |
1005 |
1318 |
1805 |
313 |
487 |
131,1 |
136,9 |
Уровень валового дохода, % |
28,62 |
27,07 |
31,52 |
1,55 |
4,45 |
94,6 |
116,4 |
Издержки обращения |
865 |
1026 |
1407 |
161 |
380 |
118,7 |
137,1 |
Издержки обращения в % к обороту |
24,63 |
21,09 |
245 |
-3,54 |
3,49 |
85,6 |
116,5 |
Прибыль (+), убыток (-) |
140 |
291 |
397 |
151 |
106 |
2,08 |
136 |
Уровень рентабельности. % |
16,2 |
28,4 |
28,2 |
12,2 |
-0,2 |
175 |
99 |
На основании данных таблицы 2.1 мы можем сказать, что на протяжении всего исследуемого периода один из главных показателей деятельности, такой как оборот розничной торговли имеет тенденцию к росту. Так, в 2012 году в сравнении с 2011 годом оборот в действующих ценах возрос на 38,6% или на 1356 тыс. руб., а в 2013 году в сравнении с 2012 годом он же возрос на 17,6% или на 858 тыс. руб.
Оборот в сопоставимых ценах в 2012 году по отношению к 2011 году возрос на 705 тыс. руб., а в 2013 году в сравнении с 2012 годом данный показатель увеличился на 17,7%, что в сумме составило 746 тыс. руб.
Валовой доход в 2012 году в сравнении с 2011 годом возрос на 31,1%, что в сумме составило 313 тыс. руб., при этом уровень валового дохода снизился на 1,55 процентных пункта. Данное сокращение обусловлено увеличением покупной стоимости товаров. А в 2013 году по сравнению с 2012 годом этот показатель возрос на 36,9% или на 487 тыс. руб., а его уровень увеличился на 4,45 процентных пункта.
Издержки обращения в течение всего исследуемого периода возрастали, сначала, в 2012 году по отношению к 2011 году на 18,7%, а в процентном отношении к обороту они сократились на 3,54 процентных пункта. А в 2013 году по отношению к 2012 году - на 37,1%, а в процентах к обороту увеличились на 3,49 процентных пункта.
Прибыль в 2012 году по отношению к 2011 году увеличилась на 151 тыс. руб. или же более чем в два раза, а в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилась всего на 106 тыс. руб. или же на 36%.
В связи с этим, уровень рентабельности в 2012 году по отношению к 2011 году увеличился на 12,2 процентных пункта, а в 2013 году в сравнении с 2012 годом этот показатель уменьшился на 0,2 процентных пункта.
Динамика цен оказывает самое непосредственное влияние на основной объемный показатель торговой деятельности - оборот розничной торговли.
Данные о доходе магазина представлены в таблице 2.
Таблица 3 - Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «БИКО»
показатель |
июль-август |
август - сентябрь |
динамика |
РТО |
281550,78 |
277190,06 |
-4360,72 |
Тприроста РТО |
-1,55 |
||
Закупочн.стоим. |
248465,68 |
245028,79 |
-3436,89 |
валовый доход(руб.) |
33085,10 |
32161,27 |
-923,83 |
% |
11,75 |
11,60 |
-0,15 |
Тприроста дох. |
-2,79 |
||
Аренда |
6000 |
6000 |
0 |
З/П1,1% |
3097,1 |
3049,1 |
-48,0 |
Прочие расходы |
320 |
400 |
0 |
Налоги |
2700 |
2700 |
0 |
Прибыль(руб.) |
20968 |
20012,17 |
-955,83 |
% |
7,44 |
7,21 |
-0,22 |
Из таблицы видно, что розничный товарооборот снизился на 4360,72 рубля, хотя продажи в натуральном выражении в целом, как было отмечено выше, выросли на 9,6% по сравнению с первым месяцем работы. Это связано с тем, что из-за сильной конкуренции фирма не может резко повышать цену на товары, и сдерживает её рост за счет своих доходов для сохранения клиентуры.
Общая сумма валового дохода снизилась на 923,83 рубля или-0,15%.Это произошло за счет того, что отрицательные темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота. Причина в новых поставщиках с более низкими ценами закупки при сохранении величины розничной цены по одним товарам и резкое удорожание других позиций поставляемых из соседней области. Как следствие потребители вынуждены были перейти на более доступные аналоги ранее используемых ими товаров. Так же уменьшился показатель чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия на 0,22% (955,83 руб.).
2.2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО «БИКО»
Анализ практики подготовки и принятия управленческих решений в ООО позволил сделать следующие выводы:
-Руководством принимаются решения на основе интуитивных ощущений. Рациональная модель принятия решений не применяется, так как руководство не имеет теоретических знаний в области менеджмента.
-По объекту решения: ситуационные, то есть принимаются в случае возникновения ситуации требующей разрешения.
-По лицам, принимающим решения: единоличные, по группам менеджеров.
-Связи с иерархией планирования: оперативные.
-По надежности исходной информации – встречаются надежные и ненадежные.
-Процесс принятия решений индивидуален, а не объективен. Он основывается на мнении высшего руководства организации;
-Решения принимаются по отдельным вопросам производства и не имеют взаимосвязи с другими структурными подразделения организации, хотя косвенно, все же, влияют на них.
Порядок принятия решений руководящими работниками учреждения осуществляется следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 - Порядок принятия решений руководящими работниками предприятия
Перечень решений, принимаемых в управляющей системе |
Кто подготавливает материалы |
С кем согласовывается проект решения |
Кто принимает решения |
||||||||||
Ген. дир. |
Ком. дир. |
Произ. дир |
Нач. мар-кет. |
Нач. дого-вор. |
Нач АХО |
Нач орга-низ. |
Д М |
Гл. бух |
Нач. ОК |
Примечание |
|||
Решения по кадровым вопросам: -найм, отбор и увольнение кадров |
ОК |
Ген. дир |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Единоличные решения высшего руководства |
Решения по правовым вопросам: -Заключ. договоров; -юридич. вопросы, т.п |
Отдел договоров |
Ген.дир. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Инициатива исходит от отдела договоров, а решается директорами |
Решения по маркетинговым вопросам: -сбыт; -реклама и т.п. |
Отдел маркетинга |
Ген. дир |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Решения не согласовываются с начальниками структурных подразделений |
Решения оперативно-организационного характера (по киоскам) |
Организационный отдел |
Произ. Дир. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Решения согласуются с производственными подразделениями |
Решения по АХО |
АХО |
Производст. дир. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Решения согласуются с производ. директором |
Решения по производств. вопросам |
ДМ |
Произ. Дир. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Решения согласуются с ДМ |