Файл: Особенности корпоративного управления в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Качественное управление организацией – это основа для достижения поставленных целей. Для прохождения всех стадий процесса управления, руководителю необходимо обладать большим количеством профессиональных и личностных характеристик.

В зависимости от специфики деятельности организации и стиля руководства можно судить о продолжительности управленческого цикла. Опытный руководитель обладает определенными способностями к управлению, данные ему природой или приобретенные в результате проб и ошибок.

В данной работе необходимо проанализировать сущность корпоративного управления в России, его классификацию и основные признаки.

В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ корпоративного управления и его основных характеристик;
  2. Рассмотрение особенностей принятия управленческих решений;
  3. Анализ практических ситуаций.

Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты, как:

  • Постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);
  • Управление текущей деятельностью корпорации;
  • Учет интересов участников корпоративных отношений;
  • Обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культу­ры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепри­нятым нормам делового оборота;
  • Защита интересов акционеров и инвесторов.

Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную соци­альную группу институционального характера, выполняющую определенную общест­венную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распре­деление денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и спе­цифических целей в определенной области человеческой деятельности.

1 Понятие корпоративного управления и его основные характеристики

1.1 Классификация корпораций


Корпорация - особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответст­венности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпора­ции статус и права самостоятельного юридического лица.

Корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторо­нами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон. [1]

Не следует трактовать корпоративное управление только как управление корпо­рацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с по­нятием «корпорация», будем понимать управление, характеризующееся высоким уров­нем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреп­лены в Принципиальных положениях корпоративного управления ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). В основном эти принципы сводятся к сле­дующему:

  • Соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;
  • Подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;

[1] Асаул А.Н., Павлов В.И.Менеджмент корпорации и корпоративное управление. Изд. Гуманистика – СПб, 2006, 305 с.

Анализ корпоративного управления и его основных характеристик;

  • Четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);
  • Обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;
  • Независимость контрольных органов акционерных обществ.

Рассмотрим основные типы корпоративных объединений в Таблице 1. [2]

Таблица-1. Типы корпоративных объединений

№ п/п

Наименование типа

Описание

1

Картель

Одна из основных форм соглашений о монополизации рынка. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара

2

Корнер

Форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумули­рования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара

3

Синдикат

Объединение предприятий, выпускающих однородную продук­цию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть

4

Трест

Объединение предприятий, фирм, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственно-техническую самостоятельность, руково­дствуются в своей деятельности решениями управляющего центра

5

Концерн

Добровольное объединение предприятий, осуществляющее со­вместную деятельность на основе централизации функций научно-­технического и производственного развития

6

Консорциум

Временное объединение корпораций, банков и других само­стоятельных хозяйствующих субъектов

7

Финансово-промышленная группа

Группа юридически незави­симых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объеди­нивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели

8

Конгломерат

Группа предприятий, принадлежащих од­ной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разно­родных продуктов

9

Холдинг

Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами ак­ций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития

10

Союз

Объединение по отраслевому, территориальному и иному при­знаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях

11

Ассоциация

Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов

12

Франчайза

Объединение, в соответ­ствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами или услугами


[2] Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Изд. Центр ЕАОИ, 2008 г – 216 стр.

1.2 Признаки корпораций в РФ и их основные цели

Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное образование, организацию, имеющую статус юридического лица, образованную объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющую какую-либо социально полезную дея­тельность, можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпора­тивные образования:

1. Ассоциация, союз лиц, организованный коллектив, подчиненный групповым интересам.

2. Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен.

3. Различные сферы деятельности корпораций (производство, финансы, создание материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли).

4. Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государст­венном органе.

Российские корпорации создаются преимущественно в форме акционерных об­ществ. Акционерное общество основано на взаимодействии интересов трех групп: ак­ционеров, доверивших свои средства обществу, органов управления, осуществляющих руководство обществом, и наемных работников. Ни одна из указанных групп не должна иметь определяющего влияния в обществе. Необходимо обеспечить целесообразное со­четание их интересов, при котором каждой группе отводится своя роль.

Основные признаки акционерного общества:

  1. Уставный капитал разделен на определенное число равных между собой частей, выраженных акциями (ценными бумагами равной номинальной стоимости); доли учредителей могут быть равными, а могут и не быть таковыми.
  2. Акции могут свободно отчуждаться. Акционер вправе передать свои акции треть­им лицам, подарить, продать, заложить и т.д.;
  3. Ограниченная ответственность участников по обязательствам общества средства­ми, вложенными в покупку акций;
  4. Необходимость квалифицированного управления крупным акционерным капиталом;
  5. Обязательное опубликование для всеобщего сведения определенных финансовых отчетов;
  6. Осуществление функций контроля деятельности общества членами ревизионной комиссии, аудиторами.

Правовое положение акционерного общества, а также права и обязанности ак­ционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». [3]


В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет опреде­ленные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо­американская модель, японская модель и немецкая модель. Основные признаки или элементы каждой модели - это:

  • Ключевые участники акционерного общества или корпорации;
  • Структура владения акциями в конкретной модели;
  • Состав совета директоров;
  • Законодательные рамки;

[3]Асаул А.Н., Павлов В.И.Менеджмент корпорации и корпоративное управление. Изд. Гуманистика –СПб, 2006, 305 с.

  • Требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
  • Корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;

В качестве основных целей объединения предприятий в корпорации можно выде­лить следующие:

  • увеличение рыночной доли;
  • повышение качества товаров;
  • снижение издержек по сравнению с конкурентами;
  • расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности;
  • укрепление репутации перед потребителями;
  • повышение качества обслуживания;
  • укрепление конкурентных позиций на международном уровне;
  • рост доходов;
  • рост дивидендов;
  • рост потоков наличности;
  • улучшение и оптимизация структуры источников доходов.

Создание корпоративных объединений позволит объединившимся структурам повысить конкурентоспособность как их конечного продукта, так и бизнеса в целом. Именно решение этих проблем для нашей национальной экономики должно стать ре­альным результатом проводимых рыночных реформ.

1.3 Цикличность и непрерывность процесса управления

Развитие управления организацией является частью общего по­ступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития общества.

Процесс управления имеет ряд свойств. Основные – это цикличность, последовательность, непрерывность, постоянство, изменчивость, соответствие.

Непрерывность процесса управления связана с потребностью в постоянном воздействии на определенные объекты. В процессе управления оценивается состояние объекта воздействия, определяются цели и задачи, анализируются возможные пути достижения целей, определяются проблемы. [4]


Цикличность процесса управления выражается в повторении основных операций, их однократный оборот называется управленческим циклом, представленный на Схеме 1.

Схема 1. Цикличность процесса управления

Прогнозирование и планирование

Принятие решений

Оценка результатов

Координация и организация

[4] Глухов, В.В. Менеджмент: учеб. для студентов экономической специальности вузов, 608 стр.– СПб.: Питер, 2009

Следует отличать развитие управления от его совершенствова­ния. Развитие управления — это разворачивающийся во времени процесс его перехода из одного состояния в другое, который характе­ризуется наличием качественных преобразований управления в целом либо привнесением в управление качественно новых элемен­тов, свойств или характеристик, затрагивающих определяющие по­строение и функционирование управления начала.

Совершенствование управления — это улучшение по определен­ному критерию характеристик системы управления. Поэтому если для развития управления характерно сравнение его наличного состо­яния с предыдущим, то для совершенствования управления харак­терно сравнение состояния системы управления с наилучшим по определенному критерию. Развитие управления и его совершенство­вание — это разноплановые явления, более глубинным фундамен­тальным и соответственно определяющим среди которых является развитие управления.

Многие изменения в системе управления происходят в результате совершенствования или рационализации. Однако не всякое совер­шенствование управления и тем более не всякая рационализация управления могут рассматриваться в качестве мероприятий, приво­дящих к развитию управления.

1.4 Связующие процессы управления: коммуникации, принятие управленческих решений

Для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации. Размышляя об обмене информацией в организации, обычно думают о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Хотя на эти случаи приходится основная часть коммуникаций в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс. Начнем с выявления того, где вне и внутри организации требуются эффективные коммуникации.