Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на конкретном примере) (Глава 1. Теоретические подходы к совершенствованию управления организационной культурой).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические подходы к совершенствованию управления организационной культурой
1.1 Организационная культура, как объект управления
1.2 Организационная культура как фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия
Глава 2 Анализ организационной структуры как конкурентное преимущество на примере ООО «Модерн Еласс»
2.1 Характеристика компании ООО «Модерн Еласс»
2.2 Анализ организационной культуры ООО Модерн Глас как конкурентного преимущества
Методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
Следовательно, инструментарий обеспечения конкурентоспособности представляет собой совокупность различных методов и инструментов, позволяющих формировать и развивать конкурентоспособность торговых предприятий. Эти инструменты определяются внешней средой функционирования.
Выделяют две группы методов, при помощи которых возможно воздействовать на процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия: методы прямого и косвенного воздействия.
Методы косвенного воздействия реализуются через инструменты правового регулирования, административного и экономического влияния.
Правовые инструменты играют главную роль. В современном мире любое регулирующее воздействие должно осуществляться на правовой основе. К инструментам правового регулирования можно отнести различные акты, законы и программы, как для определенного вида бизнеса, так и общие касающиеся всех видов торговых предприятий.
Инструменты административного регулирования относятся к группе прямого регулирования, и включает в себя стандартные официальные меры: -регистрация бизнеса;
-лицензирование отдельных видов деятельности;
-ведение административных мер;
-создание инфраструктуры потребительского рынка и т.д.
Рисунок 7 - Схема классификации методов [31]
Экономические инструменты (регуляторы представляют собой блок экономических методов государственного управления сферой торговли. Совокупность инструментов экономического регулирования включает в себя следующие группы инструментов:
Активно-структурные (государственная поддержка и финансирование торговых предприятий.
Фискально-структурные, т.е. инструменты бюджетно-налоговой политики (назначение и дифференциация налоговых ставок; дотаций, субсидии, бюджетные ссуды; амортизационная политика).
Монетарные инструменты, т.е. инструменты кредитно-денежной политики, заключается в воздействии государственных органов власти на объем денежной массы на потребитеском и иных рынках.
Методы прямого воздействия представляют собой комплекс специализированных инструментов, направленных на обеспечение качественного развития предприятий посредством создания благоприятных условий для формирования конкурентных преимуществ.
«Культура» является комплексным понятием. Применительно к организации, в качестве самостоятельных направлений выделяют: культуру условий труда, культуру средств труда и трудового процесса, культуру межличностных отношений, культуру управления и культуру работника. Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе.
Управление организационной культурой предполагает ее формирование, укрепление (сохранение) и изменение.
Важное значение имеет обмен информацией для формирования организационной культуры - это использование многообразных форм передачи информации для создания образа организации и широкое информирование членов организации и потребителей ее продукции о политике и целях организации.
Разработка и применение инструментария менеджмента основывается на единстве и универсальности процесса воздействия, прикладном использовании его потенциала, содержания и результатов самым широким кругом менеджеров. Это позволяет исключить параллелизм, усовершенствовать процедуру, существенно повысить эффективность функционирования и развития организации, обеспечив координацию действий всех участников.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе.
Глава 2 Анализ организационной структуры как конкурентное преимущество на примере ООО «Модерн Еласс»
2.1 Характеристика компании ООО «Модерн Еласс»
Преступим к анализу организационно-хозяйственной деятельности компании, являющийся объектом нашего исследования - заводу «Модерн Еласс».
ООО «Модерн Еласс» - предприятие по обогащению листового стекла и производству на его основе разнообразной продукции. С начала своей работы в 2002 году и до 2009 года компания носила название ООО «Челябинский завод современного стекла», сегодня предприятие функционирует под маркой «ModemGlass». На сегодняшний день компания занимает лидирующие позиции на отечественном рынке промышленного производства стекла, используемого в строительстве.
История развития компании берет свое начало в 2002 году. На основе анализа потребителей и потребностей рынка после составления бизнес-плана был официально зарегистрирована компания ООО «Челябинский завод современного стекла».
К началу 2006 года предприятие выросло из регионального производителя в организацию, предоставляющую продукцию в несколько регионов, а так же в страны ближнего зарубежья. Основной товарной концепцией, которая отличает компанию от конкурентов, является специализация на трудоемкой и крупногабаритной стекольной продукции. Именно поэтому важный вопрос, которому постоянно уделяется внимание, это стабильность и качество продукции. Благодаря такому подходу компании удалось стать лидером по производству стеклопакетов и специального строительного стекла на Урале.
На сегодняшний день в компании работают производства, которые составляют полный цикл переработки стекла. Перечислим данные производства:
- механическая обработка и закалка.
- нанесение покрытия с помощью метода валковой покраски и шелкографии;
- нанесение селективных вакуумно-магнетронных покрытий;
- изготовление триплексов и стеклопакетов;
- изготовление многослойного ламинированного стекла MGLaminat (со 2 квартала 2006 года);
- изготовление эмалированного стекла MGColor, нанесение шелкографии (с 3 квартала 2006 года);
- переработка пожаробезопасного стекла MGPyrobel и MGPyrobelite (с 1 квартала 2008 года);
- изготовление электрообогреваемого стекла MGTermo (с 3 квартала 2009 года).
Ассортимент произведенной продукции на сегодняшний день является актуальным, но в условиях постоянно повышающихся требований законодательной базы к повышению уровня энергоэффективности возведенных объектов, а также сегодняшние запросы к скорости строящихся объектов, наводят на мысль об увеличении перечня производимой продукции. Компания приобретает энергоресурсы у предприятий, которые являются монополистами в производстве данных ресурсов.
На сегодняшний день компания является лидером в Уральском регионе, а так же одной из ведущих компаний, как на территории России, так и в странах СНГ.
Рассмотрим организационную структуру компании, которая изображена на рисунке 8
Генеральный
директор
Рисунок 8 - Организационная структура компании Модерн Гласс
Рисунок 9 - Организационная структура компании Модерн Гласс Рисунок 9 - Организационная структура компании Модерн Гласс
Организационная структура, функционирующая в компании относится линейно-функциональному типу. К достоинствам структуры управления данного типа относятся: направления деятельности четко распределены, принцип двойного подчинения руководителей второго и третьего звена отсутствует, полномочия и ответственность четко распределены. К недостаткам данной структуры относится: узкая специализация большинства сотрудников, для работников большую важность представляют интересы подразделения, нежели интересы компании в целом, работники не воспринимают компанию как единое целое.
Рассмотрим миссию компании: «Мы стремимся приблизить будущее в мире строительства, бытовой техники, мебели и транспорта, производя качественное, красивое, безопасное, многофункциональное и современное стекло». Данная миссия относится виду миссия-предназначение: четко определена специфика деятельности компании характер предоставляемых услуг.
В организации существуют взаимосвязанные принципы и убеждения, которые придают смысл нормам поведения, а так же составляют и составляющие ядро культуры компании.
ООО «Модерн Гласс» стремится оправдать свое предназначение для всех сторон, заинтересованных в успешном развитии компании. Это является основной ценностью компании.
В настоящее время стратегия развития компании: увеличение объема продаж на 10% при прежней стоимости продукции.
Рассмотрим главные ценности компании ООО «Модерн Гласс»:
- производство качественной продукции с помощью современных технологий. Уровень качества продукции компании выше уровня конкурентов;
- добиваться и поддерживать долгосрочное сотрудничество с клиентами;
- проявлять заботу и уделять внимание каждому сотруднику компании, обеспечить работникам финансовое благополучие и обеспечить уверенность в своей работе;
- обеспечить максимальный уровень экономической прибыли от деятельности компании;
- всегда сотрудничать с поставщиками продукции на взаимовыгодных условиях;
- нести социальную ответственность в г. Челябинске.
Мы рассмотрели историю развития компании, специфику ее деятельности, а так же миссию и основные ценности ООО «Модерн Гласс».
Перейдем к изучению внешней и внутренней средам компании и к финансовым показателям ее хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ организационной культуры ООО Модерн Глас как конкурентного преимущества
Рассмотрим существующую организационную культуру в ООО Модерн Гласс. Согласно проведенному опросу по методике Камерона К.С., Куинна Р.Э. на сегодняшний день организационную культуру в компании можно охарактеризовать как клановая культура с элементами бюрократической культуры.
Рисунок 9- Организационная культура ООО «Модерн Гласс»
На сегодняшний день организационная культура компании не работает на стратегическую цель. Стратегия, которой следовала компания до ее изменения, это стратегия, направленная на интеграцию, контроль и стабильность функционирования. Культивировалась такие ценности, как дисциплинированность и ответственность сотрудников, стабильность функционирования компании и стабильное выполнение своих обязанностей работником.
Стратегическая цель, принятая в компании сегодня: Повышение производительности труда на 10% требует изменение организационных ценностей в соответствии с измененной стратегией, а именно культивирование таких ценностей, как, как: командная работа, помощь и поддержка коллег и руководителей, лидеры-воспитатели, участие и преданность. Существующая организационная культура направлена скорее во внешнюю среду компании, а именно на потребителей.
Было выявлено, что работники компании преследуют только интересы своего подразделения, а не компании в целом, то есть не воспринимают компанию, как единое целое.
Существует иерархичность, которая влияет на отношения межу руководителями и работниками.
На сегодняшний день управление организационной культурой в компании стоит из двух этапов:
- Разработка мероприятий, направленных на закрепление желательных ценностей;
- Реализация разработанного плана;
То есть, мероприятия планируются без диагностики и учета существующей культуры и стратегической цели компании. После проведения мероприятий не проводится оценка эффективности.
Рассмотрим предложение по совершенствованию организационной культуры в ООО «Модерн Гласс».
Рассмотрим модернизированную систему управления организационной культурой в ООО «Модерн Г ласе»
Необходимо разработать проект по усилению существующей организационной культуры.
Проект по совершенствованию организационной культуры состоит из 5 следующих этапов:
- Уточнение миссии, определение стратегии, основных целей и ценностей;
- Исследование сложившихся организационной культуры, определение соответствия сложившейся культуры стратегии развития компании;
- Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения;
- Реализация данных мероприятий;
- Оценка эффективности организационной культуры.