Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Основные положения ситуационного подхода
2. Ситуационные модели принятия решений
2.1 Ситуационная модель Фидлера
2.2 Ситуационная модель «путь-цель» Митчелла и Хауса
2.3 Ситуационная модель Херси и Бланшара
2.4 Ситуационная модель Врума и Йеттона
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
3. Практическое применение ситуационного подхода
3.1.1 История создания ситуационных комнат
3.1.2 Компоненты ситуационной комнаты
3.1.3 Построение ситуационной модели принятия решений
3.2.1 История возникновения ситуационных центров
3.2.2 Определение и классификация ситуационных центров
– СЦ наблюдения (отображения);
– аналитические СЦ;
– полнофункциональные СЦ. Совмещают функции отображения, моделирования и анализа ситуаций.
2) По масштабу (в оригинале – по степени сложности, масштабу и решаемым задачам):
– Стратегические СЦ;
– Оперативные СЦ;
– Персональные СЦ.
Стратегический ситуационный центр решает сложные, масштабные, ответственные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку. Стратегические ситуационные центры настроены на объекты класса: отрасль, регион, крупное предприятие (холдинг), ведомство, сложный распределенный в пространстве процесс.
Оперативный ситуационный центр решает задачи автоматической свертки оперативной информации в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оперировать «модулями» своего бизнеса в реальном масштабе времени. Оперативные ситуационные центры настроены на объекты класса: предприятие (компания), задача, процесс, кампания, проект, крупная акция, однородная функция значительных масштабов (например, обеспечение работоспособности ретрансляционного оборудования магистрали связи).
Персональный ситуационный центр решает задачу экспресс-оценки ситуации, оперативного доступа к управляемому объекту и поддерживающий возможность первого руководителя всегда «быть в курсе» независимо от времени, места (и даже в известном смысле состояния) управляющего субъекта. Персональные ситуационные центры в определенном смысле индифферентны по отношению к масштабам управляемого объекта, их задачи, функции и состав определяются скорее субъектом, решающим, какая информация ему понадобится.
3) По размещению:
– стационарные СЦ. Привязаны к конкретным помещениям, где происходит анализ ситуаций. Подавляющее большинство СЦ являются стационарными;
– мобильные СЦ. Разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать различные виды связи с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами. Примером является Мобильный пункт управления для МЧС России;
– виртуальные СЦ. В будущем, при улучшении каналов связи, мобильность СЦ может быть достигнута на программном уровне. При этом возможно увеличение мобильности не только технических средств, но и оперативного состава.
4) По степени детерминированности решаемых задач.
– слабо детерминированные. Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. К задачам этого класса можно отнести стратегический и мотивационный контроллинг;
– детерминированные. К данному классу можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга.;
– сильно детерминированные. К данному классу можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии.
5) По целевой направленности:
– ситуационные центры контроля. Основной задачей является наблюдение за состоянием сложного объекта или системы. Примером может служить ситуационная полиэкранная система информационной поддержки принятия решений для управления состоянием сложных, экологически опасных объектов и технологий;
– ситуационные центры управления. Основной целью данных центров является постоянное и активное управление объектом (группой объектов);
– кризисные ситуационные центры. Активная работа центров осуществляется только при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций;
– ситуационные центры обучения. Целью работы является обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовка специалистов ситуационных центров. В настоящее время создание таких центров только планируется;
– многоцелевой ситуационный центр. Сочетает в себе возможности различных центров.
6) По способу отображения ситуационной информации:
– Коллективный. Использование в ситуационном центре только экрана коллективного пользования. Примером являются центры, которые используются для контроля состояния множества различных устройств, объединенных в одну сеть (например, ситуационные центры компаний сотовой связи). Основной задачей функционирования является контроль всех составляющих элементов на высшем уровне и принятие решений в случае возникновения экстренных ситуаций;
– Индивидуальный. Использование в ситуационном центре только индивидуальных экранов. Примером являются мобильные центры в боевых комплексах ПВО и ПРО, диспетчерские и пр.;
– Коллективно-индивидуальный. Использование в ситуационном центре экранов различного типа. К этому классу относится центры управления космическими полетами.
Помимо предложенных классификационных признаков можно выделить следующие: по степени автоматизации оценки ситуации, по количеству помещений, по количеству персонала, по необходимому времени принятия решения, по составу технических средств, по используемым технологиям, по уровню защиты, по предметной области.
3.2.3 Структура ситуационного центра
Структура ситуационного центра включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое и т.д.). Ситуационный центр имеет 4 основных уровня: научно-математический, инженерный, программный и технический. Научно-математический уровень представляет собой совокупность научных теорий, методов, алгоритмов, исследований и разработок, необходимых для реализации других уровней. Он позволяет обосновать целесообразность создания ситуационного центра, определить эффективность его функционирования, интегрировать разнородные компоненты, осуществлять правильное и своевременное исправление ошибок.
Инженерный уровень представляет собой конкретные решения в выборе и разработке аппаратно-программных средств. Он включает в себя необходимые технологические и конструкторские расчеты, модели технических устройств и помещений, спецификации программ, алгоритмы работы и т.д.
Программный и технический уровни содержат соответствующее обеспечение, необходимое для реализации поставленных на верхних уровнях задач и функций. Уровни включают в себя следующие обязательные компоненты:
– измерительная (сенсорная среда);
– информационная (ситуационная или имитационная) модель среды;
– среда информационной поддержки;
– среда аппаратной поддержки;
– среда визуализации;
– оперативный состав.
Под измерительной (сенсорной) средой ситуационного центра понимается совокупность аппаратно-программных средств, служащих для получения информации о состоянии проблемной среды. Это могут быть антенные системы, каналы связи, видео- и аудио-передачи, датчики и т.д. Главная задача измерительной среды – обеспечить адекватность информационной модели центра некоторому выбранному фрагменту реального мира.
Информационная (ситуационная или имитационная) модель среды представляет собой совокупность как минимум следующих компонентов: тематической составляющей, определяющей совокупность моделируемых понятий проблемной среды; пространственной составляющей, задающей пространственные отношения между объектами модели; графической составляющей, задающей отображение объектов модели в множество графических условных знаков (графических примитивов).
Среда информационной поддержки – это совокупность программ и информационных потоков, обеспечивающих функционирование информационной модели и среды визуализации ситуационного центра. В первую очередь сюда входят экспертные системы и системы имитационного моделирования. Характерной чертой любого центра является привязка ситуационной модели к местности, поэтому в состав могут входить геоинформационные системы. Для оценки развития ситуаций могут быть использованы системы прогнозирования на базе нейронных сетей и генетических алгоритмов. Эффективность представления графической и текстовой может достигаться за счет использования фрактальной и когнитивной графики.
Среда аппаратной поддержки – это совокупность технических вычислительных средств, обеспечивающих функционирование среды информационной поддержки ситуационного центра: ЭВМ, оргтехника, сетевое оборудование и т.д.
Среда визуализации – это совокупность экранов коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающих информационный и командный интерфейс между человеком оператором и аппаратно-программной средой СЦ.
Оперативный состав – это коллектив специалистов, имеющий собственную внутреннюю организационную структуру. Цель оперативного состава – обеспечить решение совокупности штатных задач СЦ на основе анализа информационной модели ситуации реального мира, формируемой аппаратно-программной средой системы.
Заключение
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Однако, применяя ситуационный подход в управлении, компания обеспечивает соответствие между внутренней и внешней средой организации только на короткий период времени. Установить такое соответствие грамотный менеджер может при построении ситуационной модели принятия решений.
Значимость этой модели состоит в том, что руководители компании, рабочий коллектив, участвующий в обсуждении сложившейся ситуации, при ее построении смогут рассмотреть предлагаемые и принимаемые пути, решения с разных сторон. Руководитель сможет проанализировать, спрогнозировать дальнейшее развитие компании.
Также к достоинствам ситуационной модели принятия решений можно отнести наличие широкого ряда инструментов. Например, проблемный мониторинг, который позволяет контролировать состояние финансовой и прочих систем компании, предупреждать о надвигающихся кризисах, позволяющий спрогнозировать развитие ситуации не только в самой компании, но и на рынке. Плановое обсуждение проблемы позволяет более эффективно провести рассмотрение ситуации на данный момент, ее развитие в будущем. Оно позволяет сосредоточиться на основных пунктах, а не отклоняться в обсуждениях на решение второстепенных задач. Чрезвычайный режим можно воплотить в случае срочности принятия решений. Он может быть наиболее эффективным из-за того, что из всего массива информации отбирается лишь самая необходимая, по которой руководитель и участники могут представить себе полную картину происходящего.
На мой взгляд, каждый руководитель должен иметь в своем распоряжении ситуационную комнату, в которой он сможет получать оперативную информацию о состоянии дел компании, моделировать создавшуюся ситуации, прогнозировать, принимать решения на основе анализа и проработки имеющегося материала. К сожалению, на сегодняшний день создание ситуационной комнаты, не говоря уже о ситуационном центре, могут позволить лишь успешно функционирующие компании. Компаниям же, менее преуспевающим, приходится пользоваться помощью консалтинговых центров, которые могут предложить им пути выхода из создавшейся ситуации.
Список используемой литературы и источников:
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент. – М.:Экономика, 2004. –368 с.
- Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003. –400 с.
- Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.:Гардарики, 2003. –296 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
- Винер Н. Человек управляющий; СПб.: Питер, 2001, – 288 с.
- Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.
- Глущенко В.В. Менеджмент. – М.: Крылья, 2005. – 224 с.
- Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 2008. – 140 с.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. / П. Друкер. – М.: Вильяме, 2004. – 270 с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2003. – 584 с.
- Коллинз Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. – СПб: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 320 с.
- Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2004. –504 с.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. – 392 с.
- Лапинский И. На повестке дня – ситуационные центры. PC Week, 2002, №44 [Электронный ресурс] PC Week http://www.pcweek.ru/themes/detail.php? ID=63106
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения – М.: Дело, 2004 г. – 392 с.
- Шаш Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный. – М: ИД «Равновесие», 2007 г. – 320 с.
- Файоль А. Управление – это искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Юнити, 2002. – 351 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2006. – 447 с.
- Якокка Л. Карьера менеджера / Л. Якокка, У. Новак / Пер.с англ. – М.: Попурри, 2006. – 544 с.