Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие корпоративного управления и его основные характеристики
1.2 Признаки корпораций в РФ и их основные цели
1.3 Цикличность и непрерывность процесса управления
1.4 Связующие процессы управления: коммуникации, принятие управленческих решений
2. Принятие управленческих решений
2.1 Классификация управленческих решений
2.2 Содержание этапов процесса принятия и реализации управленческого решения
2.3 Принятие управленческих решений на примере организации
3.1 Пример 1. Внедрение программы по оптимизации рабочего процесса
3.2 Пример 2. Анализ численности персонала
3.3 Пример 3. Создание организационной структуры и штатного расписания
Введение
Качественное управление организацией – это основа для достижения поставленных целей. Для прохождения всех стадий процесса управления, руководителю необходимо обладать большим количеством профессиональных и личностных характеристик.
В зависимости от специфики деятельности организации и стиля руководства можно судить о продолжительности управленческого цикла. Опытный руководитель обладает определенными способностями к управлению, данные ему природой или приобретенные в результате проб и ошибок.
В данной работе необходимо проанализировать сущность корпоративного управления в России, его классификацию и основные признаки.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- Анализ корпоративного управления и его основных характеристик;
- Рассмотрение особенностей принятия управленческих решений;
- Анализ практических ситуаций.
Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты, как:
- Постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);
- Управление текущей деятельностью корпорации;
- Учет интересов участников корпоративных отношений;
- Обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культуры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепринятым нормам делового оборота;
- Защита интересов акционеров и инвесторов.
Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности.
1 Понятие корпоративного управления и его основные характеристики
1.1 Классификация корпораций
Корпорация - особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица.
Корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон. [1]
Не следует трактовать корпоративное управление только как управление корпорацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с понятием «корпорация», будем понимать управление, характеризующееся высоким уровнем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреплены в Принципиальных положениях корпоративного управления ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). В основном эти принципы сводятся к следующему:
- Соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;
- Подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;
[1] Асаул А.Н., Павлов В.И.Менеджмент корпорации и корпоративное управление. Изд. Гуманистика – СПб, 2006, 305 с.
Анализ корпоративного управления и его основных характеристик;
- Четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);
- Обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;
- Независимость контрольных органов акционерных обществ.
Рассмотрим основные типы корпоративных объединений в Таблице 1. [2]
Таблица-1. Типы корпоративных объединений
№ п/п |
Наименование типа |
Описание |
1 |
Картель |
Одна из основных форм соглашений о монополизации рынка. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара |
2 |
Корнер |
Форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара |
3 |
Синдикат |
Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть |
4 |
Трест |
Объединение предприятий, фирм, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственно-техническую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра |
5 |
Концерн |
Добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития |
6 |
Консорциум |
Временное объединение корпораций, банков и других самостоятельных хозяйствующих субъектов |
7 |
Финансово-промышленная группа |
Группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели |
8 |
Конгломерат |
Группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов |
9 |
Холдинг |
Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития |
10 |
Союз |
Объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях |
11 |
Ассоциация |
Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов |
12 |
Франчайза |
Объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами или услугами |
[2] Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Изд. Центр ЕАОИ, 2008 г – 216 стр.
1.2 Признаки корпораций в РФ и их основные цели
Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное образование, организацию, имеющую статус юридического лица, образованную объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность, можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпоративные образования:
1. Ассоциация, союз лиц, организованный коллектив, подчиненный групповым интересам.
2. Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен.
3. Различные сферы деятельности корпораций (производство, финансы, создание материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли).
4. Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государственном органе.
Российские корпорации создаются преимущественно в форме акционерных обществ. Акционерное общество основано на взаимодействии интересов трех групп: акционеров, доверивших свои средства обществу, органов управления, осуществляющих руководство обществом, и наемных работников. Ни одна из указанных групп не должна иметь определяющего влияния в обществе. Необходимо обеспечить целесообразное сочетание их интересов, при котором каждой группе отводится своя роль.
Основные признаки акционерного общества:
- Уставный капитал разделен на определенное число равных между собой частей, выраженных акциями (ценными бумагами равной номинальной стоимости); доли учредителей могут быть равными, а могут и не быть таковыми.
- Акции могут свободно отчуждаться. Акционер вправе передать свои акции третьим лицам, подарить, продать, заложить и т.д.;
- Ограниченная ответственность участников по обязательствам общества средствами, вложенными в покупку акций;
- Необходимость квалифицированного управления крупным акционерным капиталом;
- Обязательное опубликование для всеобщего сведения определенных финансовых отчетов;
- Осуществление функций контроля деятельности общества членами ревизионной комиссии, аудиторами.
Правовое положение акционерного общества, а также права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». [3]
В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англоамериканская модель, японская модель и немецкая модель. Основные признаки или элементы каждой модели - это:
- Ключевые участники акционерного общества или корпорации;
- Структура владения акциями в конкретной модели;
- Состав совета директоров;
- Законодательные рамки;
[3]Асаул А.Н., Павлов В.И.Менеджмент корпорации и корпоративное управление. Изд. Гуманистика –СПб, 2006, 305 с.
- Требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
- Корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
В качестве основных целей объединения предприятий в корпорации можно выделить следующие:
- увеличение рыночной доли;
- повышение качества товаров;
- снижение издержек по сравнению с конкурентами;
- расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности;
- укрепление репутации перед потребителями;
- повышение качества обслуживания;
- укрепление конкурентных позиций на международном уровне;
- рост доходов;
- рост дивидендов;
- рост потоков наличности;
- улучшение и оптимизация структуры источников доходов.
Создание корпоративных объединений позволит объединившимся структурам повысить конкурентоспособность как их конечного продукта, так и бизнеса в целом. Именно решение этих проблем для нашей национальной экономики должно стать реальным результатом проводимых рыночных реформ.
1.3 Цикличность и непрерывность процесса управления
Развитие управления организацией является частью общего поступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития общества.
Процесс управления имеет ряд свойств. Основные – это цикличность, последовательность, непрерывность, постоянство, изменчивость, соответствие.
Непрерывность процесса управления связана с потребностью в постоянном воздействии на определенные объекты. В процессе управления оценивается состояние объекта воздействия, определяются цели и задачи, анализируются возможные пути достижения целей, определяются проблемы. [4]
Цикличность процесса управления выражается в повторении основных операций, их однократный оборот называется управленческим циклом, представленный на Схеме 1.
Схема 1. Цикличность процесса управления
Прогнозирование и планирование
Принятие решений
Оценка результатов
Координация и организация
[4] Глухов, В.В. Менеджмент: учеб. для студентов экономической специальности вузов, 608 стр.– СПб.: Питер, 2009
Следует отличать развитие управления от его совершенствования. Развитие управления — это разворачивающийся во времени процесс его перехода из одного состояния в другое, который характеризуется наличием качественных преобразований управления в целом либо привнесением в управление качественно новых элементов, свойств или характеристик, затрагивающих определяющие построение и функционирование управления начала.
Совершенствование управления — это улучшение по определенному критерию характеристик системы управления. Поэтому если для развития управления характерно сравнение его наличного состояния с предыдущим, то для совершенствования управления характерно сравнение состояния системы управления с наилучшим по определенному критерию. Развитие управления и его совершенствование — это разноплановые явления, более глубинным фундаментальным и соответственно определяющим среди которых является развитие управления.
Многие изменения в системе управления происходят в результате совершенствования или рационализации. Однако не всякое совершенствование управления и тем более не всякая рационализация управления могут рассматриваться в качестве мероприятий, приводящих к развитию управления.
1.4 Связующие процессы управления: коммуникации, принятие управленческих решений
Для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации. Размышляя об обмене информацией в организации, обычно думают о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Хотя на эти случаи приходится основная часть коммуникаций в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс. Начнем с выявления того, где вне и внутри организации требуются эффективные коммуникации.