Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на конкретном примере) (Глава 1. Теоретические подходы к совершенствованию управления организационной культурой).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические подходы к совершенствованию управления организационной культурой
1.1 Организационная культура, как объект управления
1.2 Организационная культура как фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия
Глава 2 Анализ организационной структуры как конкурентное преимущество на примере ООО «Модерн Еласс»
2.1 Характеристика компании ООО «Модерн Еласс»
2.2 Анализ организационной культуры ООО Модерн Глас как конкурентного преимущества
Всем известно, что мотивация для развития культуры и создание мотивационного климата осуществляется управленческим персоналом и происходит сверху вниз. При внесении изменений обязательно проходить каждое звено по ступеньке.
Рисунок 3- организационная модель взаимосвязи стратегии и организационной культуры
«Культура» - многогранное понятие. Применительно к организации, в качестве самостоятельных направлений выделяют: культуру условий труда, культуру средств труда и трудового процесса, культуру межличностных отношений, культуру управления и культуру работника. [6]
Организационная культура для современной организации является нерушимой базой для высокой эффективности деятельности предприятия, которая помогает вызвать заинтересованность сотрудников к работе именно на этом предприятии и совершенствовании ее в своих целях.
Совершенствование культуры уже не является целью только организации, но и для каждого сотрудника - это цель номер один,которая позволяет осуществлять стабильную работу и поддерживать интерес к совей организации.
Ключевые ценности, объединенные в систему, образуют целостную философию организации, отвечающую на вопрос, что является для нее самым важнейшим. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задает главные направления деятельности организации, формирует позицию в отношении управления (стиль, мотивационные принципы, порядок разрешения конфликтов и пр.) и создают основу ее имиджа, то есть представления о ней у окружающих.
Обряд - это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.
Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения их гимнов. Ритуалы могут быть связаны с принятием в члены организации, проводами на пенсию и пр., но иногда они превращаются в самоцель.
Образы, легенды и мифы являются элементом знаково-символической подсистемы культуры. Мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, а образы - портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижая неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным. [14]
Обычай, как элемент культуры - это форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого организации без любых изменений.
Элементами культуры могут выступать существующие нормы и стиль каждого из сотрудников организации, а также взаимоотношения друг с другом, могут выступать основополагающими для формирования культуры.
Лозунги - это призывы, в краткой форме показывающие ее руководящие задачи, идеи. Сегодня в форме лозунга часто формулируется миссия предприятия.
Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов предприятия, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Они бывают как позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной - печально известную дедовщину.
Менталитет - образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации. Менталитет имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям.
Культура организации многоаспектная. Во-первых, она состоит из локальных субкультур отдельных подразделений или социальных групп, существующих в общей культуры. Они могут, как бы конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контркультуры). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и форм деятельности (отношений). Правомерно, например, говорить о культуре предпринимательства, культуре управления, культуре делового общения, культуре проведения тех или иных мероприятий, культуре взаимоотношений. [17]
Каждая из этих субкультур имеет свой набор элементов.
Так, элементами управленческой культуры, обобщенно характеризующей уровень организации социально-экономической системы, являются: компетентность, профессионализм, навыки межличностного общения, способ организации производства, выполнения трудовых функций, технология управления и информационного обеспечения, делопроизводства техника личной работы и пр.
1.2 Организационная культура как фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия
Факторы конкурентоспособности - те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социальноэкономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, в результате чего изменяется уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. [32]
К факторам конкурентоспособности относят:
- финансовое положение предприятия;
состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них;
- наличие передовой технологии;
- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
- способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
- наличие сбытовой сети;
- состояние технического обслуживания;
- возможность кредитования;
- действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
- платежеспособность основных покупателей.
Рисунок 4 - Факторы и принципы эффективности управления организационной культурой
Конкурентоспособность предприятия является составляющей следующих факторов: [32]
1.ресурсного - затраты ресурсов на единицу готовой продукции;
- ценового - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и
готовую продукцию;
- «фактора среды» - в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
В целом факторы конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяются на внешние и внутренние рисунок 6.
Рисунок 5 - Факторы конкурентоспособности предприятия
Под внешними факторами понимаются:
- меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации);
- основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
- деятельность общественных и негосударственных институтов;
- деятельность политических партий, движений, блоков,
формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
Культура управления организацией основывается на умении органично сочетать и направлять развитие локальных культур, формирующихся в подразделениях и филиалах. Культура аппарата управления и производственного ядра не должны насильственно насаждаться всем остальным подразделениям.
Рисунок 6 - Три фактора конкурентоспособности.
Гораздо более продуктивным подходом является выработка совместных ценностей и формирование с их помощью ключевых положений организационной культуры, показ всем работникам их прагматической полезности для всей организации. Таким образом, цели и ценности сотрудников и организации должны совпадать. Это залог их эффективной деятельности. В противном случае возрастает конфликтность в коллективе, способная привести его к деградации и краху, и появляется возможность возникновения контркультуры. [2]
Исходя из этого, менеджеры должны знать причины возникновения организационных контркультур и уметь предвидеть их появление. Среди организационных контркультур выделяют прямую оппозицию ценностям доминирующей оргкультуры, оппозицию сложившейся структуре власти в организации, а также оппозицию образцам отношений и взаимодействий, поддерживаемых доминирующей культурой.
Основными причинами появления этих контркультур в организации являются:
- дискомфорт, испытываемый ее сотрудниками, из-за отсутствия того морального и материального вознаграждения, на которое они рассчитывали;
- невозможность получить удовлетворение от работы в силу ее малой привлекательности; ограничения, существующие в сфере карьерного роста сотрудников;
- организационный кризис или смена стратегии деятельности, обусловливающие необходимость изменения привычных моделей и схем поведения, а также недостаточная помощь я поддержка со стороны коллег; изменения формы собственности и статуса организации, ведущие к перераспределению власти и влияния в ней.
Являясь атрибутом организационной системы, организационная культура подвержена влиянию окружающей среды. Внешнюю среду организаций можно рассматривать и как источник угроз для нее, и как источник возможностей.
К отрицательным воздействиям внешней среды на организацию и ее культуру можно отнести:
- отсутствие четкой геополитической доктрины у государства;
- отсутствие стабильности в социально-экономической сфере;
- процесс криминализации экономической и других сфер общественной жизни;
- отсутствие правозаконности в силу несовершенства законодательной базы, а также низкой правовой культуры основных государственных и общественных институтов;
- отсутствие или слабое развитие основных институтов,
К положительным воздействиям внешней среды можно отнести:
- возможность реализовать диверсифицированную деятельность фирмы в социально значимых областях — экологически чистые продукты питания, товары и услуги;[12]
- возможность начать бизнес в свободных экономических зонах еврорегиона, бизнес-инкубаторах и технопарках;
- неразработанность рынка интеллектуальных услуг, индустрии туризма и развлечений, переработки отходов и полезных ископаемых, среди которых имеются золото и алмазы, а также льна, овощей и фруктов;
- неразвитость всей инфраструктуры транзита и обеспечивающих его услуг;
- наличие дешевого и достаточно качественного образования в вузах.
- наличие достаточного количества высококвалифицированной сверх дешевой рабочей силы;
- огромное количество интеллектуальных разработок, ждущих своего внедрения в научных и учебных центрах республики;
Инструменты управления - это средства упорядочения, приспособления для решения поставленной задачи в рамках сложившейся реальной ситуации, ресурсных и иных ограничений. Таким образом, инструмент управления ориентирован на сохранение, то есть на устойчивость. Другими словами, это способ решения проблемы приспособления в сложившейся ситуации.
Инструментарий обеспечения конкурентоспособности предприятий представлен в приложении А бакалаврской работы.
Инструментарий - совокупность инструментов, применяемых в какой- либо специальности.
Разработка и применение инструментария менеджмента основывается на единстве и универсальности процесса воздействия, прикладном использовании его потенциала, содержания и результатов самым широким кругом менеджеров. Это позволяет исключить параллелизм, усовершенствовать процедуру, существенно повысить эффективность функционирования и развития организации, обеспечив координацию действий всех участников.
Универсальность инструментария менеджмента проявляется не только в разработке и применении единого и эффективного механизма или его целенаправленной коммутации с функциями менеджера. Она может самым
непосредственным образом реализовываться в органичном и последовательном объединении исследования и воздействия менеджера на организацию. В этом плане универсальный инструментарий становится одним из специфических и в то же время наиболее часто встречающихся практических проявлений администрирования, позволяющих преодолеть противоречия между исследованием и воздействием. [20]