Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Основные положения ситуационного подхода
2. Ситуационные модели принятия решений
2.1 Ситуационная модель Фидлера
2.2 Ситуационная модель «путь-цель» Митчелла и Хауса
2.3 Ситуационная модель Херси и Бланшара
2.4 Ситуационная модель Врума и Йеттона
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
3. Практическое применение ситуационного подхода
3.1.1 История создания ситуационных комнат
3.1.2 Компоненты ситуационной комнаты
3.1.3 Построение ситуационной модели принятия решений
3.2.1 История возникновения ситуационных центров
3.2.2 Определение и классификация ситуационных центров
В-пятых, определенный поначалу набор показателей для слежения за ситуацией необходимо сохранять как можно дольше – даже если через некоторое время после запуска мониторинга выяснится, что он не так хорош, как хотелось бы. Это создаст хороший базис для последующей модификации мониторинга.
В-шестых, при организации мониторинга желательно ориентироваться на построение некоторой формализованной модели анализа собираемых данных и на модель принятия решений по результатам этого анализа. Существенным прорывом в области обработки больших информационных массивов стали технологии добычи данных (data-mining), позволяющие выявлять закономерности и тенденции развития наблюдаемых событий, строить сценарии их развития.
В-седьмых, для выявления закономерностей в развитии событий необходимо особое внимание уделить применению средств визуализации результатов обработки информации. Так, особый эффект дают средства многомерного представления этих результатов.
В-восьмых, мониторинг обычно понимается как слежение во времени за объектами. Но не всегда имеется временная выборка, поэтому можно осуществлять объектный мониторинг, выявляя закономерности на различиях, наблюдаемых при переходе от объекта к объекту, предприятия к предприятию и пр.
2. Плановое обсуждение проблемы
Режим планового обсуждения проблемы предназначен для эффективной информационной поддержки сообщений и докладов по заранее подготовленному сценарию. Отличительной чертой здесь является возможность реализации игровой обстановки, моделирования, высококачественного оформления материалов, телекоммуникационного и информационно-справочного обеспечения, позволяющих в процессе изложения обращаться за информацией в удаленные и локальные базы данных.
При подготовке обсуждения значительную сложность представляет предварительная подготовка сценариев демонстрации (предварительная режиссерская работа), поскольку всегда сложно спрогнозировать, как изменится ход обсуждения проблемы. Это обсуждение может «уйти» от того намеченного сценария и сделанными заранее заготовками.
На успех предварительной подготовки вопроса к обсуждению в ситуационной комнате может повлиять статистическое исследование психологических профилей предполагаемых участников обсуждения проблемы. Изучение ранее опубликованных экспертом научно-практических работ, высказываний, реакций на различные публикации в СМИ может помочь предсказать возможные отклонения группового обсуждения проблемы от намечаемого сценария, и, соответственно, заранее заготовить альтернативный сценарий или справочную информацию. Руководители корпорации обычно последовательно изучают проблему как «вширь» по всему спектру смежных вопросов, так и «вглубь», анализируя ее детали. Методическую сложность здесь составляет восприятие руководителями максимально полной информации по изучаемой проблеме в минимальный промежуток времени (одномоментно).
3. Чрезвычайный режим
Наиболее характерным и специфичным для построения ситуационной модели является чрезвычайный режим работы. Для российской ментальности вообще, характеризуемой тем, что принятие решений зачастую осуществляется в «авральной» ситуации, актуальность этого режима особенно выражена[18].
Предварительная подготовка материала и информации для принятия решений в чрезвычайном режиме сведена к минимуму, а состав информации необходимой для обсуждения непредвиденно возникшей проблемы определяется в процессе обсуждения. При чрезвычайном режиме процесс принятия корпоративных решений носит кумулятивный характер: одномоментное (одновременное, сконцентрированное, скомпрессированное) представление руководителям наглядной информации, позволяет им принять решение на качественно более высоком уровне по сравнению с традиционными способами принятия решений.
Стоит заметить, что элементы чрезвычайного режима работы могут возникнуть и при реализации режима планового обсуждения проблемы. Это вызвано естественным характером когнитивно-психологической организации умственной активности лиц, принимающих решения. В процессе принятия решений группой лиц существенно влияние девиационных факторов, отклоняющих линию обсуждения от заранее подготовленного общего плана. Возникают новые альтернативы, за время обсуждения меняется информация, уточняются оценочные критерии важности той или иной ситуации, вводятся новые термины и определения, появляются новые трудности описания обстановки и др.
При чрезвычайном режиме работы формирование сценария принятия решений практически совмещается с процессом принятия решения. Предварительно построенная модель оценки ситуации, как правило, отсутствует. Вместе с тем модель необходима и ее надо построить оперативно на основании имеющейся «под рукой» информации. Из-за уникальности ситуации ограничена возможность использования исторических примеров. Противоречива логика происходящих событий, нет времени и возможности строить логическую или регрессионную модель. Однако некая классификация (категоризация) имеющейся и высказанной в процессе рассуждений экспертами «нелогичной» информации должна быть проведена, ситуация должна быть как-то быстро структурирована и представлена.
3.2 Ситуационные центры
3.2.1 История возникновения ситуационных центров
Ситуационные центры аккумулируют средства сбора и анализа информации, инструменты прогнозирования и построения возможных моделей развития и визуального представления результатов, причем в виде, который будет максимально удобен и полезен для первых лиц компании. Это инструмент для тех, кто не может и не должен копаться в многочисленных сводках и отчетах, но обязан видеть картину подчиненного ему хозяйства в целом, уметь оценить текущую ситуацию и принять оптимальное решение. Для России ситуационные центры пока экзотика[19]. Однако именно российские предприятия в большой степени нуждаются сегодня в таком инструменте, поскольку экономическая ситуация и изменчивость окружающей среды, законодательной базы, технологий, условий рынка – не дают руководителю расслабиться, заставляют его постоянно держать ситуацию под контролем, выполняя часто роль антикризисного менеджера. В таких условиях изощренные механизмы анализа и прогноза, предоставляемые ситуационным центром, помогут компании не только пережить сложную ситуацию, но и заработать на ней и создать задел для будущего успешного развития.
Первый реально действующий ситуационный центр появился в Чили – стране с крайне сложной экономической и политической ситуацией. Принципы построения кибернетической системы стратегического управления, сформулированные английским ученым Стэффордом Биром, в начале 70-х были воплощены в жизнь для правительства Сальвадора Альенде, который первым понял, что его отсталая страна сможет выжить только в случае, если будут найдены принципиально иные подходы к управлению экономикой. Одновременно с идеями Бира получило развитие другое научное направление – системная динамика, предложившая язык построения моделей экономических и политических ситуаций.
Однако широкого распространения эти идеи в то время не получили, отчасти потому, что не было еще достаточных компьютерных мощностей по доступным ценам для решения подобных задач, но главным образом потому, что именно тогда в корпорациях началось широкомасштабное увлечение системами MRP. Произошла подмена понятий – системами управления стали считать системы сбора и регистрации информации.
Второе дыхание ситуационные центры получили в 80-е, когда пришло понимание необходимости стратегического управления и появились компьютерные системы, мощность и стоимость которых была способна обеспечить адекватное решение проблемы. Первые ситуационные центры стоили миллионы долл. и создавались для руководителей государств и спецслужб. Развитие и удешевление средств визуализации, а также появление относительно недорогих аналитических систем моделирования и прогнозирования сделало ситуационные центры более демократичными, доступными крупным корпорациям. Говорят, на западе руководитель каждой уважающей себя крупной корпорации имеет ситуационный центр (в мире их сейчас более 300). На отечественном рынке несколько компаний заявило сегодня о наличии у них или начале разработки ситуационных центров.
Хотя ситуационный центр для президента компании будет стоить на порядки меньше ситуационной комнаты Президента страны, это все равно будет дорогая система, и купит ее, естественно, только тот, кто может позволить себе тратить такие средства. Поэтому в России первыми заказчиками ситуационных центров были игроки финансового рынка, претерпевшие серьезные потрясения и не вполне еще оправившиеся после кризиса 1998 года. По оценкам экспертов, за сложные аналитические системы платит только растущий рынок. Складывается парадоксальная ситуация: те сферы бизнеса, которые находятся в кризисном состоянии, в наибольшей степени нуждаются в системах анализа и прогнозирования, но не могут или не решаются их приобретать. Реальный же интерес к центрам проявляют успешно растущие компании, которые хотят сохранить положительную динамику развития и преодолеть кризисные явления с выгодой для себя. Таким растущим сектором рынка в России на сегодняшний день является оптово-розничные торговые компании и сбытовые сети. Постепенно начинают поднимать голову промышленные предприятия. Поэтому появившиеся сегодня на отечественном рынке решения предназначены для торговли и крупных производственных компаний. По мнению специалистов, на очереди – местные власти, которые все более осознают необходимость в эффективных инструментах стратегического управления и в ряде регионов достаточно состоятельны, чтобы заплатить за них.
В идеале ситуационный центр должен превратиться в регулярно используемый рабочий инструмент руководителя, пока же для главы российской компании – это прежде всего подспорье в борьбе за выживание на рынке. В момент кризиса средства моделирования – обязательный компонент ситуационного центра – позволяют просчитать возможные последствия разных вариантов развития событий (ответить на вопрос: «что будет, если я сделаю то-то и то-то»).
Для российских компаний имеется два пути развития – собственными силами, опираясь на внутренние резервы, и путем привлечения внешних инвестиций. В обоих случаях использование ситуационного центра было бы очень полезно. Фильтруя, обобщая и анализируя массивы данных о предприятии, ситуационный центр позволяет четче увидеть, где происходят наибольшие потери и за счет каких факторов компания получает максимальную прибыль. Руководитель сможет принять решение, в какую группу товаров или в какое производство необходимо, прежде всего, вкладывать деньги. С другой стороны, ситуационный центр быстро и четко покажет потенциальному инвестору текущее состояние компании, на основании чего ему будет легче принять решение о возможности вложения в нее своих средств. Если такое вложение сделано, инвестор сможет в дальнейшем с помощью того же ситуационного центра проследить за тем, куда и с какой эффективностью расходуются деньги.
3.2.2 Определение и классификация ситуационных центров
Дать четкое определение термину ситуационный центр довольно сложно. В самом общем виде ситуационным центром можно назвать помещение, где наблюдается текущая или анализируется возможная ситуация. Однако при таком подходе любую комнату, в которой находится наблюдатель и телевизор, передающей новости о ситуации в стране, можно считать ситуационным залом. Если, в комнате имеется еще радио, телефон, факс, компьютер и географическая карта, то помещение можно назвать персональным ситуационным центром.
Еще одной крайностью является «программное» определение: ситуационный центр – программная и техническая среда, которая позволяет проводить анализ с помощью множества различных программ и информационных технологий. Такие системы больше подходят под название центра поддержки принятия решения (ЦППР) или аналитического центра.
Рассмотренные определения имеют отличительную черту – они не рассматривают вопрос о том, кто или что формирует ситуации и осуществляет их анализ. В этом аспекте ситуационные центры можно разделить на внешние и внутренние. Внешние ситуационные центры служат технической или информационной средой, необходимой оперативному персоналу для оценки ситуации. Внутренние ситуационные центры оперируют понятием ситуации на уровне отображения, моделирования, анализа или управления. Фактически внутренние центры автоматизируют обработку самой ситуации, а внешние – исходных данных, необходимых для ее выявления и анализа. Для дальнейшего рассмотрения примем следующее определение ситуационного центра (внутреннего):
СЦ – совокупность программно-технических средств, научно-математических методов и инженерных решений для автоматизации процессов отображения, моделирования, анализа ситуаций и управления.
При классификации приводятся примеры центров, многие из которых подходят только под определение внешних центров, т.е. не имеющих в своем составе ситуационное моделирование. Разделение систем на классы осуществляется на основании некоторых характеристик или критериев. Некоторые классификации взяты из цитируемых источников и частично дополнены. Ситуационные центры можно классифицировать:
1) По составу ситуационного моделирования: