Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие корпоративного управления и его основные характеристики
1.2 Признаки корпораций в РФ и их основные цели
1.3 Цикличность и непрерывность процесса управления
1.4 Связующие процессы управления: коммуникации, принятие управленческих решений
2. Принятие управленческих решений
2.1 Классификация управленческих решений
2.2 Содержание этапов процесса принятия и реализации управленческого решения
2.3 Принятие управленческих решений на примере организации
3.1 Пример 1. Внедрение программы по оптимизации рабочего процесса
3.2 Пример 2. Анализ численности персонала
3.3 Пример 3. Создание организационной структуры и штатного расписания
Движение трудовых ресурсов характеризуется показателем оборота кадров, т.е. отношением числа уволенных к среднесписочной численности сотрудников за определенный период времени:
К об = Ч ув / Ч ср *100 ,
где К об – коэффициент оборота кадров, %
Ч ув – численность уволенных работников, чел.
Ч ср – среднесписочная численность персонала, чел.
Увольнение сотрудников по таким причинам, как прогулы, другие нарушения трудовой дисциплины, по собственному желанию, представляет собой текучесть кадров.
К тек = Ч ув* / Ч ср *100 ,
где К тек – коэффициент текучести кадров, %
Ч ув* – численность уволенных работников по причине нарушения трудовой дисциплины, собственному желанию и пр. , чел.
Задача 1. Существуют следующие данные по персоналу на предприятии за последние 2 года:
- Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в 2013 г. – 900 чел., в 2014 г.- 1300 чел.;
- Количество уволенных по собственному желанию в 2013 г. – 40 чел., в 2014 г. – 30 чел.;
- Уволены за нарушение трудовой дисциплины в 2013 г. - 10 чел, в 2014 г. – 25 чел.;
- Ушли на пенсию в 2013 г. – 7 чел, в 2014 г.- 15 чел.;
- Призваны в армию в 2013 г. – 15 чел., в 2014 – 20 чел.
Необходимо определить коэффициент оборота кадров и коэффициент текучести кадров в 2013 и в 2014 г. г. и проанализировать их изменение.
Решение:
- Определим коэффициенты оборота и текучести кадров в 2013 г:
К об == 0,08, или 8%
Ктек = = 0,06, или 6 %
- Определим коэффициенты оборота и текучести кадров в 2014 г:
К об == 0,07, или 7%
К тек = = 0,04, или 4 %
Рассчитав необходимые коэффициенты, мы можем сделать вывод о том, что в 2014 г. произошло их снижение по сравнению с 2013 г. Это произошло по причине того, что при увеличении численности сотрудников предприятия по сравнению с 2013 г. на 400 человек, не произошло увеличения количества уволенных сотрудников. Возможно, это случилось потому, что руководитель компании создал приказ об оплате переработок, выплате дополнительных премий по стажу работы и создание возможностей для карьерного роста в связи с созданием новых подразделений в компании.
Внедрение мероприятий, по уменьшению текучести персонала направлены на предупреждение причин текучести. Можно выделить ряд мероприятий, направленных на снижение противоречий между интересами и потребностями сотрудников:
- Организационные мероприятия, такие как ускорение процессов приема и увольнения сотрудников, работа с молодежью и т. д.
- Технико-экономические мероприятия, направленные на улучшение системы премирования и стимулирования сотрудников, улучшение условий труда, автоматизация определенных видов работ и т.д.
- Социально-психологические мероприятия могут выражаться в улучшении методов и стиля руководства, отношений между сотрудниками и т.д.
- Культурно-бытовые мероприятия, такие как коллективный поход в театр, организация обеденной зоны для сотрудников и т.д.
В кадровых вопросах важную роль играет социальная информация, которая необходима для социального развития коллектива. Социальная информация – это сведения, которые нужны специалисту по кадрам для выбора средств и способов, направленных на стабилизацию социального управления.
3. Практические ситуации
3.1 Пример 1. Внедрение программы по оптимизации рабочего процесса
Холдинг «Starwood Hotels & Resorts Inc.», которому принадлежат отели в 76 странах мира, первый в гостиничном бизнесе начал внедрение программы «Шесть Сигма». Суть программы в оптимизации рабочего процесса и использовании каждой минуты на благо компании.
Цель Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.» заключается в повышении качества обслуживания клиентов. Рынок гостиничных услуг достаточно обширен, что предоставляет возможность клиентам выбирать наиболее приемлемые варианты. Для каждого человека важно что-то определенное – цена предоставляемых услуг, район расположения отеля, вид из окна, наличие развлекательной программы. Высокое качество обслуживания играет немаловажную роль, так как направлено на предоставление комфортных условий пребывания в отеле.
Миссия цели – увеличение числа клиентов. Это последовательный процесс – сначала посетители получают качественное обслуживание в отеле, потом они снова приходят в данный отель. Одновременно с этим люди, побывавшие в отеле, делятся впечатлениями со своими родственниками и друзьями. Именно так создается безупречная репутация, а количество потенциальных клиентов постепенно растет.
Задачи:
- Внедрение программы «Шесть Сигма».
- Конкурирование отеля Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.» с другими заведениями в этой сфере.
- Обучение персонала, постепенное введение новых стандартов обслуживания клиентов.
- Мотивация сотрудников посредством присвоения званий каратистов, определяющих уровень подготовленности и степень квалификации. Ежеквартальное премирование сотрудников по результатам деятельности.
Задействованные функции управления:
- Функция планирования.
Реализация данной функции заключается в предварительном анализе затрат, необходимых для достижения поставленной цели - повышение качества обслуживания клиентов. Составляются бюджеты затрат по направлениям, в данной ситуации это могут быть: бюджет затрат на обучение, бюджет оплаты труда обучающих специалистов (Таблица 4), бюджет покупки дополнительного оборудования и прочие.
Таблица - 4. Бюджет оплаты труда |
||||||
№ п/п |
Наименование |
Численность, чел |
Планируемые выплаты, руб |
|||
Всего: |
в том числе по декадам |
|||||
1 декада |
2 декада |
3 декада |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Административно-управленческий персонал |
|||||
1.1. |
Зарплата |
|||||
1.2. |
Соцпакет |
|||||
1.3. |
Отпускные |
|||||
1.4. |
Прочие |
|||||
2. |
Обслуживающий персонал |
|||||
2.1. |
Зарплата |
|||||
2.2. |
Соцпакет |
|||||
2.3. |
Отпускные |
|||||
2.4. |
Прочие |
|||||
3. |
Дополнительный персонал |
|||||
3.1. |
Зарплата |
|||||
3.2. |
Соцпакет |
|||||
3.3. |
Отпускные |
|||||
3.4. |
Прочие |
|||||
ИТОГО |
|
Итог составления бюджетов узкой направленности – свод бюджета доходов и расходов Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.» для реализации программы «Шесть Сигма». Составление бюджетных форм необходимо в целях долгосрочного планирования и четкого понимания будущих результатов деятельности компании. На данном этапе осуществляется расчет такого показателя, как рентабельность. Рентабельность – это относительная характеристика экономической эффективности. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к формирующим ее потокам. |
|||||
- Функция мотивации.
Данная функция выражается в присвоении сотрудникам званий каратистов в результате успешного выполнения тебований программы «Шесть Сигма». В процессе становления программы возможно формирование системы материального стимулирования «Специалистов «Шесть Сигма».
Способы мотивации сотрудников могут быть следующие:
- Стимулирующие выплаты (премии, надбавки и т.д.);
- Награждение памятными подарками;
- Карьерные перспективы;
- Корпоративные тренинги.
- Функция контроля.
Рассмотрим применение трех типов контроля при внедрении программы «Шесть Сигма»:
- Предварительный контроль выражен в предварительном анализе человеческих и финансовых ресурсов. Необходимо оценить уровень профессиональной подготовки сотрудников и определить направленность дополнительного обучения. Важную роль играет составление бюджета затрат, необходимых для реализации программы. [8]
- Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения работ. Этим занимаются специально обученные люди – ассы, которые следят за реализацией программы. На данном этапе могут быть внесены корректировки разработанных методов и способов оптимизации программы.
- Заключительный контроль необходимо провести с целью составления подробного отчета для руководства Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.».
- Функция организации
Эта функция выражается посредством двух способов: административно-организационного управления и оперативного управления. Рассмотрим их применение в процессе внедрения программы по оптимизации рабочего процесса:
- Распределение определенных функций между подразделениями компании.
- Обеспечение функционирования компании в соответствии со стандартами программы «Шесть Сигма»
Подведем итоги по анализу внедрения программы «Шесть Сигма:
Внедрение программы по повышению качества обслуживания клиентов – достаточно трудоемкий процесс. Сотрудники отелей привыкли работать по определенной схеме, сложились правила и методы работы. Задача обучающего персонала – объяснить положительные стороны новых принципов работы. Асы, которые будут заниматься перестройкой должны быть действительно профессионалами своего дела.
[8] Мескон М. Х. Основы менеджмента/пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - 3-е изд. - М.; СПб.; Киев : Издат. дом "Вильямс", 2009. - 665 с.
На примере внедрения программы «Шесть Сигма» обнаружено применение общих функций управления. Данные функции будут способствовать внедрению новой программы и определять направление деятельности руководства Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.»
В результате исследования можно с уверенностью сказать о необходимости программы по оптимизации рабочего времени «Шесть Сигма». Внедрение данной программы откроет новые возможности для Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.»:
- Увеличение количества клиентов.
- Расширение сети отелей.
- Конкурентные преимущества перед участниками рынка.
- Стабильность кадрового состава Холдинга «Starwood Hotels & Resorts Inc.».
3.2 Пример 2. Анализ численности персонала
На основе классификации, представленной в Таблице 5 необходимо провести анализ численности персонала в строительной корпорации АО «Прогресс» за 2014 и 2015 г.г. на основе имеющихся данных.
Таблица - 5. Типовая классификация работников предприятия
Группа персонала |
Состав персонала |
Выполняемые функции |
Руководители или управляющие (менеджеры), или административный персонал |
Руководители по уровню управления (высшего, среднего или низового звена), линейные руководители |
Подбор и расстановка персонала, координация деятельности работников, контроль и регулирование рабочих процессов. |
Специалисты |
Инженеры, технологи, экономисты и другие. |
Разработка и освоение новых видов продукции, выполнение проектных расчетов, сбор и передача информации и т.п. |
Исполнители или вспомогательный персонал |
Основные и вспомогательные рабочие, агенты по продажам, учетчики и прочие. |
Выполнение своими силами производственных задач, поставленных руководителем. |
Таблица - 6. Анализ численности персонала в АО «Прогресс»
№ № |
Категория |
Численность, чел |
Отклонение |
||
2014 г. |
2015 г. |
Абсолютное |
Темп, % |
||
1 |
Руководители |
41 |
40 |
-1 |
-2,4 |
2 |
Специалисты и служащие |
29 |
27 |
-2 |
-6,9 |
21 |
Производственно-технический отдел |
11 |
9 |
-2 |
-18,2 |
22 |
Сметный отдел |
9 |
8 |
-1 |
-11,1 |
23 |
Бухгалтерия |
4 |
6 |
+2 |
+33,3 |
24 |
Планово-экономический отдел |
5 |
4 |
-1 |
-20 |
3 |
Рабочие |
357 |
330 |
-27 |
-7,6 |
31 |
Сварщики |
62 |
57 |
-5 |
-8 |
32 |
Монтажники |
76 |
72 |
-4 |
-5,3 |
33 |
Бетонщики |
80 |
73 |
-7 |
-8,8 |
34 |
Машинисты и водители |
45 |
41 |
-4 |
-9 |
35 |
Разнорабочие |
94 |
87 |
-7 |
-7,4 |
Итого по предприятию |
427 |
397 |
30 |
-7 |