Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Основные положения ситуационного подхода
2. Ситуационные модели принятия решений
2.1 Ситуационная модель Фидлера
2.2 Ситуационная модель «путь-цель» Митчелла и Хауса
2.3 Ситуационная модель Херси и Бланшара
2.4 Ситуационная модель Врума и Йеттона
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
3. Практическое применение ситуационного подхода
3.1.1 История создания ситуационных комнат
3.1.2 Компоненты ситуационной комнаты
3.1.3 Построение ситуационной модели принятия решений
3.2.1 История возникновения ситуационных центров
3.2.2 Определение и классификация ситуационных центров
1. Ситуационный подход
1.1 История возникновения
Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой «торговли» между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.
Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее – промышленное. В середине ХIХ века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.
Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором все привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена существования феодализма, когда процветало натуральное хозяйство, тоже существовали управляющие, помощники феодала. Данный факт можно считать началом проявления управленческий составляющей, а не только установление жесткого контроля над работниками, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это выглядело несколько нелепо, неряшливо, и порой даже убого, но это были первые попытки управленчества. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от разорения[1].
Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым[2]. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности[3].
Таким образом, возникновение концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.
Одной из школ менеджмента принято считать научную школу. Она получила свое развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических задач. Во время второй мировой войны исследователям часто приходилось искать решения по таким сложным проблемам, как увеличение точности бомбометания и повышении качества поисковых процедур для обнаружения вражеских баз снабжения. Когда война закончилась, многие исследователи увидели огромный потенциал в применение этого широкого развитого междисциплинарного подхода к изучению индустрии и решения конкретных задач.
Ситуационный подход к организационным структурам получил наиболее последовательную разработку в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Они называют свой подход «случайностной» теорией организации, исходным положением которой является утверждение, что не существует одного или единственного способа организации и что на различных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур. Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными ступенями роста компании, ее взаимодействия со средой[4].
Характерно, что ситуационный подход, как уже отмечалось выше, затрагивает сегодня почти все основные школы и направления теории организации и управления. Он не ограничивается областью организационных структур, но все более определенно проявляется и при изучении всех других элементов управления[5].
Школа управления отличается от классической и поведенческой тем, что делает упор на принятие решения, использует количественные модели, компьютеры, другой подход к определению эффективности. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению.
Ситуационный подход, появившийся в 60–70-е годы XX столетия, способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Ситуационный подход Получил свое развитие в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет существует какого-либо универсального подхода к решению задачи и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов. В ситуационном управлении очень тщательно рассматривается прошлый опыт менеджеров, а так же других компаний в решении конкретных ситуаций, и решений проблем в целом.
Развитие концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления преследует цель усилить практическую значимость научных исследований в этой области. В связи с этим он не связывается с той или иной отдельной школой или направлением, а представляется в качестве некоего общего принципа, который применяется во всех областях теории управления (включая системные разработки) с целью обеспечения более упорядоченной научной основы для разрешения управленческих проблем.
Как видно из всего вышеизложенного, ситуационный подход к проблемам управления стал доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Хотя большинство нынешних теоретиков пытаются выдать его за «открытие» нового подхода, по существу это всегда имело достаточно широкое распространение в жизни и мире. Новизна, пожалуй, проявляется лишь в том, что этот метод пытаются возвести в абсолют и превращают во всеобщий метод исследования проблем организации и управления. Разумеется, было бы глупо отрицать важность анализа конкретных условий функционирования тех или иных организаций. Конкретный подход к изучению любого явления, в том числе и проблем организации и управления, является непременным условием научности того или иного метода.
Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении.
С одной стороны, сегодня он один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия способные оказать влияние на развитие ситуации.
1.2 Основные положения ситуационного подхода
ситуационный менеджмент управление концепция
Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет легче всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Например, столкнувшись с задачей увеличения выпуска продукции обувной фабрики, менеджеры, которые привержены случайному подходу, анализируют как научное управление, так и поведенческие доходы. Затем они задаются вопросом: «Какие методы будут здесь наиболее эффективны?»
Следующее, что они могут сделать – изучить время операций на производственной обувной линии в классическом стиле Тейлора или Гилбреттов, подбирая техническое решение проблемы путем разделения труда. Но что, если необходимость в увеличении производства является временной? В этом случае менеджеры могут подыскивать административное решение путем организации сверхурочных работ. Сверхурочные работы могут и не понадобиться, если они разработают инициативный премиальный план. Таким образом, этот подход является случайным, зависящим от специфических факторов рассматриваемой проблемы.
На примере обувной фабрики показано, что ситуационный подход предполагает использования такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации.
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию[6]. Внутренняя среда является средой внутри организации. Согласно ситуационному подходу, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами[7]. Завод, производящий автомобили имеет внутреннюю среду, состоящую из всех подразделений, вовлеченных в сборку автомобиля. Но менеджер может быть также связан с внешней средой, которая влияет на производство автомобилей. Например, потребность общества в охране окружающей среды потребовала изобретения безопасных и эффективных топливных выхлопных систем. Внешняя среда, конечно, не ограничивается «окружающими представлениями». Она включает все факторы (исключая вовлеченные во внутреннюю деятельность компании), которые могут воздействовать на фирму, в том числе многообразные правительственные воздействия. Менеджеры, использующие ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций.
Ситуационный подход признает три основных ограничения: Технологические ограничения поставки задач, органические ограничения поставки задач, и человеческие ограничения поставки задач.
Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование для сталелитейного производства имеют очень высокую стоимость, и из-за столь огромных финансовых расходов таким компаниям очень сложно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.
Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого опыта.
Ограничение в постановах тех или иных задач возникает из фактического характера работ, которые будут выполняться рабочими. Есть работники, которые могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. А есть те, которые могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты и неисправности в изделиях и их частях.